Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 06.05.2024, 05:39:59
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Тема: «ОПРИЧНИНА»

      Цель урока: подвести к пониманию причин падения правительства Избранной рады и введения опричнины; дать представление о характере опричнины, методах ее проведения и ее последствиях.

      Основные понятия: опричнина, опричник, земщина, неограниченная диктатура.

      Оборудование урока:

      Настенная карта «Россия в XVI в.».

ХОД УРОКА

      Проверка домашнего задания проводится по вопросам:

      1. Как происходило присоединение Казани и Астрахани?

      2. Какое значение для России имели победы на Востоке?

      3. В чем причины Ливонской войны? Опишите ее ход и результаты.

      4. Почему внешняя политика России была удачной на восточном и неудачной на западном направлениях?

      Во время устного опроса два ученика выполняют письменные задания из раздела «Архивы истории».

      План изучения нового материала:

      I. Падение правительства Избранной рады.

      II. Введение опричнины. Причины, цели, управление страной.

      III. Последствия опричнины.

      Приступая к изучению нового материала, учитель формулирует познавательную задачу: к концу урока определить, в чем выражалось усиление государственной власти при Иване IV и как оно было достигнуто.

      I. Падение правительства Избранной рады.

      Вопрос освещается учителем. О жестокости Ивана Грозного, о казнях можно говорить на основе анализа репродукции картины С. В. Иванова «Суд в Московском государстве» (учебник), а также отрывка из произведения А. К. Толстого «Князь Серебряный».

      Дополнительные материалы для учителя:

А. К. ТОЛСТОЙ О ЖЕСТОКОСТИ ИВАНА ГРОЗНОГО

      Князь встал и, следуя обычаю, низко поклонился царю. Тогда все, бывшие за одним столом с князем, также встали и поклонились Серебряному, в знак поздравления с царскою милостью. Серебряный должен был каждого отблагодарить особым поклоном.

      Между тем стольник возвратился к царю и сказал ему, кланяясь в пояс:

      — Великий государь! Никита принял блюдо, челом бьет! Когда съели лебедей, слуги вышли попарно из палаты и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и с сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи. Пока гости кушали, слуги разносили ковши и кубки с медами: вишневым, можжевеловым и черемуховым. Другие подавали разные иностранные вина: романею, рейнское и мушкатель…

      Напротив Серебряного сидел один старый боярин, на которого царь, как поговаривали, держал гнев. Боярин предвидел себе беду, но не знал какую и ожидал спокойно своей участи. К удивлению всех, кравчий Федор Басманов из своих рук поднес ему чашу вина.

      — Василий, — сказал Басманов, — великий государь жалует тебя чашею! Старик встал, поклонился Иоанну и выпил вино, а Басманов, возвратясь к царю, донес ему:

      — Василий выпил чашу, челом бьет!

      Все встали и поклонились старику; ожидали себе и его поклона, но боярин стоял неподвижно. Дыхание его сперлось, он дрожал всем телом. Внезапно глаза его налились кровью, лицо посинело, и он грянул оземь.

      — Боярин пьян, — сказал Иван Васильевич, — вынести его вон! — Шепот пробежал по собранию, а земские бояре переглянулись и потупили очи в свои тарелки, не смея вымолвить ни слова.

      Серебряный содрогнулся. Еще недавно не верил он рассказам о жестокости Иоанна, теперь же сам сделался свидетелем его ужасной мести.

      II. Введение опричнины. Причины, цели, управление страной.

      Вначале учитель знакомит учащихся с происхождением термина «опричнина». Этот термин был известен задолго до Ивана Грозного. Происходит он от слова «опричь» — кроме. Опричниной называли ту часть земельного владения, которую после смерти великого князя выделяли его вдове, «опричь» всех других уделов сыновьям.

      Организуется работа учеников с текстом учебника. По ходу чтения под руководством учителя составляется план раздела «Опричнина Ивана Грозного».

      План:

      1. 3 декабря 1564 г. — выезд Ивана Грозного в Александрову слободу.

      2. Письмо митрополиту.

      3. Грамота «черным людям».

      4. 1565 г. — установление неограниченной диктатуры, ее цели:

      а) централизация страны;

      б) ликвидация уделов;

      в) искоренение боярского самовластия;

      г) расправа с неугодными людьми.

      5. Разделение России.

      6. Выступление митрополита Филарета против опричнины.

