Самобытность архитектуры русского барокко проявилась в органичном сочетании четкой фундаментальности и простоты плановых решений с живописностью силуэтов и фасадов, щедростью и фантазией декоративных форм, их многоцветием, традиционно развивающими присущие искусству России мажорность и нарядность. В середине 18 века возрождается исконно русское пятиглавие при постройке храмов, причем оно обогащается новыми самостоятельными решениями, повсеместно сменяя тип храма начала столетия, увенчанного куполами во флорентийском духе.
Стремление архитектурными средствами выразить господ-ство человека над природой и стихией, неиссякаемость его творческих возможностей – находит убедительное выра-жение в контрастном сочетании геометризма окружающих дворцы регулярных садов и парков с огромной протяжен-ностью пластичных фасадов и пышных амфилад парадных помещений. В интерьерах – обилие проемов, зеркал, орнамента, сплошь покрывающие стены, живописные плафоны.
Все это создает иллюзию безграничности пространства.
Расцвет русского барокко связан с именами А.В.Квасова (Большой Царскосельский дворец до его перестройки Раст-релли, не сохранившаяся церковь Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади), П.А.Трезини (Фёдоровская церковь в Александро-Невской лавре), А.Ф.Виста (Андреевский собор на углу 6 линии и Большого проспекта, Ботный домик в Петропавловской крепости) и других ма-стеров, но прежде всего – с именем Варфоломея Варфоломеевича Растрелли (1700-1771) – создателя роскошного
Смольного монастыря, Зимнего, Воронцовского, Строгановского дворцов, перестроенных им дворцов и па-вильонов в Царском Селе и Петергофе. Растрелли задал тон, масштаб дальнейшей застройке Дворцовой площади и
Дворцовой набережной.
Русское барокко мало похоже на европейское, в нем ярче выражен светский, более земной характер русского искус-ства XVIII века.
Савва Иванович Чевакинский (1713-1780) возвел велико-лепный Никольский морской собор с самой красивой ко-локольней Петербурга на берегу Крюкова канала, Шувалов-ский дворец на Итальянской улице, дворе Шереметьевых на Фонтанке и др.
Неизвестный пока мастер (скорее всего П.А.Трезини), словно соперничая с Растрелли, построил на Владимирской площади удивительной красоты Владимирскую церковь (за-вершена в конце 1760 г.г.). Очень многое из созданного этим зодчим было позднее перестроено или просто исчезло.
В 1760-1770г.г., в “золотой век ЕкатериныII” меняются ар-хитектурные и художественные вкусы, на смену пышному “елизаветинскому барокко” приходит классицизм.
|