Москва - эта первопрестольная столица России, сердце ее, так сказать, - представляет столько замечательного, поучительного, священного, что в силу весьма естественных движений души русской хочется знать: откуда все это? как произошло? как зародилось? как возникло?
Начало Москвы, к сожалению, достоверно неизвестно. По «Пантеону Российских Государей», Москва основана в 880 году, то есть в конце IX столетия.
В том году Олег, еще не блюститель Игорева престола, но князь Урманский, пришел будто бы на Москву-реку, которая тогда называлась Смородиною или Самородинкою, и заложил там при устье речки Неглинной городок, назвав его по имени реки Москвой.
Затем в течение 267 лет о Москве ничего неизвестно. Известной она начинает быть с 1147 года.
В том году князь суздальский Юрий Владимирович Долгорукий (Мономах) роскошно угощал в ней своего друга и союзника князя Святослава Олеговича северского, а также и других князей.
В то время Москва была простым поселением, состоявшим во владении некоего знаменитого и богатого человека - Степана Ивановича Кучко, - и именовалась Кучковым.
Дом этого полумифического Кучко находился будто бы близ нынешних Чистых прудов, а где Кремль - шумел дремучий бор, и там, где теперь церковь Спаса Преображения Господня (Спас на Бору), жил некий пустынник Букал, а на Крутицах человек мудруй Подон, родом римлянин. Кучковых селений было шесть: Воробьево, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино и Сущево.
Есть немало данных предполагать, что в сумраке времен, давно прошедших, далеко до построения самой Москвы, Кремлевский холм был уже заселен. Скорее всего на нем существовало городище, то есть богослужебное языческое капище, которые обыкновенно устраивались в таких именно местностях у слияния двух рек. Городища эти строились преимущественно в глухих лесах и окапывались нередко земляным валом, чтобы в случае опасности можно было укрыть местное население. Это подтверждается открытыми в Кремле же памятниками: при раскопке земли по случаю постройки Большого дворца были найдены серебряные обручи, серьги и аравийские монеты IX столетия. При введении христианства холм, вероятно застроился владельцем окружных земель, скорее всего кем-то из предков боярина Степана Ивановича Кучко, которые жили независимо и привольно, не желая знать никаких князей-избранников. Так, вероятно, дело шло до тех пор, пока не появился в этой местности Юрий Долгорукий, который, «полюбя же вельми место сие, заложил град и пребыл тут строя, доколе брак Андреев совершил» (сына своего Андрея Юрьевича женил на Улите, дочери боярина Кучко; брак праздновался пять дней, затем Юрий с детьми возвратился в Суздаль.).
Каков именно был этот град, основанный Долгоруким, неизвестно. Вероятнее всего, что Юрий просто решил построить на этом месте град, так как через эту местность издавна лежала большая дорога из Киева во Владимир, а еще более потому, что поселение находилось на перекрестке торгового сухопутного сообщения Запада с Востоком, где жило на Волге богатое торговое болгарское племя.
Маленькое поселение, таким образом, обратило на себя внимание, и высокий холм над рекой последовательно сделался, по выражению историка М. Погодина, корнем, зерном, семенем Русского государства.
Место для Кремля избрано весьма удобное, и положение для открытой рукопашной силы превосходно: расположенный на высоком холме, с юга он защищался Москвой-рекой, с запада и севера - топкой рекой Неглинной, а с востока - искусственным глубоким рвом, простиравшимся от речки Неглинной до Москвы-реки.
