Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 27.04.2024, 06:50:02
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Тема: «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ХI—ХII вв.»

      Цель урока: определить место Русской православной церкви в системе Древнерусского государства; рассказать о развитии феодальных отношений в церковной среде; показать значение распространения христианской нравственности.

      Основные понятия: митрополит, епископ, архиепископ, епархия, священник, монастырь.

      Оборудование урока:

      1. Репродукции русских икон XI—XII вв.

      2. Настенная карта «Киевская Русь IX—XII вв.», условные обозначения для карты — монастыри.

      3. Таблички с терминами (см. ниже).

ХОД УРОКА

      Урок целесообразно начать с проведения повторительной беседы, сочетающейся с работой по плану в рабочей тетради (с. 15).

      Возможные вопросы для учащихся:

      1. В каком году произошло крещение Руси?

      2. Кем было введено христианство на Руси?

      3. Причины крещения Руси.

      4. Что такое двоеверие?

      5. В чем значение крещения Руси?

      6. Какую роль играла церковь в Древней Руси?

      План изучения нового материала:

      I. Церковная организация.

      II. Первый митрополит из русских Иларион.

      III. Киево-Печерский монастырь.

      I. Церковная организация.

      По первому вопросу учащиеся получают задание: по рассказу учителя составить схему «Церковная организация на Руси» в рабочей тетради — задание 1, с. 28.

      При этом учитель размещает на магнитной доске таблички с терминами в одну горизонтальную линию: патриарх — митрополит — епископ — епархия — архиепископ — священники.

Церковная организация

      После объяснения учителя один из учащихся оформляет схему на магнитной доске. Учитель исправляет, комментирует; учащиеся делают исправления в тетради. Учащимся предлагается вспомнить, как осуществлялось управление католической церковью в Западной Европе, и сравнить с управлением православной церковью на Руси.

      II. Первый митрополит из русских Иларион.

      По второму вопросу учитель организует комментированное чтение пункта 2 § 9.

      III. Киево-Печерский монастырь.

      Приступая к изучению этого вопроса, важно активизировать знания учащихся о средневековых монастырях в Западной Европе. Учащимся предлагается ответить на вопросы:

      1. Что такое монастыри? Кто такие монахи?

      2. Почему люди становились монахами?

      3. Что вы знаете о монастырях и монахах из истории средних веков?

      4. Почему многие монастыри становились богатейшими собственниками земли и зависимых крестьян?

      Затем учитель рассказывает о монастырях на Руси, размещая условные обозначения монастырей на настенной карте. В заключение можно заслушать заранее подготовленное сообщение ученика по теме «Киево-Печерский монастырь».

      Дополнительные материалы для учителя:

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
ОБ ОСНОВАНИИ АНТОНИЕМ

КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО
МОНАСТЫРЯ
И О ФЕОДОСИИ ПЕЧЕРСКОМ
(ПЕРЕСКАЗ А. Ю. КАРПОВА)

      После того как великий князь Ярослав Владимирович поставил Иллариона митрополитом Киевским, осталась пещерка Иларионова пустою. В те времена жил один человек в городе Любече, по имени Антипа. По велению Божию отправился он в землю Греческую, на Афо́н, который назывался Святою Горою. Обошел он монастыри, бывшие во множестве на Святой Горе, и захотелось ему принять на себя монашеский образ. Умолил он игумена одного из монастырей принять его и постричь в монахи. Игумен постриг его в монахи и нарек новым монашеским именем — Антоний. А затем, наставив его в жизни монашеской и благословив, послал обратно на Русскую землю, так сказав:

      — Возвращайся на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, потому что много черноризцев будет после тебя в земле Русской. Иди же с миром!

      Вернулся Антоний в Киев и начал обходить монастыри Киевские, ища, где бы ему поселиться. И не понравились ему те монастыри. Стал он ходить по лесам и по горам Киевским и пришел на холм, где была выкопана Иларионом пещерка. Полюбилось ему место это, вселился он в ту пещерку и начал жить в ней, вознося молитвы Богу. Вкушал Антоний лишь один хлеб, и то через день, и воды немного, и копал пещеру, не давая себе покоя ни днем, ни ночью. И так пребывал он в непрестанных трудах и молитвах.

      Прослышали добрые люди о святом Антонии и стали приходить к нему, принося что-нибудь из пищи и прося у него благословения себе. А когда умер Великий князь Ярослав Владимирович и начал княжить в Киеве сын его Изяслав, прославился святой Антоний во всей земле Русской. И приходил к нему князь Изяслав с дружиною, прося благословения и молитвы.

      И начали приходить к Антонию братия, и стал Антоний принимать и постригать их. А когда собралось двенадцать человек, выкопали братия большую пещеру — с церковью и с келиями; они и поныне есть под древним монастырем Печерским. Антоний же сказал братии:

      — Вот, собрал вас здесь Бог, и есть на вас благословение, во-первых, от Бога, а во-вторых, от Святой Горы. Живите же сами по себе. Я же поставлю вам игумена, а сам хочу на другую гору идти и уединившись жить, как и прежде привык.

      И, сказав так, поставил он им игуменом Варлаама, а сам выкопал новую пещерку невдалеке, на горе, и стал жить в ней, пребывая в добродетели. И не выходил святой Антоний из пещеры той сорок лет, в ней и окончил жизнь свою. Лежат мощи его в той пещере и поныне.

      Когда же еще больше стало черноризцев, так что уже не помещались они в пещере, решились братия поставить монастырь на горе, над пещерою. Пришли братия к Антонию и стали просить у него благословения. Антоний с радостью дал им свое благословение, и построили братия сперва небольшую церковь над пещерой во имя Успения Пресвятой Богородицы. Затем братия послали одного из черноризцев к князю Изяславу с такими словами:

      — Княже! Увеличивает Бог число братий наших, а места у нас мало. Отдал бы ты нам гору ту, в которой выкопана пещера наша!

