Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 06.05.2024, 04:12:14
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Тема: «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XIV — НАЧАЛЕ XVI в.»

      Цель урока: рассмотреть роль Православной церкви в создании единого централизованного государства; показать зарождающиеся противоречия между церковной и светской властями.

      Основные понятия: уния, ереси, еретики, нестяжатели, иосифляне, Москва — Третий Рим, господствующая (официальная) церковь.

      Оборудование урока:

      Настенная карта «Русь в XIV—XVI вв.» (с помощью специальных значков должны быть обозначены крупнейшие монастыри).

ХОД УРОКА

      Проверку домашнего задания можно провести в виде понятийного диктанта и карточек.

      Примерные вопросы для исторического диктанта:

      1. Кто стоял во главе Русского государства?

      2. Что представляла собой Боярская дума?

      3. Как называются учреждения, ведавшие различными областями управления?

      4. Как называется орган, который контролировал поступления налогов?

      5. Какие функции выполнял Дворец?

      6. Что такое кормление?

      7. Как называется порядок занятия должностей по знатности рода?

      8. Как мы называем круг людей, которые состояли на службе у великого князя и решали по его поручению вопросы управления, суда, сбора налогов, формирования армии и т. д.?

      9. Как назывался закон, принятый в Киевской Руси Ярославом Мудрым?

      10. Какое название получил новый свод законов, принятый Иваном III?

      11. Что такое пожилое? Кто и в каком случае его выплачивал?

      12. Что такое вотчина?

      13. Что такое поместье?

      14. Кто такие пищальники?

      КАРТОЧКА. Государь всея Руси.

      Соотнесите высказывания об изменениях при дворе Ивана III и подтверждающие их отрывки из сочинений историка В. О. Ключевского.

      □ 1. Принятие титула государя всея Руси.

      □ 2. Принятие нового государственного герба.

      □ 3. Изменение придворного церемониала.

      □ 4. Введение более напыщенного языка деловых бумаг.

      □ 5. Перестройка Кремля.

      1. …Почувствовав себя в новом положении и еще рядом с такой знатной женой, наследницей византийских императоров, Иван нашел тесной и некрасивой прежнюю кремлевскую обстановку, в какой жили его невзыскательные предки. Вслед за царевной из Италии выписаны были мастера, которые построили Ивану новый Успенский собор, Грановитую палату и новый каменный дворец на месте прежних деревянных хором.

      2. В то же время в Кремле при дворе стал заводиться тот сложный и строгий церемониал, который сообщал такую чопорность и натянутость придворной московской жизни. Точно так же как у себя дома, в Кремле, среди придворных слуг своих, Иван начал выступать более торжественной поступью и во внешних сношениях…

      3. …Почуяв себя и по политическому могуществу, и по православному христианству, наконец, и по брачному родству преемником павшего дома византийских императоров, московский государь нашел и наглядное выражение своей династической связи с ними: с конца XV в. на его печатях появляется… двуглавый орел…

      4. …Усвоив эти новые пышные титулы, Иван нашел, что теперь ему непригоже называться в правительственных актах просто по-русски Иваном, государем великим князем, а начал писаться в церковной книжной форме: «Иоанн, Божиею милостью государь всея Руси». К этому титулу как историческое его оправдание привешивается длинный ряд географических эпитетов, обозначавших новые пределы Московского государства: «Государь всея Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Пермский, и Югорский, и Болгарский, и иных», т. е. земель…

      5. В московских правительственных, особенно дипломатических, бумагах с той поры является новый, более торжественный язык, складывается пышная терминология, незнакомая московским дьякам удельных веков. В основу ее положены два представления: это мысль о московском государе как о национальном властителе всей Русской земли и мысль о нем как о политическом и церковном преемнике византийских императоров…

      План изучения нового материала:

      I. Церковь в XIV — начале XV в.

      II. Великие князья и церковь.

      III. Церковь и ереси.

      Материал параграфа необычен и сложен по содержанию для восприятия учащимися. Поэтому на уроке целесообразно организовать чтение текста учебника и его анализ в ходе коллективного обсуждения.

