Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 11:53:43
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Тема: «ПРАВЛЕНИЕ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА. КРЕЩЕНИЕ РУСИ»

      Цель урока: определить основные направления политики князя Владимира, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси; на основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством; показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

      Основные понятия: усобицы, монотеистическая религия, христианство, православие, католичество, двоеверие.

      Оборудование урока:

      1. Настенная карта «Русь в Х—XI вв.».

      2. Таблички с датами.

ХОД УРОКА

      Проверка домашнего задания осуществляется в ходе изучения нового материала.

      Учитель просит школьников подумать над такой задачей: «Киевляне упрекали князя Святослава: „Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь". Чем был вызван этот упрек? Справедлив ли он?»

      По ходу урока учащимся можно предложить записать в тетради основные направления политики князя Владимира.

      План изучения нового материала:

      I. Начало правления Владимира.

      II. Борьба с печенегами.

      III. Предпосылки и причины крещения Руси.

      IV. Введение новой религии на Руси.

      V. Значение крещения Руси.

      I. Начало правления Владимира.

      Дополнительные материалы для учителя:

ЗАХВАТ ВЛАДИМИРОМ КИЕВА

      Владимир был сыном Святослава от его наложницы ключницы Ольги Малуши, между тем как Ярополк и Олег происходили от законных жен Святослава. Поэтому Владимир был в княжеском дворце на второстепенном положении. На русском Севере в Новгороде, среди языческого окружения, он сформировался не только как убежденный язычник, но и как противник киевских порядков, как враг тех людей, которые постоянно принижали его и вытолкнули на обочину жизни. Владимир обладал сильным характером, большим умом, неукротимой отцовской волей. Поэтому он не мог мириться со своим второстепенным положением. Бежав в земли варягов, он тем самым поднял восстание против власти своего сводного брата Ярополка.

      Два с лишним года провел он в чужих краях. А когда появился близ Новгорода, то вел за собой сильную варяжскую дружину. Он быстро восстановил свою власть в городе и выбил оттуда наместника Ярополка. После этого Владимир приступил к подготовке похода на Юг. Но для этого он сначала объединил весь Север. Под его знамя снова, как и при Олеге, встали новгородские словене, кривичи, чудь. Ядром рати Владимира стали бывалые воины — варяги. Снова Новгород взял на себя инициативу объединения русских земель.

      По пути Владимир овладел Полоцком, где убил княжившего там варяга Рогволда и его сыновей, а дочь Рогнеду насильно взял себе в жены. Теперь он шел на Киев.

      В столице Руси положение Ярополка было все более непрочным. Дружина все враждебнее относилась к великому князю, который покровительствовал христианам. Против Ярополка выступили и некоторые бояре. Назревал заговор. Владимир воспользовался этим обстоятельством и вступил в тайные переговоры с людьми, близкими Ярополку. Один из них, воевода Блуд, обещал Владимиру всяческую помощь, за что тот в свою очередь пообещал воеводе в случае захвата власти «многу честь».

      Сначала Ярополк «затворился» в Киеве, и Владимир начал осаду города. Но потом Блуд и другие изменники уговорили великого князя оставить город, потому что среди киевлян зреет заговор в пользу Владимира. Ярополк бежал из города, а потом, по совету того же Блуда, явился к брату на переговоры. Едва он вошел в палату, как телохранители Владимира пронзили его мечами. Причем Блуд запер двери и не пустил вслед за князем его охрану.

      Предание говорит о том, что Владимир после захвата Киева возвысил Блуда, щедро наградив его, а через три дня приказал убить. Перед этим он сказал ему: «Я тебе по обещанию моему честь воздал как приятелю, а сужу как изменника и убийцу государя своего».

      Таким образом, в 980 г. русский Север снова победил Юг во главе с Киевом. Владимир с этого года стал единоличным правителем Руси. Своей победе он был во многом обязан язычникам Севера. Поэтому, захватив власть, он в первую очередь воздал благодарность языческим богам и тем самым еще более укрепил язычество. Неподалеку от великокняжеского дворца Владимир приказал поставить новые статуи языческим богам во главе с Перуном. Своего дядю Добрыню он послал наместником в Новгород, и тот торжественно на берегу Волхова также водрузил статую Перуна. Более того, при Владимире в жертву языческим богам, впервые за долгие годы, были принесены живые люди и среди них — несколько христиан. Казалось, что язычеству на Руси теперь не будет конца.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
О ВЛАДИМИРЕ И РОГНЕДЕ
(ПЕРЕСКАЗ А. Ю. КАРПОВА)

      Услыхал Владимир, что Ярополк убил брата своего Олега, испугался и бежал из Новгорода за море. Ярополк же посадил в Новгороде своих посадников и один стал владеть всею землею Русской.

