Платон (427-347до н.э.), ученик Сократа, изложил свои взгляды на государство, демократию, политические режимы и формы правления в своем известном произведении “Государство”.
Чтобы понять политические взгляды Платона, неоходимо сделать краткий экскурс в его философские воззрения. Мир, с точки зрения Платона ,двойствен и состоит из идей (эйдосов) и вещей(прагм).Идеи представляют собой не мыслительные конструкции, но сверхреальность, или образцы вещей, их отвлеченные сущности. В то время как эйдосы являются истинными, вещи в силу своей материальности неистинны, поскольку, как указывал Платон, сама их материальность извещает их сущность. Лишь идеи истинны, так как не отвечает своей сущности.
В своих воззрениях на государство Платон исходил из того, что существует идеальное государство, идеальный образец и его многократные повторения- искажения в реальном мире вещей.
По мнению Платона, высказанному им в трактате “Государство”, главной основой идеального государства является справедливость. Она состоит в том, чтобы каждому гражданину было отведено особое занятие, наиболее соответствующее его натуре, т.е. справедливость есть соответствие реальной вещи своей идее, ведь государство тогда является идеальным (отвечающим идее государства),когда каждый гражданин действует в согласии со своей собственной сущностью. А поскольку между людьми существуют индивидуальные различия, Платон предлагает деление общества на сословия: философов--правителей, воинов--стражей и ремесленников--производителей. Эти сословия Платон отождествляет с тремя началами в человеческой душе, а именно: разумным, яростным и вожделеющим. В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в души тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помощников- серебра, а в души земледельцев и ремесленников -железа и меди. Если же у последних родится ребенок с примесью благородных металлов, то его перевод в высшие разряды возможен только по инициативе правителей.
Для Платона идеальный строй- тот, где каждый гражданин тождествен в своих интересах общественному целому, не представляет собой еще личности, претендующей на индивидуальную самоценность и полную автономию в поступках. У него государство и гражданское общество представлены в едином, гомогенном , целостном , нерасчлененном понятии.
Для сохранения сословий Платон предлагает создать особую систему воспитания для потомков правителей и стражей. В основу этой системы положены мусическое и гимнастические искусства. Мусическое укрепляет дух и воспитывает любовь к родине, гимнастическое укрепляет тело и готовит граждан к защите своего государства. После окончания обучения этим дисциплинам показавших себя наиболее знающими и добродетельными юношей начинают готовить к деятельности правителей. Они изучают искусство рассуждения и ведения споров, а затем философию, венчающую всю систему знаний.
Целью государства, которое Платон считал идеальным , как раз и является обеспечение для максимального числа их граждан условий для добродетельной жизни.
Платон выделяет следующие формы правления: царский строй (монархия), аристократия, тимократия, олигархия , демократия , тирания. самым правильным и разумным он считает царский строй и аристократию. Остальные формы правления являются последовательным отклонением от идеального государства. Сперва аристократия как власть лучших вырождается в тимократию.
Аристократия --это правлениелучших с одобрением народа. Властью обладает и правит тот , кто слывет доблестным и мудрым. В основе такой формы правления лежит равенство по рождению. По мнению Платона , на роль правителя идеально подходит лишь тот,кто добровольно не захочет быть правителем и заниматься исправлением чужих пороков. Наименее подходят люди , руководствующиеся честолюбием , деньгами , почетом.
Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. “Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий” . Стражам запрещается иметь семью , для них вводится общность жен и детей.
Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках ...
Гениально предугадав значение разделения труда в экономической жизни общества, Платон тем не менее выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно замкнутого, “самодостаточного “ государства .
Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных землевладельцев из третьего сословия. Так возникает критско-спартанскй тип государства, или тимократия ( “ тиме “- честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократическим правлением будет вечно воевать.
Следующий вид государственного устройства- олигархия- появляется в результате скопления богатства у частных лиц . Этот строй основан на имущественном цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков ,будет постоянно воевать само с собой.
Следующей формой государственного правления, является демократия, которая логически вытекает из олигархии. Победа бедняков приводит к установлению демократии - власти народа. Здесь царят своеволие и безналичие. Наконец, чрезмерная свобода обращается в свою противоположность - чрезмерное рабство. Устанавливается тирания ,наихудший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и насилии. Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю-правлению мудрых.
Диалог “Законы” является последним сочинением Платона. В нем он изображает “второй по достоинству” государственный строй, приближая его к реальной действительности греческих полисов.
Основные отличия диалога “Законы” от диалога “Государство” таковы.
Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участники. Каждый гражданин получает земельный надел и дом , которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность , но ее размеры ограничены.
Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящую верхушку. Помимо занятий в собственном хозяйстве им вменяется в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах, жертвоприношения...
В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда. Вместе с признанием рабства у Платона появляется и пренебрежительное отношение к производительному труду . Предвидя выступления невольников, Платон советует землевладельцам приобретать как можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращением.
В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной власти и законы наилучшего строя.
Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства(выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания.
Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом.
В диалоге “Законы” Платон писал: “ Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же ,где закон--владыка над правителями, а они-его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги”.
Изложенные в диалогах Платона социально-политические программы являлись с точки зрения консервативными. |