Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 07.05.2024, 05:00:47
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ЛИТЕРАТУРА [306]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [89]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [128]
ХИМИЯ [109]
ФИЗИКА [137]
БИОЛОГИЯ [119]
АСТРОНОМИЯ [53]
ИСТОРИЯ [377]
ГЕОГРАФИЯ [121]
ЭКОНОМИКА [131]
МАТЕМАТИКА [75]
ИНФОРМАТИКА [7]
АРХИТЕКТУРА [57]
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО [45]
МУЗЫКА [76]
ЛОГИКА [0]
ПЕДАГОГИКА [56]
АВИАЦИЯ [14]
КУЛЬТУРА [144]
ГЕОЛОГИЯ [22]
МЕДИЦИНА [99]
РЕЛИГИЯ [52]
ФИЛОСОФИЯ [140]
ЭКОЛОГИЯ [45]
ПСИХОЛОГИЯ [84]
ЭТИКА [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [89]
ВОЕННОЕ ДЕЛО [72]

Проблемы войны и мира в различных философских и исторических периодах
23.12.2008, 12:08:59

1. Философское учение  Клаузевица о войне. Неизбежность военных действий

             Весьма интересны, на мой взгляд, идеи выдвинутые в  книге  "О войне" Карлом  фон Клаузевицем. Воспитанный под влиянием немецкой  школы  философии, и особенно Гегеля, он развил  теорию  о войне и о влиянии на нее политики.

            Рассмотрим его определение войны. Философ писал: ”Если  мы  захотим  охватить мыслю как одно целое все бесчисленное множество единоборств, из которых состоит война, то  лучше  всего  вообразить  себе  схватку двух борцов. Каждый из них стремится  при  помощи  физического  насилия принудить другого  выполнить  его волю; его ближайшая цель — сокрушить противника и тем самым сделать его не способным ко всякому дальнейшему сопротивлению”.

            Итак, война, по Клаузевицу,    это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю. Насилие использует изобретения искусств и  открытия  наук, чтоб противостоять насилию же. Незаметные, едва достойные упоминания ограничения, которые оно само  на себя налагает в виде обычаев международного права, сопровождают насилие, не ослабляя, в сущности, его эффекта.

            Кроме единоборства, для Клаузевица характерна еще одно сравнение войны: “Бой в крупных и мелких операциях представляет  то же самое, что уплата наличными при вексельных операциях: как ни отдаленна эта расплата, как ни редко наступает момент  реализации, когда-нибудь его час наступит.”

            Далее Клаузевиц  вводит два понятия, необходимые по его мнению для анализа войны:  "политическая цель войны" и "цель военных действий".  Политическая цель  войны  как  первоначальный  мотив должна быть весьма существенным фактором: чем меньше жертва, которую мы требуем от  нашего противника, тем меньшее сопротивление мы можем от него ожидать. Но чем ничтожнее наши требования, тем  слабее будет  и наша подготовка. Далее, чем незначительнее наша политическая цель, тем меньшую цену она имеет для нас и тем легче отказаться от ее достижения, а потому и наши усилия будут менее значительны.

            Действительно, одна и та же политическая цель  может  оказывать  весьма неодинаковые действия  не только на разные народы, но и на один и тот же народ в разные эпохи. Между двумя народами, двумя государствами может  оказаться  такая  натянутость отношений, что совершенно ничтожный сам по себе политический  повод  к  войне вызовет напряжение, далеко превосходящее значимость этого повода, и обусловит подлинный взрыв.

            Иногда политическая  цель может совпасть с военной, например, завоевание известных областей;  порой политическая цель не будет сама по себе пригодна, чтобы служить выражением цели военных действий. Политическая цель имеет тем более решающее значение для  масштаба  войны, чем равнодушнее относятся к последней массы и чем менее натянуты в прочих вопросах  отношения  между обоими государствами."

                        Таким образом, принимая во внимание обоснованность и общепризнанность связи войны и политики и подводя итог вышесказанному, представляется возможным сделать следующий вывод: если война является, по существу, продолжением политики, последним ее аргументом, то нет неизбежных войн, как и не существует единственно верной политической линии. 

