Цель
урока: подвести к пониманию причин падения
правительства Избранной рады и введения опричнины;
дать представление о характере опричнины, методах
ее проведения и ее последствиях.
Основные
понятия: опричнина, опричник, земщина, неограниченная
диктатура.
Оборудование
урока:
Настенная
карта «Россия в XVI в.».
ХОД УРОКА
Проверка
домашнего задания проводится по вопросам:
1. Как
происходило присоединение Казани и Астрахани?
2. Какое
значение для России имели победы на Востоке?
3. В чем
причины Ливонской войны? Опишите ее ход и результаты.
4. Почему
внешняя политика России была удачной на восточном
и неудачной на западном направлениях?
Во время
устного опроса два ученика выполняют письменные задания
из раздела «Архивы истории».
План
изучения нового материала:
I. Падение
правительства Избранной рады.
II.
Введение опричнины. Причины, цели, управление страной.
III.
Последствия опричнины.
Приступая
к изучению нового материала, учитель формулирует
познавательную задачу: к концу урока определить,
в чем выражалось усиление государственной власти
при Иване IV и как оно было достигнуто.
I. Падение
правительства Избранной рады.
Вопрос
освещается учителем. О жестокости Ивана Грозного,
о казнях можно говорить на основе анализа
репродукции картины С. В. Иванова «Суд
в Московском государстве» (учебник), а также
отрывка из произведения А. К. Толстого
«Князь Серебряный».
Дополнительные
материалы для учителя:
А. К. ТОЛСТОЙ
О ЖЕСТОКОСТИ ИВАНА ГРОЗНОГО
Князь
встал и, следуя обычаю, низко поклонился царю. Тогда
все, бывшие за одним столом с князем, также
встали и поклонились Серебряному, в знак
поздравления с царскою милостью. Серебряный должен
был каждого отблагодарить особым поклоном.
Между
тем стольник возвратился к царю и сказал
ему, кланяясь в пояс:
—
Великий государь! Никита принял блюдо, челом бьет!
Когда съели лебедей, слуги вышли попарно из палаты
и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов,
которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом
в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки,
курники, пироги с мясом и с сыром,
блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи.
Пока гости кушали, слуги разносили ковши и кубки
с медами: вишневым, можжевеловым и черемуховым.
Другие подавали разные иностранные вина: романею,
рейнское и мушкатель…
Напротив
Серебряного сидел один старый боярин, на которого
царь, как поговаривали, держал гнев. Боярин предвидел
себе беду, но не знал какую и ожидал
спокойно своей участи. К удивлению всех, кравчий
Федор Басманов из своих рук поднес ему чашу вина.
—
Василий, — сказал Басманов, —
великий государь жалует тебя чашею! Старик встал,
поклонился Иоанну и выпил вино, а Басманов,
возвратясь к царю, донес ему:
—
Василий выпил чашу, челом бьет!
Все
встали и поклонились старику; ожидали себе и его
поклона, но боярин стоял неподвижно. Дыхание
его сперлось, он дрожал всем телом. Внезапно
глаза его налились кровью, лицо посинело, и он грянул
оземь.
—
Боярин пьян, — сказал Иван Васильевич, —
вынести его вон! — Шепот пробежал по собранию,
а земские бояре переглянулись и потупили
очи в свои тарелки, не смея вымолвить ни слова.
Серебряный
содрогнулся. Еще недавно не верил он рассказам
о жестокости Иоанна, теперь же сам сделался
свидетелем его ужасной мести.
II.
Введение опричнины. Причины, цели, управление страной.
Вначале
учитель знакомит учащихся с происхождением термина
«опричнина». Этот термин был известен
задолго до Ивана Грозного. Происходит он от слова
«опричь» — кроме. Опричниной
называли ту часть земельного владения, которую
после смерти великого князя выделяли его вдове, «опричь»
всех других уделов сыновьям.
Организуется
работа учеников с текстом учебника.
По ходу чтения под руководством учителя составляется
план раздела «Опричнина Ивана Грозного».
План:
1. 3 декабря
1564 г. — выезд Ивана Грозного в Александрову
слободу.
2. Письмо
митрополиту.
3. Грамота
«черным людям».
4. 1565 г. —
установление неограниченной диктатуры, ее цели:
а)
централизация страны;
б)
ликвидация уделов;
в)
искоренение боярского самовластия;
г)
расправа с неугодными людьми.
5. Разделение
России.
6. Выступление
митрополита Филарета против опричнины.
7. Разгром
Новгорода.