      В лето 980 вернулся Владимир в Новгород с Варягами и прогнал посадников Ярополковых. И такие слова велел передать брату своему:

      — Идет Владимир на тебя войной. Готовься биться!

      И стал княжить в Новгороде.

      Послал Владимир послов своих в город Полоцк, к князю Рогво́лоду, правившему там. Этот Рогволод пришел из-за моря. И была у него дочь по имени Рогне́да. Велел Владимир такие слова передать Рогволоду:

      — Хочу дочь твою в жены взять!

      Рогволод же спросил Рогнеду:

      — Хочешь ли идти за Владимира?

      Та отвечала:

      — Не хочу сына рабыни разувать, но Ярополка хочу.

      Поведали Владимиру слова Рогнедины. Разгневался Владимир, собрал с дядей своим Добрыней большое войско и пошел на Полоцк. И убил князя Рогволода и двух сыновей его, а Рогнеду силою в жены взял.

      А еще так рассказывают. Когда взял Владимир Рогнеду в жены себе, а отца ее убил, нарек он ей новое имя — Горисла́ва. И родился у Рогнеды сын — Изяслав. У Владимира же были еще другие жены, и начала Рогнеда гневаться на него за то.

      Однажды пришел Владимир к Рогнеде и лег почивать. И захотела Рогнеда убить его. Уже занесла она нож, но тут внезапно проснулся Владимир и схватил ее за руку. Рогнеда же взмолилась к Владимиру:

      — Горько мне: отца моего убил ты и землю его захватил из-за меня, а ныне не любишь меня уже!

      Владимир повелел Рогнеде одеться в царские одежды — как в день свадьбы ее — и сидеть на постели, ожидая, когда придет он и казнит ее. Рогнеда же взяла меч, вложила в руку сыну своему Изяславу и так наказала ему:

      — Когда войдет отец, встань и так скажи: «Отче! Не думай, что ты один здесь!»

      Когда вошел Владимир и увидал сына своего, опустил он меч свой и вышел. И собрал бояр своих, и рассказал им обо всем. И сказали бояре князю Владимиру:

      — Не убивай жену свою ради дитя своего. Но лучше отдай ей и сыну ее земли ее.

      И построил Владимир город, и отдал ей и сыну своему, Изяславу. И назвали тот город Изяславль.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
О ЯЗЫЧЕСКОЙ РЕФОРМЕ ВЛАДИМИРА
И ЯЗЫЧЕСКИХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ
(ПЕРЕСКАЗ А. Ю. КАРПОВА)

      Поставил князь Владимир в Киеве, на холме близ двора теремного, кумиров языческих — Перуна и Хо́рса, Даждьбо́га и Стрибо́га, и Сима́ргла, и Мо́кошь. Был Перун деревянный, а голова у него была серебряная, а ус — златой. И поклонялись им люди, называя их богами, и приводили сыновей своих и дочерей к ним и жертвы им приносили. И обагрилась кровью земля Русская и холм тот.

      Добрыню же, дядю своего, послал Владимир в Новгород — посадником. Пришел Добрыня в Новгород и поставил кумира языческого в Новгороде, над рекою Волхов. И поклонялись ему люди, как Богу.

      Был князь Владимир женолюбив. Имел он пять жен. Первая — Рогнеда, которая родила ему четырех сыновей — Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода. Ей Владимир подарил сельцо Предславино. Другая — Грекиня, которая родила Святополка. Была эта Грекиня прежде женою князя Ярополка, а когда убил Владимир Ярополка, брата своего, то и жену его себе взял. И был Святополк от двоих отцов сын. Оттого-то и не любил его князь Владимир. Да две Чехини — от одной родился Вышесла́в, а от другой — Святослав и еще один Мстислав; да Болгарыня, которая родила Бориса и Глеба. А наложниц было у князя Владимира 300 в Вы́шгороде, да 300 в Бе́лгороде, да 200 в сельце его, Бересто́вом. И был Владимир ненасытен до женской красоты, и приводили к нему замужних жен и девиц без числа.

      Когда вернулся князь Владимир в Киев из земли Ятвяжской — а было это в лето 983, — стали люди жертвы приносить богам своим языческим. И так решили старцы с боярами:

      — Бросим жребий! На чей двор жребий укажет, из того двора отрока или девицу принесем в жертву богам нашим!

