Цель
урока: определить место Русской православной
церкви в системе Древнерусского государства;
рассказать о развитии феодальных отношений в церковной
среде; показать значение распространения христианской
нравственности.
Основные
понятия: митрополит, епископ, архиепископ,
епархия, священник, монастырь.
Оборудование
урока:
1. Репродукции
русских икон XI—XII вв.
2. Настенная
карта «Киевская Русь IX—XII вв.»,
условные обозначения для карты — монастыри.
3. Таблички
с терминами (см. ниже).
ХОД УРОКА
Урок
целесообразно начать с проведения повторительной
беседы, сочетающейся с работой по плану
в рабочей тетради (с. 15).
Возможные
вопросы для учащихся:
1. В каком
году произошло крещение Руси?
2. Кем
было введено христианство на Руси?
3. Причины
крещения Руси.
4. Что
такое двоеверие?
5. В чем
значение крещения Руси?
6. Какую
роль играла церковь в Древней Руси?
План
изучения нового материала:
I. Церковная
организация.
II.
Первый митрополит из русских Иларион.
III.
Киево-Печерский монастырь.
I. Церковная
организация.
По первому
вопросу учащиеся получают задание: по рассказу
учителя составить схему «Церковная организация
на Руси» в рабочей тетради —
задание 1, с. 28.
При
этом учитель размещает на магнитной доске таблички
с терминами в одну горизонтальную линию:
патриарх — митрополит — епископ —
епархия — архиепископ — священники.
Церковная организация
После
объяснения учителя один из учащихся оформляет
схему на магнитной доске. Учитель исправляет,
комментирует; учащиеся делают исправления в тетради.
Учащимся предлагается вспомнить, как осуществлялось
управление католической церковью в Западной Европе,
и сравнить с управлением православной церковью
на Руси.
II.
Первый митрополит из русских Иларион.
По второму
вопросу учитель организует комментированное чтение
пункта 2 § 9.
III.
Киево-Печерский монастырь.
Приступая
к изучению этого вопроса, важно активизировать
знания учащихся о средневековых монастырях в Западной
Европе. Учащимся предлагается ответить на вопросы:
1. Что
такое монастыри? Кто такие монахи?
2. Почему
люди становились монахами?
3. Что
вы знаете о монастырях и монахах из истории
средних веков?
4. Почему
многие монастыри становились богатейшими собственниками
земли и зависимых крестьян?
Затем
учитель рассказывает о монастырях на Руси,
размещая условные обозначения монастырей на настенной
карте. В заключение можно заслушать заранее подготовленное
сообщение ученика по теме «Киево-Печерский
монастырь».
Дополнительные
материалы для учителя:
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ
ЛЕТ»
ОБ ОСНОВАНИИ АНТОНИЕМ
КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ
И О ФЕОДОСИИ ПЕЧЕРСКОМ
(ПЕРЕСКАЗ А. Ю. КАРПОВА)
После
того как великий князь Ярослав Владимирович поставил
Иллариона митрополитом Киевским, осталась пещерка
Иларионова пустою. В те времена жил один
человек в городе Любече, по имени Антипа.
По велению Божию отправился он в землю
Греческую, на Афо́н, который назывался Святою
Горою.
Обошел он монастыри, бывшие во множестве
на Святой Горе, и захотелось ему принять
на себя монашеский образ. Умолил он игумена
одного из монастырей принять его и постричь
в монахи. Игумен постриг его в монахи и нарек
новым монашеским именем — Антоний. А затем,
наставив его в жизни монашеской и благословив,
послал обратно на Русскую землю, так сказав:
—
Возвращайся на Русь, и да будет на тебе
благословение Святой Горы, потому что много черноризцев
будет после тебя в земле Русской. Иди же
с миром!
Вернулся
Антоний в Киев и начал обходить монастыри
Киевские, ища, где бы ему поселиться. И не понравились
ему те монастыри. Стал он ходить по лесам
и по горам Киевским и пришел на холм,
где была выкопана Иларионом пещерка. Полюбилось ему
место это, вселился он в ту пещерку
и начал жить в ней, вознося молитвы Богу.
