Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 27.04.2024, 04:43:02
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Тема: «ПРАВЛЕНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО И ЕГО СЫНОВЕЙ»

      Цель урока: доказать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII в.; подчеркнуть значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрыть сущность Русской Правды как важного исторического источника, первого письменного свода законов на Руси.

      Основные понятия: усобицы, закон, Русская Правда.

      Оборудование урока:

      1. Настенная карта «Русь в X—XI вв.».

      2. Таблички с датами.

      3. Карточки с отрывками из Русской Правды.

ХОД УРОКА

      Проверка домашнего задания.

      Вопросы для фронтального опроса учащихся:

      1. Назовите даты правления Владимира Святославича.

      2. В каком году на Руси было принято христианство?

      3. Дайте определение понятий: христианство, язычество, религия.

      Наиболее подготовленный ученик проверяет выполнение задания 1 в рабочей тетради (объявляет свои оценки).

      Вопросы отдельным учащимся:

      1. Назовите основные направления внешней политики князя Владимира.

      2. От имени вымышленного героя, современника князя Владимира, расскажите о крещении киевлян.

      3. Какое значение имело принятие христианства на Руси?

      План изучения нового материала:

      I. Ярослав Мудрый во главе Руси.

      II. Русская Правда.

      III. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

      IV. Русь после Ярослава Мудрого.

      I. Ярослав Мудрый во главе Руси.

      Дополнительные материалы для учителя:

УСОБИЦЫ СЫНОВЕЙ ВЛАДИМИРА

      15 июля 1015 г. великий князь Владимир Святославич скончался, прожив немногим более 50 лет. Он разболелся в тот момент, когда собирался в поход на Новгород. Правивший там его сын Ярослав, сын Рогнеды, начал против отца мятеж и перестал уплачивать в Киев положенную дань. За поддержкой, как ранее и сам Владимир, он обратился к варягам. Север снова поднялся против Юга. Это была уже вторая крупная междоусобица на Руси. В дальнейшем они стали традиционными как для Древней Руси, так и для последующей Московской Руси. Это объяснялось огромными территориями этих восточнославянских государств, разным уровнем развития их частей, их многонациональным составом. Поэтому едва на Руси ослаблялась центральная власть — из-за смерти сильного, волевого правителя или в связи с поражениями Руси в борьбе с внешними врагами, как государство очень быстро теряло свое единство и начиналась внутренняя борьба за власть. Внешне казалось, что дело в характере того или иного князя. Однако причины были глубже. И только появление нового энергичного и волевого правителя вновь сплачивало, как правило, государство силой. Так произошло и после смерти Владимира. Тут же отделился Новгород, перестало подчиняться Киеву Тмутараканское княжество, где правил сын Владимира Мстислав, попытался сбросить власть Киева Полоцк. Печенеги, узнав о болезни и смерти Владимира, усилили свой натиск на русские земли. Воспрянула духом и Польша. Ее король Болеслав I мечтал о возвращении городов, отнятых у Польши в свое время Владимиром.

      Положение осложнялось и тем, что власть в Киеве захватил Святополк, старший приемный сын Владимира, женатый на польской принцессе. Совсем недавно за заговор против отца он был посажен в темницу вместе с женой и выпущен лишь незадолго перед кончиной Владимира. Владимир же собирался завещать престол сыну Борису, который к концу жизни правителя Руси стал его любимцем. Борис, по древнему описанию, был высок ростом, с широкими плечами, узкой талией, красивый, с большими добрыми глазами и веселым взглядом. Будучи уже опытным воином, Борис отличался храбростью в боях. Древний автор говорит о нем, что он «сиял по-царски». Отец держал Бориса при себе, хотя он и числился ростовским князем, и даже доверял ему командование своей дружиной. Но в момент внезапной смерти отца Борис был далеко от Киева и вел отцовскую дружину против прорвавшихся на Русь печенегов. Святополк же, опираясь на своих сторонников в столице, объявил себя великим князем, организовал пышные похороны Владимира, начал одаривать киевлян деньгами, дорогими тканями, вещами. Но гонцы уже скакали в степь к Борису, в Новгород к Ярославу, в Тмутаракань к Мстиславу с известием о захвате Киева Святополком. На Руси начиналась междоусобная борьба.

