Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 06.05.2024, 03:12:25
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Тема: «ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ГРОЗНОГО ЦАРЯ. ПРАВЛЕНИЕ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА»

      Цель урока: дать представление о последствиях опричнины, начале закрепощения крестьян в России; показать, как шло присоединение Сибири; познакомить учащихся с ситуацией, сложившейся после смерти Ивана Грозного; дать характеристику его преемника.

      Основные понятия: казаки, заповедные годы, патриарх, крепостное право, «урочные лета».

      Оборудование урока:

      Настенная карта «Россия в XVI в.».

ХОД УРОКА

      Проверка домашнего задания начинается с анализа источников из раздела «Архивы истории». Затем заслушивается рассказ об опричнине и проводится беседа с классом по вопросам учебника.

      Рабочие тетради проверяются выборочно.

      План изучения нового материала:

      I. Конец опричнины и ее последствия.

      II. Присоединение Сибири.

      III. Смерть Ивана IV.

      IV. Правление Федора Ивановича.

      I. Конец опричнины и ее последствия.

      Особое внимание уделяется разъяснению вопроса о введении заповедных лет в 1581 г. В тетради школьники могут записать даты основных событий, связанных с введением крепостного права в России.

      II. Присоединение Сибири.

      Беседа с учащимися по вопросам с использованием карты:

      1. Какие территории были присоединены к России при Иване Грозном?

      2. На какие ханства распалась Золотая Орда?

      Организуется работа с учебником: учащиеся читают пункт «Присоединение Сибири», работают с картой и репродукцией картины В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» (учебник). В заключение учитель предлагает обсудить вопрос 3 (подумай и обсуди) учебника.

      Дополнительные материалы для учителя:

НАЧАЛО ПРИСОЕДИНЕНИЯ СИБИРИ

      Несмотря на неудачи в Ливонской войне, постоянную опасность, исходящую от Крыма, русское правительство продолжало осуществлять свою восточную политику. Там на Востоке, за Уралом, продолжал существовать еще один враждебный России «осколок» Золотой Орды — Сибирское ханство. Оно занимало огромные пространства Западной Сибири по берегам рек Обь, Иртыш, Тобол. Кочевья сибирского хана доходили до южносибирских степей. Под его властью находились многочисленные народы Сибири — ханты, манси, ненцы, селькупы и др.

      Русские давно уже приблизились вплотную к сибирским владениям. Наступление велось в течение долгих десятилетий, и шло оно с нескольких сторон. Часть земель Приуралья была присоединена еще во времена Новгородского княжества и вместе с Новгородом досталась Москве. Промышленники и торговцы продолжали продвигаться за Урал и по берегу Ледовитого океана, и переваливая через Камень (Уральские горы). Другие земли, соседние с Сибирью, вошли в состав Русского государства после завоевания Казанского ханства и принятия башкирами русского подданства.

      Сибирь была мало населена: в XVI в. от Урала до Тихого океана здесь жило около 200 тыс. человек. Это были охотники, рыболовы, скотоводы. Но здешние края обладали огромными богатствами и прежде всего пушным зверем — соболем, горностаем, которые высоко ценились на рынках России и Европы. За ними-то и шли прежде всего всякие «охочие люди», купцы, промышленники.

      Хорошей базой для продвижения в Сибирь стали пермские владения купцов и промышленников, братьев Строгановых. Они владели обширными землями по рекам Каме, Чусовой. Главный их промысел заключался в соледобыче. Центром их соляных варниц стал город Соль-Камская. Кроме того, они организовали здесь производство железа, рубили лес, вели крупную пушную торговлю. В период опричнины Строгановы стали прочной опорой царской власти в крае, сами вступили в опричнину. В знак благодарности Иван IV дал своим верным слугам новые земли в Приуралье, даровал им различные привилегии и поручил ставить за Уралом новые крепости, городки с «вогненым нарядом», т. е. вооруженные артиллерией.

      Но у Строгановых были здесь враги. Против них не раз воевали местные племена вогулов, нападали на строгановские городки и другие племена. Но особенно опасным врагом с начала 70-х гг. стали сибирские татары, которые часто атаковали русские городки, грабили селения. Агрессивность Сибирского ханства возросла после того, как во главе его встал истовый мусульманин хан Кучум, сын бухарского владетеля.