8. Казнь
дьяка И. Висковатого и других «изменников»
в Москве.
9. Доносы
опричников друг на друга.
Дополнительные
материалы для учителя:
НАЧАЛО ОПРИЧНИНЫ
В воскресный
день 3 декабря 1564 г. московские горожане
наблюдали странную и устрашающую картину. Из ворот
Кремля выехала длинная процессия. То ехал царь
со своей семьей, свитой, охраной. Такие выезды
были и прежде. Но этот отличался своей
мрачностью, загадочностью. К тому же царь
увозил с собой драгоценности, царскую казну,
старинные иконы.
После
месяца путешествия по Московскому уезду царь
прибыл в Александрову слободу, где находился
хорошо укрепленный царский дворец.
Оттуда
он направил письмо митрополиту, в котором
сообщал, что оставил Москву из-за изменников.
Он перечислял все прегрешения бояр в период
его малолетства и упрекал отцов церкви в заступничестве
за этих злодеев. Особая грамота была направлена
посадскому населению Москвы, всем «черным»,
т. е. простым людям, в которой царь сообщал,
что он ополчился на изменников бояр, приказных
людей, дворян, а на них, простых людей,
зла не держит.
Через
несколько дней в Москве прошла хорошо заранее
подготовленная сцена: на городском собрании
горожане просили царя возвратиться в Москву
и покарать изменников и выражали готовность
сами покарать злодеев. В ответном челобитье
москвичей говорилось, что царь волен править страной,
«как ему, государю, годно», и предавать
казни «изменников и лиходеев».
Испуганные бояре повинились перед царем и признали
его право казнить их или миловать.
Так
началась растянувшаяся на несколько лет неограниченная
диктатура Ивана Грозного.
СЛОВАРЬ РУССКИХ СВЯТЫХ
О МИТРОПОЛИТЕ ФИЛИППЕ (1862 г.)
ФИЛИПП,
святой, митрополит московский и всея России,
чудотворец из знатного боярского рода Колычевых,
сын боярина Стефана Ивановича Стенстура, родился 1507 г.,
февраля 11 в Москве, при крещении назван
Феодором; в 1537 г. пострижен в монахи
в Соловецком монастыре и наречен Филиппом,
а в 1548 г. сделан игуменом этой обители.
Ему обязана обитель своим устройством и украшением.
Царь Иван почти ежегодно жаловал ей волость или
вклад, ибо с детства знал великого ее пастыря.
Все самые богатые вклады и дары в обители
Соловецкой от разных лиц в сравнении с Ивановыми
ничтожны. Кроме недвижимых имуществ, они заключались
в колоколах, богатой утвари и драгоценных
сосудах. Два раза присылал царь напрестольные кресты
из чистого золота с жемчугом и яхонтами.
Между прочим, дарами знаменательна книга иудейских
древностей Иосифа Флавия. В 1566 г. Иван
Грозный вызвал игумена Филиппа в Москву для духовного
совета. Царь объявил ему, что желает видеть его на кафедре
митрополита. Филипп отказывался принять предлагаемый
высокий сан, доколе не будет уничтожена опричнина;
но, по увещанию пастырей и повинуясь воле
царской, согласился. Тогда написана была грамота,
в коей новый митрополит дал слово не вступаться
в опричнину государеву и не оставлять
митрополии под тем предлогом, что царь запретил ему
мешаться в дела мирские. Сию хартию утвердили
святители своими подписями, и Филипп возведен
(25 июля 1566 г.) на митрополию с явным
его прискорбием, но к общему удовольствию
народа. Водворилась тишина в Москве, и жалобы
на опричников замолкли. Но вскоре начались
новые казни и новые опалы. Митрополит, давший
слово не мешаться в мирские дела, молчал,
но втайне увещевал и укорял царя. Гнев Ивана
не замедлил обратиться на Филиппа как на орудие
ненавистных бояр, внушивших ему мысль требовать уничтожения
опричнины. В один день, когда Филипп находился
в Успенском соборе, взошел в церковь Иван,
а за ним бояре и опричники в черной
одежде, имея на головах высокие остроконечные
шлыки. Царь подошел к митрополиту и трижды
испрашивал его благословения. Филипп смотрел на образ
Спасителя и молчал, потом начал укорять Ивана
за его непристойное одеяние и жестокости
и угрожал ему судом Божиим. Царь, выходя из церкви,
грозил святителю изгнанием и муками. Митрополит
отвечал, что боится одного Бога. На другой день
допрошены были приближенные митрополита о тайных
замыслах Филиппа; но, несмотря на старания клеветников,
ничего не было открыто. Иван не смел еще
возложить руку на первосвятителя, чтимого народом.
