Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 09:38:29
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

СССР в системе международных отношений в середине 60-х — начале 80-х гг. Стратегический паритет

     Цель урока: выявить факторы международной политики, влиявшие на формирование нового внешнеполитического курса советского руководства в 1964—1985 гг.; проанализировать основные направления внешней политики СССР и итоги их реализации.
      Планируемые результаты
      Учащиеся узнают о:
      — причинах обострения советско-китайских отношений;
      — роли  СССР  в  урегулировании  ближневосточного конфликта;
      — выработке политики советского руководства в отношении реформаторского курса в Чехословакии;
      — роли достижения военно-стратегического паритета между СССР и США и его влиянии на характер мировой политики;
      — обстоятельствах ввода советских войск в Афганистан и влиянии этого фактора на внутреннюю ситуацию и международный авторитет СССР;
      — причинах разработки США программы СОИ и ее значении для изменения всей системы отношений Восток — Запад.
      План
      1. Советско-китайские отношения.
      2. Конфликты на Ближнем Востоке.
      3. «Пражская весна».
      4. Конфликты на советско-китайской границе.
      5. Достижение стратегического паритета.
      6. Ввод советских войск в Афганистан.
      7. «Звездные войны».
      Опорные знания
      Даты и события:
      Август 1968 г. — ввод войск стран ОВД в Чехословакию
      1972 г. — заключение Договора по ПРО и ОСВ-1
      1975 г. — подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
      1979 г. — подписание Договора ОСВ-2
      Декабрь 1979 г. — ввод Ограниченного контингента советских войск в Афганистан
      Имена:
      Л. И. Брежнев, А. Н. Косыгин, Чжоу Эньлай, Хо Ши Мин, Р. Никсон, Р. Рейган.
      Понятия:
      Стратегический паритет; разрядка международной напряженности; Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе; программа СОИ.
      Оборудование
      Хрестоматия, статистические материалы, атлас, комплект плакатов советского времени, электронный учебник «История России. XX век».
      Работа с CD
      «История России. XX век» (§ 47).
      Работа с картой
      На карте покажите Венгрию, Чехословакию. В чем состояло значение этих стран для их союзников по ОВД? Можно ли этим объяснить причины подавления восстаний в этих странах в 1956 и 1968 гг.?
      На карте покажите страны — участницы войны 1967 г. на Ближнем Востоке. Интересы каких великих держав здесь пересекались? Чем это можно объяснить?
      На карте покажите Афганистан. В чем состоит особенность его географического положения? Почему к нему такое большое внимание проявляли Великобритания, а затем США?
      Задания к иллюстрациям
      Посмотрите фотографию на с. 164. Для решения каких задач предназначены авианесущие крейсеры? Почему в СССР они стали строиться только в 70-е гг.?
      Посмотрите фотографию на с. 165. Вспомните, в связи с чем войска стран ОВД вошли в Чехословакию. Когда это произошло? Как встречало местное население танки союзников?
      Взгляните на фотографию на с. 167. На ней изображены советские ракеты «земля — воздух». Вспомните, где и как проявили себя эти средства ПВО в начале 60-х гг.
      Какой теме посвящена карикатура Кукрыниксов на с. 168? Насколько надуманной представляется «советская военная угроза» сегодня, когда известны данные о стратегическом балансе сил в 60-е гг.?
      Кто из лидеров СССР изображен на фото на с. 170? Что вы о них знаете?
      Каков сюжет рисунка, созданного советским офицером, проходившим службу в Афганистане (с. 172)?
      Что вы можете сказать о характере взаимоотношений между воинами союзных армий стран ОВД на основании фотографии на с. 173?
      Работа с документами
      1) Прочитайте документ. В чем вы видите его программный характер? Можно ли считать содружество социалистических стран «конфедерацией де-факто»? Напишите сочинение-размышление на тему «Внешнеполитический курс Брежнева», используя данный и последующие документы.

      ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПОСЛА СССР В США А. Ф. ДОБРЫНИНА

      16 сентября 1968 года Громыко направил в Политбюро обширную аналитическую записку МИД «Оценка внешнеполитического курса и состояния советско-американских отношений».
      В записке впервые излагались такие новые предложения, как создание в перспективе конфедерации социалистических стран Европы; оказание помощи национально-освободительным движениям, но — с оговоркой — соразмерно нашим возможностям; целесообразность строительства отношений с развивающимися странами на принципах выгоды для СССР; необходимость — как и США — быть сильным в международном плане прежде всего своим внутренним положением; целесообразность планомерной и целенаправленной подготовки к широкому диалогу с США.
      Оценка охватывала основные направления, которые определяли и рамки советско-американских отношений применительно к каждому отдельному историческому отрезку, и формулировалась следующим образом...
      а) Главное направление внешней политики СССР сейчас — это укрепление содружества социалистических государств и развитие разностороннего, все углубляющегося сотрудничества между СССР и братскими социалистическими странами. Обстановка диктует необходимость добиться интеграции стран социалистического содружества, не менее широкой и основательной, чем имеет Запад в системе многосторонних организаций, связанных с НАТО или примыкающих к ней (общий рынок, парламентские объединения и пр.). Надо идти поэтапно и неформально к конфедерации де-факто — такова цель, которую нельзя не иметь в виду странам социалистического содружества при складывающейся мировой исторической обстановке. Со стороны США не следует ожидать в этой связи акций, влекущих серьезное напряжение международной обстановки.
      б) Последовательное продолжение усилий в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для строительства коммунизма. Сюда, в частности, относятся меры, направленные на притормаживание гонки вооружений и т. п.
      в) Соразмерная нашим возможностям помощь национально-освободительным движениям. Борьба с неоколониализмом. Что касается экономических отношений с развивающимися странами, то их целесообразно строить на основе принципа выгоды для СССР. Строгое соблюдение нами этого принципа для подобных двусторонних связей определяется тем, что СССР может и дальше быть силен в международном плане, прежде всего именно своим домом, и на этой основе осуществлять свою глобальную внешнюю политику.
      г) О нашей линии в отношениях с США. В политической жизни США наблюдается в условиях войны во Вьетнаме и известного обострения обстановки в Европе в связи с чехословацкими событиями рост милитаристских и реакционных сил, что сопряжено с опасностью дальнейшего усиления агрессивности в американской внешней политике. Одновременно внутри США укрепляется и понимание того, что развитие современной международной жизни ставит определенные пределы возможностям США, особенно в тех вопросах, где прямо или косвенно сталкиваются широкие советско-американские интересы.
      Этот важный директивный документ был утвержден Политбюро для руководства на будущее.

      2) Какие реальные угрозы таили в себе события в Чехословакии для социалистического содружества? К чему, на ваш взгляд, могла бы привести победа демократических сил в Чехословакии в 1968 г.? Какие силы в руководстве КПЧ и ЧССР выступали за введение союзных войск? Чем они руководствовались?

      ИЗ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ ЧЕХОСЛОВАЦКИХ КОММУНИСТОВ. АПРЕЛЬ 1968 г.

      Мы должны проложить путь через неизвестность, экспериментировать, придать новый облик социалистическому развитию с опорой на творческое марксистское мышление и опыт международного рабочего движения и с верой в то, что мы верно сумеем использовать условия социалистического развития Чехословакии, страны, которая несет ответственность перед международным коммунистическим движением за новую оценку и использование относительно высокоразвитой материальной базы, необычайно высокого уровня образования и культуры населения и бесспорных демократических традиций, в интересах социализма и коммунизма.

      ИЗ ОБРАЩЕНИЯ ЧЛЕНОВ РУКОВОДСТВА КОМПАРТИИ ЧЕХОСЛОВАКИИ К ГЕНЕРАЛЬНОМУ СЕКРЕТАРЮ ЦК КПСС Л. И. БРЕЖНЕВУ. АВГУСТ 1968 г.

      Уважаемый Леонид Ильич, с сознанием полной ответственности за наше решение обращаемся к Вам со следующим заявлением.
      Наш по существу здоровый послеянварский демократический процесс, исправление ошибок и недостатков прошлого и общее политическое руководство обществом, постепенно вырывается из рук Центрального Комитета партии.
      Печать, радио и телевидение, которые практически находятся в руках правых сил, настолько повлияли на общественное мнение, что в политической жизни страны сейчас без сопротивления общественности начинают принимать участие элементы, враждебные партии. Они развивают волну национализма и шовинизма, вызывают антикоммунистический и антисоветский психоз.
      ...Само существо социализма в нашей стране стоит под угрозой... Правые силы создали благоприятные условия для контрреволюционного переворота.
      В такой тяжелой обстановке обращаемся к Вам, советские коммунисты, руководящие представители КПСС и СССР, с просьбой оказать нам действенную поддержку и помощь всеми средствами, которые у Вас имеются. Только с Вашей помощью можно вырвать ЧССР из грозящей опасности контрреволюции... В связи со сложностью и опасностью развития обстановки в нашей стране просим Вас о максимальном засекречивании этого нашего заявления, по этой причине пишем его прямо лично для Вас на русском языке.

