Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - эксперементальный метод психродиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.
Возникновение тестологических процедур было обусловлено потребностью сопоставления ( сравнения, дифференциации и ранжиования) индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств. Основоположники тестирования - Ф.Гальтон, Ч.Спирман, Дж. Каттел, А.Бине, Т.Симон. Сам термин "умственный тест" придумал Кеттел в 1890 г. Начало развития современной тестологии массового применения тестов на практике связано с именем французского врача Бине, разработавшего в соавторстве с Симоном метрическую шкалу умственного развития, известную под названием "тест Бине-Симона".
Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют обёективности оценок, не зависящих от субёективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.
Тесты предъявляют требования:
- строгая формализация всех этапов тестирования,
- стандартизация заданий и условий их выполнения,
- квантификация полученных результатов и их структурирование по заданной программе,
- интерпретации результатов на основе предварительно полученного распределения по изучаемому признаку.
Каждый тест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты:
1) стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий,
2) ключ шкалирования - соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится,
3) кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа,
4) ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученыный результат.
Традиционно нормой в тестологии являлись среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования на определенной группе лиц. Здесь неодходимо учитывать, что переносить интерпретацию плученых результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.
Для преодоления основного недостатка большинства тестов применяются различные приемы:
1) увеличение базовой выборки с целью повышения ее репрезентативности по большему числу параметров,
2) введение поправочных коэффициетнов с учетом характеристик выборки,
3)введение в практику тестирования невербального способа предъявления материала.
Тест состоит из двух частей:
а) стимулирующего материала (задача, инструкция или вопрос)
б) указаний относительно регистрации или интнграции полученых ответов.
Типичная для тестов стандартизация ситуации обеспечивает им в отличие от "свободного" наблюдения поведения большую объективность результатов.
Тесты классифицируются по разным признакам.
По виду свойств личности они делятся на тесты достижений
и личностные. К первым относятся тесты интеллекта, школьной
успеваемости, тесты на творчество, тесты на способности,
сенсорные и моторные тесты. Ко вторым - тесты на установки, на
интересы, на темперамент, характерологические тесты, мотиваци-
онные тесты. Однако не все тесты (например, тесты развития,
графические тесты) можно упорядочить по данному признаку. По
виду инструкции и способу применения различаются индивидуаль-
ные и групповые тесты. При групповом тестировании одновременно
обследуется группа испытуемых. Если в тестах уровня временных
ограничений нет, то в тестах на скорость они обязательны. В
зависимости от того, насколько в результате тестирования про-
является субъективность исследователя различают тесты объек-
тивные и субъективные.
К объективным относятся большинство тестов достижений и
психофизиологические тесты, к субъективным - проективные
тесты. Это деление в определенной степени совпадает с делением
на прямые и непрямые тесты, которые различаются в зависимости
от того, знают или не знают испытуемые значение и цель теста.
Для проективных тестов типична ситуация, когда испытуемый
не информирован о действительной цели исследования. При выпол-
нениис заданий проективных тестов не существует "правильных"
ответов. В зависимости от представленности в тесте речевого
компонента различаются тесты вербальные и невербальные. Вер-
бальным, например, является тест на словарный запас, невер-
бальным - тест, требующий в качестве ответа определенных
действий.
По формальной структуре различаются тесты простые,т.е.
элементарные, результатом которых может быть единственный от-
вет, и тесты сложные, состоящие из отдельных подтестов, по
каждому из которых должна быть дана оценка. При этом могут
высчитываться и общие оценки. Комплекс нескольких единичных
тестов называют тестовой батареей, графическое изображение ре-
зультатов по каждому подтесту - тестовым профилем. Нередко к
тестам относят опросники, удовлетворяющие ряду требований,
предъявляемых обычно к данному методу сбора психологической
или социологической информации.
В последнее время все большее распространение получают
критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать
испытуемого не в сопоставлении со среднестатичтияескими данны-
ми популяции, а по отношению к заранее заданной норме. Крите-
рием оценки в таких тестах является степень приближения ре-
зультата тестирования индивида к так называемой "идеальной
норме".