Вскоре (28 июля) встретились они в Новодевичьем
монастыре, где тогда служил митрополит и куда
царь прибыл со своими опричниками; на одном
из них была вышеозначенная тафья. Филипп напомнил
Ивану с негодованием о сем бесчинии; но опричник,
опасаясь царского гнева, успел спрятать свою тафью,
и царя уверили, что это выдумано Филиппом для
того только, чтобы иметь случай укорять царя. Разгневанный,
Иван торжественно ругал митрополита. Наконец решился
изгнать его. Но дабы не возбудить чрез то смущения
в народе, он нашел верное средство обвинить
его, послав в Соловецкий монастырь, по совету
духовника своего, Благовещенского протоиерея Евстафия,
тайного врага Филиппова, Пафнутия, епископа суздальского,
архимандрита андрониковского Феодосия, князя Василия
Темкина и других. Они старались угрозами и обещаниями
склонить некоторых из монахов донесть на Филиппа
и оклеветать его; но все единогласно сказали,
что он свят делами и сердцем; один игумен
их Паисий склонился на постыдное предложение.
Посланные по приезде в Москву представили
вымышленные доносы свои царю, который и повелел
митрополиту явиться на суд. Царь, святители и бояре
сидели в молчании. Игумен Паисий стоял перед
ними и клеветал на святого мужа. Филипп
не оправдывался, ибо знал, что это будет бесполезно;
но, обратясь к Паисию, сказал, что злое сеяние
не принесет ему плода вожделенного, а царю,
что он лучше хочет умереть невинным мучеником,
нежели в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы
и беззакония, и что возвращает жезл пастырский,
белый клобук и мантию. Потом, поручив святителям
пасти верно стадо Христово, он хотел удалиться;
но царь, остановив его, сказал, что ему должно
ждать суда и не быть своим судьею; он принудил
его взять назад утварь святительскую и служить
обедню 8 ноября в Успенском соборе. Во время
службы явился присланный от царя боярин Алексей
Басманов с толпою вооруженных опричников и велел
читать принесенный им свиток, из которого
народ, к изумлению, узнал, что Филипп лишен сана
первосвятительского. По прочтении бумаги опричники
бросились в алтарь, сорвали с митрополита
святительское одеяние, облекли его в разодранные
чернические ризы, с поруганием выгнали из церкви
метлами и, посадив его на дровни, отвезли в Московский
Богоявленский монастырь; народ провожал его с плачем
и рыданием. На другой день царь велел его
привести пред себя в судную палату для выслушивания
приговора, которым он, как уличенный в волшебстве
и других взведенных на него преступлениях,
осужден кончить дни в заточении. Филипп не жаловался
на несправедливость, но молил Ивана не терзать
подданных и помнить час смертный. Царь повелел
заковать его в цепи, посадить в мрачную
темницу и морить голодом. Филипп пробыл восемь
дней без пищи. Из темницы перевели его в обитель
Св. Николая старого (на Перерве). Царь,
не довольствуясь сим, начал истреблять род Колычевых
и прислал к Филиппу отсеченную голову одного
из ближайших и любимых его родственников.
Филипп, не смутясь, принял голову, целовал ее,
благословил и возвратил принесшему. Между тем
народ с утра до вечера толпился вокруг обители
Николаевской; смотрел на келью заключенного и рассказывал
друг другу о чудесах его святости. Тогда царь,
опасаясь волнения народного, сослал Филиппа в Тверь
в Отрочь монастырь. Там в тесной келье провел
он около года. Мирная жизнь его продолжалась
недолго. Иван, направляясь для наказания новгородцев,
послал, не доезжая Твери, Филиппу в келью
любимца своего Малюту Скуратова просить от имени
царя благословения на шествие в Новгород;
но Филипп, угадывая настоящую причину прихода
Малюты, отвечал ему, что благословляют только добрых
и на доброе, и с кротостью примолвил:
я давно ожидаю смерти; да исполнится воля
государева! Сказав сие, стал на молитву и вручил
дух свой Богу; тогда Малюта бросился на Филиппа,
задушил его подушкою и при себе же велел
погребсти; но дабы скрыть это злодеяние, возложил
вину смерти на монастырских приставников, разгласив,
что по нерадению их Филипп умер от угару.
Происшествие сие было в 1569 г., декабря 23.
