Цель
урока: обобщить и закрепить знания о причинах
и результатах возникновения единого Русского
государства.
Основные
понятия: Евразия.
ХОД УРОКА
Урок
может быть построен в виде самостоятельной работы
учащихся в рабочей тетради (с. 86—88).
По желанию
учителя можно предложить ученикам выполнение следующих
заданий:
1. Что
означают следующие выражения? С какими событиями
они связаны?
а) «Замятня
великая» (раздробленность и смута в Орде).
б)
«Московиты» (так называли в Европе
русских).
в) «Конно,
людно и оружно» (так должны были являться
на службу дворяне, помещики).
г) «Пожилое»
(деньги за двор, постройки и т. д.
при переходе крестьян в Юрьев день); «посулы»
(взятки, их запрещалось брать судьям).
д) «Москва —
Третий Рим» (учение начала XVI в.).
2. Кому
принадлежат следующие слова?
а) «Час
прииде, и время приближися. Дерзайте, братья
и друга!» (Боброк-Волынец,
на поле Куликовом).
б) «Мы,
Божию милостью государи на своей земле»
(Иван III в 1488 г. на приеме
у иностранных послов).
в) «Ступай
прочь, смерд, не надобен ты мне» (Василий III
так ответил боярину, попытавшемуся дать ему совет).
3. С помощью
стрелок соедините имена и события:
1. |
Иван
Калита. |
1.
Основатель Троице-Сергиева монастыря,
благословивший князя Дмитрия на борьбу
с Мамаем. |
2. |
Ольгерд
Гедиминович. |
2.
Их поддержкой заручился Мамай в 1380 г. |
3. |
Дмитрий
Иванович. |
3.
Активный участник феодальной войны был ослеплен,
получил прозвище Темного. |
4. |
Ягайло
и Олег Рязанский. |
4.
Разорение Твери и присоединение ее территории
к Москве. |
5. |
Сергий
Радонежский. |
5.
Они стояли во главе засадного полка на поле
Куликовом. |
6. |
Владимир
Серпуховской и Дмитрий Боброк-Волынец. |
6.
Стояние на реке Угре, бегство монгольского
войска. |
7. |
Василий
II. |
7.
Разгром татар у реки Синие Воды в 1363 г. |
8. |
Иван
III. |
8.
Осада Вязьмы, разгром литовского войска на реке
Ведроши, осада и взятие Смоленска в 1514 г. |
9. |
Хан
Ахмат. |
9.
Прекращение в 1361 г. выплаты (выхода)
Золотой Орде. |
10. |
Даниил
Щеня. |
10.
Битва на реке Шелонь, подчинение Новгорода
Москве. |
Ответы:
1—4,
2—7, 3—9, 4—2,
5—1, 6—5, 7—3,
8—10 (правильно и 6),
9—6, 10—8.
Занимательное
задание — блицопрос (5 правильных
ответов — оценка «5»):
I. Люди:
1. Сын
Ивана III, он объединил страну и завершил
централизацию ее правления (Василий III).
2. Величайший
подвижник русской церкви, в отрочестве его звали
Варфоломеем (Сергий Радонежский).
3. Племянница
последнего византийского императора, жена Ивана III
(Софья Палеолог).
4. Глава
нестяжателей, проповедовавших отказ церкви от приобретенных
богатств (Нил Сорский).
5. Игумен
Волоколамского монастыря, противник идей нестяжателей
(Иосиф).
II.
Битвы, их значение:
1. 1363 г.
(битва у Синих Вод. Великий литовский князь Ольгерд
разбил татар).
2. 1378 г.
(битва на реке Воже. Победа князя Дмитрия над
татарами на правом притоке Оки).
3. 8 сентября
1380 г. (Куликовская битва. Победа на Куликовом
поле князя Дмитрия над Мамаем).
4. 1410 г.
(Грюнвальдская битва. Объединенные силы Польши, Литвы,
Руси против тевтонского ордена; натиск немцев на Восток
приостановлен).
5. 1471 г.
(битва на Шелони. Сражение новгородской рати
и Ивана III. Новгород становится частью
Русского государства).
Вопросы
можно задавать наоборот: дети должны назвать дату
и битву, а учитель — ее значение.
III.
Процессы и события (эта работа может быть выполнена
письменно):
1. Главные
задачи, которые решали московские князья в XIV —
начале XVI в. (возвышение Москвы, объединение
вокруг нее русских земель, освобождение от ордынского
ига).
2. Правители,
сменявшие друг друга на Руси в XIV —
начале XVI в. (Иван Калита, Дмитрий Донской,
Иван III, Василий III и т. д.).
3. Какие
княжества оказывали сопротивление Москве в ее стремлении
объединить вокруг себя русские земли (Тверь, Рязань,
Новгород, Нижний Новгород, Литва)?
4. Назовите
основных западных соперников России (Швеция, Ливонский
орден, Литва с Польшей).
5. С какими
государствами установились или восстановились отношения
Руси с конца XV в. (Рим, Венецианская республика,
Миланское герцогство, Священная Римская империя, Венгрия,
Молдавское княжество, Крымское ханство —
позже стало вассалом Турции, врагом России)?
Домашнее
задание: учебник; рабочая тетрадь, с. 86—88. |