СВЯТЫЕ БОРИС И ГЛЕБ

      А в это время Борис, не обнаружив печенегов, возвращался, не торопясь, в Киев. Тут он и получил известие о смерти отца и вокняжении в столице Святополка. Борис был потрясен смертью отца, которого он глубоко любил. Когда немного успокоился, то дружинники стали уговаривать, чтобы он повел их на Киев и взял власть в столице в свои руки. Перед юным князем встал вопрос: ответить ли на силу силой и начать междоусобную борьбу против старшего брата или повести себя как доброму христианину, не проливать кровь своих дружинников и врагов и положиться, как тогда говорили, на волю Божью? Борис долго размышлял по этому поводу и пришел к выводу, что власть не стоит крови людей. Известны его слова: «А ведь все это преходяще и непрочно, как паутина. Куда я приду по отшествии своему из мира этого?.. Что приобрели братья отца моего или отец мой? Где их жизнь и слава мира сего, и багряницы [дорогие ткани], и пиры, серебро и золото, вины и меды, яства обильные, и резвые кони, и хоромы изукрашенные и великие, и богатства многие и дани и почести бесчисленные, и похвальба боярами своими? Всего этого будто и не было: все с ними исчезло». И он решает: «Лучше мне одному умереть, нежели губить столько душ». Он выбрал христианский путь непротивления злу, отказа от борьбы во имя высших государственных, нравственных и религиозных идеалов.

      Услышав слова князя, разочарованная дружина разбрелась по домам, и Борис остался в своем лагере неподалеку от Киева на реке Альте лишь со своими «отроками», личными телохранителями и духовником, который, видимо, впоследствии и рассказал всю эту историю. Ночью после похорон Владимира Святополк собрал своих сторонников на совещание и сформировал из них отряд убийц. Заговорщики поклялись уничтожить Бориса и обещали сложить свои головы за Святополка. Наутро 23 июля 1015 г. они отправились в путь. В это время Борис молился в своем шатре. Его уже известили, что убийцы в пути, и он понимал, что жить ему осталось немного. Он просил Бога укрепить его душу, снять страх за жизнь. Все его молодое существо противилось смерти. Утром заговорщики окружили шатер. Услышав молитву князя, они на мгновение смутились духом, но потом бросились вперед. Они разметали княжескую охрану и, не входя в шатер, пронзили его снаружи копьями. Раненый Борис выскочил из шатра, и тут же его окружили враги. Он обратился к своим палачам с просьбой дать ему возможность вознести к Богу последнюю молитву, а потом сказал: «Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья!» Тут же князь пал под ударами убийц.

      Когда завернутое в шатер тело Бориса привезли к Святополку и бросили к его ногам, тот обнаружил, что Борис еще дышит. Тут же на глазах Святополка верные ему люди добили Бориса мечами, пронзив его сердце. Это случилось 24 июля 1015 г.

      Но оставался еще муромской князь Глеб, брат Бориса от одной матери. Святополк направил к нему гонцов с просьбой прибыть в Киев, так как отец тяжело болен. Ничего не подозревавший Глеб с небольшой охраной отправился в путь — сначала на Волгу, а оттуда к Смоленску и ладьей по Днепру в Киев.

      Уже в пути он получил известие от Ярослава из Новгорода о смерти отца и убийстве брата. Глеб остановился и пристал к берегу.

      Там он оплакал Бориса, его терзали мрачные раздумья. Он не чувствовал за собой вины. Ему, как и Борису, была чужда суетная борьба за власть, которая могла бы принести Руси лишь новые жертвы. Он не собирался бороться против Святополка, бежать в Муром или под защиту Ярослава в Новгород, а положил, как и Борис, дело на волю Божью и продолжал свой путь по Днепру. Здесь на реке его и настигли люди Святополка.

