Минуя декадентов, Блок продолжал литературное дело
В.Соловьева. Он воспринял его мистицизм, культ Вечной Женственности, Жены,
облеченной в солнце. Блок назвал ее Прекрасной Дамой и внес средневековый мотив
рыцарского поклонения даме не только в свою поэзию, но и в драматургию («Роза и
Крест»). В символизме, по его собственным словам, он видел литературное
направление, связанное с вопросами религии, философии и общественности. В
философском плане блоковский цикл «Стихов о Прекрасной Даме» наиболее
интересен. Однако если не знать символики Блока, за его ассоциациями и
философией уследить невозможно. Поэт создал цельную всеобъемлющую систему
символов. В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится
к Прекрасной Даме. Это стремление имеет много важных знаний: и мистическое
постижение Бога, и поиск жизненного пути, и порыв к идеалу, и еще бесконечное
количество оттенков значений в зависимости от контекста – от смысла целого.
Герой лирики Блока, какой бы облик он не принимал, оставался близок к духовному
облику самого поэта. Можно сказать, что на протяжении всего своего творческого
пути Блок оставался единственным лирическим героем Блока. Заря, звезда, солнце,
белый цвет – все это синонимы Прекрасной Дамы.
|