Московский Кремль - центр государственной жизни России, в силу основ, на которых создалась и окрепла эта жизнь, был в тоже время средоточием жизни духовной. Здесь был двор митрополичий со времен Калиты, жили патриархи с 1587 года и воздвигнуты главнейшие храмы, в которых совершались великие события, куда стекались дары со всех концов России и где хранились и хранятся доныне многие святыни, гробницы царей, цариц и святителей. Как бы соответствуя неразрывной связи существовавшей между властью духовной и царской, здесь в Кремле расположены рядом,
бок о бок, дворцы и палаты повелителей России и соборы, в которых принимали они святое крещение (собор Благовещенский), короновались и коронуются венцом и бармами Мономаха с 1498 года до наших дней (собор Успенский) и где, наконец, покоятся тела великих князей, царей и одного императора, правивших Россией из Кремля в Москве. Заняв середину кремлевского холма, главнейшие соборы сгруппировались все на его вершине, увенчанной гигантской колокольней Ивана Великого. Ярко горят на солнце их золотые главы, величаво прикрывающие старинные стены и своды сооружений. Несколько старинных церквей, дом патриарший, терема и знаменитая Грановитая палата с Красным крыльцом, дополняя собой здания соборов, обступили со всех сторон Соборную площадь, служившую прежде парадным двором древних царских хором.
Два монастыря: мужской - Чудов и женский - Вознесенский расположились тут же вблизи по дороге от соборов к известным Спасским воротам, а две небольшие наружные церкви подымают свои увенчанные золочеными крестами главы из зеленой чащи Нижнего Кремлевского сада. Наконец, церкви дворцовые, наследие прошлого, охвачены и скрыты громадами нового дворца, на крыше которого горят, однако, золотые венчающие их главы.
Успенский собор.
На Соборной площади, в самом центре священного Кремля, окруженный другими соборами и церквами стоит первопрестольный храм Москвы - Успенский собор. В сонме кремлевских святынь его совершенно изолированное положение как бы отвечает тому значению, которое имел и имеет собор в истории Русского государства со времени своего основания и до наших дней. Не величавость храма, не обширность, не богатство отделки манят в него поклонников, а те святыни, которыми он полон, да те воспоминания, что он безмолвно хранит, вот причина, почему мы начинаем обзор святынь Кремля именно с него.
Еще в начале XIV столетия (1326 г.) воля Иоанна Даниловича Калиты да совет митрополита Московского Петра воздвигнули на этом месте храм Успения Божией Матери, в котором и был погребен основатель его митрополит Петр.
«Если ты, - сказал митрополит великому князю Иоанну Даниловичу, - успокоишь мою старость и воздвигнешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей и род твой возвеличится». Внимая голосу высокочтимого святителя, великий князь повелел строить храм, и таким образом было положено основание собору, по значению своему, первому в России.
Прошло 146 лет. Во время общей перестройки Кремля из деревянного в каменный при Иоанне III собор был сломан и почти выстроенный русскими мастерами каменным вскоре обрушился. Тогда известному строителю итальянцу Аристотелю Фиоровенти выпало на долю воздвигнуть здание более прочное и долговечное.
Характеристику мастера этого дает нам г. Снегирев в следующих словах: «Фиоровенти, сдвинувший с места колокольню в Болоньи, а в Ченто выпрямивший покривившуюся башню, научил москвитян обжигать кирпичи, которые он делал уже, длиннее и тверже прежних, а известь приготовлял более клейкой и густой; вместо булыжника он начал класть внутрь стен ровный камень и связывать их железом; своды (покровы) сводил в один кирпич и строил здания палатным образом. Кроме того, Фиорованти был пушечно-литейным мастером, медальером, монетчиком и пр.».
Фиоровенти, заимствуя характер сооружения собора Богоматери во Владимире, окончил постройку в 1479 году в том виде, в каком мы находим его теперь. Владимирские мастера строили обычно небольшие кубические одноглавые храмы. Однако от владимиро-суздальских прототипов московские храмы все же отличаются: в них, например, отсутствуют наружные галереи и башни. Изменения заметны и в верхней его части.