      Рекомендуем начать изучение темы с выполнения заданий 1 и 2 в рабочей тетради (с. 80—81).

      Далее читаем и комментируем текст (пункты 1, 2 § 25), выясняем роль православной церкви в деле объединения страны, выполняем задание 3 в рабочей тетради (с. 81).

      Третий вопрос разбирается достаточно подробно. Учащимся предлагается вспомнить из курса истории средних веков, что такое ереси и чем было вызвано их появление в средние века. В сильном классе можно предложить рассказать о сути еретических учений средневековой Европы.

      После этого продолжаем чтение текста учебника (пункт 4 § 25). Прочитав три абзаца, учитель спрашивает:

      1. Почему ереси появляются в первую очередь в крупных городах?

      2. Какими были представления новгородских еретиков?

      3. Почему Иван III поначалу поддерживал еретиков?

      Затем вместе с учителем на доске и в тетрадях учащиеся заполняют первую колонку таблицы на с. 82 рабочей тетради.

      Нестяжатели и иосифляне — два основных направления господствующей церкви.

      Далее рассматриваем взгляды нестяжателей. Прочитав четвертый абзац, заполняем вторую колонку таблицы в рабочей тетради. Задаем учащимся вопрос:

      Чем идеи нестяжателей были привлекательны для Ивана III?

      Читаем пятый абзац пункта 4 и знакомимся со взглядами иосифлян, заполняем третью колонку в таблице. Затем отвечаем на следующий вопрос:

      В чем состояло различие нестяжателей и иосифлян в отношении к церковным землям, имуществу, ересям?

      Читаем следующий абзац и отвечаем на вопрос:

      Почему Иван III изменил свое отношение к нестяжателям и еретикам?

      Заканчиваем урок рассмотрением теории «Москва — Третий Рим». Дочитав пункт 4 до конца, выясняем:

      1. Какова основная идея теории «Москва — Третий Рим»?

      2. Почему это учение появляется в начале XVI в.?

      Выполняем задание 4 в рабочей тетради (с. 81).

      Дополнительный материал для учителя:

СЛОВАРЬ РУССКИХ СВЯТЫХ О СЕРГИИ РАДОНЕЖСКОМ (1862 г.)

