План творческой работы:
I Вступление (принятие на Руси православия,возвышение Москвы)
II Основная часть
1) Архитектурный ансамбль Кремля
2) Храм Христа Спасителя
3) Спас Нерукотворный
Описание религиозной жизни Москвы,наверное,следует начать с принятия на Руси христианства.Это случилось в 988 году.Политическая обстановка того времени требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей,которые становились союзниками.Предложений было много,но всерьез пришлось выбирать между двуми: принятие православия, и дальнейшая ориентация на Византию или принтие католической веры и ориентация на Западную Европу.Как известно,князь Владимир (впоследствии прозванный в народе Владимир-Красно солнышко) выбрал православие,наверное, в силу того,что греки Руси никак не угрожали,скорее наоборот,а вот в Западно-Европейской политике и тогда (и сейчас) занимал видную роль поход на Восток,с крестом и мечом.Если-бы тогда была принята латинская вера (т.е католичество),то Русь как самостоятельное госдарство перестала-бы существовать.
Русь,приняв христианство,еще долго оставалась под властью языческих воззрений,которые включились в православное верование.Вместе с Византийским вариантом христианства была воспринята и идея подчиненности церкви светским правителям.
Православная церковь не дала распастся русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига.Ведь тогда Русь представляла собой скопление мелких княжеств,постоянно враждовавших между собой.Но церковь была одна,подчиняющаяся одному метрополиту Всея Руси.Митрополия находилась до 1300г в Киеве,затем некоторое время во Владимире,затем в Москве.Именно поддержка церкви позволила начать процесс обьединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.
После XVII века,во время церковного раскола,царская власть взяла контроль над церковью.
Православие вошло в Соборное уложение 1649 г как государственная религия.При Петре I был введен Синод и церковь стала автокефальной (т.е независимой от Византии (которой уже не было!!!))
Москва впервые упоминается в летописи в 1147 году как владение суздальсого князя Юрия Долгорукого.Рост и воввышение Москвы были связаны с ее расположением на пересечении торговых путей в Центральной части славянских земель.В XIV веке город выдвигается как центр Московского Великого княжества, одного из сильнейших княжеств Северо-Восточной Руси, в это же время город становится резиденцией русских митрополитов,а затем резиденцией патриархов. В последнюю четверть XV века,при великом князе Иване III Москва превращается в столицу русского централизованного государства.Наиболее древней частью города является ансамбль Кремля с великолепными соборами.С древних времен Кремль был резиденцией власти на Руси.Для обороны великих святынь Кремля от вражеских набегов Иван III повелел возвести новы стены и башни,и для этой цели были призваны итальянские зодчие,считавшимися в то время лучшими строителями в Европе.
II
1) Успенский собор (1475-1479) Он был построен итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти.За образец ему рекомендовали взять Успенский собор во Владимире.Возведению собора придавалось огромное значение.
Величавость архитектуры Успенского собора - в целости и строгости его пропорций,в могучем пятиглавии куполов.Внутри собора высокие своды, удивительный простор,обилие света и воздуха.Фрески,иконы,ресьба по дереву, драгоценная утварь,шитье и другое убранство Успенского собора поражает своим великолепием.Документы рассказывают,что в 1481 году художники Дионисий, Тимофей,Ярец и Коня выполнили иконостас собора.Вероятно эти же мастера расписывали и алтарь.Наибольшую ценность представляют фрески "семь спящих отроков Эфесских","Сорок мученников".Наибольшую ценность представляет сохранившаяся настенная живопись.Она неоднократно менялась.Ценнейшие иконы:
"Богоматерь Владимирская","Святой Георгий","Спас Ярое Око".Успенский собор был не только первым по значению храмом на Руси,но и главным общественным зданием Русского государства,расчитанным на проведение пышных торжественных церемоний.Здесь оглашались государственные акты,присягали на верность московскому князю,венчались на царство русские цари и короновались императоры. В соборе похоронены московские патриархи и митрополиты.Их гробницы расположены вдоль стены.Двадцать огромных люстр освещают собор.Как рассказывают предания,центральная люстра отлита из серебра,отбитого русскими солдатами у наполеоновских войск в 1812 году.
Благовещенский собор - домовая церковь русских князей.Он является памятником русского зодчества,в котором собраны достижения национальной архитектуры того времени.Построенный псковскими мастерами в 1484-1489 гг.,храм первоначально был небольшим и венчался тремя головами - в 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви над галереями собора и две ложные над сводами,после него собор превратился в живописное девятиглавое здание.С южной стороны пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом.
