Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 24.12.2024, 04:01:15
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ЛИТЕРАТУРА [306]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [89]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [128]
ХИМИЯ [109]
ФИЗИКА [137]
БИОЛОГИЯ [119]
АСТРОНОМИЯ [53]
ИСТОРИЯ [377]
ГЕОГРАФИЯ [121]
ЭКОНОМИКА [131]
МАТЕМАТИКА [75]
ИНФОРМАТИКА [7]
АРХИТЕКТУРА [57]
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО [45]
МУЗЫКА [76]
ЛОГИКА [0]
ПЕДАГОГИКА [56]
АВИАЦИЯ [14]
КУЛЬТУРА [144]
ГЕОЛОГИЯ [22]
МЕДИЦИНА [99]
РЕЛИГИЯ [52]
ФИЛОСОФИЯ [140]
ЭКОЛОГИЯ [45]
ПСИХОЛОГИЯ [84]
ЭТИКА [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [89]
ВОЕННОЕ ДЕЛО [72]

КУЛЬТУРА УКРАИНЫ В 1940-1950 ГОДАХ
16.07.2009, 17:10:04

В тяжелейшей обстановке второй мировой войны, конечный результат которой невозможно было предугадать, Сталин и его украинские ставленники не могли не считаться с основными новыми жизненно важными требованиями украинского народа, которые возросли в данной ситуации. И именно в этом – главная причина всей «либеральной политики» в национальном вопросе в годы войны, а это в свою очередь не могло не сказаться на научной, культурной и литературной жизни страны.

С годами войны 1941 – 1945 гг. /включительно/ связан относительный рассвет украинской исторической науки, культуры, литературы и изобразительного искусства. «Впервые за много лет – писал М. Рыльский, - украинские учёные и писатели одержали право вслух высказаться про национальный дух украинского народа».

С конца 1941 г в украинской советской литературе одна за другой начинают печататься статьи историков и писателей, посвящённые выдающимся страницам национального прошлого. Возрождается тяга к национальному традиционализму. Известные деятели культуры выступают с обобщающими работами про украинский национальный театр /Иван Кочерга/, музыкальную культуру /Филипп Козицкий/, язык /Леонид Булаховский/. Именно в это время, впервые после террора 1933 – 1938 гг., Институт истории академии наук УССР имел смелость подготовить к печати многотомный труд «История Украины», первый том которого вышел в переломный период войны / в 1943 г. /. Одновременно вышел популярный «Напис истории Украины», которого украинская школа и читатель не имели более 10 лет.

Художественная литература дала ряд романов, повестей, рассказов /О. Гончар «Прапороносцы» – трилогия Ю. Яновский «Живая вода», Ю. Смолич «Они не прошли», Л. Смиленский «София», О.Кундзич «Украинская хата»/. Годы войны стали временем появления значительных, пронизанных патриотическим пафосом, поэм /М. Рыльский «Слово про рiдну матiр»; П. Тычина «Голос матери»; В. Сосюра «Любите Украину»; Л. Первомайский «На Полтавщине»; А. Малышко – «Украина моя»…

Весомый вклад в историю советского искусства 1941 – 1945 гг. внесли украинские художники. Уже на второй день войны расширенный пленум ЦК союза работников искусства обратился с призывом развернуть активную художественную работу в армии, на фронте, в тылу. Во многих городах Украины были созданы штабы, которые наладили работу по выпуску плакатов.

Заметным явлением в истории украинского изобразительного искусства периода Великой Отечественной войны стал плакат В. Касияна «В бой, славяне!», отмеченный первой премией на московской выставке оборонного плаката летом 1943 г. большой популярностью пользовались посвящённые освобождению столицы Украины плакаты В. Касияна «Киев наш», П. Супонина «Киев», к. Агнита – Следзевского «Под славным городом Киевом» и др.

В годы войны активно развивается графическая живопись. Трагические события войны нашли отражение в рисунках И. Кружкова «Девочка на дороге» /1943/, В. Гливенка «Ведут заложников» /1941/, А. Гнилова «В «санчасти» концлагеря Шталаг 326» /1945/.

Многочисленные фронтовые рисунки украинских художников, которые дошли до нас на пожелтевших листках бумаги, страницах блокнотов, стали бесценным вкладом в героическую военную летопись.

