Оформление этого учения связано с именем Махавиры Джины (6 в до нэ) считается последним из 24 тиртханов (тех кто смог освободиться от кармы). Родившись в семье кшатрия он в 30 лет ушел из дома. Через несколько лет он прозрел и стал проповедовать свое учение. Вначале последователями были лишь аскеты, отказавшиеся от всего материального включая одежду - ради достижения мокши. Позже численность общины увеличилась за счет сочувствоваших и кормивших их мирян. Учение Джайнов состояло из того что душа человека выше его материальной оболочки. Достичь мокши- значит освободить душу от материи. При этом материальной считалась и карма а все остальное как бы прилипало к ней. Только после освобождения от веками накопленной кармы как от липкой основы, вместе с ней устраняется и все прилипшее к ней. Джайнизм гоаорит, что нужна глубокая убежденность в истинность исповедуемой доктрины. Образ жизни джайнов. 5 основных обетов: 1. Не причинять вреда живому 2. Не красть 3. Не прелюбодействовать. 4. Не стяжать 5. Быть искренним и благочестивым. К этим 5 прибавлялись дополнительные обеты ведшие к сокращению наслаждений жизни. Среди джаинов нет крестьян (даже повреждение земляного червя плугом- грех). Поэтому джайны селились в городах и занимались ремеслами или торговлей, обладая немалым капиталом джайны играли большую роль в политической жизни страны. Касты у джайнов продолжали существовать, но не имели того значения как в индуизме. Особый слой составляли монахи-аскеты полностью порывающие с нормальной жизнью, являлись эталоном и ориентиром для всех джайнов. Сначала кандидат в аскеты 3 года должен пробыть послушником, выполняя принятые на себя обеты. Затем он углубленно изучает доктрину джайнизма. После этого его принимают в аскеты- обратного пути уже нет. Аскеты всегда ведут жизнь странников. Аскет ест понемногу не более двух раз в сутки. Аскет живет милостыней. Одной из крайних мер аскезы является отказ от пищи- голодная смерть. |