      Когда Глеб увидел, что ладья с убийцами подплывает к его лодке, а в руках находившихся там воинов блистают мечи и заговорщики уже перелезают на его судно, содрогнулся муромский князь и взмолился: «Не трогайте меня, братья мои милые и дорогие… никакого зла вам не причинившего… пожалейте мою юность, смилуйтесь!» Когда же убийцы расправились с «отроками» Глеба и окружили его, он встал на колени и начал молиться. В это время по приказанию убийц повар Глеба подошел к нему и зарезал его ножом.

      Смерть юных братьев потрясла русское общество. Борис и Глеб со временем стали символами праведности и мученичества во славу благополучия Руси, во славу светлых идей христианства. Оба князя уже в XI в. были объявлены первыми русскими святыми. Их день празднуется церковью 24 июля в день гибели Бориса.

      Для характеристики князя Ярослава Мудрого можно использовать следующие отрывки из книги А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей»:

      «Это был князь умный, храбрый, справедливый, богобоязненный, который думал не столько о завоеваниях и победах, сколько о счастье своего народа».

      «Велел переводить священные книги с греческого на славянский язык; заводил училища в городах; вызывал у иностранных государств художников для украшения церквей и дворцов киевских».

      «…Отдаленные государи уважали знаменитого князя и считали за честь быть его союзниками и родственниками: король Генрих I (Франция) женился на одной из дочерей его — княжне Анне, другая была за королем венгерским, а третья — за Гаральдом Смелым, принцем норвежским».

      «Собрал все законы, по которым предки его управляли землей Русской и приказал написать их — это была первая книга законов».

      Вопросы для беседы с учащимися:

      1. На какие черты характера указывает автор?

      2. Какие стороны деятельности Ярослава Мудрого освещены в отрывках?

      При рассказе о Руси времен Ярослава Мудрого на доске составляется схема:

      II. Русская Правда.

      Данный вопрос рассматривается на основе самостоятельной работы учащихся с заранее приготовленными и размноженными карточками с отрывками из Русской Правды, которые раздаются ученикам. В зависимости от уровня подготовки класса возможны два варианта заданий на карточках и вопросов к ним.

      I вариант:

      ИЗ РУССКОЙ ПРАВДЫ:

      18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен… а за княжеского подъездного — 80 гривен…

      21. А за княжеского тивуна — 80 гривен…

      22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича — 5 гривен.

      23. А за убитого смерда или холопа — 5 гривен…

      25. А за княжеского коня… 3 гривны, за коня смерда — 2 гривны…

      27. А если уведет чужого раба или рабыню, то он платит за обиду 12 гривен…

      31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду — 3 гривны.

      32. А за огнищанина, тивуна… 12 гривен.

      33. А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду — 12 гривен…

      79. Если кто сожжет гумно, то выдается головой князю со всем имуществом, из коего наперед вознаграждается убыток хозяину, а остальным располагает по своей воле князь. Так же поступить с тем, кто двор сожжет.

      Вопросы для учащихся по тексту источника:

      1. Какие статьи говорят о повинности крестьян в пользу феодала? В чем они заключаются?

      2. О каких видах зависимости крестьян от феодала говорится в Русской Правде?

      3. Определите по документу источники холопства.

      4. Докажите, что Русская Правда охраняла имущество феодалов.

      5. Какие статьи закона охраняли жизнь княжеских слуг?

      6. Чьи же интересы защищала Русская Правда?

      II вариант:

      ИЗ РУССКОЙ ПРАВДЫ:

      18. Если убьют огнищанина, то с убийцы взыскивают 80 гривен; за убийство княжеского подъездного также платить 80 гривен…

      21. А за убийство княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

      22. За княжеского старосту или смотрителя за сельскими работниками — 12 гривен, а за княжеского рядовича — 5 гривен.

      23. А за убийство смерда или холопа — 5 гривен.

      24. Если сожгут княжескую борть или выкрадут пчел, то платить 3 гривны.