Вкушал Антоний лишь один хлеб, и то через
день, и воды немного, и копал пещеру, не давая
себе покоя ни днем, ни ночью. И так
пребывал он в непрестанных трудах и молитвах.
Прослышали
добрые люди о святом Антонии и стали приходить
к нему, принося что-нибудь из пищи
и прося у него благословения себе. А когда
умер Великий князь Ярослав Владимирович и начал
княжить в Киеве сын его Изяслав, прославился
святой Антоний во всей земле Русской. И приходил
к нему князь Изяслав с дружиною, прося благословения
и молитвы.
И начали
приходить к Антонию братия, и стал Антоний
принимать и постригать их. А когда собралось
двенадцать человек, выкопали братия
большую пещеру — с церковью и с келиями;
они и поныне есть под древним монастырем Печерским.
Антоний же сказал братии:
—
Вот, собрал вас здесь Бог, и есть на вас
благословение, во-первых, от Бога,
а во-вторых, от Святой Горы.
Живите же сами по себе. Я же поставлю
вам игумена, а сам хочу на другую гору идти
и уединившись жить, как и прежде привык.
И,
сказав так, поставил он им игуменом Варлаама,
а сам выкопал новую пещерку невдалеке, на горе,
и стал жить в ней, пребывая в добродетели.
И не выходил святой Антоний из пещеры
той сорок лет, в ней и окончил жизнь свою.
Лежат мощи его в той пещере и поныне.
Когда же
еще больше стало черноризцев, так что уже не помещались
они в пещере, решились братия поставить монастырь
на горе, над пещерою. Пришли братия к Антонию
и стали просить у него благословения. Антоний
с радостью дал им свое благословение, и построили
братия сперва небольшую церковь над пещерой во имя
Успения Пресвятой Богородицы. Затем братия послали
одного из черноризцев к князю Изяславу с такими
словами:
—
Княже! Увеличивает Бог число братий наших, а места
у нас мало. Отдал бы ты нам гору ту,
в которой выкопана пещера наша!
Изяслав
с радостью согласился. И заложили игумен
и братия церковь великую, и монастырь огородили,
и келии поставили. И с той поры стал
монастырь прозываться Печерским — потому
что ведь раньше жили монахи в пещере.
Когда же
создал князь Изяслав монастырь во имя святого
Димитрия, перевел он Варлаама, игумена Печерского,
игуменом в Дмитровский монастырь, желая сделать
тот монастырь превыше Печерского. Но не богатствами
монастырь славен: Антоний не имел ни золота,
ни серебра, но достиг всего постом, и молитвами,
и неустанными трудами.
Оставшиеся же
без игумена братия пошли к старцу Антонию просить
поставить им нового настоятеля. Антоний спросил
их:
—
Кого вы сами хотите?
Братия
отвечали:
—
Кого Бог изберет и ты.
И сказал
им тогда святой Антоний:
—
Кто достойнее из вас, чем Феодосий, послушливый,
кроткий и смиренный? Да будет он вам
игуменом!
Братия
с радостью поклонились старцу и избрали
игуменом Феодосия. Был же Феодосий великий постник,
жил в воздержании и молился непрестанно
Богу со слезами. И начал он принимать
чернецов, приходящих в монастырь, никому не отказывая.
И вскоре собралась в монастыре братия, числом
сто человек.
И повелел
Феодосий отыскать устав монастырской жизни. В то время
пришел из Греческой земли на Русь монах
Михаил из Греческого Студи́йского монастыря.
И оказался у него с собой устав, заведенный
в том монастыре. Повелел Феодосий переписать
устав тот и установил его в монастыре своем.
А от Печерского монастыря переняли Студийский
устав и остальные монастыри Русские. Оттого и почитается
монастырь Печерский старше всех прочих монастырей
Русских.