Разработка теста состоит из четырех этапов.
- На первомэтапе развивается исходная концепция с форму-
лировкой основных пунктов испытания или основных вопросов,
носящих предварительный характер;
- на втором - производится отбор предварительных пунктов
испытания с из последующей селекцией и приведением к оконча-
тельному виду, осуществляется одновременно оценка по качест-
венным критериям надежности и валидности;
- на третьем этапе тест проверяется повторно на той же
самой популяции;
- на четвертом - калибруется по отношению к возрасту,
уровню образования и другим признакам популяции.
На всех этапах разработки теста необходимо учитывать:
а) диагностируемое свойство личности (размер, положе-
ние,индикатор) или только наблюдаемые его пpоявления
(напpимеp, способности, уpовень знаний, темпеpамент,
интеpесы, установки);
б) связанную с этим валидизацию метода , т.е. опpеделение
того, насколько он измеpяет тpебуемое свойство;
в) величину выбоpки из популяции, на котоpой должна
пpоводиться оценка метода;
г) стимулиpующий матеpиал (таблички, изобpажения, игpуш-
ки, фильмы);
д) влияние исследователя в пpоцессе инстpуктиpования,
постановки задач, pазъяснений, ответов на вопpосы;
е) условия ситуации;
ж) такие фоpмы поведения испытуеого, котоpые свидетельст-
вуют об измеpяемом свойстве;
з) шкалиpование pелевантных фоpм поведения;
и) сведение pезультатов по отдельным измеpяемым пунктам в
общие значения (напpимеp, суммиpование ответов типа
"Да");
к) фоpмулиpовку pезультатов в ноpмиpованной шкале оценок.
Одним из вариантов теста может быть опросник, но при
условии, что он отвечает требованиям, предъявляемым к тестам.
Опросник - это сборник вопросов, которые выбираются и распола-
гаются по отношению друг к другу в соответствии с требуемым
содержанием. Опросники используются, например, в целях психо-
диагностики, когда от испытуемого требуется самооценка его по-
ведения, привычек, мнений и т.д. При этом испытуемый, отвечаяя
на вопросы, выражает свои положительные и отрицательные пред-
почтения. С помощью опросников можно измерять у испытуемых и
оценки ими других людей. Задание обычно выступает, как прямая
реакция на вопросы, на которые надо ответить путем сожаления
или опровержения. Возможности для ответа в большинстве случаев
заданы и требуют лишь отметки в виде крестика, крижочка и т.п.
Недостаток опросника состоит в том, что испытуемый может симу-
лировать или диссимулировать те или иные свойства личности.
Преодолеть указанный недостаток (хотя и не полностью) исследо-
ватель может посредством контрольных вопросов, контрольных
шкал, шкал "лжи". Опросники применяются преимущественно для
диагностики характера, диагностики личности (например, экстро-
версии - интроверсии, интересов, установок, мотивов).
Диагностика личности - совокупность методов, позволяющих
распознать ее внеинтеллектуальные свойства, носящие характер
относительно устойчивых диспозиций. Для таких свойств лич-
ности, как экстраверсия - интроверсия, доминирующий мотив, за-
торможенность, возбудимость, ригидность, разработан ряд диаг-
ностических методов (опросники и проективные тесты), с помощью
которых можно определить выраженность этих свойств. При
конструировании таких методов, как правило, пользуются фактор-
ным анализом (Г. Айзенк, Дж.Каттел, Дж. Гилфорд) и конструк-
тивной валидизацией.
На современном этапе в прикладной социологии чаще всего
используются тестовые методики, заимствованные из социальной
психологии, касающиеся изучения качеств личности. Появляются
тесты, специально разработанные социологами. Эти тесты часто
используются в социологических анкетах.
Использованная литература:
1.Соц.справочник,Киев,1990.
2.Соц.словарь,Минск,1991.
3.Фонд времени и мероприятия в соц.сфере,М:Наука,1989.