      25. Если покрадут хлеб с гумна или из ямы, сколько бы ни было воров, взыскать с каждого по 3 гривны и по 30 кун продажи…

      65. А кто распашет полевую межу или срубит межевой столб — 12 гривен продажи…

      70. Если закуп бежит от господина, то полный холоп…

      71. Если наймит, получающий ссуду, возьмет у хозяина плуг или борону, то за продажу их он должен заплатить…

      73. …Если господин бьет закупа за дело, то без вины есть; если бьет не смысля, пьян, без вины, то как свободному платить, так и закупу…

      78. За покражу сена или дров — 9 гривен, а хозяину за каждый воз по две ногаты.

      79. Если кто сожжет гумно, то выдается князю с головою и со всем имением, из коего наперед взыскивается убыток хозяина, а остальным располагает князь…

      103. Если смерд умрет без детей, то наследство князю; если будут у него дочери дома, то дать часть на них; если же будут замужем, то не давать части.

      104. А если боярин или из боярской дружины, то князю наследство не идет; если не будет сыновей, то дочери возьмут.

      Вопросы для учащихся по тексту источника:

      1. Что такое Русская Правда?

      2. Какие группы населения названы в этом документе?

      3. Кто работал в княжеском хозяйстве? (Ст. 70, 71, 73, 103.)

      4. Каково положение закупа? холопа? смерда? (В противоположность ст. 104.)

      5. Кто управлял княжеским хозяйством? (Ст. 18, 21, 22.)

      6. Какого рода преступления караются по статьям 30, 39, 65, 78 и 79?

      7. Как сопротивлялись закабаляемые смерды? (Ст. 79.)

      8. Какие выводы о социальном характере общества можно сделать на основании статей 18, 21 и 23?

      9. Какой общественный строй рисует Русская Правда?

Словарь

      Огнищанин — богатый, знатный человек.

      Подъездной — сборщик княжеских налогов.

      Рядович — слуга, работающий по договору (ряду).

      Смерд — крестьянин свободный.

      Тиун — управляющий князя (судья).

      Холоп — человек, по своему положению близкий к рабу.

      Борть — дупло с пчелами.

      Продажа — штраф за преступление в пользу князя.

      Купа — денежная ссуда.

      Закуп, наймит — смерд, получивший ссуду, зависимый.

Денежные знаки

      Гривна — около 200 граммов серебра.

      Ногата — 1/20 гривны.

      Куна — 1/25 гривны.

      Резан — 1/50 гривны.

      Веверица — 1/100 гривны.

      III. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

      Целесообразно организовать работу учащихся с учебником, предварительно дав задание: «На основании текста перечислите основные направления внешнеполитической деятельности Ярослава Мудрого».

      Подводя итоги правления Ярослава Мудрого, учитель может использовать характеристику князя, данную в «Повести временных лет» (пересказ А. Ю. Карпова):

      В лето 1037 заложил великий князь Ярослав Владимирович Мудрый новый град великий в Киеве. И поставил Золотые ворота, и церковь на воротах — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. А еще заложил он церковь Святой Софии — митрополичью, — а затем и монастыри — Святого Георгия и Святой Ирины.

      И начала при князе Ярославе вера христианская распространяться, и монастыри стали устраиваться, и черноризцев становилось в них все больше. Любил князь Ярослав церковные уставы и священников почитал, а особенно черноризцев. И книги любил, и читал их часто — и днем, и ночью. И собрал князь Ярослав книгописцев, и переписали они множество книг, переведя их с Греческого языка на Русский. По этим книгам и учатся люди православные учению Божественному.

      Так бывает: один человек землю вспашет, другой засеет, а иные плоды пожинают. Вот и здесь так же: отец Ярославов, князь Владимир, землю вспахал и умягчил — то есть просветил ее святым крещением, Ярослав же засеял сердца людей православных словесами книжными, а мы плоды пожинаем, принимая учение книжное. Ведь великая польза от книг: учат они нас и наставляют на пути истинные, мудрость и воздержание дают нам. Это — реки, питающие вселенную, это — источники мудрости. Неизмеримая глубина в книгах — ими и в печали мы утешимся. Если прилежно книги почитаешь, то великую пользу для души своей получишь!