Храм этот считался по-тогдашнему чудом зодчества и превосходил все другие церкви. Однако собор в первоначальном виде не сохранился, а подвергся различным исправлениям и обновлениям. Так в 1493 году, после пожара, он был возобновлен, в 1514 году стены расписаны, а в 1550, после пожара, главы его уже блистают яркой позолотой. Во время пребывания поляков в Кремле в 1612 году собор ограблен, осквернен и пришел в такое состояние, что был снова возобновлен. Пожары 1682 года и страшный всесвятский 1737 года вызвали снова перестройки, а при императрице Екатерине II была произведена серьезная реставрация и возобновлены живопись и позолота на стенах, так чтобы «написано было таким искусством как древнее, без отличия». При нашествии французов в 1812 году из собора было похищено 325 пудов серебра и 18 пудов золота. Но прошел год, и собор опять был приведен в хорошее состояние, принял в себя сохраненные от врагов святыни и освящен снова. Минуло 40 лет, и пришлось приступить к реставрации живописи, икон и стенописи, наконец, с весны 1882 года началось возобновление иконостаса и приведение его, по сохранившимся остаткам и историческим данным, в то состояние, в каком он был в XVIII веке. Надо заметить, что иконостас до1882 года сохранялся в том виде, в каком его сделали в 1813 году, когда он был наскоро возобновлен после разгрома его неприятелем. Тогда дело сделали кое-как и при возобновлении не старались строго восстановить то, что было прежде.
Теперь с высочайшего соизволения была составлена комиссия, в которую вошли знатоки древностей русских, и ей было поручено произвести правильную реставрацию иконостаса и промывание живописи на стенах. Лишь только был разобран иконостас, как на стене, за ним находящейся, открыли фрески весьма древней работы. Археологи, занимающиеся реставрацией, после серьезных обсуждений пришли к заключению, что фрески эти следует отнести к 1491 году. Присутствие их на стене объясняют тем, что иконостас был одноярусный и находился ниже первого яруса икон нынешнего, так как известно, что пол собора прежде был значительно ниже теперешнего уровня. Это подтверждается также тем, что снаружи собора базы пилястров значительно засыпаны. Новый иконостас устроен так, что доступ к осмотру фресок интересующимся станет всегда возможен: иконы устроены подвижными. К осени 1882 года работы окончены, иконостас сделан серебряный, весь чеканный, кроме цоколя, который из золоченой бронзы и по рисункам, сделанным по сохранившимся образцам.
Собор был освящен в 1479 году, и летописец записал, что «та церковь чудна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством...».
Успенский собор несколько раз подвергался случайным повреждениям. Так, в1492 году, 15 июля, от удара молнии в соборе случился пожар, после которого он немедленно был исправлен. В 1547 году, в общий московский пожар, сгорел верх собора. Вскоре по возобновлении, в сентябре 1550 года, царь Иван Васильевич Грозный велел всю его кровлю и главы обложить вызолоченными медными листами. При царе Михаиле Федоровиче своды дали трещины. При Екатерине II, в 1773 году, сделано последнее возобновление (иконописанием) собора.
Здесь великий князь Василий Васильевич один, среди безмолвствующего люда, восстал против митрополита Исидора, желавшего подчинить Восточную церковь Латинской и допустившего уже помянуть на литургии Папу Евгения и прочитать грамоту Флорентийского Собора. Здесь грозный царь услышал слово правды от святителя Филиппа, отказавшего царю в благословении. Здесь совершаются и совершались в прошлом многие священные торжества, отсюда идут все крестные ходы и сюда в высокоторжественные дни стекается народ, чтобы вознести молитвы перед престолом Всевышнего.
С тех пор, как Кремль сделался средоточием России, Успенский собор занимает первое место среди других церквей кремлевских. Здесь, даже после перенесения резиденции государей в Петербург, происходят коронования императоров и императриц. Известно, что торжество коронования государей началось при Иоанне III, короновавшем здесь сына своего Дмитрия; с 1547 года после коронования Иоанна Грозного вошло в постоянный обычай. Впоследствии здесь короновался 29 июня 1605 года Лжедмитрий, а со времени Петра I, возложившего на Екатерину I корону императорскую, подобным образом коронуются и до наших дней императрицы России.
