Цель
урока: обобщить и закрепить знания о чертах
русской цивилизации (в сравнении с западноевропейской)
и процессах, происходивших на Руси в Х —
начале XIII в.
Урок
проводится с элементами лабораторного занятия
по рабочей тетради на с. 47—50
и тексту учебника.
Под
руководством учителя ученики работают над составлением
таблицы «Черты зарождающейся русской цивилизации».
Класс
делится на три группы и выполняет следующие
задания:
I группа.
Земля и крестьянская община.
II группа.
Влияние географических и климатических условий.
III
группа. Влияние иноземных вторжений и борьба
с кочевниками.
Выполнение
заданий идет по трем разделам:
1. Черты
русской цивилизации.
2. Краткая
характеристика черт русской цивилизации.
3. Сравнение
Руси с Западной Европой.
К концу
урока в тетради по истории может быть заполнена
таблица «Черты зарождающейся русской цивилизации».
Черты |
Краткая характеристика |
Сравнение с Западной
Европой |
Земля —
главное богатство. |
На Руси сложилось
феодальное общество. Когда владельцы земли определяли
жизнь государства, от них зависели многие
люди. |
Также сохранялись
феодальные отношения. |
Крестьянская община —
сохранение общинных традиций. |
Община не только помогала крестьянам
(выборные органы управления, вече, ответственность
за уплату налогов и повинностей и т. д.),
но и принуждала их. |
Община исчезла очень быстро. |
Влияние географических и климатических
условий. |
Малоплодородные почвы, много леса,
тяжелый и малопроизводительный труд. |
Человек на востоке Европы получает
меньше продукции и худшего качества за тот же
труд, что на Западе. |
Влияние иноземных вторжений и борьба
с кочевниками. |
Разорение земель, людские потери. |
|
Проникновение христианской философии,
литературы, морали. |
Более позднее, чем в Европе,
принятие христианства; язычество царило намного
дольше. |
Особое отношение к труду и к жизни. |
Упорство в работе, привычка
к изнурительному труду, умение ценить товарищество,
взаимовыручку. |
Различие в развитии культуры
в верхах общества и в полуязыческой
глуши. |
Проникновение христианских добродетелей
и сохранение грубых нравов. |
Взаимовлияние славянских, балтских
и угро-финских племен. |
Балтские и угрофинские племена
оказались в зависимости от сильного
соседа, но сами тормозили развитие славян. |
После завершения работы в группах пункты 5,
6, 7, 8 оформляются в ходе комментированного
чтения под руководством учителя. Можно ограничиться
записями из левой колонки. Остальное отрабатывается
устно.
Во второй
части урока организуется работа в рабочих тетрадях
на с. 47—50 (можно
по вариантам).
Домашнее
задание: задания 3, 5 учебника; опережающее
задание 1 на с. 50—51
рабочей тетради. |