Несмотря на тяжёлые условия, украинскими художниками было создано немало картин, этюдов /Н. Сирота «Пленные немцы», 1942; С. Кравченко «Разгром немцев под Ростовом» 1942; Ю. Балановский «На днепровских переправах» 1944; Ф. Самусев «Под Корсунь – Шевченковском» 1944/

В военное время в украинской советской живописи развивается и исторический жанр /«Московские послы вручают грамоты Богдану Хмельницкому» И. Шульга, созданная в 1943 г. для центрального исторического музея; серия картин М. Дергуса «Хмельничина»; «После Корсуньской победы» и др./…

Всё это свидетельствовало, что признаки нового культурного и общественного подъёма Украины, которая пережила странный шквал войны и немецкую оккупацию, были очевидными.

Однако, несмотря на величайший моральный подъём, переживаемый советским обществом, благодаря победе во второй мировой войне, Сталин считал, что она нанесла его режиму серьёзные потери идеологического характера. Стремясь поднять боевой дух советских людей во время войны, советская власть стимулировала национальные чувства, как русского, так и других народов СССР, а также сняла ограничения с религии. Но наибольшее беспокойство режима вызвало то обстоятельство, что около 70 млн. советских людей – жители оккупированных немцами территорий, угонявшиеся на принудительные работы, военнопленные – познакомились с Западом и вкусили некоторые стороны западного образа жизни. Кроме того, путём аннексии в состав СССР были включены территории с миллионами людей, которые в большинстве отрицательно или в лучшем случае скептически относились к советской идеологии, политической системе и экономическому устройству.

Поэтому Сталин считал: режим должен вновь сдавить в своём кулаке общество.

Новый размах культурной, научной и общественно – политической жизни Украины, начиная со второй половины 1946 г. сменился новым систематическим и плановым разгромом.

Человеком, которому Сталин доверил задачу восстановления «идеологической чистоты» был его ближайший помощник Андрей Жданов.

Началась жестокая «чистка» в среде украинских учёных, писателей, деятелей пера, кино и искусства.

Результаты этой чистки оказались опустошительными. Достаточно сказать, что все работы по истории Украины, истории художественной украинской литературы, критики, истории театра, написанные в годы войны, т.е. в период вынужденных со стороны Москвы послаблений и относительных свобод в национальном вопросе, все лучшие произведения литературы /проза, поэзия/ теперь предавались анафеме, как проникнутые духом «украинского буржуазного национализма». От многообещающих возможностей нового культурного и общественного подъёма Украины не осталось и следа.

Апогеем идеологического «закручивания гаек» стал 1951 год, когда было предано анафеме стихотворение В. Сосюры «Любите Украину!», написанное на волне патриотического подъёма в 1944 г. и получившего сталинскую премию. Автора обвинили в национализме и заставили публично выступить с унизительным раскаянием.

С конца 1948 г. в Украине развернулась компания борьбы против «низкопоклонства» перед Западом, а со временем и «космополитизма» еврейских писателей, художников, в частности, О. Борщаковского, И. Стебуна, Е. Адельгейма, А. Каунельсона.

Учёные и писатели, композиторы и художники в таких условиях не способны были творить, и это негативно сказалось на развитии литературы и искусства. Однако, именно тогда, когда все изготовились к очередной сталинской прихоти, 5 марта 1953 г. «отец народов» отошёл в лучший из миров. Казалось, было слышно, как Украина облегчённо вздохнула.

После смерти Сталина началась новая эра. Изнуряющие, нерациональные, расточительные, диктаторские методы правления были основаны на терроре и массовом принуждении, не могли существовать бесконечно. Назрела насущная потребность в общем ослаблении жестокого сталинского контроля над всеми сферами жизни общества.

Н. С. Хрущёв, ставший победителем в борьбе за власть, понимал, что, в конце концов, прогресс Советского Союза возможен на основе насилия, а убеждения, роста производительности и инициативы, а не революционного запала. Для того чтобы перейти на новый путь развития, следовало сначала порвать с прошлым.

На ХХ съезде КПСС в 1956 г. Н. С. Хрущёв сделал один из самых драматических в советской истории докладов. Посеяв величайший ужас и растерянность в рядах «твёрдых партийцев», он развернул перед делегатами обширную, детальную и устрашающую картину сталинских преступлений.

Этот «секретный доклад» означал начало процесса «десталинизации», сопровождающейся ощутимыми изменениями в культурной жизни страны. Этот процесс был сложным и противоречивым, но в целом, без сомнения, способствовал общественному, национальному и культурному возрождению в Украине.