Здесь, по настоянию Петра I, царевич Алексей отрекся от прав своих на престол; здесь принял православную веру герцог Шлезвиг-Голштинский, царствовавший под именем Петра III; здесь же, наконец, происходили бракосочетания некоторых государей, как например, великого князя Василия Дмитриевича с Софией Витовтовной, великого князя Василия Дмитриевича с Евгенией Глинской, царей Михаила Федоровича, Федора Алексеевича, Иоанна Алексеевича, а в 1606 году Лжедмитрия с Мариной Мнишек.
В Успенском соборе никогда не происходили отпевания усопших лиц царской фамилии, но здесь в храме погребены все патриархи России, исключая Никона, могила которого находится в Новом Иерусалиме, в 40 верстах от Москвы; здесь же погребены тела некоторых митрополитов.
Архангельский собор.
На самом видном месте Кремля, на гребне горы, среди других соборов, высится собор Архангельский, занимающий, по своему значению, одно из главных мест среди святынь Кремля, так как он хранит гробницы великих и удельных князей древней Руси, всех царей московских и гробницу императора Петра II. Собор виден с трех ворот кремлевских и первый бросается в глаза всякому, впервые вступающему в Московский Кремль. Высокое, выдвинутое среди других зданий, положение собора на краю обрыва способствует живописности его и дает возможность любоваться его старинными формами с далеких мест Москвы.
Прошлое собора весьма сходно с прошлым других соборов Кремля: ему также пришлось несколько раз возрождаться после разгрома и опустошения его врагами, не уважавшими ни святости места, ни сокровищей древнего искусства, в нем сохранившихся.
По преданию, деревянная церковь на месте Архангельского собора существовала еще в XIII веке и даже в конце XII века, когда Москва уже существовала и, следовательно, должна была иметь свой храм во имя начальника небесных сил архангела Михаила, признаваемого издревле заступником русских князей.
Другие же, и с большей достоверностью, предполагают, что она была построена за 20 с лишним лет до начала княжения святого Даниила первым известным в истории удельным князем Михаилом Храбрым, меньшим братом святого князя Александра Невского, в честь ангела его, великого архистратига.
Впрочем, по словам автора «Исторических Сведений» А. Ратшина, нет исторических фактов, подтверждающих существование этой деревянной церкви.
Истинная и никакому сомнению не подлежащая история этой соборной церкви начинается со времен великого князя Ивана Даниловича Калиты, хотя некоторые исторические данные и относят постройку ее ко времени святого князя Даниила.
В 1332 году был повсеместно в России страшный голод, оставивший надолго ужасные следы. Когда бедствие совершенно миновало, тогда Иван Данилович, утвердивший между тем великокняжеский престол в Москве, в благодарность Богу за освобождение подвластного ему народа от этой небесной кары заложил вместо деревянного каменный Архангельский собор.
В 1333 году был сооружен белокаменный собор, в 1334 году освящен митрополитом святым Феогностом. Сперва стены его были расписаны внутри, с 1344 по 1346 год, русскими иконописцами, а потом, в 1399 году, поновлены греком Феофаном. Здесь в 1340 году был похоронен Иоанн Данилович Калита, завещавший хоронить там и всех своих преемников. В 1450 году храм поврежден громовым ударом и сильным вихрем, а в 1475 году сгорел, но существовал кое-как исправленный до 1505 года. В этот же год Иоанн III приказал итальянцу Алевизу Фрязину Новому на месте старого построить новый более обширный, что было исполнено, и в 1509 году новый собор освящен митрополитом московским Симоном в присутствии великого князя Василия Васильевича, преемника Ивана Васильевича. С тех пор собор в главных частях не перестраивался и доселе существует в одном и том же виде. В 1612 году поляки и литовцы разорили и разграбили собор, но цари из Дома Романовых богатыми дарами и вкладами способствовали возрождению собора. Цари Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич и, в особенности, императрица Елизавета Петровна заботились об устройстве и украшении собора. Тогда в соборе уже славился богатый иконостас с богатыми ризами на иконах и возобновленная живопись портретов погребенных здесь государей. При императрице Екатерине II собор был снова возобновлен и так просуществовал нетронутым до 1812 года. Этот несчастный и тяжелый утратами год оставил на себе неизгладимые следы: собор был ограблен, ризы с икон содраны и увезены, а здание превращено в склад вина и прочих припасов. Очевидцы рассказывают, что в ночь выхода из Кремля разбил бочки, и вино, заключенное в них, разлилось по всему собору. Многие гробницы были разрушены, иконы испорчены, оклады с них сняты. Как на особенность укажем на то, что по уходу неприятелей Кремль был на время поправок заперт, и 1 февраля 1813 года доступ в него открыт был освящением Архангельского собора.