      Жил тогда в Киеве один Варяг, пришедший из земли Греческой и державшийся веры христианской. Был у него сын, прекрасный лицом и душою. И пал жребий на двор его. Пришли люди к тому Варягу и сказали:

      — Пал жребий на сына твоего. Захотели его к себе боги наши — принесем его в жертву!

      Ответил им Варяг:

      — Это — не боги, но дерево рукотворное: сегодня есть, а назавтра сгниет. Бог же на небе один. Не отдам сына бесам!

      Взяли оружие люди и разнесли двор его, говоря:

      — Отдай сына!

      Варяг же стоял в сенях, держа сына своего. И подрубили сени под ним, и так убили их обоих. И не ведает никто, где и похоронены они, ибо были тогда люди язычники.

      Дьявол же один радовался тому, не зная, что близка уже его погибель.

      II. Борьба с печенегами.

      Эта тема раскрывается на основе самостоятельной работы с соответствующим текстом учебника и картой. После этого учащимся предлагается прочитать задание 6 из рабочей тетради (с. 17), ответить на вопрос и высказать свое мнение. По заданию опрашивается несколько учащихся.

      В качестве дополнительного материала при рассмотрении данного вопроса учитель может использовать отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина:

Но только свет луны двурогой
Исчез пред утренней зарей,
Весь Киев новою тревогой
Смутился! Клики, шум и вой
Возникли всюду. Киевляне
Толпятся на стене градской…
И видят: в утреннем тумане
Шатры белеют за рекой;
Щиты, как зарево, блистают,
В полях наездники мелькают,
Вдали подъемля черный прах;
Идут походные телеги,
Костры пылают на холмах.
Беда: восстали печенеги!..
И день настал. Толпы врагов
С зарею двинулись с холмов;
Неукротимые дружины,
Волнуясь, хлынули с равнины
И потекли к стене градской;
Во граде трубы загремели,
Бойцы сомкнулись, полетели
Навстречу рати удалой,
Сошлись — и заварился бой.
Почуя смерть, взыграли кони,
Пошли стучать мечи о брони;
Со свистом туча стрел взвилась,
Равнина кровью залилась;
Стремглав наездники помчались,
Дружины конные смешались;
Сомкнутой дружною стеной
Там рубится со строем строй;
Со всадником там пеший бьется;
Там конь испуганный несется;
Там русский пал, там печенег;

Там клики битвы, там побег;
Тот опрокинут булавою;
Тот легкой поражен стрелою;
Другой, придавленный щитом,
Растоптан бешеным конем…
И длился бой до темной ночи;
Ни враг, ни наш не одолел!..
Дремало поле боевое;
Вдруг сон прервался: вражий стан
С тревогой шумною воспрянул,
Внезапный крик сражений грянул;
Смутилось сердце киевлян;
Бегут нестройными толпами
И видят: в поле меж врагами,
Блистая в латах, как в огне,
Чудесный воин на коне
Грозой несется, колет, рубит,
В ревущий рог, летая, трубит…
То был Руслан. Как Божий гром,
Наш витязь пал на басурмана…
На трубный звук, на голос боя
Дружины конные славян
Промчались по следам героя,
Сразились… гибни, басурман!
Объемлет ужас печенегов;
Питомцы бурные набегов
Зовут рассеянных коней,
Противиться не смеют боле
И с диким воплем в пыльном поле
Бегут от киевских мечей,
Обречены на жертву аду;
Их сонмы русский меч казнит;
Ликует Киев…

      III. Предпосылки и причины крещения Руси.

      Дополнительные материалы для учителя:

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
О ВЫБОРЕ ВЕРЫ КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ
(ПЕРЕСКАЗ А. Ю. КАРПОВА)

      В лето 986 пришли к Владимиру послы веры Магометанской от Болгар Волжских и стали хвалить веру свою, так говоря:

      — Ты, князь, и мудр, и разумен, а веры истинной не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету.

      Спросил Владимир:

      — А в чем вера ваша?

      Те отвечали:

      — Совершать обрезание, свинины не есть и вина не пить.

      Не понравилась их вера Владимиру. А про то, что вина пить нельзя, так сказал он:

      — Руси — веселие пить, не можем без того быть!