Внутри Благовещенский собор невелик.Легкие ступенчатые своды пола держатся на четырех столбах.У западной стены,согласно обычаю,устроены хоры для царицы и ее детей.Обращает на себя внимание необычный пол собора.Он набран из плиток красновато-охристой дагоценной агатовидной яшмы.Большая часть икон, находящихся в соборе написана замечательным художником Феофаном Греком.Есть семь икон праздничного ряда,расположены слева от северной стены собора,и школа с изображением архангела Михаила выполнена великим художником Андреем Рублевым.Почти все иконы этого собора неоднократно записывались,подновлялись. Самые ценные иконы:"Благовещение","Богоматерь".
Архангельский собор
Напротив Благовещенского находится Архангельский собор.Он построен в 1505-1508г итальянским архитектором Алевизом Новым.Архангельский собор отличается нарядностью,обилием декоративных деталей.Фасады расчленены стройными ........ и украшены двумя карнизами,которые делят здание как-бы на два этажа.Северный и Западный входы собора украшают резные порталы, покрытые золотом и красками.Главный вход собора,расписанный фресками с изображением сцены "Крещения Руси",находится в широком углублении лоджии. Наряден интерьер собора,полностью выполненный в древнерусских традициях. Своды держатся на шести столбах:четыре из них в центре храма а два в алтаре. На этих четырех столбах изображены русские князья.На Южной стене изображены великие московские князья,похороненные в этом соборе.Большую ценность представляет икона "Архангел Михаил".Он изображался,как символ уверенности русского народа в победе над врагами.С начала XIV до первой четверти XVIII в Архангельский собор был усыпальницей русских князей.Первым в нем был похоронен Иван Калита.В соборе 46 гробниц.
3) Спас Нерукотворный
Главный,центральный образ всего древнерусского искусства - образ Иисуса Христа,Спаса,как его называли на Руси.Спаситель (Спас) - это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии.Она учит,что Иисус Христос - человек и одновременно Бог и Сын Божий,принесший спасение человеческому роду.Основой этих представлений является Евангелие. (само слово Евангелие означает "благая весть") Составляющие его четыре книги,написанные апостолами,учениками Иисуса Христа,несут "благую весть" о самой личности Спасителя,о принесенном им в мир спасении.Спасом называли и любое изображение Иисуса Христа в древнерусском искусстве - и это не было простое перенесение на него имени изображенного.Спасителем мира предстает Иисус Христос на фресках и иконах,в мозайках и миниатюрах,т.е глубокое понятие,суть евангельского предания лежит в основе его образов,созданных во все времена существования древнерусского искусства.
Нерукотворный Образ,или иначе Спас Нерукотворный, - важнейший образец, которому следовали мастера во все времена,пока существовало древнерусское искусство,икона,созданная по преданию,не только при жизни,но и по воле самого Иисуса Христа.
Легенда о Нерукотворном Образе утверждала не только то,что это изображение было создано по воле Иисуса Христа,но и и то,что оно было создано им в помощь страждующему человеку.И эти свойства помощи и защиты связывались на Руси не только с тем изображением,которое почиталось как подлинный Нерукотворный Образ,но и с его повторениями,поэтому "Неркотворный Образ","Спас Нерукотворный" часто на Руси помещали над вратами крепостей,на воинских стягах.Многочисленны были и иконы,возпроизводящие Нерукотворный Образ. Древнейшая из сохранившихся - "Спас Нерукотворный",созданный в Новгороде в XII веке и принадлежащий сейчас Государственной Третьяковской галерее.
На прямоугольной иконе,в центре ее,как и на натянутом на доску "плате Авгаря" - только большеглазый лик с длинными прядями волос и небольшой,чуть раздвоенной бородой - всегда узнаваемый в иконописи лик Спаса.Традиционное буквенное обозначение имени Иисуса Христа в углах иконы утратились,не сохранились и греческие буквы на перекрестии нимба,обозначающие "вечную сущность".Но золотом - знаком вечного света,как и много веков назад,сияет нимб.И преображен божественным началом узнаваемый облик Иисуса Христа,его человеческая плоть.Мощная линия с предельной ясностью,словно на века высекая их,вычерчивает благородные черты лика,высокие дуги бровей,тонкий нос,широко распахнутые длиненные глаза.отстраняясь от того,что развертывает перед иконой,отрешаясь от всего внешнего,темные зрачки этих глаз чуть сдвинуты в сторону:самоглубленного покоя,в котором постигается недоступное,исполнен взгляд Спаса.Сияюща,непроницаема поверхность лика,написанного теплым розовато-желтым тоном,абсолтно слитыми мазками,как говорили в старину, "плавями".Поттверждая особую природу этого лика,золотыми по темной основе прочерчены обрамляющие его волосы,золото сверкает даже в очень живой, характерной,лежачей на лбу короткой прядке.
|