Св. мощи Филиппа перенесены в 1591 г.
по просьбе соловецкой братии из Отроча в Соловецкий
монастырь, а в 1652 г., июля 3,
по совету новгородского митрополита Никона, перенесены
оттуда в Москву и поставлены в соборной
церкви Успения Богоматери. Церковь совершает память
Филиппа 9 января и 3 июля.
«ЧТО ЕСТЬ ОПРИЧНИНА»
(ОТРЫВОК ИЗ ПЬЕСЫ А. Н. ТОЛСТОГО «ИВАН
ГРОЗНЫЙ»)
(Палата
нового дворца в Александровской слободе. В замерзших
окнах — сумрак раннего рассвета.)
Иван.
Дьяки… Два послания написал ночью —
императору Священной Римской империи и аглицкому
королю. (Висковатому, передавая грамоту.) Тебе ехать
в Вену… (Новосильцеву.) Тебе —
в Лондон… Пустые слова стали говорить про
меня при королевских дворах. Я, вишь, головой занемог…
Царство свое разоряю потехи ради… Князья и бояре,
восстав единодушно, меня за то из Москвы
прогнали, как пса бешеного… Укрылся я здесь,
в Александровской слободе, с опричниками,
сиречь — ворами, скоморохами, разбойниками…
Вот и поднялись на меня три короля совершить
божеское правосудие. Воеводы мои вместе с Андрюшкою
Курбским разбежались, и войска у меня более
нет, по лесам хоронится… Ах, ах, как такого
царя земля терпит…
Висковатый.
Кто же сказкам таким поверит, государь!
Иван.
Верят! Свидетели моим злодеяниям пересылаются из Москвы
в Варшаву и далее. Слухи, как птицы, летят…
Грузны седалища у князей удельных, непомерны
чрева у бояр моих, языки их остры для клеветы.
(Новосильцеву.) Как ты станешь говорить с аглицким
королем?..
Новосильцев.
Скажу, что ты, государь, скорбишь о великих трудах
аглицких торговых людей, за то, что им далеко
плыть из Лондона в Архангельск, и хочется
тебе, чтоб плыли они коротким путем — через
Варяжское море в Нарву, в Ревель и Ригу…
Иван.
Так, так, так…
Новосильцев.
И только любви ради и дружбы к аглицким
торговым людям начал ты ливонскую войну…
Иван.
Не поверят, дьяк. Они люди умные… Про короткий
путь в Москву они лучше тебя знают… Скажешь:
воюю я со шведским королем, который запер
проливы в Варяжское море, и воюю с польским
королем, которому помогают немцы и в Ригу
аглицких кораблей пускать не хотят. Не лучше ли
будет аглицкому королю не сидеть сложа руки,
дожидаясь конца моих бранных трудов, а послать бы
свои корабли помочь мне с моря… Вот тогда
и заговори с ним о любви-то…
Новосильцев.
Понял, государь.
Иван.
И еще скажешь: третий король, Христиан Датский,
который аглицкому королю больше других досадил, нынче
со мной в любви и мире, и я выдаю
племянницу мою за сына его принца Магнуса…
Вот какой я человекоядец… (Висковатому.)
Твоя служба в Вене будет труднее… Как станешь
говорить с императором?
Висковатый.
Двоемысленно, государь…
Иван.
Так, так… В Вене люди коварны. Там надо
пужать да собольими шубами одаривать. Говори,
что у нас с императором один враг —
турецкий султан, случится беда — ему никто
не поможет, помогу один я. А турецкому послу,
подарив шубу с моего плеча, скажешь невзначай,
что ныне у меня на коней посажены двадцать
тысяч опричников, искусных к бою…
Висковатый.
Государь, а буде в Вене станут спрашивать,
что за диковина — опричнина?
Иван.
Скажи, — бранная сила моя. Скажи, —
перестали мы терпеть старый обычай —
сидеть царем на Москве без своего войска, а случись
война — кланяться удельным князьям, чтобы
шли на войну со своими мужиками, с дубьем
да рогатиной… Захотели мы — великий
государь — войско свое, великое иметь, ибо
земля наша велика и замыслы наши велики…
И такое войско, опричь всего, мы завели…
А впрочем, этого императору не говори, зачем
ему знать… Скажи только: государь нынче правит
государством один, собирает доходы в одну казну
и нашел молодых воинов, любящих смертную игру,
и их припускает близко к себе, и во всем
им верит. То есть опричнина…
Висковатый.
Так, государь.
Иван.