      Затем пришли Немцы, посланные от Папы Римского, и так сказали князю Владимиру:

      — Велел тебе передать Папа Римский: «Земля твоя — такая же, как и наша. А вера — не как наша вера. Наша вера — свет: поклоняемся Богу, сотворившему небо и землю, а вы поклоняетесь простому дереву». Прими веру нашу.

      Спросил их Владимир:

      — Какова заповедь ваша?

      Те отвечали:

      — Поститься по силе, а если кто ест или пьет — то все во славу Божию!

      И не принял Владимир веру их, так сказав:

      — Возвращайтесь обратно, потому что и отцы наши не приняли вас!

      Услыхали про это Евреи Хазарские и тоже пришли свой закон хвалить. И их Владимир прогнал.

      После же прислали к Владимиру Греки своего Философа. И так сказал Философ:

      — Слышал я, что приходили к тебе Магометане, уча принять веру свою, и Немцы, и Евреи. Их вера неправильна. Если хочешь, то расскажу тебе все по порядку, весь закон христианский.

      Отвечал ему князь Владимир:

      — Послушаю с радостью.

      И стал Философ рассказывать обо всем, с самого начала: как сотворил Бог небо и землю, и твердь посреди воды, и море, и реки, и солнце, луну и звезды… Послал Господь Бог Гавриила, ангела своего, к Деве Марии сказать ей: «Радуйся, обрадованная, Господь с тобою!» И родила Дева Мария Сына, и назвала его Иисусом. Когда же вырос Иисус и исполнилось Ему 30 лет, начал Он творить чудеса и проповедовать Царствие небесное. И множество великих чудес сотворил: мертвых воскрешал, хромых исцелял, слепым прозрение давал, как и предсказывали пророки о Нем.

      А потом рассказал Философ о том, как принял Господь наш Иисус Христос страдания и муку смертную и как распят был на кресте на Лобном месте — на Голгофе. И настала тогда тьма по всей земле, и восстали многие из мертвых — те, которым велел Иисус войти в рай. И воскрес Он на третий день, и явился ученикам Своим — апостолам, так сказав им: «Идите ко всем народам и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа!»… И так искупил Иисус Христос, Господь наш, своими страданиями и мукой смертной на кресте грехи человеческие и даровал людям верным жизнь вечную. И установил Бог день, в который, сойдя с небес, будет Он судить живых и мертвых, и воздаст каждому по делам его: праведникам — Царствие небесное и бессмертие вечное, грешникам же — мучение огненное.

      Рассказав это, показал Философ князю Владимиру полотнище, на котором нарисован был день Страшного суда. Справа изображены были праведники с радостью идущие в рай, а слева — грешники, те, кто не верует в Господа нашего Иисуса Христа, и шли те грешники в огонь, в муку вечную.

      Вздохнул князь Владимир, взглянув на полотнище, и сказал:

      — Хорошо тем, кто справа, но худо тем, кто слева!

      Философ же отвечал ему:

      — Если хочешь с праведниками быть, то крестись!

      Запали слова эти в сердце князю Владимиру, и сказал он:

      — Подожду еще немного, — желая узнать обо всех верах.

      Позвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им:

      — Приходили ко мне Магометане, и Немцы, и Евреи, хваля каждый закон свой. А после всех пришли Греки, чужую веру ругая, а свою хваля. И много рассказали об устроении всего мира и о будущей жизни, и дивно было слушать их. Что посоветуете?

      Отвечали ему старцы и бояре:

      — Знай, княже, что никто своего не ругает, но всяк хвалит. Если хочешь обо всем лучше разузнать, то выбери людей и пошли их испытать каждую веру — кто как служит Богу.

      Согласился Владимир, избрал десять человек, добрых и разумных, и послал их испытать веры. Отправились те к Магометанам и к Немцам, а оттуда — в Греческую землю, в Царьград. Узнали Греки, зачем гости пожаловали, повели их в церковь с радостью и показали всю красоту церковную — и пение, и всю службу. И отпустили их домой с честью великой и с подарками.

      Когда же вернулись они в Киев, снова созвал князь Владимир бояр и старцев и сказал посланным:

      — Рассказывайте обо всем виденном.

      Те же так стали рассказывать:

      — Были мы у Магометан и смотрели, как молятся они. Нехороша вера их. И к Немцам пришли, и видели службу в храмах их, но нет у них красоты никакой. И пришли мы в Греческую землю, и были в церквах их. И не ведали мы, на небе ли были или на земле — потому что не бывает на земле такой красоты. Не знаем, как и рассказать об этом, только служба их лучше, чем во всех иных странах. Не можем мы забыть красоты той — ведь всякий человек если узнает вкус сладости, не возьмет уже в рот горечи. Так и мы не можем уже оставаться язычниками!

