Вариант 1
С1. Неприкасаемые относились к самой приниженной и
бесправной группе населения Индии. Они должны были жить вне селения и входить в
него только днем с особой меткой на одежде. Их не пускали к колодцам, так как
считалось, что они могут осквернить чистую воду. Неприкасаемые не считались
рабами, но закон не защищал их. Познакомьтесь с фрагментами из индийских
«Законов Ману».
Какие еще ограничения испытывали неприкасаемые?
«Х-51. Неприкасаемые должны быть вне селения, утварь,
использованная ими, должна выбрасываться другими, имуществом их должны быть
только собаки и ослы. <...>
Х-53. Человеку не следует общаться с ними; их дела должны
решаться между ними; браки — с подобными им.
Х-54. Их пища должна быть даваема им другими в разбитой
посуде; ночью им не полагается бродить по деревням и городам.
Х-55. Днем они, отмеченные по приказу царя знаками,
могут входить туда для исполнения работ.
Х-56. Одежда — одеяния мертвых, пища должна им даваться в
разбитой посуде, украшения их должны быть из железа и они должны постоянно
кочевать».
Вариант 2
С1. Брахманы, или жрецы, в Индии находились на особом
положении. Они были свободны от всяких повинностей, налогов, телесных
наказаний, объявлялись земными божествами. Познакомьтесь со статьями из индийского
свода законов «Законы Ману». Закреплено ли в этих статьях особое положение
брахманов?
«188. Изучение Вед, жертвоприношения для себя и
жертвоприношения для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма)
установил для брахманов. <...>
100. Все, что
существует в мире, — это собственность брахмана; вследствие превосходства
рождения именно брахман имеет прав на это. <...>
135. Десятилетнего
брахмана и столетнего царя следует считать отцом и сыном, но из них двоих отец
— брахман. <...>
Брахман— ученый или неученый— великое божество,
равно как великое божество и огонь, и использованный им и неиспользованный».
|