Цель
урока: показать быт и условия жизни разных
слоев населения России первой половины XVI в.;
создать конкретные представления о занятиях,
образе жизни людей этого периода; развить умение исторической
реконструкции, навыки моделирования исторических ситуаций.
Основные
понятия: деревня, починки, колонизация, экспорт,
импорт.
Оборудование
урока:
Настенная
карта «Русь в XIV — XVI вв.».
ХОД УРОКА
Тема
урока объявляется заранее (за две недели). Задания
к уроку и список дополнительной литературы
учитель распределяет также за две неделе до изучения
темы. При этом он комментирует все вопросы. Группы
учащихся в процессе подготовки используют учебник
(§ 26) и дополнительную литературу.
Они должны составить рассказ о жизни, работе,
отдыхе крестьян, горожан, купцов, духовенства, бояр,
помещиков. Школьники по возможности могут нарисовать
сюжеты из жизни разных сословий, изготовить одежду,
в которой ходили люди XVI в. (например,
одеть куклу).
Урок
рекомендуется проводить в форме воображаемой
экскурсии. Роль экскурсовода может играть учитель,
так как, задавая наводящие вопросы, ему будет легче
вести беседу в нужном направлении.
«Путешествуя»
во времени, дети будут «проезжать»
по деревням и селам, городам России XVI в.,
«попадут» на торг в средневековом
городе, «погостят» в боярских или
княжеских домах.
Дополнительные
материалы для учителя:
ХОЗЯЙСТВО МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ
ЗЕМЛИ В XIV—XV вв.
(ИЗ «ИСТОРИИ МОСКВЫ»)
Москва
XIV — первой половины XV в. представляла
собой один из крупнейших русских городов. Как
и в других больших европейских городах в Средние
века, основное население Москвы составляли ремесленники
различных специальностей. Бронная, Кузнецкая слободы,
Мясники, Котельники — такими названиями
пестрит московская топография. Москва имела характерное
для нее направление ремесленной деятельности. Она
сделалась средоточием различного рода редких и сложных
ремесел, требовавших большого мастерства.
На первом
месте в ремесленной специализации Москвы стояла
обработка металла. Центром производства оружия с давнего
времени были Бронные слободы, расположенные на месте
современных Бронных улиц. На Руси огнестрельное
оружие появилось одновременно с появлением его
в Западной Европе. Название «тюфяк»,
утвердившееся за Особым родом пушек в Москве,
принесено с Востока. «Тюфяки» известны
были русским уже по осаде московскими войсками
Великих Булгар в 1377 г.
Наряду
с оружейным производством в Москве развивалось
кузнечное дело. Москва уже в первой половине
XIV века стала обгонять другие русские города
в освоении редких и трудных приемов обработки
металла, в частности в литейном деле. В 1346 г.
мастер Бориско слил в Москве три больших и два
малых колокола. Особого мастерства достигли московские
ювелиры, «серебреники». Их изделия
высоко ценились не только по стоимости материала,
но и по совершенству отделки. Особой
специальностью было производство дорогих поясов, отличительной
принадлежности в одеянии богатого русского феодала
средних веков. Подобные же пояса неоднократно
упоминаются в духовных московских великих князей:
они были на счету в царской казне. В ней
находим: «пояс сердоничен золотом окован»,
«пояс золот с каменьем» и т. д.
Все это были изделия по преимуществу московских
мастеров. В XIV в. в Москве развивается
серебряное литье, которым она славилась и в более
поздние времена.
В Москве
было много и других ремесел, из которых
на первом месте стояли кожевенное дело и производство
различного рода одежды. О дорогих кожухах, верхних
меховых одеждах, говорится в духовных московских
князей. Эти кожухи были «наряжены» в Москве
и передавались по наследству. В тех же
документах названа и другая дорогая одежда, которую
великие князья делали для себя и своих родственников.
После Ивана Калиты осталась парадная одежда с наплечьями
(«коць великий з бармами»), соболий
«бугай» с наплечьями и пр. Об украшениях
к одежде, отделанной жемчугами («аламы
с жемчугом»), говорится, что они сделаны
по приказанию великого князя. В ремесленных
мастерских Москвы изготовлялось дорогое художественное
шитье. Такие мастерские были обычным явлением в княжеских
и боярских домах.