      Сказали на это бояре Владимиру:

      — Если бы плох был закон Греческий, не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшая из всех людей.

      После рассказа учителя о выборе веры учащиеся самостоятельно читают текст учебника и на его основе заполняют в своей тетради схему:

Предпосылки крещения Руси
Создание
единого
государства
Международные условия
 
Решение
нравственных
проблем
Духовное
развитие
страны
Неоднородность общества
 

       Вопросы для беседы с учащимися:

      1. Что такое религия?

      2. Когда и почему возникли религиозные верования?

      3. Какая религия была у славян до принятия христианства?

      4. Как Владимир использовал языческую религию в государственных целях?

      По ходу рассказа учителя о выборе веры также возможно предложить учащимся заполнить такую схему (другой вариант — учитель сам заполняет ее на доске в ходе своего рассказа):

Выбор веры
Католичество (страны Западной Европы)
Православие
(Византия)
 
Мусульманство
(страны Азии)
 
Иудаизм
(Хазария)
 

       IV. Введение новой религии на Руси.

      Используя иллюстрации учебника, учитель рассказывает о введении новой религии на Руси.

      Предварительно учащимся предлагаются вопросы:

      1. Что такое христианство?

      2. Откуда пришло христианство на Русь?

      3. Почему знать охотно принимала христианство?

      4. Какова была реакция народа на введение новой религии? Обоснуйте почему.

Религиозная ситуация на Руси после принятия христианства

Элементы христианства Элементы язычества
Строительство собора Святой Богородицы Сохраняются поверья
Церковь получала десятину Поклоняются домовым, лешим…
Празднование христианских праздников Празднуют языческие праздники
Посещение церквей, поклонение иконам  
ДВОЕВЕРИЕ

      V. Значение крещения Руси.

      При наличии времени краткое изложение ответа на этот вопрос можно записать в тетрадь.

      Закрепление: ответить на вопрос, поставленный в начале урока: «Выделите основные направления политики князя Владимира».

      Запись в тетради может быть такой:

      1. Изгнание варягов-наемников.

      2. Создание княжеской дружины и привлечение в нее воинов из народа.

      3. Отказ от далеких походов и завоевания новых земель.

      4. Организация обороны страны:

      а) создание мощной системы крепостей на южной границе;

      б) создание гарнизонов этих крепостей из жителей северных областей;

      в) строительство сигнальных башен.

      5. Принятие христианства.

      — Дайте оценку деятельности Владимира. Почему его так высоко ценил народ, назвав Владимиром Красное Солнышко?

      — Сравните политику князя Святослава и Владимира. Политика какого князя больше соответствовала интересам Руси?

      В качестве своеобразного итога урока при наличии времени можно прочитать отрывок из стихотворения А. С. Хомякова «Киев»:

Слава, Киев многовечный,
Русской славы колыбель!
Слава, Днепр наш быстротечный,
Руси чистая купель!
Сладко песни раздалися,
В небе тих вечерний звон:
«Вы откуда собралися,
Богомольцы, на поклон?»
«Я оттуда, где струится
Тихий Дон — краса степей».
— «Я оттуда, где клубится
Беспредельный Енисей!»
— «Край мой — теплый брег
                                         Эвксина!»
— «Край мой — брег тех
                                    дальних стран,
Где одна сплошная льдина
Оковала океан».
«Дик и страшен верх Алтая,
Вечен блеск его снегов,

Там страна моя родная!»
«Мне отчизна — старый Псков».
— «Я от Ладоги холодной»,
— «Я от синих волн Невы»,
— «Я от Камы многоводной»,
— «Я от матушки Москвы».
Слава, Днепр, седые волны!
Слава, Киев, чудный град!
Мрак пещер твоих безмолвный
Краше царственных палат.
Знаем мы: в века былые,
В древню ночь и мрак глубок,
Над тобой блеснул России
Солнца вечного восток.
И теперь из стран далеких,
Из неведомых степей,
От полночных рек глубоких —
Полк молящихся детей —
Мы вокруг твоей святыни
Все с любовью собраны…

      Домашнее задание: § 6; задание 1 в рабочей тетради.

Категория: ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 939 | Теги: учителю истории, преподавание предметов худож, методика преподавания истории, поурочное планирование уроков истор, МО учителей истории, история России | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0