II. Взгляды на войну в исторической перспективе

 1. Античность              Мечта о мире сопровождала человека на всех ступенях цивилизации, начиная с  самых  первых  шагов  его. Идеал  жизни  без войн, когда  в  международных  отношениях  соблюдались бы общепризнанные нормы справедливости, восходит к глубокой  древности. Уже у  античных  философов  можно видеть идеи мира, правда, этот вопрос рассматривался только  как  проблема  отношений между греческими  государствами. Античные  философы  стремились лишь к устранению междоусобных войн. Так, в плане идеального государства, предложенного Платоном, нет внутренних военных столкновений, но воздаются почести тому, кто отличился во "втором  величайшем виде  войны" —   в  войне с внешними врагами. Аналогична точка зрения на эту тему и Аристотеля: древние греки  видели  в иностранцах врагов  и считали их и все им принадлежавшее хорошей добычей, если ее только можно было захватить. Причины  этого кроются, как считается, в уровне экономического развития общества. Отсюда прямой переход к проблеме рабства.

            Для мыслителей этой эпохи рабство было явлением естественным и даже  прогрессивным. Аристотель, например, считал его  общественно-необходимым институтом. Источниками рабов были военнопленные, а  также  свободные, попавшие в  рабство  за долги (правда, положение их было легче), и дети, рожденные рабами. А раз так, то не может одобряться внешняя  политика, направленная на захват все новых территорий и порабощение новых миллионов инородцев. Поэтому преобладающее большинство  мыслителей  считали  правомерным вести войны против других народов, ведь война являлась основным  источником рабской силы, без которой не могло существовать рабовладельческое хозяйство. Гераклит, например, утверждал, что "война есть отец и мать всего; одним она определила быть богами, другим людьми; одних она сделала рабами, других  свободными". Аристотель писал:  "...если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры  сами  играли  на  кифаре (подразумевается абсурдность   такого  предположения), тогда  и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не  нужны  были бы рабы".

            Анологичное отношение к рабству  было  и  в  Римской  империи: римляне называли  варварским все, что не было римским, и говорили: "Для варваров цепи или смерть".  Призыв  древнеримского мыслителя Цицерона "Пусть оружие уступит место тоге",  то есть пусть решает не военная сила, а гражданская власть, фактически не применялся в отношении варваров.

 2. Проблемы мира и христианская религия     Если посмотреть  на  вопрос  о мире без войн с точки зрения христианской церкви, то здесь можно видеть некоторую двойственность. С одной стороны, основополагающая заповедь "Не убий" объявляла самым тяжелым  грехом  лишение  человека  жизни. Церковь пресекала междоусобные  войны периода средневековья, что хорошо отразилось, например, в истории Руси. Так, киевский князь Владимир Мономах уговаривал  князей  русских  не проливать христианской крови в великий пост. Христианство было инициатором  установления так называемого Мира Божьего (Pax Treuga Dei) —  дней, когда прекращались междоусобицы. Эти дни связаны были  с  мифическими событиями из жизни Христа, с важнейшими религиозными праздниками, военные действия не велись также в дни,  назначенные  церковью для  размышления  и молитвы в период сочельника и поста.

            Нарушение Мира Божьего каралось штрафами,  доходившими до конфискации имущества,  отлучением от церкви и даже телесными наказаниями. Под охрану Мира Божьего в первую  очередь  попадали церкви, монастыри, капеллы, путешественники, женщины, а также предметы, необходимые для земледелия.

            В тоже время проповедь всеобщего мира не мешала христианской церкви освящать многочисленные завоевательские войны, крестовые походы  против "неверных", подавление крестьянских движений. Таким образом, критика войны в то время ограничивалась этическими представлениями  христианского  вероучения,  а идеалом всеобщего мира оставался мир среди христианских народов Европы.

  III. Новые подходы к философской проблеме  войны и мира

 1. Эпоха Просвещения              Новое слово  о  мире сказал молодой буржуазный гуманизм. Его эпоха была  временем  становления  капиталистических   отношений. Процесс первоначального  накопления капитала кровью вписывался в историю не только Европы, но и всей планеты. Экспроприация у  широких народных масс земли и орудий труда, колониальные грабежи и захваты в Америке и Африке создали условия для  возникновения и  развития  капиталистического  способа производства. Силой оружия создавались и национальные  государства. Вместе с тем молодая буржуазия в известной степени была заинтересована и в сохранении мира, в прекращении феодальных распрей, в развитии внутренней  и  международной торговли. Она создала национальные рынки, начала связывать экономическими связями все части земного шара в один мировой рынок.

            В центре внимания передовых мыслителей этой эпохи стоял человек, его освобождение  от пут феодальной зависимости, от гнета церкви и социальной несправедливости. Проблема осмысления условий гармонического развития личности, естественно, привела гуманистов к постановке вопроса об устранении из жизни людей величайшего зла —  войны. Замечательной особенностью гуманистических учений эпохи Просвещения было осуждение войны как  величайшего бедствия для народов.

            Рождению идеи вечного мира, бесспорно, способствовало превращение  войны во все большую угрозу для народов Европы. Усовершенствование оружия, создание массовых армий и  военных  коалиций, многолетние войны, продолжавшие раздирать европейские страны в еще более широких масштабах, чем ранее, заставили  мыслителей  чуть ли не впервые задуматься над проблемой взаимоотношений между государствами и искать пути  их  нормализации, что, по

моему  мнению, является  первой  отличительной чертой подхода к проблеме мира в то время. Второе, что впервые проявилось тогда, —  это установление связи между политикой и войнами.

            Идеологи Просвещения поставили вопрос  о  таком  устройстве общества, краеугольным камнем  которого  была  бы  политическая свобода и гражданское равенство, выступали  против  всего  феодального строя с его системой сословных привилегий. Выдающиеся представители Просвещения отстаивали возможность  установления вечного мира, но  ожидали его не столько от создания особой политической комбинации государств, сколько от все более усиливающегося духовного  единения всего цивилизованного мира и солидарности экономических интересов.

            Французский философ-просветитель  Жан Жак  Руссо в трактате "Суждение о вечном мире" пишет, что войны, завоевания и усиление деспотизма взаимно  связаны и содействуют друг другу, что в обществе, разделенном на богатых и бедных, на господствующих и угнетенных, частные интересы, то  есть интересы властвующих, противоречат общим интересам — интересам народа. Он связывал идею всеобщего мира с вооруженным свержением власти правителей, ибо они не заинтересованы в сохранении мира. Аналогичны взгляды другого французского просветителя  Дени  Дидро. Вольтер же испытывал страх перед движением низов и сдвиги в общественной жизни  мыслил  в виде революции сверху, осуществляемой "просвещенным" монархом в интересах нации.

            Проблемы  взаимоотношений между независимыми государствами Кант рассматривает в трактате "К вечному миру". Кант строит его в виде договора, пародируя соответствующие дипломатические документы. Сначала   прелиминарные    статьи, затем "окончательные" и даже одна "тайная". В "окончательных" статьях кантовского проекта  речь  об  обеспечении  достигнутого   мира. Гражданское устройство  в  каждом  государстве  должно быть республиканским. Вторая "окончательная" статья договора о  вечном мире  определяет основу, на которой возникает международное право, а именно: международный союз  государств, где  реализуется устройство, подобное гражданскому обществу, в котором гарантированы права всех его членов. 
              2. Современность              В дальнейшем ходе истории проблемы мира продолжали занимать умы человечества;  многие видные представители философии, деятели науки  и культуры известны нам своими взглядами на эти вопросы. Так, Лев Толстой  отстаивал в своих  произведениях  идею "непротивления злу насилием". А. Радищев отвергал те положения теории естественного права, которые признавали  войну  неизбежной, оправдывали право  войны. По его мнению, устройство общества на началах демократической республики навсегда избавит от  величайшего зла     войны. А. Герцен писал: "Мы не рады войне, нам противны всякого рода убийства —  оптом и в разбивку... Война  — это казнь гуртом,  это коренное разрушение."

            Двадцатый век, принесший человечеству две невиданные до этого по  масштабам  мировые  войны, еще  более  обострил значение проблемы войны и мира. В этот период  развивается  пацифистское движение, зародившееся в  США  и  Великобритании после наполеоновских войн. Оно отвергает всякое насилие и любые войны, в  том числе и оборонительные. Некоторые современные представители пацифизма считают, что войны исчезнут  тогда, когда  население  на земле станет стабильным;  другие разрабатывают такие мероприятия, на которые можно было бы  переключить  "воинственный  инстинкт" человека. Таким   "моральным  эквивалентом", по  их  мнению, может служить развитие спорта, особенно  состязаний, связанных с риском для жизни.           

Категория: ВОЕННОЕ ДЕЛО | Добавил: tineydgers | Теги: реферат по начальной военной подгот, военное дело, Устав, бой, курсант, солдат, НВП, средства защиты, наступление, банк рефератов
Просмотров: 1196 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0