В Москву
XIV—XV вв. обращаются другие
русские города в поисках мастеров.
Процесс
объединения русских земель с центром в Москве
в XIV в. сопровождался усилением экономических
связей между отдельными областями. В развитии
этих связей Москве, занимавшей выгодное положение
на пересечении торговых путей, принадлежало ведущее
место.
Важнейшей
водной дорогой, которая связывала Москву с Востоком,
была Москва-река. По Москве-реке
добирались до Коломны, стоящей при впадении Москвы-реки
в Оку. Далее можно было подняться вверх по Оке
и спуститься по ней вниз, к Переяславлю-Рязанскому
(современной Рязани), Мурому и Нижнему Новгороду.
Таким образом, Москва была непосредственно связана
с великой волжской магистралью, соединявшей русские
княжества с Золотой Ордой, Закавказьем, Персией
и Средней Азией.
В XIV—XV вв.
крупное международное значение получил путь по Дону
[в Средиземноморье]. Именно от Москвы [через
Москву-реку, Оку на Переяславь-Рязанский]
начиналась громадная по протяжению водная дорога
на юг, к берегам Азовского и Черного
морей, конечным пунктом которой был Константинополь,
а промежуточными остановками — Тана
(Азов), Кафа (Феодосия) и Сурож (современный
Судак). Водный путь от Москвы до Константинополя
продолжался примерно 2—3 месяца.
По Донскому пути Москва вела оживленные сношения
с Константинополем, где существовала постоянная
русская колония поблизости от церкви Иоанна Продрома
(Предтечи).
Еще
более тесные торговые отношения сложились у московских
купцов с итальянскими городами Причерноморья.
Купцы из Сурожа впервые упоминаются в Москве
в 1356 г., когда из Орды вместе с послом
Ирынчеем прибыли «гости-сурожане».
Так называлась в Москве группа купцов, торговавших
с итальянскими колониями на южном берегу
Крыма. В московских рядах позднейшего времени
Сурожский ряд, производивший торговлю главным образом
шелковыми тканями, продолжал сохранять свое традиционное
название и после того, как черноморская торговля
потеряла для Москвы прежнее значение. Через Сурож
и другие генуэзские колонии в Москву поступали
разнообразные «фрязьские» товары, т. е.
покупавшиеся у «флягов», как тогда
называли итальянцев. С первой половины XV в.,
когда турки стали все более теснить Византийскую империю,
падает значение Донского пути и усиливается московская
торговля с Западной Европой. Важнейшим товаром,
приходившим из западных стран, было сукно; поэтому,
наряду с «гостями-сурожанами»,
в Москве выделялись «гости-суконники»,
или просто «суконники», торговавшие западноевропейскими
сукнами. Сношения с Западом происходили по сухопутным
дорогам — Тверской и «Волоцкою»
на Тверь и Новгород, Можайской —
на Смоленск.
Из Пермской
земли и Северного Приуралья москвичи получали
от местных жителей дорогие меха, которые не только
имели спрос в самой Москве, но и направлялись
за границу: их посылали в Орду, «в Царьград,
и в Немцы и в Литву и в прочаа
грады и страны и в дальняа языки».
Печора и северный Урал славились также ловчими
птицами. Сокольничий промысел давал московским князьям
возможность дарить и продавать соколов и ястребов,
высоко ценившихся в те времена, когда соколиная
охота была любимейшим развлечением феодалов. Иван
Калита посылал свои ватаги на побережье Ледовитого
океана и в Печорский край за соколами.
Развитием
ремесла и торговли с Севером и Западом
объясняется быстрый рост города Дмитрова, сделавшегося
северным портом Москвы. Дмитров стоит на реке
Яхроме. От него начинался судовой ход по Яхроме,
Сестре и Дубне к Волге. От устья Дубны
водный путь раздваивался: по Волге можно было
подняться до Твери, непосредственно связанной
с Новгородом, или спуститься к устьям Мологи
и Шексны, подняться по Шексне к Белоозеру
и оттуда добраться до Вологды. Дорога на Вологду
связывала Москву с Великим Северным путем по Сухоне,
Северной Двине и ее большому притоку Вычегде.