В торжестве этом участвовали, по словам протоиерея Алексея Лебедева, «настоятели всех монастырей, протоиереи всех соборных и ружных церквей Кремля и весь Китайский сорок при колокольном звоне в Кремле, Китайском и Замоскворецком сороках. Главную святыню в этом ходе составляли мощи святого царевича Дмитрия, которые, после 200-летнего покоя в сем храме, были обнесены кругом его; равно и на другой день, 2 февраля мощи сии несены были в крестном же хождении кругом Кремля, которое сопровождалось колокольным в продолжении целого дня звоном при всех московских церквах и пушечною пальбою». 1826 год, памятный для России тяжелой утратой императора Александра I, замечателен для собора тем, что в нем с 3 по 6 февраля стояло тело императора, о чем свидетельствует надпись, находящаяся в соборе. Кроме этих событий интересен весьма обычай, практиковавшийся до Петра I и состоявший в том, что на гробницы государей клались различные просьбы и государи брали их во время посещения ими собора. А посещения собора бывали очень часто прежде, но есть моменты, когда посещение это вошло в освященный временем обычай. Так после коронования государи и теперь идут на поклонение гробницам своих предков в Архангельский собор. Перед отправлением на войну обыкновенно тоже государи посещают собор, как бы спрашивая благословения. В наше столетие поновление живописи совершалось в соборе несколько раз и в 1853 году последний раз, потому что собор не отапливался, что дурно отзывалось на внутренности собора. В 1864 году в нем устроены печи, и с тех пор возобновления не было уже. Заметим, что возобновления касались только живописи и состояли более всего в восстановлении потемневших икон снятием копоти с них.
Наружность Архангельского собора одного стиля с Успенским. Вышина его 16 саженей. Стены прямые, гладкие и оканчиваются под кровлей рельефными полукружиями в виде раковин. Верх его увенчан пятью главами, из которых средняя вызолочена, а прочие покрыты медью. Собор имеет двое входных ворот - северные и западные, - сделанные углубленными арками в виде готических порталов. Они имеют небольшие паперти (при западных вратах - древняя, а при северных - новейшая).Внутри самого собора один только главный престол; придельных нет. В старину с южной стороны был придел Иоанна Лествичника, называвшийся также иногда во имя Иоанна Милостливого, а иногда Иоанна Предтечи. Придел этот упразднен в начале XVIII столетия и носит название южного придела. Еще ранее по западной стене собора, на галереях, где некогда царицы и царевны слушали Божественную службу или находились при отправлении панихид, было еще четыре придела: Обновления храма Христа Спасителя, или Воскресения Словущего, Андрея Критского, Апостола Акилы и Симеона Столпника. Два из этих приделов - Воскресения Словущего и Апостола Акилы - были устроены еще при первоначальном соборе великим князем Иоанном III в 1471 году, в память Шелонской битвы.
Пристройки и приделки совершенно изменяют вид собора и придают ему вид, далеко уступающий по цельности впечатления Успенскому собору. В наружности собора, претерпевшей много изменений, выделяется резьба по белому камню. Она создает богатую игру света и тени и придает храму живописный и нарядный вид.