      Кучум властной рукой подчинил себе местные племена, насильно вводил в Сибири мусульманство. Местные племена попали между молотом и наковальней — русскими властями, которые требовали ясак (дань) пушниной, и татарским ханом. Русская власть была не столь жесткой. Уплатив дань, местные народы жили по своей воле. Кучум же требовал полного подчинения и перемены веры. Поэтому в борьбе русских с Кучумом местные племена нередко поддерживали русских, помогали их боевым отрядам. Кучум поддерживал контакты с Крымом и Турцией и активизировал свои действия в период крымских набегов на Россию и попыток турок прорваться к Астрахани. Он разорвал существовавший мир с Россией и стал готовиться к войне.

      Наступила зима, реки покрылись льдом, а это значило, что казакам пришлось зимовать далеко от родных мест, без подкреплений, надеясь только на себя. Местные люди привозили им продовольствие. В реках и окрестных озерах казаки ловили рыбу через проделанные во льду лунки.

      В один из холодных декабрьских дней Ермаку донесли, что войско Кучума подходит к городу. Верный себе Ермак вышел навстречу и напал первым на много превосходившего его численно противника. Татары никак не могли развернуть атаку своей конницы. Она увязала в глубоком снегу. Этим и воспользовался Ермак, расстреляв противника из пушек.

      На одном из своих кругов, т. е. собраний, казаки приняли решение о присоединении Сибири к России. От имени царя Ермак обложил местное население ясаком. Казаки вели себя как служилые государевы люди.

      Весной гонцы Ермака направились в Россию. Они везли с собой письмо Ивану Грозному и богатые подарки — меха черно-бурых лисиц и соболей. Постаревший, уже больной царь сам принял казачьего посланника. Он внимательно вслушивался в слова грамоты Ермака, в которой тот сообщал, что «государевы люди атаман Ермак Тимофеев с товарыщи царство Сибирское взял!». Грозный был вначале недоволен тем, что событие это произошло не по его царской воле, что какие-то случайные люди даруют ему Сибирь, но, будучи опытным политиком, он одобрил действия Ермака и приказал послать казакам «жалованье» — деньги и сукна. Тут же царь приказал послать на помощь казакам отряд регулярной армии. Присоединение Сибири, начатое по инициативе казачьего атамана, получило государственную поддержку.

ПИСАТЕЛЬ А. К. ТОЛСТОЙ О ПОСОЛЬСТВЕ КАЗАКОВ
К ЦАРЮ ИВАНУ ГРОЗНОМУ

      Много времени протекло с того дня, как Серебряный выехал из Слободы… Разные перемены произошли с тех пор на Руси. Но Иоанн по-прежнему то предавался подозрениям и казнил самых лучших, самых знаменитых граждан, то приходил в себя, каялся всенародно и посылал в монастыри богатые вклады…

      Одно только счастливое событие произошло в течение этих лет: Иоанн постиг всю бесполезность разделения земли на две половины, из которых меньшая терзала большую, и по внушению Годунова уничтожил ненавистную опричнину. Он возвратился на жительство в Москву, а страшный дворец в Александровой слободе запустел навсегда.

      Между тем много бедствий обрушилось на нашу родину. Голод и мор опустошали города и селения. Несколько раз хан вторгался в наши пределы, и в один из своих набегов он сжег все посады под Москвою и большую часть самого города. Шведы нападали на нас с севера; Стефан Баторий, избранный сеймом после Жигимонта, возобновил литовскую войну… и отнял все наши западные владения…

      В это скорбное время неожиданная весть пришла от крайнего востока, и ободрила все сердца, и обратила общее горе в радость.

      От отдаленных берегов Камы прибыли в Москву знатные купцы Строгоновы… Они имели от царя жалованные грамоты на пустые места земли Пермской и жили на них владетельными князьями, независимо от пермских наместников, со своею управой и с своею дружиной, при единственном условии охранять границы от диких сибирских народов… Тревожимые в своих деревянных крепостях ханом Кучумом, они решили двинуться за Каменный Пояс1 и сами напасть на неприятельскую землю. Для успешнейшего исполнения этого замысла они обратились к нескольким… казачьим атаманам… Волги и Дона. Главнейшими из них были Ермак Тимофеев и Иван Кольцо, осужденный когда-то на смерть, но спасшийся чудесным образом от царских стрельцов и долгое время пропадавший без вести. Получив от Строгоновых дары и грамоту, которою они призывались на славное и честное дело, Ермак и Кольцо с тремя другими атаманами подняли знамя на Волге, собрали из удалой вольницы дружину и явились на зов Строгоновых. Сорок стругов были тотчас нагружены запасом и оружием, и небольшая дружина под воеводством Ермака, отслушав молебен, поплыла с веселыми песнями вверх по реке Чусовой к диким горам Уральским. Разбивая везде враждебные племена, перетаскивая суда из реки в реку, они добрались до берегов Иртыша, где разбили и взяли в плен главного воеводу сибирского Маметкула и овладели городом Сибирью на высоком крутом обрыве Иртыша. Не довольствуясь этим завоеванием, Ермак пошел далее, покорил весь край до Оби… Тогда только он дал знать о своем успехе Строгоновым и в то же время послал любимого своего атамана Ивана Кольцо в Москву бить челом великому государю и кланяться ему новым царством.

