Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 05.05.2024, 23:46:16
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Тема: «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА IV»

      Цель урока: сформировать представления о направлениях внешней политики России и характере ее проведения Иваном IV; продолжить работу по формированию картографических навыков учеников при изучении вопросов внешней политики.

      Основные понятия: засечная черта, туры, протекторат. Речь Посполитая.

      Оборудование урока:

      Настенная карта «Россия в XVI в.».

ХОД УРОКА

      Повторение проводится в соответствии с домашним заданием. Часть ответов может быть подготовлена на доске (понятия, названия реформ, приказов, схемы и т. д.).

      Вопросы для вводной беседы с учащимися:

      1. Как было связано принятие Иваном IV царского титула с внешней политикой России?

      2. Какие реформы 50-х гг. XVI в. способствовали проведению активной внешней политики?

      План изучения нового материала:

      I. Направления внешней политики.

      II. Присоединение Казани и Астрахани. Значение побед на Востоке.

      III. Опасность с юга. Засечная полоса.

      IV. Ливонская война.

      Рекомендуется краткий рассказ учителя о направлениях внешней политики России в середине XVI в. Далее проводится работа с картой учебника. Ученики отвечают на вопросы:

      1. Назовите государства, граничащие с Россией в середине XVI в.

      2. На какие ханства распалась Золотая Орда?

      3. Определите внешнеполитическую задачу, стоящую перед Русским государством на Востоке.

      Начать свой рассказ учитель может со следующих слов:

      Превращение России в крупную евразийскую державу диктовало свои законы в ее внешней политике. Ушло то время, когда русские княжества в одиночку противостояли сильным соседним государствам, когда, слабые и разрозненные, они лишь оборонялись от противников. Отныне их интересы представляла Москва. Но это были уже не интересы Новгорода или Рязани, а политика единого и сильного государства.

      Под руководством учителя и в ходе самостоятельной работы учеников с учебником и картой к концу урока в тетради по истории может быть составлена следующая таблица:

Внешняя политика России в середине XVI в.
На Востоке

Хроника событий
Персоналии
Новые понятия
Итоги
1551 г. — подготовка похода на Казань;
июнь 1552 г. — сражение между русскими и крымцами под Тулой;
Воеводы Воротынский и Курбский, Алексей Басманов. Туры — передвижные башни в русском войске. 1. Казанское ханство прекратило существование.
2. Прекратились набеги казанских отрядов.
3. Вассалами России стали Большая Ногайская Орда, Кабарда на Северном Кавказе.
4. Появление новых городов.
5. Христианизация населения.
6. Мирный характер крестьянской колонизации.
2 октября 1552 г. — штурм и взятие Казани. Александр Горбатый, Курбский. Храм Василия Блаженного — Покровский собор заложен в честь победы над Казанью.

На Юге

Хроника событий
Новые понятия
Итоги
1569 г. — походы крымцев и турок на Астрахань;
1556—1561 гг. — походы русских войск на Крым;
1571—1572 гг. — набеги крымского хана на Москву.
Засечная черта — полоса укреплений более 600 км вдоль южных границ России. Присоединение Астраханского ханства к России. Число набегов уменьшилось, но предотвратить их до конца не удалось.

      Вопрос о задачах внешней политики на западе и ходе военных действий изучается по карте на с. 226 и тексту учебника на с. 225—227.

На Западе

Хроника событий
Новые понятия
Итоги
1558 г. — русские овладели территорией с крепостями Нарва и Герпт (Юрьев);
1563 г. — успешные сражения русских за Полоцк (удар по Литве);
1569 г. — объединение Польши и Литвы в единое государство (Речь Посполитая);
1578 г. — захват русскими всей Ливонии;
1581 г. — осада Пскова Стефаном Баторием, взятие Нарвы шведами;
1582 г. — перемирие России с Речью Посполитой
(Ям-Запольское);
1583 г. — перемирие России со Швецией (Плюсское).
Ливонская война — война России за земли Древней Руси, на которых был создан Ливонский орден; протекторат — защита, покровительство; Речь Посполитая — объединенное государство Польши и Литвы. Потеря Россией всех своих территорий. Возвращение России городов, захваченных Речью Посполитой. Переход к Швеции земель по берегам Балтийского моря. Борьба за выход к Балтийскому морю была отложена Россией на долгие годы.