Теперешний пол собора находится на 5 аршин от материка и под ним лежат еще два пола - лещадной и еще глубже кирпичный.
Здесь поразит всякого общий вид внутренности собора. Слабый свет, проникающие через высоко расположенные узкие окна, и темный колорит расписанных стен собора вообще - едва дает возможность разглядывать содержащееся в соборе. Четыре громадных пилона делят все пространство на части и поддерживают купола. Все остальное свободное пространство за исключением узких проходов заставлено гробницами повелителей России до начала XVIII века. Гробницы покрыты бархатными темно-малиновыми покровами с медными дощечками, на которых обозначено имя, год рождения и погребения усопших. Одна за другой гробницы следуют около пилонов и трех стен собора, на которых против каждой гробницы сделано изображение погребенного здесь государя, так что невольно чудится, что видишь их вставшими из могил. Вообще все стены покрыты живописью, относимой к XVI веку. Здесь находятся: мощи Дмитрия Рюриковича; мощи Черниговских чудотворцев «благоверного князя Михаила и боярина его Федора»; пять гробниц первых государей из Дома Романовых; единственная императорская гробница Петра II; мощи Федора Алексеевича и брата его Иоанна Алексеевича; гробница царевича Петра; доска, обозначающая место погребения царя Казанского Александра; двенадцать могил удельных и великих князей и так далее.
Благовещенский собор.
Основанный еще при великом князе Василии Дмитриевиче в 1397 году, деревянный Благовещенский собор известен был в летописях под разными именами: «церковь Благовещения на площади», «на великокняжеском, государевом дворе», потом «на царских сенях» и «у царской казны».Это последнее название присвоено ему было потому, что нижний этаж собора служил хранилищем драгоценностей и казны царской: у собора этого, как мы видели в очерках истории Кремля, стояла, к стороне собора Архангельского, Кирпичная палата или так называемый Казенный двор. С 1722 года собор называли «у его императорского величества на сенях», что оправдывало само положение собора вблизи главного входа во дворец, так как главный фасад дворца выходил на Соборную площадь. Расписана же церковь была, как значится в дворцовых записках, в 1404 году. Кто именно расписывал, в записках не значится, но так как под этим и под следующим годом летописи наши упоминают о бывшем в Москве иконописце монахе Андрее Рублеве, весьма тогда славившемся, то и можно допустить, что храм Благовещения расписывал именно он. А близ него поставлены были первые в Москве часы Лазарем Сербином. Иоанн III, великий строитель всех больших соборов Кремля, приказал по ветхости здание разобрать и на старом нижнем этаже воздвиг в 1482 году здание, расписанное уже при преемнике его, но пожар 1547 года повредил строение, и уже при Грозном собор был снова реставрирован, по сохранившимся образцам, а купола его позолочены золотом, взятым из покоренного им Новгорода.
Поляко-литовцы в 1612 году и в Благовещенском соборе оставили следы разрушения настолько большие, что царь Михаил Федорович снова повелел его возобновить и дарами своими обогатил его. При императоре Петре I живопись была реставрирована, но не надолго, так как известный гибельный для Кремля пожар 1737 года заставил снова приступить к поновлению живописи и пр., что было исполнено по повелению императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. При императрице Екатерине II и императоре Павле I собор был снова возобновлен, но погром 1812 года, оставивший глубокие непоправимые следы вообще во всем Кремле, тяжело отозвался и на Благовещенском соборе, пострадавшем очень значительно.
При императоре Николае I и покойном государе Александре Николаевиче опять происходила реставрация. Тогда было обращено особое внимание на позолоту девяти глав собора, и результатом этого мы видим их теперь ярко выделяющимися, по богатству и прочности позолоты, среди всех куполов кремлевских соборов и церквей.
