За 3,5 года обучения в
музыкальной школе я сыграла много музыкальных пьес разных жанров. Особенно
понравилось работать надпроизведениями
лирического склада. Я хочу рассказать об одном из таких сочинений. Называется
оно«Смирение». А написал егонорвежский композитор Эдвард Григ.
«СМИРЕНИЕ» (соч. 73)
Это произведение открывает
цикл миниатюр под общим заголовком «Настроение», в котором пьесы не связаны
общим сюжетом.
«Смирение» – фортепианная
миниатюра, зарисовка глубоко драматичного настроения.
Основной музыкальный образ
выражен через интонацию жалобы, она и выполняет функцию темы. Смысл этой
интонации в постоянном «кружении» вокруг напряжённого доминантового звука «си».
Характерные особенности темы – малосекундовые опевания с повышенной IV ступенью, небольшой диапазон мелодии, нисходящее
движение создаютобраз грусти, тоски,
жалобной просьбы. Тема смирения, покорности звучит в произведении много раз
икаждая новая фраза- это попытка вырваться из замкнутого круга.
Малейшие её изменения несут важный смысл.
Начнём с самого начала. Даже
самый первый звук си малой октавы, постепенно затихающий, воспринимается как
символ образа угасания. Перваяфраза (ми
минор) с нисходящим движением мелодиисразу же никнет, затухает. Вторая фраза, похожая на первую, с мажорным
оттенком (Соль мажор) – это новыйповорот «сюжета». Третья волна – самая большая и напряжённая. Здесь есть
и мелодическое развитие с постепенным подъёмом к самому высокому звуку «до», и
гармоническое с неожиданным разрешением во 11 ступень, и динамическое с долгим
нарастанием звучности и быстрым спадом.Попытка уйти от неприятных мыслей не удалась. Вторая попытка- тоже, несмотря на уход темы в нижний
регистр и новый кульминационный взрыв в тональности 11 низкой ступени (Фа
мажор). Возвращение к репризе напряжённо и тягостно: на протяжении 6 тактов
звучит доминантовая гармония и основной, как бы «топчущийся» мотив. Первая
фраза репризы звучит так же, как и начало пьесы. Вроде бы примирение наступило.
Но нет: нарастание было длительным, таким же должно быть и угасание. На фоне
тонического баса звучат хроматические интонации темы.Поднимаются вверх и постепенно истаивают,
потому что ослабевает динамика. Кода – вывод всей пьесы. Она подтверждает мысль
о смирении:
1.Нисходящим
движением мелодии по тоническому трезвучию;
2.Последовательность
аккордов (D7-II56-T35) – субдоминантовый аккордзвучит после доминантового, поэтому
напряжение гармонии ослабевает.
3.Пауза перед
тоническим трезвучием воспринимается как последний вздох.
Кажется просто невероятным,
что за короткий промежуток времени, композиторуудалось раскрыть сложный и противоречивый смысл произведения.
Очень созвучно настроению
миниатюры Э.Грига стихотворение Вячеслава Иванова: