Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 06.05.2024, 12:39:51
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Тема: «КУЛЬТУРА И БЫТ XIV — НАЧАЛА XVI в.» (§ 27)

      Цель урока: подвести школьников к пониманию того, что с возрождением и подъемом Руси развивалась и русская культура, отражая все перемены в жизни государства; познакомить с лучшими достижениями русской культуры; показать отражение патриотических чувств людей в произведениях литературы, искусства этого периода.

      Основные понятия: жития, хожения, иконопись.

ХОД УРОКА

      Повторение проводится в виде небольшого исторического диктанта по теме «Хозяйство и люди»:

      1. Орудие труда, соединяющее в себе преимущества железного плуга и деревянной сохи (соха-косуля).

      2. Поселения крестьян, названия которых произошли от глагола «драть». Они стали основой подъема сельского хозяйства в России XV — первой половины XVI в. (деревня).

      3. Поселения крестьян, состоявшие из 1—3 дворов и освобожденные от налогов (починки).

      4. Освоение новых земель в лесной груши недалеко от прежних мест поселений (внутренняя колонизация).

      5. Организации торговцев, ремесленников, огородников в городах (сотни, полусотни).

      6. Профессиональные организации крупных купцов («гости», суконщики).

      7. Закончите предложение: «Организации купцов и ремесленников стали основой зарождения в России, как и в западных странах…» (городское самоуправление).

      План изучения нового материала:

      Для более полного изучения этой важной темы необходимо не менее двух уроков, особенно в классах с углубленным изучением истории.

      План первого урока:

      I. Литература.

      II. Архитектура.

      III. Живопись.

      План второго урока:

      I. Народное творчество.

      II. Быт русского народа в XIV — начале XVI в.

Первый урок

      Вопросы для вступительной беседы:

      1. Какие процессы происходили в нашей стране в XIV — начале XVI в.?

      2. Назовите наиболее важные события в этот период.

      3. Какие темы утверждались в русской литературе?

      4. Вспомните, что вам известно о литературных произведениях Древней Руси.

      I. Литература.

      Учитель рассказывает о видах литературы XIV — начала XVI в. На доске и в тетрадях вычерчивается схема:


Виды литературы


 
Летописи (обновляются, создаются крупные исторические сочинения)
 
Хожения (описания путешествий): «Хожение за три моря» Афанасия Никитина

Жития (повествования о жизни святых): «Житие святого Александра Невского»

 
Сказания (произведения, посвященные знаменательным событиям): «Задонщина» Софрония Рязанца

      Ученики выполняют задание 1 на с. 84 рабочей тетради. Возможно заслушивание небольшого сообщения о купце Афанасии Никитине.

      Дополнительные материалы для учителя:

ЛЕТОПИСАНИЕ

      Новые летописные своды стали создаваться при дворах отдельных крупных князей — во Владимире, Ростове Великом, Рязани, Твери, позднее в Москве. Не прерывалось летописание в Новгороде и Пскове. Поначалу эти сочинения были проникнуты местными интересами. Рассказывая о событиях русской истории со времен Рюрика и включая в свой состав знаменитую «Повесть временных лет», эти летописи в дальнейшем повествовали о деяниях своих князей, считали их главными героями русской истории. Авторы связывали древнюю историю Руси, скажем, с историей Тверского или Рязанского княжества и полагали, что именно их князьям и суждено возглавить процесс объединения русских земель. Это было знаменательно. Идея единства Руси уже встала в повестку дня истории, и летописцы отразили эту идею.

      Со второй половины XIV в. ведущее место в летописании и в создании других историко-литературных памятников переходит к Москве, которая при Дмитрии Донском взяла на себя инициативу борьбы с Ордой. Они создаются в Троице-Сергиевом монастыре, в московских монастырях. В этих сочинениях проводится идея единства Руси, общности ее киевского и владимирского периодов, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой. Таким летописным сводом стал московский «Русский хронограф».

      Уже в это время в московских летописных сводах проходит мысль о праве Москвы на собирание всех земель, бывших ранее в составе единого Древнерусского государства. Москва лишь приступила к этому процессу, но тогдашние идеологи уже сформулировали задачу московских князей на будущее.

      Недаром Иван III, отправляясь в поход против Новгорода, заранее ознакомился со старыми летописями для того, чтобы найти в них обоснование своего права как Рюриковича на владение всеми русским землями, в том числе и Новгородом на правах отчины своих предков, киевских князей.

ПУТЕШЕСТВИЕ АФАНАСИЯ НИКИТИНА

      В XIV—XV вв. вновь появляются на Руси хожения — сочинения, описывающие дальние путешествия русских людей. Одним из них стало знаменитое «Хожение» тверского купца Афанасия Никитина, в котором он рассказал русским людям о своем многолетнем путешествии по странам Востока и о жизни в Индии. Начало описания датировано 1466 г., а последние строки были написаны в 1472 г.

      Его мечтой было побывать на Востоке, откуда тамошние купцы привозили дорогие и диковинные вещи — красивые шелковые ткани, драгоценные камни, жемчуг, пряности, золоченое оружие. Сказочным раем представлялась Индия. Но каков был туда путь — не знал никто. Никитин решил пробиться в Индию с русскими товарами — железными изделиями, мехами, узорочьем — украшенными золотым и серебряным шитьем тканями.

      Афанасий первым из русских людей проделал грандиозный путь от Тверской пристани на Волге до Калькутты. Уже на пути к Каспийскому морю русский купец подвергся опасностям, был ограблен, попал на море в шторм.

      И все же он прошел Азербайджан, закаспийские земли, оказался на побережье Персидского залива, а потом отплыл в Индию. Там он провел несколько лет. В «Хожении» он подробно описал свое путешествие и годы, проведенные в Индии, рассказал об индийской земле, об обычаях и верованиях индийцев, об их городах.

      За долгие годы жизни в Индии Афанасий Никитин потерял счет дням по русскому календарю, а утратив церковные книги, потерял счет и календарю церковному. «А великого дня воскресенья Христова (Пасхи) не ведаю, а по приметам гадаю», — отмечал он в своих записях. Тоска по Родине все чаще охватывает купца, хотя он и помнит годы страшной феодальной войны: «Русская земля да будет Богом хранима, — пишет он. — На этом свете нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской земли несправедливы. Да станет Русская земля благоустроенной и да будет в ней справедливость».

      Наконец он отплыл из Индии в Африку, побывал в Эфиопии, оттуда перебрался на Иранское нагорье, а далее через Черное море, Крым вернулся на Родину.

      Поздней осенью 1472 г. Афанасий Никитин умер неподалеку от Смоленска в крестьянской избе, немного не дойдя до родной Твери. В его сумке были обнаружены тетради с описанием «Хожения». Он оказался первым европейцем, побывавшим в Индии и подробно описавшим эту страну. Только через 30 лет продолжил путь в Индию знаменитый португальский мореплаватель Васко да Гама.

      II—III. Архитектура. Живопись.

      Звучит краткий обобщающий рассказ учителя об изменении облика Руси от времени правления Александра Невского до Ивана III.

      Далее ученикам предлагается выполнить задания по вариантам с элементами лабораторной работы.

      Задания:

      I вариант: ученики работают над разделом «Архитектура» и заполняют таблицу учебника (работа в тетради по истории). Кроме того, выполняется задание 3 на с. 85 рабочей тетради.

      II вариант: ученики работают над разделом «Живопись» и заполняют следующую таблицу:

Живописец
Произведение
   

      При наличии времени дети отчитываются перед классом или друг перед другом о проделанной работе. Может быть заслушано сообщение на тему «Троица» Андрея Рублева».

      Дополнительные материалы для учителя:

ЛЕТОПИСЬ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРИСТОТЕЛЯ ФИОРОВАНТИ
(ПЕРЕВОД А. Ю. КАРПОВА)

      Прежнюю церковь разбил таким образом: поставил три бревна, и соединил воедино их верхние концы, и поперек их подвесил на веревках дубовый брус, а конец его оковал железным обручем и, раскачивая его, стал бить в стены. А иные стены снизу подрубил, и поставил поленья, и поджег их — и так стены пали. И чудно́ было видеть: три года церковь строили и меньше чем за неделю все разрушили, так что не успевали и камни выносить. А рвы повелел заново копать и колья дубовые вбивать.

      Печь же для обжига кирпичей устроил за Андрониковым монастырем, в Калитникове. И делали кирпичи у́же наших русских, и продолговатее, и тверже. Известь же повелел густо замешивать — так, что если за ночь засохнет, то нельзя и ножом расколоть. И замешивали ее, как тесто, и мешали железными лопатками. Церковь же заложил продолговатую, подобно палатам.

      За первое лето вывел Аристотель из земли основание. Камень же внутрь повелел класть ровный. И заложил четыре столпа круглых:

      — Они, — сказал, — крепко стоят.

      А в алтаре — два столпа кирпичных, те четырехугольные. И все в кружало да в правило…

      На другое лето вывел церковь до самых сводов. Внутри же стен положил связи железные, а между столпов, где в наших церквях дубовые брусья, все железом оковал.

      На третье лето соорудил Аристотель колесо. И камень наверх не носили, но на веревках закрепляли и так поднимали. Наверху же малые колесца устроили, которые плотники называют векшею, и было устроено это весьма удивительно.

ВЛИЯНИЕ ОБЩЕМИРОВЫХ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
НА ТВОРЧЕСТВО РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

      В это время итальянские художники раннего Возрождения, в первую очередь современник Рублева монах Фра Липпи и его ученик Сандро Боттичелли, осуществляют переход от канонических, как и на Руси, ликов святых к реалистической живописи. С картин Липпи глядят не абстрактные религиозные символы, а живые, красивые, жизнерадостные люди. Новый шаг в этом смысле сделал Боттичелли. В Италии, наполненной новой жизнью, искусство смело разрывало религиозные установки. На Руси жизнь развивалась медленней, там не было такого жизнеутверждающего ветра нового, как в Европе. Возрождение лишь краем задело русские земли, и то позднее. Реализм не сумел сломать здесь церковных канонов. Но напряженное духовное развитие русского общества в период объединения русских земель и борьба с Ордой наложили свой отпечаток и на творчество таких мастеров, как Феофан Грек и Андрей Рублев. Размышления о судьбах Родины, судьбах человечества вышли в их живописи на первый план. По силе духа и философской обобщенности их творчество встает вровень с лучшими мировыми образцами.

      В рублевской «Троице» эта высокая общечеловеческая мысль и нашла свое отражение.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ РУБЛЕВА

      Исторические сведения о преподобном Андрее Рублеве крайне скудны. О происхождении его ничего не известно. Некоторый свет на этот вопрос может пролить наличие у него прозвища (Рублев), которое сохранилось за ним в монашестве. По-видимому, Рублев — это родовое прозвище, т. е. фамилия. Оно имеет характерное для русских фамилий окончание. В XIV—XV вв., т. е. в эпоху преподобного Андрея, а также значительно позже фамилии носили только представители высших слоев общества, что заставляет предполагать его происхождение из образованных кругов.

      Кроме того, источники отмечают его необыкновенную мудрость, о чем свидетельствует и его творчество.

      Год рождения преподобного Андрея неизвестен. Предполагают, что он родился около 1360 г. Этот год является условной датой, официально принятой в современной исторической науке. Если считать, что он был еще сравнительно молодым человеком в 1405 г., когда его имя впервые упоминается в летописи, дата может быть отодвинута к 70—80 гг. XIV в.: в летописной записи он упоминается на последнем (третьем) месте и, следовательно, был младшим из мастеров. Обучение начинали с раннего детства и профессионализма достигали рано. Исключительно высокое качество творений преподобного Андрея и глубокое проникновение в духовный смысл изображения, что особенно для него характерно, заставляет выдвигать вопрос о том, где мог учиться преподобный Андрей живописному мастерству.

      В настоящее время стало возможным считать, что святой Андрей мог в ранний период своей жизни учиться и работать в Византии и Болгарии. В самом деле, многие русские посещали балканские страны, Афон, Константинополь, Святую землю и нередко оставались там на более или менее продолжительное время. Так, Афанасий Высоцкий, ученик преподобного Сергия и лично, несомненно, известный преподобному Андрею, провел в Константинополе целых 20 лет, трудясь вместе с группой других монахов над переводами и переписыванием творений отцов Церкви. В Константинополе имелись и иконы русских святых, в частности, была там икона святых Бориса и Глеба. Там также писали иконы специально по заказам Русской Церкви: так, уже упомянутый Афанасий Высоцкий в 1392 г. доставил на Русь знаменитый «Высоцкий чин» — ряд деисусных икон, написанных специально для основанного им Серпуховского Высоцкого монастыря. Все специалисты согласны в том, что святой Андрей должен был знать эти иконы. Известно, что иконописцы иногда сопровождали послов, отправляемых в Царьград.

      В наследии святого Андрея имеется изображение греческого морского судна (во фреске «Земля и море отдают мертвых», Владимирский Успенский собор, 1408 г.), мачты, реи, корпус корабля, флаг на корме — все написано с таким живым знанием конструкции корабля, какое трудно представить в сухопутной Руси. Можно предположить одно из двух: либо святой Андрей видел сам такие корабли, т. е. был на море, либо перенял эти сведения от своего наставника — художника греческого происхождения. Согласно одной из гипотез, святой Андрей — ученик знаменитого Феофана Грека. Эта гипотеза основана на том, что в записи 1405 г. их имена упоминаются совместно, причем первым идет Феофан. То, что Феофан оказал определенное и, может быть, немалое воздействие на святого Андрея, можно считать несомненным, хотя бы в силу того что они работали какое-то время вместе и более молодой Андрей, конечно, внимательно наблюдал, как работает знаменитый грек. Однако никаких указаний на более тесное их сотрудничество нет. Наоборот, то, что в записи 1405 г. между ними упомянут еще один мастер — старец Прохор с Городца, не имеющий отношений к Феофану, — скорее говорит об отсутствии тесных контактов между Феофаном и святым Андреем. Несомненно при этом, что святой Андрей был во всеоружии культуры своего времени. Подвижный образ жизни и сам характер Феофана также говорят скорее против возможности систематических занятий. Такое образование, дающее возможность проникновения в духовную глубь явлений, скорее всего можно было получить в соответствующей среде, в первую очередь в Византии. Таким образом, приведенная гипотеза о греческом образовании преподобного Андрея не лишена основания.

      Святой Андрей жил в эпоху крупных исторических событий. Он был свидетелем и, возможно, участником этих событий, часто очень тяжелых для Руси. В 1380 г. произошла кровопролитная битва на Куликовом поле, положившая начало освобождению Руси от татарского ига. Через два года Москва была разорена и сожжена Тохтамышем. Вполне вероятно, что эти и другие подобные потрясения повлияли на выбор монашеского пути, сделанный святым Андреем.

      В 1395 г. Русь подверглась новому нашествию — на этот раз на нее обрушились полчища Тамерлана. Несмотря на готовность великого князя Василия Дмитриевича дать отпор врагу, шансов на победу было очень мало ввиду колоссального численного превосходства войск противника. Оставалась одна надежда на заступничество Божией Матери. В Москву из Владимира была принесена чудотворная икона Владимирской Божией Матери. Весь народ во главе с митрополитом Киприаном вышел встречать святую икону на место, где впоследствии в память этого события был основан Сретенский монастырь.

      Церковь призвала всех к молитве, посту и покаянию. Произошло чудо: Матерь Божия явилась Тамерлану (Темир-Аксаку) во сне и грозно запретила ему идти на Москву. Дойдя до Ельца, Тамерлан повернул обратно и исчез так же внезапно, как и появился. Вскоре после этого святой Андрей написал копию с образа Божией Матери Владимирской по благословению митрополита Киприана.

      Место пострижения святого Андрея достоверно неизвестно. Но вся его жизнь связана с двумя монастырями — Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, восходящее к концу XVI в., видит в святом Андрее духовного сына преподобного Никона Радонежского. Однако современные исследования показывают, что постриг он принял, скорее всего, в Спасо-Андроникове монастыре. Эти две версии не противоречат по существу друг другу, поскольку оба монастыря были тесно связаны между собой; очевидно, что святой Андрей был в послушании у преподобного Никона, когда трудился в Троицком монастыре, и воспоминания об этом, естественно, сохранились. Поскольку же инок Андрей постоянно выполнял заказы митрополита и великого князя, естественно было ему находиться, так сказать, «под рукой», т. е. в одном из московских монастырей, а именно — Спасо-Андроникове. Возможно, однако, что неизвестные нам более ранние отношения связывали святого Андрея с обителью преподобного Сергия. По духу святой Андрей является несомненным учеником святого Сергия.

      Но и пребывая в Спасо-Андрониковом монастыре, инок Андрей жил в духовной среде учеников преподобного Сергия, с которыми он тесно общался во время своих поездок, связанных с выполнением заказов. Кроме преподобного Никона, он, по-видимому, знал святого Савву Сторожевского, поскольку на рубеже XIV—XV вв. работал в Звенигороде и несколько позднее в самом Саввино-Сторожевском монастыре. Он должен был знать и племянника преподобного Сергия, святителя Феодора, архиепископа Ростовского, некоторое время игуменствовавшего в Симонове монастыре, по соседству с Андрониковым монастырем. Другой игумен этого монастыря и собеседник преподобного Сергия святой Кирилл ушел в 1392 г. на Белое озеро, но как личность и он, несомненно, был известен иноку Андрею. Наконец, непосредственным учеником преподобного Сергия был преподобный Андроник, основатель и первый игумен монастыря. Связи с Троице-Сергиевым монастырем были постоянны и разнообразны. Из Троицкого монастыря в Спасо-Андроников переходили некоторые монахи. Среди них был Ермола-Ефрем, давший средства на постройку каменного храма и будущий игумен, с которым инок Андрей также находился в тесных отношениях. Святой Андрей знал, несомненно, и Епифания Премудрого, непосредственного Сергиева ученика, записавшего первоначальные сведения об Андроникове монастыре и оставившего сведения о Феофане Греке. Об иноке Андрее Епифаний ничего не написал, что вполне естественно, поскольку повествовал о прошлом, хотя и недавнем, а не о современниках.

      Живя в высоко духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал им, что и позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства.

      Кроме Епифания Премудрого инок Андрей хорошо знал и других высокообразованных людей своего времени, с которыми тесно общался. Среди них, в первую очередь, следует назвать святителя Киприана, митрополита Московского. Иноку Андрею был близок духовный мир святителя Киприана, который прошел школу афонского монашества. Общение с ним было достаточно тесным, поскольку в нем был заинтересован не только преподобный Андрей, но и святитель Киприан, привыкший к интеллектуальной атмосфере Византии и выделявший поэтому наиболее духовных и образованных русских в Москве. Через это общение духовная генеалогия преподобного Андрея восходит к обеим главам афонского исихазма, так как митрополит Киприан был учеником святого патриарха Филофея, ученика святителя Григория Паламы и родственником (как предполагают) святителя Евфимия, патриарха Тырновского, ученика святителя Феодосия Тырновского, ученика святого Григория Синаита. Возношение «ума и мысли» к «невещественному и божественному свету» от созерцания святых икон («возведение чувственного ока») — эта совершенно исихастская характеристика была не случайно дана святым Иосифом Волоцким преподобному Андрею и его «сопостнику» Даниилу. Ей, вероятно, найдется не очень много аналогии в русской агиографии.

      Несомненно, инок Андрей хорошо знал и святого митрополита Фотия, заменившего умершего митрополита Киприана в 1409 г. Это следует со всей очевидностью хотя бы из того, что Андрей и Даниил к приезду Фотия расписывали в 1408 г. кафедральный митрополичий собор во Владимире. Фотий также принадлежит к числу высокообразованных, духовных и деятельных иерархов, ему принадлежит ряд посланий, которые инок Андрей, несомненно, знал.

      «Всех превосходящий в премудрости зельне», по выражению преподобного Иосифа, инок Андрей хорошо знал творения многих святых отцов и учителей Церкви. Ему, несомненно, были известны творения святого Дионисия Ареопагита, переведенные на славянский язык в XIV в. афонским монахом Исайей по поручению высшей церковной власти в связи с исихастскими спорами. Ему были близки и творения святого Григория Синаита, доступные русскому читателю. В круг чтения просвещенного человека и, несомненно, святого Андрея входили «Богословие» Иоанна Дамаскина, «Шестоднев» Иоанна Экзарха, «Палея толковая» и другие творения православных писателей и отцов Церкви.

      В 1408 г., как сообщает летопись, преподобный Андрей и Даниил расписывают Успенский собор во Владимире. Под этим годом летописи указывают: «Того же лета маиа в 25 начата бысть подписывати великая и соборная церкви Пречистыя Володимирская повелением Великого Князя, а мастеры Данило-иконник да Андрей Рублев».

      В коротком летописном сообщении обращает внимание, что указана дата начала росписи. Это исключительный случай. Очевидно, росписи придавалось огромное значение, что объясняется ожиданием приезда из Константинополя нового митрополита, которым, после смерти Киприана в 1406 г., стал Фотий (в 1409 г.). Владимир продолжал считаться городом — резиденцией митрополита, а городской собор соответственно являлся кафедральным собором. Поэтому митрополичий собор должен был обладать росписями, достойными высокого посланца Константинопольской Церкви, и показать не меньшее достоинство Русской Церкви. Иконописцы, таким образом, осуществляли своего рода «представительскую миссию», причем задача их была очень трудной, если учесть исключительно высокие требования греческой Церкви того времени к церковному искусству, требования, в первую очередь, духовного свидетельства Истины в искусстве, а отсюда и его качества. К тому же, ожидаемый митрополит сам по себе был, без сомнения, хороший знаток и ценитель церковного искусства, что следует из его константинопольского воспитания.

      Высокая миссия была доверена Даниилу Черному и преподобному Андрею, который упоминается вторым, как более младший. Иконописцы достойно выполнили возложенное на них послушание.

      В 1408 г. инок Андрей впервые упоминается вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным, также ведшим высокую духовную жизнь. С этого года мы знаем о тесной духовной связи двух иконописцев-подвижников, продолжавшейся до самой их смерти, около 20 лет. Красноречивые, хотя и краткие свидетельства о духе Христовой любви, соединявшей их, показывает высочайший образец этой любви, подобной тому, что мы встречаем в сказаниях о древних подвижниках христианского Востока. Предание о тесных духовных узах святого Андрея и Даниила бережно сохранялось на протяжении XV в. и было записано святым Иосифом Волоцким со слов бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря Спиридона. Приведем широко известный текст: «Поведаше же нам и се честный он старец Спиридон… чюднии они пресловущии иконописци Даниил и ученик его Андрей… толику добродетель имуще, и толико потщение о постьничестве и о иночьском жительстве, оноже им божественныя благодати сподобится и толико в божественную любовь предуспети, яко никогдаже о земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному и божественному свету, чювьственое же око всегда вьзводити ко еже от вещных вапов, написанным образом Владыки Христа и Пречистыя Его Матере и всех святых, оно и на самый праздник светлого Воскресения на седалищах седяща, и пред собою имуща всечестныя и божественныя иконы, и на тех неуклонно зряща божественныя радости и светлости исполняху(ся); и не то что на той день тако творяху, но и в прочая дни, егда живописательству не прилежаху. Сего ради Владыко Христос тех прослави и в конечный час смертный: прежде убо преставися Андрей, потом же разболеся и спостник его Даниил, и в конечном издхъновении сый, виде своего спостника Андрея в мнозе славе и с радостию призывающа его в вечное лоно и бесконечное блаженство».

      Приведенное краткое сказание святого Иосифа доносит до нас удивительно светлый образ двух подвижников-художников, истинных иноков и аскетов. Они «предуспели» в божественной Любви, которая открылась им и привлекла их себе. Стяжанием великой божественной благодати преподобный Иосиф объясняет их полный уход от всякого земного попечения, «яко никогда же о земных упражнятися». Выше уже говорилось об их подлинно исихастском опыте. Святой Иосиф кратко излагал их опыт отношения к иконописи, который является подлинно духовным опытом, научающим нас правильному восприятию образа. Созерцание икон для них является праздником, исполняющим сердце «божественной радостью и светлостью», поскольку возводит ум «от вещественных вапов», т. е. от материального, огрубленного, недвижимого подражания к невещественному, источающему жизнь мира Первообразу. Отсюда и особое значение иконы как свидетельства об истине, отсюда и особо проникновенное отношение к каждому движению кисти.

      «Сего ради», т. е. ради столь высокого и столь духовного образа жизни «Владыко Христос тех прослави и в конечный час смертный». Уже после кончины святого Андрея его «сопостник» Даниил, не разлучавшийся с ним в сердце своем и по смерти, умирая, получает откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном: «…виде… Андрея во мнозе славе и с радостию призывающа его в вечное лоно и бесконечное блаженство». Это особенно важное свидетельство приводится также в несколько иной редакции, в «Житии святого Никона Радонежского», составленном Пахомием Логофетом:

      «Егда бо хотяше Даниил телесного союза отрешитися, абие видит возлюбленного ему Андреа, в радости призывающа его. Он же, яко виде его, желаше зело, радости исполнися; братиям престоящим повода им спостника своего пришествие и абие предаси дух…».

      Таким образом, мы имеем два указания о посмертной славе святого Андрея. Младший в земной жизни, он оказывается старшим в духовном мире и как бы принимает душу праведного Даниила при ее разлучении с телом. Местом вечного упокоения обоих подвижников стал Спасо-Андроников монастырь.

      На протяжении XVI—XVII вв. память обоих иконописцев, в первую очередь святого Андрея, была окружена глубоким почитанием. В середине XVI в. Стоглавый собор возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ Святой Троицы как писал Андрей Рублев и «пресловущие греческие живописцы». Таким образом, святой Андрей поставлен в один уровень с теми «пресловущими», хотя в подавляющем большинстве безвестными византийскими художниками, которые выработали православный канон иконописи. Можно также думать, что идеальный образ иконописца, начертанный в 43-й главе Стоглава и широко распространившийся через иконописные подлинники, в немалой степени вдохновлен преданием о святом Андрее, хорошо известном отцам собора.

      Свидетельство о духовном признании святости преподобного Андрея находим в строгановском «Иконописном подлиннике» (конец XVI в.). Этот подлинник был составлен, по-видимому, в среде придворных иконописцев и пользовался самым широким влиянием и авторитетом. Подлинник сообщает: «Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия святые иконы написал, все чудотворные… а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу…» Здесь святой Андрей именуется преподобным (как, несколько ниже, и Даниил), все его иконы признаются особо благодатными; указывается на его принадлежность к духовной традиции святых Сергия и Никона. Имя святого Андрея (вместе с Даниилом) встречается и в древних месяцесловах.

      На миниатюрах рукописей XVI в. святой Андрей изображается с нимбом (Остермановский летописец; лицевое житие святого Сергия кон. XVI в. изб. собр. Троице-Сергиевой Лавры).

      Приводимые источники удостоверяют, что в XV—XVII вв. никто не сомневался в святости Андрея Рублева, как и в высокой праведности Даниила.

      Согласно традиции, в Троице-Сергиевом монастыре память преподобного Андрея совершалась 4(17) июля, в день памяти святого Андрея Критского.

      Закрепление: выполнение заданий в рабочей тетради (с. 84—85).

      Домашнее задание: начать подготовку к повторению главы III «Возникновение Русского единого государства».

Второй урок 

      Цель урока: раскрыть основные темы народного творчества и изменения, происходившие в быту русского народа на протяжении XIV — начала XVI в.

ХОД УРОКА

      Повторение организуется в зависимости от того, как был завершен первый урок. Проверяются задания 2 и 3 на с. 85 рабочей тетради и обсуждаются материалы из раздела «Архивы истории» учебника (вопрос 1).

      1. Задание: прочитать раздел «Народное творчество» и ответить на вопрос: о чем складывались песни и былины?

      2. Ученики самостоятельно выполняют задание 4 на с. 208 учебника.

      Домашнее задание: § 27, продолжить повторение главы III.

      Опережающее задание: прочитать раздел «Подведем итоги» учебника, устно ответить на вопросы к нему.

Категория: ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 477 | Теги: учителю истории, преподавание предметов худож, методика преподавания истории, поурочное планирование уроков истор, МО учителей истории, история России | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0