      7. Разгром Новгорода.

      8. Казнь дьяка И. Висковатого и других «изменников» в Москве.

      9. Доносы опричников друг на друга.

      Дополнительные материалы для учителя:

НАЧАЛО ОПРИЧНИНЫ

      В воскресный день 3 декабря 1564 г. московские горожане наблюдали странную и устрашающую картину. Из ворот Кремля выехала длинная процессия. То ехал царь со своей семьей, свитой, охраной. Такие выезды были и прежде. Но этот отличался своей мрачностью, загадочностью. К тому же царь увозил с собой драгоценности, царскую казну, старинные иконы.

      После месяца путешествия по Московскому уезду царь прибыл в Александрову слободу, где находился хорошо укрепленный царский дворец.

      Оттуда он направил письмо митрополиту, в котором сообщал, что оставил Москву из-за изменников. Он перечислял все прегрешения бояр в период его малолетства и упрекал отцов церкви в заступничестве за этих злодеев. Особая грамота была направлена посадскому населению Москвы, всем «черным», т. е. простым людям, в которой царь сообщал, что он ополчился на изменников бояр, приказных людей, дворян, а на них, простых людей, зла не держит.

      Через несколько дней в Москве прошла хорошо заранее подготовленная сцена: на городском собрании горожане просили царя возвратиться в Москву и покарать изменников и выражали готовность сами покарать злодеев. В ответном челобитье москвичей говорилось, что царь волен править страной, «как ему, государю, годно», и предавать казни «изменников и лиходеев». Испуганные бояре повинились перед царем и признали его право казнить их или миловать.

      Так началась растянувшаяся на несколько лет неограниченная диктатура Ивана Грозного.

СЛОВАРЬ РУССКИХ СВЯТЫХ О МИТРОПОЛИТЕ ФИЛИППЕ (1862 г.)