      Изяслав с радостью согласился. И заложили игумен и братия церковь великую, и монастырь огородили, и келии поставили. И с той поры стал монастырь прозываться Печерским — потому что ведь раньше жили монахи в пещере.

      Когда же создал князь Изяслав монастырь во имя святого Димитрия, перевел он Варлаама, игумена Печерского, игуменом в Дмитровский монастырь, желая сделать тот монастырь превыше Печерского. Но не богатствами монастырь славен: Антоний не имел ни золота, ни серебра, но достиг всего постом, и молитвами, и неустанными трудами.

      Оставшиеся же без игумена братия пошли к старцу Антонию просить поставить им нового настоятеля. Антоний спросил их:

      — Кого вы сами хотите?

      Братия отвечали:

      — Кого Бог изберет и ты.

      И сказал им тогда святой Антоний:

      — Кто достойнее из вас, чем Феодосий, послушливый, кроткий и смиренный? Да будет он вам игуменом!

      Братия с радостью поклонились старцу и избрали игуменом Феодосия. Был же Феодосий великий постник, жил в воздержании и молился непрестанно Богу со слезами. И начал он принимать чернецов, приходящих в монастырь, никому не отказывая. И вскоре собралась в монастыре братия, числом сто человек.

      И повелел Феодосий отыскать устав монастырской жизни. В то время пришел из Греческой земли на Русь монах Михаил из Греческого Студи́йского монастыря. И оказался у него с собой устав, заведенный в том монастыре. Повелел Феодосий переписать устав тот и установил его в монастыре своем. А от Печерского монастыря переняли Студийский устав и остальные монастыри Русские. Оттого и почитается монастырь Печерский старше всех прочих монастырей Русских.

      Имел Феодосий такой обычай. Когда наступало время Великого поста, покидал он монастырь Печерский. Перед уходом он, по обыкновению, целовал всю братию и поучал их о том, как проводить время постное в молитвах ночных и дневных, остерегаясь помыслов нечистых. Брал с собою Феодосий лишь немного хлебцев, шел в пещеру и затворял двери, присыпая их землею. И так проводил он все сорок дней Великого поста в воздержании и в молитвах, не разговаривая ни с кем. Если только была кому крайняя надобность, приходил тот к пещере и через малое оконце мог поговорить немного с Феодосием — и то лишь в воскресенье или в субботу, но не в другие дни. В пятницу же, накануне Лазаревой субботы, когда заканчивается сорокадневный пост, Феодосий возвращался обратно в монастырь. Придя, он целовал по обычаю братию и на другой день праздновал Вербное воскресение. А когда наступало Светлое Воскресение Христово, святая Пасха, праздновал Феодосий радостно сей великий праздник со всею братией.

      И вот, в лето 1073, когда праздновал так по обычаю святой Феодосий Светлое Воскресение Христово, впал он в тяжелую болезнь. По прошествии нескольких дней, к вечеру, повелел он отнести себя во двор монастырский. Братия вынесли его во двор и поставили напротив церкви. Феодосий повелел созвать всю братию. Один из чернецов ударил в било, и все собрались. Феодосий же сказал так:

      — Братия мои! Ныне ухожу от вас, ибо явил мне Господь во время поста в пещере, что покину я мир сей!

      И поставил он ученика своего Сте́фана игуменом Печерским, и благословил его, заповедав ему оберегать монастырь и строго соблюдать устав и весь порядок монастырский. После того взяли братия святого, отнесли обратно в келию и положили на постель. А на другой день пришел к Феодосию и князь Киевский (а княжил тогда в Киеве князь Святослав, сын Ярослава Мудрого) с сыном своим. И его просил святой Феодосий оберегать монастырь и заботиться о нем. И князь, поцеловав умирающего, обещал все исполнить.

      А когда уже совсем стал изнемогать Феодосий, вновь повелел он собрать братию и так сказал:

      — Знайте, братия мои, если по смерти моей буду я угоден Богу и примет меня Господь, то будет и монастырь строиться и расширяться. Если же по смерти моей оскудевать начнет монастырь, то, значит, не угодил я Богу.

      Братия в ответ плакали и так говорили ему:

      — Отче! Молись за нас. Знаем, что не оставит тебя Господь!

      И так провели братия возле него всю ночь.

      На следующий день — а было это 3 мая, во вторую субботу по Пасхе, на восьмой день болезни, в два часа дня — предал святой Феодосий душу свою в руки Божии. И плакали по нему все братия. И в тот же день, к вечеру, как и завещал святой Феодосий, взяли братия тело его и с почестями, со свечами и с песнопениями похоронили в пещере — той самой, где потрудился он.

      А по прошествии многих лет, в лето 1091, решили черноризцы Печерские, что негоже святому Феодосию лежать вне стен монастырских. И в 14-й день месяца августа с почетом перенесли мощи святого Феодосия в Печерскую церковь Успения Пресвятой Богородицы. И устроили великий праздник в тот день.

      Закрепление:

      1. Задание 3 на с. 29 рабочей тетради.

      2. Повторительно-обобщающая беседа по вопросам учебника на с. 71.

      Домашнее задание: § 9; задание 2 на с. 28 рабочей тетради — I вариант, задание 4 на с. 29 рабочей тетради — II вариант; индивидуальное опережающее задание по теме «Личность Владимира Мономаха».

      Приложение. Разгадываем шифрограммы и кроссворды из рабочей тетради (с. 29).

Категория: ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 1035 | Теги: учителю истории, преподавание предметов худож, методика преподавания истории, поурочное планирование уроков истор, МО учителей истории, история России | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0