      Дополнительные материалы для учителя:

ПРИЧИНЫ ЛИВОНСКОЙ ВОЙНЫ

      Создание великой державы требовало расширения торговых связей, овладения новыми торговыми путями, выхода к Балтийскому и Черному морям, создания там своих собственных портов. Содержание огромной армии, в свою очередь, требовало захватов новых земель и раздачи их помещикам, основе дворянского ополчения.

      Окрыленный победами на Востоке Иван IV теперь повернул свои взоры на западные границы.

      В Москве хорошо помнили, что когда-то в Древней Руси первым Рюриковичам принадлежали балтийские берега, что здесь стояли русские крепости, ныне принадлежащие Ливонскому ордену. Помнили и о том, что ряд крупных русских княжеств был захвачен Литвой и Польшей, а новгородские владения в Финляндии теперь принадлежали Швеции. Лишь небольшая полоска Финского залива осталась здесь за Россией.

      Много потеряла Русь за время своей политической раздробленности и татаро-монгольского ига. Теперь Москва провозгласила себя наследницей власти и территории Древней Руси, а это означало, что она была готова вести войны за воссоздание прежней, огромной восточнославянской державы. Другого выхода на этих обширных равнинных землях не было. В противном случае Московское государство непременно подверглось бы агрессии со стороны усилившихся Литвы, Польши, Швеции, по-прежнему опасного Ливонского ордена, а также постоянно грозившего Крыма и стоящей за ним Турции.

      Воевать было тяжело, хлопотно. Это требовало огромных расходов и людских потерь. Но не воевать было еще тяжелее, так как это грозило потерей исконных русских земель, захватом населения. Открытые пространства, агрессивные соседи превращали Россию в такого же хищника, готового к прыжку ради отстаивания своих государственных интересов. И трудно говорить было: это плохо или хорошо и кто виноват в том, что начиная с середины XVI в. Россия постоянно вела наступательные войны и неукоснительно увеличивала свою территорию. Это было плохо для народа, потому что гибли тысячи людей, увеличивались военные платежи и налоги, военизировалась вся страна, личность отдельного человека подчинялась воле укрепляющейся в войнах самодержавной власти. Но это было хорошо для развития государства, его торговли, купечества, для помещиков, получавших новые земли, хотя многие из них также гибли в этих войнах.

      Так складывалась судьба страны. И верхушка русского общества, в первую очередь царь, четко выражала эту линию. Кроме того, предпринимая очередные войны, Иван IV стремился еще более возвысить свою власть, свою личность не только в России, но и в Европе.

      Таким образом, необходимость расширения русских границ сплеталась воедино с личными амбициями царя, с поисками им личной славы.

      Царь стоял за овладение в первую очередь балтийскими берегами. Его советники, в частности Алексей Адашев, ратовали за нанесение первоочередного удара по Крыму и выход к Черному морю. Возобладала точка зрения Ивана IV. Между ним и его помощниками пролегло первое недовольство и непонимание.

ИСТОРИК Н. С. БОРИСОВ О БИТВЕ У СЕЛА МОЛОДИ

      В следующем году крымцы вновь решили напасть на Москву. Хан самонадеянно заявлял о намерении покорить Русь, повторить Батыево нашествие. На этот раз, имея подавляющее численное превосходство — до 100 тыс. против 20 тыс. русских воинов, крымцы двинулись прямо «в лоб» русской обороне — на Серпухов. Князь Воротынский, командовавший «береговыми» войсками, находился в Коломне. Сторожевая служба своевременно сообщила о приближении орды. Перейдя Оку в районе Сенькина брода, выше Серпухова, и отбросив стоявшие там русские отряды, Девлет-Гирей стремительно направился к Москве по наезженной серпуховской дороге. Узнав об этом, Воротынский принял смелое и единственно правильное в тех обстоятельствах решение: собрав своих «береговых» воевод, идти вслед за крымцами и, атакуя их с тыла и флангов, вызвать хана на генеральное сражение.

      Возле села Молоди, в 45 верстах к югу от Москвы, русские сумели остановить татар. Замысел Воротынского осуществился: хан не решился напасть на Москву, имея в тылу «береговые» полки. 30 июля 1572 г. ханское войско обрушилось на русскую рать. Началось сражение, известное в истории как битва при Молодях.