      СЕРГИЙ, преподобный и Богоносный, игумен и чудотворец Радонежский, основатель Троицкой Сергиевой лавры, родился в 1315 г. в Ростове от благочестивых родителей Кирилла и Марии; при рождении назван Варфоломеем. Отец его, один из бояр Ростовских, расстроив состояние от частых поездок с князем в Орду, переселился (около 1328 г.) с семейством в город Радонеж (ныне село Городище, в 11 верстах от лавры), в удел князя Андрея, меньшего брата Семена Ивановича Гордого, где охотно селились люди неизбыточные, ибо наместник княжеский, некий Терентий Ртищ, давал им льготу и выгоды. Родители Варфоломея перед кончиной приняли монашеский чин; они погребены в Хотькове монастыре. Варфоломей, представив меньшему брату своему Петру отцовское наследие, отправился со старшим братом своим Стефаном, овдовевшим и принявшим иноческий сан, искать убежища от мирских забот. Они поселились в лесу (1337 г.) в десяти верстах от Радонежа, на том месте, где ныне лавра, и с благословения митрополита Феогноста основали церковь. Стефан вскоре переселился в Москву и вступил в монастырь св. Богоявления. Тогда Варфоломей призвал некого игумена Митрофана, который и постриг его в монахи под именем Сергия. Подкрепив нового инока молитвою и словом Божьим, игумен удалился; Сергий остался в дремучем лесу один. Неоднократно во время нощной молитвы представлялись Сергию ужасные видения, угрожавшие ему смертью, а месту разрушением. Крепкою, но смиренною молитвой разрушал преп. Сергий пустынные страхи и мечтания. Не раз к хижине Сергия приходил большой медведь, которого кормил сам святой отшельник. Но недолго жил юный пустынник в своем одиночестве. Слава о святости отшельника Сергия вскоре распространилась и привлекла к нему иноков из других монастырей. Многие стекались к нему на сожительство и строили кельи. По общему гласу братии он был избран игуменом обители и посвящен (1354 г.) в сей сан в Переяславле епископом волынским Афанасием, правившим тогда российскою церковью, по случаю отъезда св. Алексия в Константинополь для посвящения на митрополию. Сперва число иночествующих состояло из 12 человек; но по прибытии из Смоленска архимандрита по имени Симона число братии увеличилось, и обитель распространена. Строгое благочестие и христианское смирение возвеличили св. Сергия между современниками: митрополит, князь, бояре изъявляли к нему отменное уважение. Константинопольский патриарх Филофей отправил в св. обитель особливое посольство; прислал с оным к преп. Сергию благословенную грамоту, крест, параманд и схиму. Вследствие этой грамоты учреждено было общежительство в обители. Сергий, устроив свою паству и желая уединения, тайно удалился за 40 верст в пустыню, именуемую Киржач; но по увещанию митрополита Алексия и по убедительной просьбе братии он возвратился к ним и уже до конца жизни не оставлял мирной своей обители. Св. Сергий, радея о делах церкви, показал себя пастырем многих монастырей и отцом их настоятелей, ибо чрез учеников своих устроены им обители: Симоновская, с церковью во имя Рождества Богородицы; Киржачская; Дубенская, на реке Дубенке с церковью Успения Богоматери; эта церковь устроена по воле великого князя Дмитрия Донского, назвавшего монастырь своим Присным; Богоявленская, устроенная по воле того же великого князя в отчине его Коломне на урочище, называемом Голутвин; Высотская, возле Серпухова, названная так от места именуемого Высокое, с церковью во имя Зачатия Пречистой Богородицы. Эта обитель устроена по усердию удельного князя Владимира Андреевича. Кроме того, по просьбе святителя Алексия преп. Сергий дал ученика своего Андроника на устройство Спасского монастыря в Москве на реке Яузе.

      Общее желание князей было, чтобы по кончине митрополита Алексия преп. Сергий заступил место его; сам святитель Алексий просил Сергия быть его преемником, но преподобный уклонился от предлагаемого ему высокого сана. Перед кончиною своею св. Алексий передал от себя преп. Сергию золотой крест, украшенный драгоценными каменьями, в знак особого уважения к св. игумену.

      Великий князь Дмитрий Иванович, собираясь на битву с Мамаем, приходил к преподобному Сергию за благословением. Св. угодник дал ему двух иноков в сподвижники: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Осенив князя крестным знамением, он как бы предрек ему победу, одержанную над татарами близ Дона, на Куликовом поле. Во время несогласий между удельными князьями преп. Сергий был их миротворцем.

      Стефан, епископ Пермский, ехал однажды в Москву и на пути своем, находясь в 9 верстах от обители преп. Сергия, остановился на том месте, где ныне колодезь и крест, и поклонился в ту сторону, где стояла обитель Сергиева. Преподобный, бывший в то время с братией за трапезою, духовно прозрел приближение святого и ответствовал ему поклоном. В память сего сохраняется в лавре особенное обыкновение: среди трапезы по данному колоколом знаку все братия встают и начальствующий произносит краткую молитву, призывая на помощь молитвы преподобного Сергия.

      Незадолго до кончины преп. Сергия было ему чудное видение — явление Богоматери с двумя апостолами Петром и Иоанном. Чему был свидетелем ученик его преп. Михей, живший с преп. Сергием в одной келье. В честь сего видения по благословению святого Синода в 1734 г. построена при архимандрите Варлааме церковь во имя преп. Михея. Преп. Сергий преставился 1392 г., сентября 25 дня. Мощи его обретены нетленными 1422 г. июля 5 при великом князе Юрии Дмитриевиче. Они почивают в соборном храме Троицкой лавры в серебряной раке, устроенной царем Иваном Грозным. В 1737г. императрица Анна Иоанновна устроила вокруг сей раки другую, серебряную же с сению на столпах. Церковь совершает память преп. Сергия в день его кончины 25 сентября и в день обретения мощей его 5 июля.

