(1774-1847)
Первым ярким проявлением русского шеллегинанства в России были произведения Данило Михайлвича ВЕЛЛАНСКОГО (Кавунника) (1774-1847), русского ученого-медика, закончившего Медико-хирургическую академию и несколько лет стажировавшемуся в Германии. В 1805 г. была издана его работа: «Пролюзия к медицине как основательной науке». Цель познания, по Велланскому, заключается в отыскании общего идеального начала в природе, а не в «объятии частных предметов». Но т.к. абсолютная сущность мира сверхчувственна, человеческий разум не в состоянии познать ее обычными чувственными способностями. Высшей познавательной способностью человеческого разума является сверхъестественная интуиция. Многообразие вещественного мира в основе имеет единую неделимую идею, называемую абсолютом или универсумом. И неорганическая и органическая природа рассматриваются при этом как выражение «мировой жизни», ее бытия и действия. В неорганической жизни абсолют раскрывается в динамических процессах магнетизма, электротицизма и химизма. Каждый из этих процессов распадается на две противоположности: магнетизм, выражающий протяженность, представляет собой единство противоположных сил - притяжения и отталкивания; электротицизм складывается из действующих на поверхности положительного и отрицательного зарядов; химизм означает целостность явления, включающую в себя множество противоположно направленных действий. Подобной схеме подчинена и органическая жизнь, в центре которой поставлен человек. Атрибут вечности абсолюта выражается во времени, бесконечности - в пространстве, всесущественности - в веществе.
Проявление абсолюта в природе совпадает с его самопознанием, которое проходит ступени неорганического мира, живого вещества и завершается в человеке. Неорганическая природа, органическая жизнь и человек - это три ступени творения и одновременно самопознания духа в сфере вещественного. В человеческом разуме завершается самопознание абсолюта. Этот процесс триадичен и включает: момент «взирающего субъекта» (осознание своего «Я»), момент «рассматриваемого объекта» (противопоставление «Я» внешнему миру и осознание собственной сущности через другое); установление их односущности, т.е. тождество «Я» и «не-Я», субъекта и объекта. Последнее означает абсолютное познание мирового разума.
В более поздних работах, таких как: «Биологическое исследование природы» (1812), где рассматриваются проблемы пространства и времени и доказывается, что они неотрывны от материи; и в особенности в работе «Опытная, наблюдательная и умозрительная физика», Велланский доходит до утверждения, что Бог является творцом материи и всей природы, как неорганической, так и органической, которая с помощью Бога приходит к человеку. Бог - абсолютное начало всего.
Несмотря на свой идеализм, Велланский признавал взаимосвязь всех явлений в природе, единство его органического и неорганического мира, тесную связь между естественными науками, в т.ч. между физиологией, физикой и химией.
У Велланского было немало последователей, среди которых философ идеалист М.Г.Павлов (1793-1840), а также представители философского течения любомудров, в особенности Веневитинов и кн. Одоевский.
|