      Крымский хан имел большое превосходство в силах. Бороться с ним в открытом, полевом сражении было бы безумием. Все свои надежды Воротынский возлагал на «гуляй-город». Так называли своего рода крепость из толстых деревянных щитов и бревен. Нехитрые элементы ее конструкции перевозили на телегах с места на место и при необходимости собирали в виде длинной двойной стены. В совершенстве владея техникой деревянного строительства, русские воины собирали «гуляй-город» с необычайной быстротой. Продуманная до мелочей конструкция делала все сооружение очень устойчивым и удобным для обороны. В стенах имелись многочисленные бойницы для стрельбы из пушек и пищалей.

      Поставив «гуляй-город» на холме, над речкой Рожай, Воротынский разместил в нем большой полк. Крепость была спереди защищена рвами, мешавшими татарам приблизиться к ее стенам. С флангов и с тыла подходы к ней были перекрыты полками правой и левой руки. Особо выделенный отряд стрельцов, численность которого составляла около 3 тыс. человек, был поставлен впереди у подножия холма. Лавина татарской конницы обрушилась на центр русской позиции, смяла и уничтожила стрельцов, однако, утратив боевой порыв, остановилась у стен «гуляй-города». Засевшие там воины вели меткий огонь из пушек и пищалей. Неся потери, татары отхлынули назад. Весь день они предпринимали новые и новые атаки, но каждый раз русские прогоняли их от крепости.

      После неудачи 30 июля Девлет-Гирей на два дня прекратил атаки и основательно подготовился к новому штурму, состоявшемуся 2 августа. Все силы крымцев были брошены на «гуляй-город». Во главе отрядов были поставлены ханские сыновья. Нападавшие лезли на стены крепости, пытались поджечь ее — но все было напрасно.

      Обе стороны понесли тяжелые потери. Несколько знатных крымских воевод было убито или взято в плен. Русское войско не имело запасов продовольствия и фуража. Людям и лошадям грозил голод. В этих условиях Воротынский предпринял решительный шаг. Он вывел часть своих войск из «гуляй-города» и скрытно, пользуясь рельефом местности, провел этот отряд в тыл ханских полков. Командование воинами, оставшимися в крепости, Воротынский поручил князю Дмитрию Хворостинину — отважному и предприимчивому воеводе, возглавлявшему весной 1572 г. передовой полк «береговой» рати. Узнав о переправе татар у Сенькина брода, Хворостинин пытался задержать их, но был отброшен из-за многократного превосходства сил неприятеля. Именно Хворостинин, преследуя врага, разгромил шедшие в арьергарде отряды ханских сыновей и этим заставил Девлет-Гирея остановить орду и, развернув силы, дать русским бой при Молодях.

      Подав условный сигнал оставшемуся в «гуляй-городе» Хворостинину, Воротынский внезапно для татар ударил им в тыл. Одновременно осажденные начали палить разом из всех пушек и сделали вылазку, ударив на крымцев «в лоб». Не выдержав двойного натиска и приняв отряд Воротынского за подоспевшую к русским подмогу, татары обратились в бегство. Русские воины долго преследовали их, захватывая пленных и добычу.

      Победа русских при Молодях надолго отбила у татар охоту вторгаться в русские земли. Вместе с тем она показала необходимость скорейшей ликвидации опричнины и объединения земского и опричного войска. Среди длинной череды неудач, преследовавших Россию в 70-е гг. XVI в., победа при Молодях была, пожалуй, единственным отрадным событием. Имя князя Воротынского стало символом воинской славы. Историки по-разному оценивают его личные заслуги в исходе битвы. Однако для современников он был ее главным героем. Этого-то и не мог стерпеть Иван IV. Участь Воротынского была предрешена. Впрочем, царь не решился расправиться с ним сразу же после битвы. В 1572 г. он послал князя на ливонский фронт, весной 1573 г. вновь отправил в Серпухов для обороны южной границы. А вскоре вместе с двумя другими руководителями «береговой» армии, воеводами Н. Р. Одоевским и М. Я. Морозовым, Воротынский был взят под стражу…

      Закрепление может быть сделано учителем в виде итогового обобщения.

      Домашнее задание: § 29; подготовить рассказ (по выбору учащегося) по теме «О борьбе за присоединение Казанского ханства» или «О причинах, ходе и результатах Ливонской войны»; выполнить все задания к § 29 в рабочей тетради.

Категория: ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 480 | Теги: учителю истории, преподавание предметов худож, методика преподавания истории, поурочное планирование уроков истор, МО учителей истории, история России | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0