      Царь Иван Грозный (в 1530 г.) крещен в Сергиевой обители и по крещении положен в раку преподобного, как бы в знак препоручения покровительству его. Царь Иван имел к преп. Сергию особенное усердие. Он сделал походную церковь во имя св. угодника Радонежского, и с того времени в Российской армии артиллерийская церковь существует и доныне во имя Сергия. Во время Казанского похода Иван в новосозданном городе Свияжске в 1551 г. основал также первую церковь Сергиевскую; а по возвращении из похода возил крестить первородного сына своего царевича Дмитрия в Сергиев монастырь. В 1561 г. по велению Ивана учреждена в Сергиеве монастыре архимандрия, и тогда же архимандриту этой обители Елевферию дано было с преемниками первенство пред всеми российскими архимандритами. В начале XVII столетия монастырь Сергиев выдержал знаменитую осаду от поляков, продолжавшуюся год и четыре месяца. Иноки монастыря не только отражали неприятеля, но подкрепляли и Москву, доставляя съестные припасы, деньги и военные снаряды войску. Икону преп. Сергия, писанную на гробовой его доске, брал царь Алексий Михайлович и Петр I во все походы, а в 1812 г. благословил ею митрополит Платон императора Александра на брань с Наполеоном.

ЕРЕСИ

      Ереси (от греческого слова «ересис», что означает «особое вероучение») — это отступление от официального церковного учения, от церковных догм и от поклонения церковным святыням — иконам, мощам святых и т. п. Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала государство, обосновывала божественное происхождение верховной власти, власти великих московских князей, то борьба против церковных устоев означала и подрыв государственных интересов. Ереси появились уже в период раннего христианства. Широкое распространение они получили на Западе в период Возрождения, распространения научных знаний, географических открытий. Еретиками церковь, как известно, объявила великих ученых Джордано Бруно, Коперника, Галилея. На Русь волна еретичества докатилась во второй половине XIV — начале XV в., и не случайно первые ее ростки проявились в Новгороде и Пскове — крупных торговых городах, тесно связанных с западными странами. Еретики (их называли стригольниками из-за того, что в их числе были расстриженные духовные лица, т. е. лишенные духовного сана) обличали церковников, в том числе монастырскую братию, за жадность, мздоимство, погоню за «имением» и говорили, что такие люди не могут учить людей верить.

      Они отрицали такую религиозную догму, как вечное существование души, веру в загробную жизнь и одновременно выступали против церковного землевладения, угнетения одних людей другими. Церковные власти, опираясь на поддержку великих князей, сурово покарали еретиков, «показнили» их. Taк, в Новгороде руководители еретиков были сброшены связанными, с камнем на шее с моста в Волхов.

      Однако суровые меры, напоминавшие такие же расправы инквизиторов на Западе со «своими» еретиками, не искоренили ересь. Прошло несколько десятилетий, и новая волна ереси пришла из Новгорода, Ее называли ересью жидовствующих, потому что первыми ее распространителями были приехавшие из Киева евреи. Однако многие русские люди и своим умом дошли до необходимости по-новому оценить религиозные каноны и саму церковь.

      Еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым.

      Взгляды еретиков нашли поддержку не только среди простого народа, но и среди некоторой части духовенства, бояр, дьяков и даже людей, близких к Ивану III. Церковь к этому времени действительно потеряла многое из своего ореола нравственной и патриотической силы и стала погрязать в стяжательстве, увеличении земельных владений, да к тому же начала противопоставлять себя центральной власти.

      Домашнее задание: § 25, вопросы после параграфа. Дополнительные вопросы хорошо подготовленным учащимся:

      1. Если бы вы были на месте Ивана III, чью сторону вы бы приняли в споре иосифлян и нестяжателей?

      2. Почему в Европе в конце XV в. было много еретиков, а в России нет?

      3. Покажите, что Русская православная церковь сыграла важную роль в создании Российского централизованного государства (приведите исторические факты).

Категория: ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 422 | Теги: учителю истории, преподавание предметов худож, методика преподавания истории, поурочное планирование уроков истор, МО учителей истории, история России | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0