      Князь же Ярослав, повелев множество книг переписать, велел положить их в церкви Святой Софии, которую сам создал. И повелел украсить церковь эту золотом, и серебром, и сосудами церковными. И иные церкви велел ставить по городам и весям и священников к ним приставлять, и от богатств своих часть им даровал. И велел священникам тем людей учить, потому что так поручено им самим Богом.

      Радовался князь Ярослав, видя множество церквей и людей православных, а дьявол горевал, побеждаемый новыми людьми христианскими.

      IV. Русь после Ярослава Мудрого.

      Дополнительные материалы для учителя:

ВОССТАНИЕ 1068 г.

      В 1068 г. сыновья Ярослава Мудрого — Изяслав, ставший после смерти отца великим князем, и его братья Святослав черниговский князь и Всеволод переяславский князь потерпели близ Киева сокрушительное поражение от новой кочевой орды половцев, которые появились в причерноморских степях в начале 60-х гг. XI в. Княжеская дружина заперлась за киевскими стенами. Именно в это время началось недовольство среди горожан. Они требовали у князя оружие и были готовы защищать город. Но киевская верхушка не хотела вооружить народ, так как боялась, что это оружие повернется против князей, бояр, богатых купцов. Внизу, под горой, где находился торг и располагались ремесленные слободы, шло нескончаемое вече. Простые люди выходили на помост, обличали великого князя, бояр, дружинников за насилие над беднотой, несправедливые поборы. Раздались голоса о том, что надо освободить из тюрьмы знаменитого воина полоцкого князя Всеслава, которого братья захватили вероломно во время мирных переговоров после того, как Полоцк хотел в очередной раз отсоединиться от Киева.

      С торга сотни людей бросились к княжескому дворцу. Другие направились к тюрьме, где томился полоцкий князь. Такие события впервые произошли за уже долгую жизнь столицы Руси.

      Народ пошел на приступ дворца. Великий князь и его брат Всеволод, бывший в это время в Киеве, бежали из города. Толпа ворвалась внутрь дворца, разгромила и разграбила его. Оттуда было унесено много золотых и серебряных изделий, дорогие меха. Долгими годами копившаяся ненависть бедноты к богатым и удачливым людям, к верхушке русского общества вылилась в страшный и злобный бунт, который сопровождался обыкновенным грабежом.

      Князь Всеслав был освобожден из тюрьмы, и восставшие возвели его на киевский трон. Великий же князь Изяслав бежал в Польшу к своему тестю польскому королю.

      Семь месяцев правил в Киеве ставленник восставшего народа князь Всеслав. Но когда к городу подошло войско Изяслава, собранное в Польше, Всеслав накануне решающей битвы бросил киевлян и бежал к себе в Полоцк. Восставшие потеряли предводителя и больше уже не сопротивлялись великому князю. Они открыли ворота столицы и повинились. Участники мятежа были жестоко наказаны. Первые казни обрушились на Русскую землю.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
О КНЯЗЕ ВСЕСЛАВЕ И НАПАДЕНИИ ПОЛОВЦЕВ В 1068 г.
(ПЕРЕСКАЗ А. Ю. КАРПОВА)

      На другое лето начал войну князь Всеслав Брячиславич, княживший в городе Полоцке. И захватил город Новгород.

      Про того Всеслава рассказывают, что родила его мать от колдовства. Когда родился он, присохла у него к голове кожица. И сказали волхвы матери его:

      — Сохрани кожицу эту, и пусть носит ее Всеслав до самой смерти своей.

      И носил с собой ту кожицу князь Всеслав до самой смерти. Оттого-то, говорят, и лют был Всеслав на кровопролитие.