      ФИЛИПП, святой, митрополит московский и всея России, чудотворец из знатного боярского рода Колычевых, сын боярина Стефана Ивановича Стенстура, родился 1507 г., февраля 11 в Москве, при крещении назван Феодором; в 1537 г. пострижен в монахи в Соловецком монастыре и наречен Филиппом, а в 1548 г. сделан игуменом этой обители. Ему обязана обитель своим устройством и украшением. Царь Иван почти ежегодно жаловал ей волость или вклад, ибо с детства знал великого ее пастыря. Все самые богатые вклады и дары в обители Соловецкой от разных лиц в сравнении с Ивановыми ничтожны. Кроме недвижимых имуществ, они заключались в колоколах, богатой утвари и драгоценных сосудах. Два раза присылал царь напрестольные кресты из чистого золота с жемчугом и яхонтами. Между прочим, дарами знаменательна книга иудейских древностей Иосифа Флавия. В 1566 г. Иван Грозный вызвал игумена Филиппа в Москву для духовного совета. Царь объявил ему, что желает видеть его на кафедре митрополита. Филипп отказывался принять предлагаемый высокий сан, доколе не будет уничтожена опричнина; но, по увещанию пастырей и повинуясь воле царской, согласился. Тогда написана была грамота, в коей новый митрополит дал слово не вступаться в опричнину государеву и не оставлять митрополии под тем предлогом, что царь запретил ему мешаться в дела мирские. Сию хартию утвердили святители своими подписями, и Филипп возведен (25 июля 1566 г.) на митрополию с явным его прискорбием, но к общему удовольствию народа. Водворилась тишина в Москве, и жалобы на опричников замолкли. Но вскоре начались новые казни и новые опалы. Митрополит, давший слово не мешаться в мирские дела, молчал, но втайне увещевал и укорял царя. Гнев Ивана не замедлил обратиться на Филиппа как на орудие ненавистных бояр, внушивших ему мысль требовать уничтожения опричнины. В один день, когда Филипп находился в Успенском соборе, взошел в церковь Иван, а за ним бояре и опричники в черной одежде, имея на головах высокие остроконечные шлыки. Царь подошел к митрополиту и трижды испрашивал его благословения. Филипп смотрел на образ Спасителя и молчал, потом начал укорять Ивана за его непристойное одеяние и жестокости и угрожал ему судом Божиим. Царь, выходя из церкви, грозил святителю изгнанием и муками. Митрополит отвечал, что боится одного Бога. На другой день допрошены были приближенные митрополита о тайных замыслах Филиппа; но, несмотря на старания клеветников, ничего не было открыто. Иван не смел еще возложить руку на первосвятителя, чтимого народом. Вскоре (28 июля) встретились они в Новодевичьем монастыре, где тогда служил митрополит и куда царь прибыл со своими опричниками; на одном из них была вышеозначенная тафья. Филипп напомнил Ивану с негодованием о сем бесчинии; но опричник, опасаясь царского гнева, успел спрятать свою тафью, и царя уверили, что это выдумано Филиппом для того только, чтобы иметь случай укорять царя. Разгневанный, Иван торжественно ругал митрополита. Наконец решился изгнать его. Но дабы не возбудить чрез то смущения в народе, он нашел верное средство обвинить его, послав в Соловецкий монастырь, по совету духовника своего, Благовещенского протоиерея Евстафия, тайного врага Филиппова, Пафнутия, епископа суздальского, архимандрита андрониковского Феодосия, князя Василия Темкина и других. Они старались угрозами и обещаниями склонить некоторых из монахов донесть на Филиппа и оклеветать его; но все единогласно сказали, что он свят делами и сердцем; один игумен их Паисий склонился на постыдное предложение. Посланные по приезде в Москву представили вымышленные доносы свои царю, который и повелел митрополиту явиться на суд. Царь, святители и бояре сидели в молчании. Игумен Паисий стоял перед ними и клеветал на святого мужа. Филипп не оправдывался, ибо знал, что это будет бесполезно; но, обратясь к Паисию, сказал, что злое сеяние не принесет ему плода вожделенного, а царю, что он лучше хочет умереть невинным мучеником, нежели в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы и беззакония, и что возвращает жезл пастырский, белый клобук и мантию. Потом, поручив святителям пасти верно стадо Христово, он хотел удалиться; но царь, остановив его, сказал, что ему должно ждать суда и не быть своим судьею; он принудил его взять назад утварь святительскую и служить обедню 8 ноября в Успенском соборе. Во время службы явился присланный от царя боярин Алексей Басманов с толпою вооруженных опричников и велел читать принесенный им свиток, из которого народ, к изумлению, узнал, что Филипп лишен сана первосвятительского. По прочтении бумаги опричники бросились в алтарь, сорвали с митрополита святительское одеяние, облекли его в разодранные чернические ризы, с поруганием выгнали из церкви метлами и, посадив его на дровни, отвезли в Московский Богоявленский монастырь; народ провожал его с плачем и рыданием. На другой день царь велел его привести пред себя в судную палату для выслушивания приговора, которым он, как уличенный в волшебстве и других взведенных на него преступлениях, осужден кончить дни в заточении. Филипп не жаловался на несправедливость, но молил Ивана не терзать подданных и помнить час смертный. Царь повелел заковать его в цепи, посадить в мрачную темницу и морить голодом. Филипп пробыл восемь дней без пищи. Из темницы перевели его в обитель Св. Николая старого (на Перерве). Царь, не довольствуясь сим, начал истреблять род Колычевых и прислал к Филиппу отсеченную голову одного из ближайших и любимых его родственников. Филипп, не смутясь, принял голову, целовал ее, благословил и возвратил принесшему. Между тем народ с утра до вечера толпился вокруг обители Николаевской; смотрел на келью заключенного и рассказывал друг другу о чудесах его святости. Тогда царь, опасаясь волнения народного, сослал Филиппа в Тверь в Отрочь монастырь. Там в тесной келье провел он около года. Мирная жизнь его продолжалась недолго. Иван, направляясь для наказания новгородцев, послал, не доезжая Твери, Филиппу в келью любимца своего Малюту Скуратова просить от имени царя благословения на шествие в Новгород; но Филипп, угадывая настоящую причину прихода Малюты, отвечал ему, что благословляют только добрых и на доброе, и с кротостью примолвил: я давно ожидаю смерти; да исполнится воля государева! Сказав сие, стал на молитву и вручил дух свой Богу; тогда Малюта бросился на Филиппа, задушил его подушкою и при себе же велел погребсти; но дабы скрыть это злодеяние, возложил вину смерти на монастырских приставников, разгласив, что по нерадению их Филипп умер от угару. Происшествие сие было в 1569 г., декабря 23. Св. мощи Филиппа перенесены в 1591 г. по просьбе соловецкой братии из Отроча в Соловецкий монастырь, а в 1652 г., июля 3, по совету новгородского митрополита Никона, перенесены оттуда в Москву и поставлены в соборной церкви Успения Богоматери. Церковь совершает память Филиппа 9 января и 3 июля.