Этим путем ходили московские купцы в Двинскую
землю. На обоих направлениях, на Тверь и на Белоозеро —
Вологду, находились таможенные заставы и «мыты»,
где собирали пошлины с проходивших товаров. Мыты
были устроены в Дмитрове, на устье Дубны,
в Угличе, на устьях Мологи и Шексны.
Через Дмитров шли товары в Москву с севера,
преимущественно соль и рыба. Водный путь от Дмитрова
до Белоозера считался столь удобным, что им пользовались
великие княгини, спасавшиеся на судах в Белоозеро
или Тверь от ожидаемого нападения татар.
ИТАЛЬЯНСКИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК
О РОССИИ КОНЦА XV в.
Край
чрезвычайно богат всякими хлебными злаками. Русские
продают огромное количество коровьего и свиного
мяса… Сотни кур отдают за дукат, за эту же
цену — сорок уток, а гуси стоят по три
маркета за каждого. Продают много зайцев, но другой
дичи мало. Я полагаю, что русские не умеют
ее ловить. Торгуют также разными видами дикой
птицы в большом количестве. Вина в этих
местах не делают. Нет также никаких плодов, бывают
лишь огурцы, лесные орехи, дикие яблоки.
Страна
эта отличается невероятными морозами, однако зимой
приходится запасать продовольствие на лето: ввиду
больших снегов люди делают себе сани, которые легко
тащит одна лошадь, перевозя таким образом любые грузы.
Летом же — ужасная грязь, и к тому же
крайне трудно ездить по громадным лесам, где
невозможно проложить хорошие дороги. Поэтому большинство
поступают именно так [т. е. пользуются зимней
дорогой].
В конце
октября река, протекающая через город, вся замерзает;
на ней строят лавки для разных товаров, и там
происходят все базары, а в городе тогда
почти ничего не продается. Так делается потому,
что место это считается менее холодным, чем всякое
другое: оно окружено городом со стороны обоих
берегов и защищено от ветра. Ежегодно на льду
реки находится громадное количество зерна, говядины,
свинины, дров, сена и всяких других необходимых
товаров. В течение всей зимы эти товары не иссякают.
К концу
ноября обладатели коров и свиней бьют их и везут
на продажу в город. Цельными тушами их время
от времени доставляют для сбыта на городской
рынок, и чистое удовольствие смотреть на это
огромное количество ободранных от шкур коров,
которых поставили на ноги на льду реки.
Таким образом, люди могут есть мясо более чем три
месяца подряд. То же самое делают с рыбой,
с курами и другим продовольствием. На льду
замерзшей реки устраивают конские бега и другие
увеселения; случается, что при этом люди ломают себе
шею.
Русские
очень красивы, как мужчины, так и женщины, но,
вообще, это народ грубый. У них есть свой папа,
как глава церкви их толка, нашего же они
не признают и считают, что мы вовсе
погибшие люди. У них нет никаких вин, но они
употребляют напиток из меда, который они приготовляют
с листьями хмеля. Этот напиток вовсе не плох,
особенно если он старый. Однако их государь
не допускает, чтобы каждый мог свободно его приготовлять.
Их жизнь протекает следующим образом: утром они
стоят на базарах примерно до полудня, потом
отправляются в таверны есть и пить; после
этого времени уже невозможно привлечь их к делу.
В город
в течение всей зимы собирается множество купцов
из Германии и Польши. Они покупают исключительно
меха — соболей, лисиц, горностаев, белок
и иногда рысей. И хотя эти меха добываются
за много дней пути от города Москвы, больше
в областях на северо-востоке,
на севере и даже, быть может, на северо-западе,
однако все съезжаются в это место, и купцы
покупают меха именно здесь.
Закрепление:
в конце урока можно оставить время для выполнения
заданий в рабочей тетради (с. 82—84).
Учитель распределяет задания в зависимости от подготовки
и интересов учащихся.
Домашнее
задание: § 26; опережающие индивидуальные
задания по теме «Культура и быт XIV —
начала XVI в.». |