      3) Прочитайте документ. Определите, в чем состояла опасность оказания поддержки в создании ядерного оружия в Индии. Какие действующие международные соглашения это нарушало? Какие последствия это могло бы иметь? В чем вы видите опасность такого решения?

      ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПОМОЩНИКА ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ЦК КПСС А. М. АЛЕКСАНДРОВА-АГЕНТОВА

      СССР осуществлял форсированные поставки оружия Индии. «Для Индии нам ничего не жалко», — говорил, как и в случае с СРВ, Брежнев. Такая его позиция диктовалась, конечно, в значительной мере опасением возможного будущего большого столкновения с Китаем, напряженность в отношениях с которым еще не спадала.
      На фоне всех этих событий у Брежнева совершенно неожиданно для всех нас родилась идея, которую он неоднократно повторял нам, своим помощникам, но, видимо, также и своим коллегам по руководству. Он решил, что нам следует передать Индии атомную бомбу или по крайней мере технологию ее изготовления. Уже с первого раза мы, услышав об этой идее, принялись дружно отговаривать Брежнева. Это был бы громадный риск. Если сегодня у власти в Дели Индира Ганди с ее дружественной СССР политикой, то кто гарантирует, какое там будет руководство завтра и какую политику будет проводить? И как отреагирует мировое сообщество на грубое нарушение Москвой Договора о нераспространении ядерного оружия? Не говоря уж о неизбежном дальнейшем обострении в этом случае отношений с Китаем. Эти и другие аналогичные аргументы мы повторяли Леониду Ильичу неоднократно. Видимо, так же поступали и его коллеги. И вскоре дело это затихло, Брежнев к нему больше не возвращался.
      Но к Индии Брежнев относился до конца как к главной опоре нашей политики в Азии, это у него не менялось.

      Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса
      Новое советское руководство, пришедшее к власти в 1964 г., связывало ухудшение отношений СССР с КНР исключительно с личным конфликтом между Н. С. Хрущевым и Мао Цзэдуном. Это вызывало надежды на урегулирование этих отношений по аналогии с урегулированием советско-югославского конфликта, исчерпанного после смерти И. В. Сталина.
      Но выдвинутые китайской стороной условия восстановления «великой дружбы» (прежде всего отказ от принципа мирного сосуществования между социализмом и капитализмом) оказались для СССР совершенно неприемлемыми.
      Соединенные Штаты, обладавшие огромным военным превосходством, не смогли сломить сопротивление Северного Вьетнама, который широко использовал тактику партизанских действий. Американские войска несли серьезные потери.
      С середины 60-х гг. резко обострилась ситуация на Ближнем Востоке. СССР начал налаживать дружеские связи со многими арабскими странами этого региона с 50-х гг. Позиция Советского Союза на Ближнем Востоке опиралась на укрепление экономических и торговых связей и развитие через эту деятельность политических отношений.
      В июне 1967 г. Израиль начал войну против Египта, Сирии и Иордании (Шестидневная война). Война была прекращена после обращения к президенту США главы советского правительства А. Н. Косыгина, в котором содержалось предостережение об опасности перерастания конфликта в мировую войну.
      Если война во Вьетнаме нанесла тяжелый урон США, то Советский Союз потерпел морально-политическое поражение в Чехословакии.
      Во второй половине 60-х гг. резко обострились пограничные споры между СССР и КНР.
      После Карибского кризиса 1962 г. СССР стал резко увеличивать свой стратегический потенциал. Если в момент этого кризиса США превосходили СССР по числу средств доставки ядерного оружия в 10 раз, то к концу 60-х гг. превосходства уже не было.
      Советский ракетно-ядерный арсенал сравнялся с американским в 1968 г. В международных отношениях появился новый элемент — стратегический паритет (равенство).
      США лишились возможности безнаказанно нанести первый, обезоруживающий удар по Советскому Союзу. Советская оборонная доктрина поначалу была сформулирована в достаточно общем виде. Она предполагала, что Советский Союз никогда не начнет войны первым и не применит первым атомное оружие, но ответит сокрушительным ударом на всякое нападение агрессора с целью его полного поражения.
      Затем советские военные теоретики пришли к важному выводу: упреждающий массированный ракетно-ядерный удар в целях стратегической обороны по изготовившемуся к ракетно-ядерному нападению агрессору при наличии у него трех компонентов стратегических ядерных сил (наземных защищенных ракетных комплексов, ракетных комплексов морского базирования и стратегической авиации) лишен всякого смысла. Он не решает задачи стратегической обороны государства и приводит только к взаимному уничтожению этих государств. Ответно-встречный массированный ракетно-ядерный удар по агрессору, уже совершившему ракетно-ядерное нападение, но до прихода его боеголовок на нашу территорию, тем более не решает задачи стратегической обороны и также приводит к взаимному уничтожению государств. Кроме того, гонка вооружений существенно истощала экономический потенциал СССР.
      Почти одновременно и в СССР, и в США пришли к идентичному выводу: глобальная ядерная война не имеет смысла, ее нельзя выиграть. Усилия обеих стран по достижению стратегического превосходства не дали результатов — стороны достигли паритета на высоком уровне.
      Отход от политики конфронтации привел к материализации климата разрядки: были заключены десятки соглашений по вопросам торговли, судоходства, сельского хозяйства, транспорта, мирного использования атомной энергии и т. п. Казалось, что возникает новый мир с более обнадеживающими перспективами.
      Вершиной разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).
      К лету 1979 г. был достигнут советско-американский компромисс, зафиксированный в Договоре ОСВ-2, подписанном советской и американской сторонами в Вене 18 июня 1979 г. Договор определял количество носителей стратегического оружия для обеих сторон.
      Советский Союз, идя на компромисс, каковым являлся Договор ОСВ-2, жертвовал многим. Прежде всего СССР дал согласие сократить свои стратегические силы на 10%, отказался от ряда программ, находившихся на различных стадиях разработки или развертывания. Но и для США договор ставил существенные барьеры.
      В декабре 1979 г. в Афганистан был введен Ограниченный контингент советских войск (до 100 тыс. человек). Эта мера хотя и обезопасила советскую Среднюю Азию, не привела к нормализации ситуации в Афганистане.
      Пришедшая к власти в 1981 г. в США администрация президента Р. Рейгана взяла курс на создание ситуации стратегического превосходства над СССР. Ломка стратегического паритета и достижение Соединенными Штатами военного преобладания должны были стать предпосылкой для возможности оказания политического давления на Россию. Значительно увеличивая свой военный потенциал, американская администрация пыталась не только достичь военного превосходства, но и усилить процесс гонки вооружений в СССР с целью ослабления советской экономики.
      Американское руководство пошло по линии поиска новых направлений борьбы против СССР — переноса военных действий в космическое пространство. Перед американскими вооруженными силами был поставлен комплекс задач: во-первых, защитить территорию США от нападения из космоса, создать «космический щит», во-вторых, создать возможность «ослепления» противника и быстрого уничтожения космических коммуникаций СССР. Эта программа получила название «Звездные войны».
      Стратегия США преследовала цель изменить соотношение ракетно-ядерного паритета двух великих держав.
      Дополнительная литература
      Александров-Агентов А. М. От Коллонтай до Горбачева. — М., 1994.
      Андриянов В. Косыгин. — М., 2007.
      Арбатов Г. А. Затянувшееся выздоровление (1953—1985). — М., 1991.
      Бурлацкий Ф. М. Вожди и советники. — М., 1990.
      Громов Б. В. Ограниченный контингент. — М., 1994.
      Громыко А. А. Памятное. — М., 1998.
      Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно: посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962—1986). — М., 1997.
      Л. И. Брежнев: Материалы к биографии. — М., 1991.
      Медведев Р. А. Личность и эпоха: политический портрет Л. И. Брежнева. — М., 1991.
      На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. — М., 1990.
      Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945—1991. — М.. 1998.
      Семичастный В. Е. Беспокойное сердце. — М., 2002.
      Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945—1985): новое прочтение. — М., 1995.
      Чазов Е. Здоровье и власть. — М., 1992.
      Яковлев А. Н. Сумерки. — М., 2003.

      Домашнее задание: § 11.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 2764 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0