«ЧТО ЕСТЬ ОПРИЧНИНА»
(ОТРЫВОК ИЗ ПЬЕСЫ А. Н. ТОЛСТОГО «ИВАН ГРОЗНЫЙ»)

      (Палата нового дворца в Александровской слободе. В замерзших окнах — сумрак раннего рассвета.)

      Иван. Дьяки… Два послания написал ночью — императору Священной Римской империи и аглицкому королю. (Висковатому, передавая грамоту.) Тебе ехать в Вену… (Новосильцеву.) Тебе — в Лондон… Пустые слова стали говорить про меня при королевских дворах. Я, вишь, головой занемог… Царство свое разоряю потехи ради… Князья и бояре, восстав единодушно, меня за то из Москвы прогнали, как пса бешеного… Укрылся я здесь, в Александровской слободе, с опричниками, сиречь — ворами, скоморохами, разбойниками… Вот и поднялись на меня три короля совершить божеское правосудие. Воеводы мои вместе с Андрюшкою Курбским разбежались, и войска у меня более нет, по лесам хоронится… Ах, ах, как такого царя земля терпит…

      Висковатый. Кто же сказкам таким поверит, государь!

      Иван. Верят! Свидетели моим злодеяниям пересылаются из Москвы в Варшаву и далее. Слухи, как птицы, летят… Грузны седалища у князей удельных, непомерны чрева у бояр моих, языки их остры для клеветы. (Новосильцеву.) Как ты станешь говорить с аглицким королем?..

      Новосильцев. Скажу, что ты, государь, скорбишь о великих трудах аглицких торговых людей, за то, что им далеко плыть из Лондона в Архангельск, и хочется тебе, чтоб плыли они коротким путем — через Варяжское море в Нарву, в Ревель и Ригу…

      Иван. Так, так, так…

      Новосильцев. И только любви ради и дружбы к аглицким торговым людям начал ты ливонскую войну…

      Иван. Не поверят, дьяк. Они люди умные… Про короткий путь в Москву они лучше тебя знают… Скажешь: воюю я со шведским королем, который запер проливы в Варяжское море, и воюю с польским королем, которому помогают немцы и в Ригу аглицких кораблей пускать не хотят. Не лучше ли будет аглицкому королю не сидеть сложа руки, дожидаясь конца моих бранных трудов, а послать бы свои корабли помочь мне с моря… Вот тогда и заговори с ним о любви-то

      Новосильцев. Понял, государь.

      Иван. И еще скажешь: третий король, Христиан Датский, который аглицкому королю больше других досадил, нынче со мной в любви и мире, и я выдаю племянницу мою за сына его принца Магнуса… Вот какой я человекоядец… (Висковатому.) Твоя служба в Вене будет труднее… Как станешь говорить с императором?

      Висковатый. Двоемысленно, государь…

      Иван. Так, так… В Вене люди коварны. Там надо пужать да собольими шубами одаривать. Говори, что у нас с императором один враг — турецкий султан, случится беда — ему никто не поможет, помогу один я. А турецкому послу, подарив шубу с моего плеча, скажешь невзначай, что ныне у меня на коней посажены двадцать тысяч опричников, искусных к бою…

      Висковатый. Государь, а буде в Вене станут спрашивать, что за диковина — опричнина?

      Иван. Скажи, — бранная сила моя. Скажи, — перестали мы терпеть старый обычай — сидеть царем на Москве без своего войска, а случись война — кланяться удельным князьям, чтобы шли на войну со своими мужиками, с дубьем да рогатиной… Захотели мы — великий государь — войско свое, великое иметь, ибо земля наша велика и замыслы наши велики… И такое войско, опричь всего, мы завели… А впрочем, этого императору не говори, зачем ему знать… Скажи только: государь нынче правит государством один, собирает доходы в одну казну и нашел молодых воинов, любящих смертную игру, и их припускает близко к себе, и во всем им верит. То есть опричнина…

      Висковатый. Так, государь.