Внешний вид храма, имея некоторое сходство по мысли с другими соборами, значительно выделяется среди них тем, что сам храм, имеющий в плане общую с другими фигуру прямоугольника, окружен еще крытой папертью с двумя входами в нее с восточной стороны. Кроме того, здесь не шесть куполов, как на других соборах, а девять: пять на самом соборе и четыре на его пределах, помещающихся на крытой галерее, окружающей три стороны храма. На восток выходило широкое каменное крыльцо и вело в плодовый сад, в котором были пруды или выложенные свинцом водоемы, наполненные красивыми рыбками. Все это, а также некоторое разнообразие в деталях выделяет собор среди всех других сходных с ним по типу.
Находясь у самого дворца и будучи и теперь соединен с ним крытым переходом, Благовещенский собор всегда имел значение придворного собора. В нем нередко совершались бракосочетания великих князей, приобщение святых тайн, крещение новорожденных, и всегда в день коронования государи посещали собор, где молились находящимся в нем святыням. До 1874 года на южном крыльце паперти происходили споры со старообрядцами, в которых видную роль играл известный бывший старообрядец Пафнутий.
Внутреннее помещение самого храма очень незначительно, как и его высота. Посреди находятся два четырехгранные пилона, которые с двумя другими, находящимися уже в алтаре, поддерживают своды собора. Между пилонами и западной стеной помещены хоры, еще более суживающие простор храма. Своды, стены и пилоны покрыты живописью, изображающей святых, таинственные видения из Апокалипсиса, мучение грешников в аду и блаженство праведных в раю. В 1882 году, когда было приступлено к исправлению живописи на стенах собора, то было замечено, что во многих местах старинная живопись закрыта новой, по снятии которой было найдено, что старинная живопись сохранилась очень хорошо. Живопись эту следует отнести к 1482 году.
Пол собора, обращающий на себя внимание всякого входящего, состоит из мелких разноцветных кусков очень редкой и твердой яшмы. Чрезвычайно интересно, что подобный же яшмовый пол мы встречаем в знаменитом древнем соборе Святого Марка в Венеции. Там пол сделан волнообразным, как бы отвечая значению Венеции, владычицы морей, здесь он ровен, как те знаменитые еще издревле ровные степи, владычицей которых считают древнюю Москву.
В собор ведут две двери - северные и южные. Последние, обращенные на Москву-реку и отличающиеся узорочностью и затейливостью зодчества, служили входом для государей и местом для отдохновения после богослужения и раздавания милостыни бедным.
При самом входе на паперть взор созерцателя невольно останавливается на повсеместной пестроте живописи, которой покрыты все стены и своды потолка. Замечательно, что здесь, между ликами святых, чтимых нашей церковью, и пророков, упоминаемых Священным Писанием, изображены и древние греческие философы: Аристотель, Анахарис, Менандр, Птолемей, Фукидид, Зенон, Анаскарид и Плутарх. Над их головами начертаны их имена, а на хартиях, которые они держат в руках, изречения, взятые из Священного Писания или из их сочинений. В некоторых местах видны и сивиллы, также держащие свитки или хартии.
Благовещенский собор имеет четыре предела: Восшествия Христа в Иерусалим, Архангела Гавриила, Святого Александра Невского и собор Пресвятой Богородицы. В 1812 году три предела остались неприкосновенными, так что не были тронуты замки и печати. Придел во имя святого Александра Невского (вместо прежнего Василия Кесарийского) устроен по высочайшему повелению императора Александра I. Образа в нем писаны русскими художниками.
Благовещенский собор играл роль домовой церкви при дворце. Начиная с XV века протоиереи собора считались духовниками государей, жили даже прежде при соборе, и теперь духовник государя все-таки считается протоиереем Благовещенского собора. Большое значение имели духовники государей в прошлом на дела и повеления государей, начинавших день молитвой в присутствии своего духовника, видевших его несколько раз в день и получавших его благословение, отходя ко сну.
|