Среди различных слоёв населения возрос интерес к украинскому языку и культуре, к истории своего народа. Появляются новые периодические издания, в частности, журналы «Знамя» /1956г./, «Советское литературоведение» /1957 г./. В это время были образованы такие научные центры, как Академия строительства и архитектуры, Украинская сельскохозяйственная академия наук /1956 г./; новые творческие союзы – Союз журналистов Украины /1958 г./.

Началось издательство «Украинского исторического журнала» и первой «Украинской Советской Энциклопедии». Большое внимание стало уделяться развитию литературоведения и языковедения, которое нашло отражение в издании многотомных работ по истории украинской литературы и литературного языка, «Антологии украинской поэзии» и т.д.

В целом, либерализация и десталинизация общества имели позитивное значение для развития украинской литературы. В это время были написаны «Зачарованная Десна» и «Поэма про море» А. Довженко, «Шумела Украина» П. Панча,  «Человек и оружие»  О. Гончара и «Правда и ложь» М. Стельмаха. Приостановились нападки на писателей, которые в начале 50–х были объектом критики борцов с космополитизмом и буржуазным национализмом. На развитие украинской культуры, на общественную жизнь Украины оказало большое влияние новое поколение талантливых деятелей. Произведения этих поэтов, прозаиков, литературных критиков с трудностями пробивали себе дорогу на страницы журналов, но пользовались особой популярностью среди молодёжи. Именно с конца 50-х берут своё начало украинские внецензурные издание, проще говоря, «самиздат». Большой интерес вызвали у читателей сборники поэзии Л. Костенко «Промiння земли», /1957/, «Вiтрила» /1958/. В 1953 г. Д. Павлычко дебютировал со сборником «Любовь и ненависть».

Критика культа личности положила конец «сталиниане» в искусстве УССР. С музеев, выставок, галерей изымались многочисленные полотна и скульптуры, посвящённые «вождю всех народов». Художники Украины, прежде всего графики, начали поиски новых форм в изобразительном искусстве, выходя за рамки социалистического реализма.

В связи с празднованием 150-летия со дня рождения Кобзаря в Москве был сооружён памятник Т. Г. Шевченко /работы М. Грицюка, Ю. Сенкевича, А. Фуженко/ в 1956 г. был открыт памятник во Львове И. Франко работы Б. Борисенко, Д. Кравича.

Значительные успехи были достигнуты украинскими живописцами в развитии исторической тематики. Заметным явлением в украинской живописи этого периода стали полотна М. Хмелька, О. Хмельницкого, В. Задорожного; также следует отметить работы М. Дергуса «Тарас во главе войска» /1952/, Л. Чернова «Вечерняя песня».

Живописцы всё больше обращаются к традициям народного творчества. Наиболее ярко это прослеживается в работах художников закарпатской школы живописи. Ярким примером этому служит картина Г. Глюка «Лесорубы» /1954/, полотна А. Ердели «Обрученные» и А. Коуки «Верховинка» /1956/.

Расцвет переживает в послевоенное время пейзажная живопись. И в этой связи необходимо, прежде всего, отметить работы М. Глущенко – одного из выдающихся в украинской живописи мастера пейзажа – «Тихий вечер» /1951/, «Весенняя лирика» /1958/, «Над Днепром» /1952/. «Шторм» /1952/.

Дыхание самой жизни, его аромат чувствуется в работах А. Петрицкого «Певонии», С. Беседина «Розы» /1952/, М. Глущенко «Цветы на фоне моря» /1955/.

Значительных успехов добились художники монументалисты С. Думенко, О. Попов, В. Токарева, которые выполняли монументально-живописные работы в Одесском Дворце культуры моряков /1951-1953/.

Достижения и особенности украинского монументально-декоративного искусства в первой половине 50-х годов наиболее чётко прослеживаются в художественном оформлении павильонов Выставки народных достижений УССР /1958-1959/. В выполнении этого проекта принимали участие живописцы и скульпторы Харькова, Одессы, Киева и других городов.

Падение Н. С. Хрущева негативно сказалось, в том числе и на культурной жизни Украины. Либерализация культурно-национальной жизни сменилась усилением русификации на Украине.

Категория: КУЛЬТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: искусство, наука и культура, мастерство, скачать бесплатно, творчество, стиль, реферат по культурологии, Культура, банк рефератов
Просмотров: 1177 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0