      Иван. Да не уставай повторять турецкому послу, что ныне мы хана Давлет-Гирея не боимся, наш степной воевода Михаил Иванович Воротынский всю Дикую степь сторо́жами преградил от крымских татар, у него в степи сто тысяч станичников с коней не ссаживаются. (Воротынскому.) Так ли, князь Михайла? (Подходит к Воротынскому и обнимает его.) Михаило Иванович, здравствуй… Здоров ли?

      Воротынский. Здоров, государь…

      Иван. А ты печален? Нужды у тебя нет ли какой?

      Воротынский. Есть у меня нужда.

      Иван. Говори, проси…

      Воротынский. Государь, отпусти меня в монастырь.

      Иван. Что ты? В келью хочешь? На покой? А крымский хан пускай лезет через Оку, жжет Москву?..

      Воротынский. Не пойму! Плач и стенание в Москве: у монастырей земли отбирают, вотчинных князей с древних уделов сводят и с холопами гонят на Дон и далее. Зачем?

      Иван. И твой стольный град Воротынск мы в опричнину взяли, прости Христа ради, да — нужда. По смоленской дороге до Литвы, и по ржевской, и терской до самой Ливонии все города и уезды опричникам моим розданы малыми частями. Помнишь ли золотые слова Премудрого Ивашки Пересветова: «Вельможи-то мои выезжают на службу цветно и конно и людно, а за отечество крепко не стоят и лютою против недруга смертною игрой играть не хотят. Бедный-то об отечестве радеет, а богатый об утробе». Вот — правда… Васька Грязной двадцать тысяч молодцов собрал по уездам, да таких, что и на кулачки против них не становись, одел их, обул и смертному бою научил. То есть опричнина…

      III. Последствия опричнины.

      В заключение урока учитель рассказывает о казнях и расправах в период централизации в государствах Европы. При этом подчеркивается, что, несмотря на историческую неизбежность подобных событий, мы не можем оправдывать действия правителей того времени. Расправы имели многие отрицательные последствия.

      Дополнительные материалы для учителя:

ИСТОРИК Н. И. КОСТОМАРОВ О ПОСЛЕДСТВИЯХ ОПРИЧНИНЫ ДЛЯ НРАВСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВА

      Лживость сделалась знаменитой чертою тогдашних московских людей. Семена этого порока существовали издавна, но были в громадном размере воспитаны и развиты эпохою царствования Грозного, который сам был олицетворенная ложь. Создавши опричнину, Иван вооружил людей одних против других, указал им путь искать милостей или спасения в гибели своих ближних, казнями за явно вымышленные преступления приучил к ложным доносам и, совершая для одной потехи бесчеловечные злодеяния, воспитал в окружающей его среде бессердечие и жестокость. Исчезло уважение к правде и нравственности, после того как царь, который, по народному идеалу, должен был быть блюстителем того и другого, устраивал на виду своих подданных такие зрелища, как травля невинных людей медведями или всенародные истязания обнаженных девушек, и в то же время соблюдал самые строгие правила монашествующего благочестия. В минуты собственной опасности всякий человек, естественно, думает только о себе; но когда такие минуты для русских продолжались целые десятилетия, понятно, что должно было вырасти поколение своекорыстных и жестокосердечных себялюбцев, у которых все помыслы, все стремления клонились только к собственной охране, поколение, для которого, при наружном соблюдении обычных форм благочестия, законности и нравственности, не оставалось никакой внутренней правды. Кто был умнее других, тот должен был сделаться образцом лживости; то была эпоха, когда ум, закованный исключительно в узкие рамки своекорыстных побуждений, присущих всей современной жизненной среде, мог проявить свою деятельность только в искусстве посредством обмана достигать личных целей. Тяжелые болезни людских обществ, подобно физическим болезням, излечиваются не скоро, особенно когда дальнейшие условия жизни способствуют не прекращению, а продолжению болезненного состояния; только этим объясняются те ужасные явления Смутного времени, которые, можно сказать, были выступлением наружу испорченных соков, накопившихся в страшную эпоху Ивановских мучительств.

      Результатом работы на уроке должна стать схема, которую учащиеся заполняют в тетради.

      Закрепление: коллективное обсуждение вопроса, заданного в начале урока.

      Домашнее задание: § 30; рабочая тетрадь, с. 94—96; раздел «Архивы истории» по вопросам.

Категория: ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 684 | Теги: учителю истории, преподавание предметов худож, методика преподавания истории, поурочное планирование уроков истор, МО учителей истории, история России | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0