      С этой-то радостной вестью Строгоновы приехали к Иоанну, и вскоре после них прибыло Ермаково посольство.

      Ликованье в городе было неслыханное… Царь, обласкав Строгоновых, назначил торжественный прием Ивану Кольцо.

      …В большой кремлевской палате, окруженной всем блеском царского величия, Иван Васильевич сидел на престоле в Мономаховой шапке, в золотой рясе, украшенной образами и дорогими каменьями. По правую его руку стоял царевич Федор, по левую Борис Годунов. Вокруг престола и дверей размещены были рынды2, в белых атласных кафтанах, шитых серебром, с узорными топорами на плечах. Вся палата была наполнена князьями и боярами.

      Воспрянув духом после известия, привезенного Строгоновыми, Иоанн смотрел не так уж мрачно, и на устах его даже появлялась улыбка, когда он обращался к Годунову с каким-нибудь замечанием. Но лицо его сильно постарело, морщины сделались глубже, на голове осталось мало волос, а из бороды они вылезли вовсе…

      …Шепот, раздавшийся во дворце между придворными, был внезапно прерван звуками труб и звоном колоколов. В палату вошли, предшествуемые шестью стольниками3, посланные Ермака, а за ними Максим и Никита Строгоновы с дядею их Семеном. Позади несли дорогие меха, разные странные утвари и множество необыкновенного, еще не виданного оружия.

      Иван Кольцо, шедший во главе посольства, был человек лет под пятьдесят, среднего роста, крепкого сложения, с быстрыми проницательными глазами, с черною, густою, но короткою бородой, подернутою легкой проседью.

      — Великий государь! — сказал он, приблизившись к ступеням престола, — казацкий твой атаман Ермак Тимофеев вместе со всеми твоими опальными волжскими казаками, осужденными твоею царскою милостью на смерть, старались заслужить свои вины и бьют тебе челом новым царством. Прибавь, великий государь, к завоеванным тобою царствам Казанскому и Астраханскому еще и это Сибирское, доколе всевышний благоволит стоять миру!

      И, проговорив свою краткую речь, Кольцо вместе с товарищами опустился на колени и преклонил голову до земли…

      И царь протянул к нему руку, а Кольцо поднялся с земли и, чтобы не стать прямо на червленое подножие престола, бросил на него сперва свою баранью шапку, наступил на нее одною ногою и, низко наклонившись, приложил уста свои к руке Иоанна…

      III—IV. Смерть Ивана IV. Правление Федора Ивановича.

      Ученикам предлагается рассмотреть родословное дерево династии Рюриковичей на форзаце учебника, затем организуется работа с текстом учебника. По ходу чтения ученики отвечают на вопрос на полях учебника (с. 240) и продолжают составлять хронологический ряд.

      Вопросы об учреждении патриаршества и дальнейшем закрепощении крестьян («урочные лета») требуют объяснения учителя.

      Далее ученикам предлагается прочитать самостоятельно раздел о смерти царевича Дмитрия, рассмотреть репродукцию картины А. Моравова «Убиение царевича Дмитрия в Угличе» на с. 241 и ответить на вопросы к ней.

      В конце урока задаются вопросы для обобщения знаний:

      1. Какие события произошли в период правления Федора Ивановича?

      2. Продолжал ли он дело своего отца?

      В качестве закрепления учитель делает краткие выводы.

      Домашнее задание: § 31; рабочая тетрадь, задание 2 (с. 96).

Категория: ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 637 | Теги: учителю истории, преподавание предметов худож, методика преподавания истории, поурочное планирование уроков истор, МО учителей истории, история России | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0