      Князья же Ярославичи — Изяслав, Святослав и Всеволод — собрали дружины свои и пошли войной на Всеслава. Подошли они к городу Минску. Минчане затворились в городе. Взяли князья Минск приступом и перебили всех мужчин в городе, а женщин и детей в полон забрали. И подошли к речке Немиге. Всеслав же вышел навстречу им. И сошлись полки на Немиге в лето 1067, 3 марта. Была в то время лютая зима, и снег был глубокий. И началась жестокая битва, и много было убитых. И одолели братья Всеслава, и бежал Всеслав.

      А летом, в июле, послали князья Изяслав, Святослав и Всеволод к Всеславу такую весть:

      — Приходи к нам, не причиним тебе зла!

      И целовали на том крест честно́й.

      Поверил Всеслав крестоцелованию и пришел к Изяславу. А когда вошел он в шатер Изяславов, схватили его. И тем нарушили князья Ярославичи свою клятву.

      Привел князь Изяслав Всеслава с двумя сыновьями его в Киев и заточил в темницу.

      В лето 1068 пришли на Русскую землю Половцы, и было их великое множество. Князья Изяслав, Святослав и Всеволод вышли навстречу им к реке Альте. И с наступлением ночи пошли полки друг на друга, и бежали князья Русские с поля битвы, и так победили Половцы. Изяслав с Всеволодом бежали в Киев, а Святослав — к Чернигову.

      Киевляне же, вернувшись в Киев, собрали на торговой площади вече и послали так сказать князю Изяславу:

      — Вот, рассеялись Половцы по всей земле нашей. Дай, княже, нам оружия и коней. Будем еще биться с ними!

      Изяслав же не послушал их. Тогда начали Киевляне ругать воеводу княжеского — Косня́чка — и пошли на гору, на двор Коснячков, но не нашли его на дворе. И разделились Киевляне — половина пошла к погребам княжеским, освобождать людей, там заточенных, а половина — на двор княжеский. Князь же Изяслав был с дружиною на дворе своем. И начали пришедшие спорить с князем. И сказал один из бояр Изяславу:

      — Гляди, княже, как люди ругаются! Вели послать в темницу, к Всеславу, пусть стерегут его крепче.

      А другие так сказали:

      — Нехорошо все это. Вели послать к Воеславу — пусть хитростью подзовут его к окошку темницы — и убьют!

      Но не послушал их Изяслав. Люди же пошли с криками к темнице — отворять погреба. Увидал это Изяслав и бросился бежать из Киева вместе с братом своим Всеволодом.

      Киевляне же освободили Всеслава из темницы и стали чествовать его на дворе княжеском. Двор же весь разграбили, взяв без числа золота, и серебра, и денег. И начал Всеслав княжить в Киеве, и княжил в нем семь месяцев. Изяслав же бежал в Польскую землю.

      Все это устроил Бог в наказание князьям Русским за великий грех их — нарушение крестоцелования.

      Половцы же воевали в земле Русской, разоряя ее. Когда подошли они к Чернигову, собрал дружину свою князь Святослав Ярославич и вышел навстречу им к городу Сновску. Половцы проведали, что идет на них Святослав, и выступили навстречу. Было у Святослава три тысячи человек, а у Половцев — двенадцать тысяч. Увидел Святослав силу Половецкую и так сказал дружине своей:

      — Сразимся, братья! Уже некуда деться нам!

      И ринулся вперед князь Святослав, и одолели Русские Половцев. Князя их в плен захватили, а часть Половцев в речке Снови утонула. И возвратился Святослав в Чернигов с победой.

      После рассказа учителя учащиеся делятся на две группы, каждая из которых получает свой вариант вопроса.

      I вариант: после самостоятельного изучения определите причины восстания 1068 г.

      II вариант: какие изменения были внесены в Русскую Правду Ярославичей?

      Домашнее задание: § 7; задания 1, 3, 4 в рабочей тетради.

Категория: ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 1265 | Теги: учителю истории, преподавание предметов худож, методика преподавания истории, поурочное планирование уроков истор, МО учителей истории, история России | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0