Имел
Феодосий такой обычай. Когда наступало время Великого
поста, покидал он монастырь Печерский. Перед
уходом он, по обыкновению, целовал всю братию
и поучал их о том, как проводить время
постное в молитвах ночных и дневных, остерегаясь
помыслов нечистых. Брал с собою Феодосий лишь
немного хлебцев, шел в пещеру и затворял
двери, присыпая их землею. И так проводил
он все сорок дней Великого поста в воздержании
и в молитвах, не разговаривая ни с кем.
Если только была кому крайняя надобность, приходил
тот к пещере и через малое оконце мог поговорить
немного с Феодосием — и то лишь
в воскресенье или в субботу, но не в другие
дни. В пятницу же, накануне Лазаревой субботы,
когда заканчивается сорокадневный пост, Феодосий возвращался
обратно в монастырь. Придя, он целовал по обычаю
братию и на другой день праздновал Вербное
воскресение. А когда наступало Светлое Воскресение
Христово, святая Пасха, праздновал Феодосий радостно
сей великий праздник со всею братией.
И вот,
в лето 1073, когда праздновал так
по обычаю святой Феодосий Светлое Воскресение
Христово, впал он в тяжелую болезнь. По прошествии
нескольких дней, к вечеру, повелел он отнести
себя во двор монастырский. Братия вынесли его
во двор и поставили напротив церкви. Феодосий
повелел созвать всю братию. Один из чернецов
ударил в било, и все собрались. Феодосий же
сказал так:
—
Братия мои! Ныне ухожу от вас, ибо явил мне Господь
во время поста в пещере, что покину я мир
сей!
И поставил
он ученика своего Сте́фана игуменом Печерским,
и благословил его, заповедав ему оберегать монастырь
и строго соблюдать устав и весь порядок
монастырский. После того взяли братия святого, отнесли
обратно в келию и положили на постель.
А на другой день пришел к Феодосию
и князь Киевский (а княжил тогда в Киеве
князь Святослав, сын Ярослава Мудрого) с сыном
своим. И его просил святой Феодосий оберегать
монастырь и заботиться о нем. И князь,
поцеловав умирающего, обещал все исполнить.
А когда
уже совсем стал изнемогать Феодосий, вновь повелел
он собрать братию и так сказал:
—
Знайте, братия мои, если по смерти моей буду
я угоден Богу и примет меня Господь, то будет
и монастырь строиться и расширяться. Если же
по смерти моей оскудевать начнет монастырь, то,
значит, не угодил я Богу.
Братия
в ответ плакали и так говорили ему:
—
Отче! Молись за нас. Знаем, что не оставит
тебя Господь!
И так
провели братия возле него всю ночь.
На следующий
день — а было это 3 мая,
во вторую субботу по Пасхе, на восьмой
день болезни, в два часа дня — предал
святой Феодосий душу свою в руки Божии. И плакали
по нему все братия. И в тот же
день, к вечеру, как и завещал святой Феодосий,
взяли братия тело его и с почестями, со свечами
и с песнопениями похоронили в пещере —
той самой, где потрудился он.
А по прошествии
многих лет, в лето 1091, решили черноризцы
Печерские, что негоже святому Феодосию лежать вне
стен монастырских. И в 14-й
день месяца августа с почетом перенесли мощи
святого Феодосия в Печерскую церковь Успения
Пресвятой Богородицы. И устроили великий праздник
в тот день.
Закрепление:
1. Задание 3 на с. 29 рабочей
тетради.
2. Повторительно-обобщающая
беседа по вопросам учебника на с. 71.
Домашнее
задание: § 9; задание 2 на с. 28 рабочей
тетради — I вариант, задание 4 на с. 29 рабочей
тетради — II вариант; индивидуальное
опережающее задание по теме «Личность Владимира
Мономаха».
Приложение.
Разгадываем шифрограммы и кроссворды из рабочей
тетради (с. 29).
|