Да не уставай повторять турецкому послу,
что ныне мы хана Давлет-Гирея не боимся,
наш степной воевода Михаил Иванович Воротынский всю
Дикую степь сторо́жами преградил от крымских
татар, у него в степи сто тысяч станичников
с коней не ссаживаются. (Воротынскому.)
Так ли, князь Михайла? (Подходит к Воротынскому
и обнимает его.) Михаило Иванович, здравствуй…
Здоров ли?
Воротынский.
Здоров, государь…
Иван.
А ты печален? Нужды у тебя нет ли
какой?
Воротынский.
Есть у меня нужда.
Иван.
Говори, проси…
Воротынский.
Государь, отпусти меня в монастырь.
Иван.
Что ты? В келью хочешь? На покой? А крымский
хан пускай лезет через Оку, жжет Москву?..
Воротынский.
Не пойму! Плач и стенание в Москве:
у монастырей земли отбирают, вотчинных князей
с древних уделов сводят и с холопами
гонят на Дон и далее. Зачем?
Иван.
И твой стольный град Воротынск мы в опричнину
взяли, прости Христа ради, да — нужда. По смоленской
дороге до Литвы, и по ржевской, и терской
до самой Ливонии все города и уезды опричникам
моим розданы малыми частями. Помнишь ли золотые
слова Премудрого Ивашки Пересветова: «Вельможи-то
мои выезжают на службу цветно и конно и людно,
а за отечество крепко не стоят и лютою
против недруга смертною игрой играть не хотят.
Бедный-то об отечестве радеет, а богатый
об утробе». Вот — правда…
Васька Грязной двадцать тысяч молодцов собрал по уездам,
да таких, что и на кулачки против них
не становись, одел их, обул и смертному
бою научил. То есть опричнина…
III.
Последствия опричнины.
В заключение
урока учитель рассказывает о казнях и расправах
в период централизации в государствах Европы.
При этом подчеркивается, что, несмотря на историческую
неизбежность подобных событий, мы не можем
оправдывать действия правителей того времени. Расправы
имели многие отрицательные последствия.
Дополнительные
материалы для учителя:
ИСТОРИК Н. И. КОСТОМАРОВ
О ПОСЛЕДСТВИЯХ ОПРИЧНИНЫ ДЛЯ НРАВСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ
ОБЩЕСТВА
Лживость
сделалась знаменитой чертою тогдашних московских людей.
Семена этого порока существовали издавна, но были
в громадном размере воспитаны и развиты
эпохою царствования Грозного, который сам был олицетворенная
ложь. Создавши опричнину, Иван вооружил людей одних
против других, указал им путь искать милостей
или спасения в гибели своих ближних, казнями
за явно вымышленные преступления приучил к ложным
доносам и, совершая для одной потехи бесчеловечные
злодеяния, воспитал в окружающей его среде бессердечие
и жестокость. Исчезло уважение к правде
и нравственности, после того как царь, который,
по народному идеалу, должен был быть блюстителем
того и другого, устраивал на виду своих
подданных такие зрелища, как травля невинных людей
медведями или всенародные истязания обнаженных девушек,
и в то же время соблюдал самые строгие
правила монашествующего благочестия. В минуты
собственной опасности всякий человек, естественно,
думает только о себе; но когда такие минуты
для русских продолжались целые десятилетия, понятно,
что должно было вырасти поколение своекорыстных и жестокосердечных
себялюбцев, у которых все помыслы, все стремления
клонились только к собственной охране, поколение,
для которого, при наружном соблюдении обычных форм
благочестия, законности и нравственности, не оставалось
никакой внутренней правды. Кто был умнее других, тот
должен был сделаться образцом лживости; то была
эпоха, когда ум, закованный исключительно в узкие
рамки своекорыстных побуждений, присущих всей современной
жизненной среде, мог проявить свою деятельность только
в искусстве посредством обмана достигать личных
целей. Тяжелые болезни людских обществ, подобно физическим
болезням, излечиваются не скоро, особенно когда
дальнейшие условия жизни способствуют не прекращению,
а продолжению болезненного состояния; только
этим объясняются те ужасные явления Смутного
времени, которые, можно сказать, были выступлением
наружу испорченных соков, накопившихся в страшную
эпоху Ивановских мучительств.
Результатом
работы на уроке должна стать схема, которую учащиеся
заполняют в тетради.
Закрепление:
коллективное обсуждение вопроса, заданного в начале
урока.
Домашнее
задание: § 30; рабочая тетрадь, с. 94—96;
раздел «Архивы истории» по вопросам. |