3. Что отличает бальный танец как спорт и
что - как искусство.
3. Стоит ли учиться танцевать.
-
Зачем нужны бальные танцы?-
Для
того, чтобы танцевать их на балу.
Из к/ф ”Мэри Поппинс, до
свидания”
Бальные танцы, которыми
просвещала Мэри Поппинс свои воспитанников, действительно переживали расцвет в
Европе 17-19 вв, когда балы являлись незаменимым атрибутом и привилегией
великосветской жизни. Первоначально бальный танец не имел четко установленной
формы, но уже в конце 18 - начале 19 столетия, он приобрел знакомый нам сегодня
вид.
В последние десятилетия
бальные танцы из аристократического быта перешли в разряд соревновательного
вида спорта, а также способа проведения досуга. В современном конкурсном виде
бальные танцы уже воспринимаются не просто как танцевальное искусство, а скорее
как” аристократический вид спорта”.
Бальный танец - один из самых
зрелищных, элегантных и романтических видов спорта, где танец превращается в
своеобразное театральное действо, где красивый костюм подчеркивает характер и
образ танцоров, где синтез музыки и отточенных, пластичных движений является
все же скорее искусством, чем спортом.
Бальные танцы…сколько красоты
и грации в этих словах. Нам достаточно часто в городе встречаются афиши,
анонсирующие очередные соревнования по спортивным бальным танцам. Некоторые из
нас даже знают, что этот вид спорта собираются включить в программу Олимпийских
игр.
Первые бальные (или светские)
танцы возникают в конце 17 века, в эпоху средневекового Ренессанса - расцвета
рыцарской культуры. До наших дней сохранились лишь названия этих танцев.
Большую роль в развитии
бальной хореографии того времени сыграл танец бранль, который возник во
Франции. Танцы с покачиваниями назывались простыми бранлями; танцы с подскоками
и прыжками - веселыми; танцы, изображающие трудовые процессы, - бранли бочаров,
башмачников, конюхов и т.д.
Знатные вельможи водили
своеобразные хороводы, где требовались важная поступь, величественная осанка,
умение исполнять приветствия, поклоны и реверансы.
Огромной популярностью
пользовалась павана, которую исполняли с канделябрами или факелами в руках.
Этим танцем открывались балы, павана становилась центром свадебной церемонии.
Уже в 14 веке знаменитый французский теоретик Туано
Арбов книге ”Орхезография” описал разные виды танцев.
Бальные танцы 14 века не
отличались богатым разнообразием движений и исполнялись в сопровождении
небольшого оркестра: 4 кларнета, тромбон, 2-3 виолы. На смену им пришли более
быстрые танцы, включающие в себя легкие прыжки, повороты и изящные позы. В моду
вошли менуэт, ригодан, романеска.
Усложнялась танцевальная
лексика и композиция, что привело к необходимости длительного обучения танцу.
Танцмейстеры и педагоги 17 века выпускают самоучители по танцам. В них включают
наиболее популярные в это время массовые танцы.
В 1661 году по указу Людвига XIV в Париже была открыта "Академия танца”, где
проверялись знания танцмейстеров, выдавались дипломы, устраивались балы и
вечера, а главное, совершенствовались народные танцы.
Движения придворного менуэта
не отличались сложностью: плавный скользящий шаг, глубокие реверансы, поклоны.
А обучались этому годами! Трудно давалась манера исполнения менуэта: все
переходы должны совершаться мягко, округло, без рывков, плавно вытекая один из
другого. Некоторые из фигур менуэта вошли в основу классического балета. Вот
почему менуэт до сих пор изучается во всех хореографических академиях.
Петр Первый сыграл огромную
роль в развитии танцевального искусства России. В 1718 году он издает указ об
ассамблеях, которые положили начало публичным балам в России. Было даже создано
специальное руководство "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому
обхождению”, в котором говорилось об этике на ассамблеях и в быту.
"… не пристойно на свадьбах в сапогах и острогах быть
и тако танцевать: для того, что тем одежду деруту женского пола, и великий звон причиняют
острогами, тому ж муж не так поспешен в сапогах, нежели без Сапогов…”
"… с кем танцуя, не подлежит никому неприличным образом
в круг плевать, но на сторону…”
"… немалая отроку есть краса, когда он смирен, а не
сам на великую честь называется, но ожидает, пока его танцевать пригласят...”
Петр ввел преподавание
бальных танцев как обязательный предмет в казенных учебных заведениях, тем
самым подчеркнув государственное значение подобного начинания.
Танцмейстер, который
именовался в те годы учителем "танцев, учтивости и кумплимента”, должен был
также воспитывать своих учеников, внушать им правила европейского светского
обхождения, "политеса”.
19 век связывают с массовыми
бальными танцами, все больше входят в моду балы и маскарады. Широкое
распространение танцев привело к организации специальных танцевальных классов,
где учителя-профессионалы обучали бальному танцу не только знать, но и
городское население.
Век 20 оказался переломным
для танца, как впрочем, и для искусства вообще. Обратить танцы в спортивное
состязание помогли, как ни странно, первые "новые” Олимпийские игры 1896 года -
спорт оказался на почетном пьедестале.
Первым танцевальным
состязанием, известным в Европе, стал турнир по танго в Ницце. Он был
организован в 1907 году Камилем де Риналем и затем с успехом повторился Париже.
Это было уникальное начало, становление современной танцевальной индустрии.
Камиль де Риналь - хореограф, танцор, композитор - стал организатором и первого
Чемпионата мира по бальным танцам, который состоялся в 1909 году в Париже.
Сегодня конкурсные бальные танцы преподаются и пользуются популярностью во всем
мире. Они имеют в своем составе две программы: европейскую и
латиноамериканскую. Каждая из них предполагает исполнение пяти стандартных
танцев.
Пять "классических”
европейских танцев: Венский Вальс, Медленный Вальс, Медленный Фокстрот,
Квикстеп и Танго. В европейских танцах мелодия преобладает над ритмом. Дамы в
длинных бальных платьях, кавалеры во фраках…боа, шифон, блеск…грация, красота.
Кажется, что танец начинается со вздоха, движения кисти, поворота головы. В
латиноамериканскую конкурсную программу входят пять танцев: Самба, Румба, Пасадобль,
Ча-ча-ча и Джайв. Ритм - вот что главное в этих танцах. Любовь, задор и
скорость. Взгляд танцора говорит, улыбка манит, а руки…руки завораживают. Вот
такие они - спортивные бальные танцы.
ЧТО ЖЕ ОТЛИЧАЕТ БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ
КАК СПОРТ И ЧТО -КАК ИСКУССТВО?
Спортивная составляющая танца
выражается особыми требованиями к конкурсным танцорам, которые вполне
сопоставимы с требованиями к любым другим спортсменам:
Физическая сила для
выполнения элементов в интенсивном режиме и быстром темпе, что характерно для
танцев на льду.
Гибкость и координация для
маневрирования на паркете и выполнения фигур и линий, которые можно сравнить с
прыжками в воду, серфингом, баскетболом и, конечно, гимнастикой.
Выносливость для участия в
программе конкурсов, построенной на основе туров - от предварительных до
полуфинала и финала. А ведь в каждом туре танцоры исполняют по 5 двухминутных
танцев!
Дисциплина и командный дух,
который необходим паре. Требования к дисциплине, выполняя перемены, и при этом
постоянно координируя свое положение на паркете относительно других участников
соревнований.
Грация и стиль,
привлекательный внешний вид пары, подобно танцам на льду и художественной
гимнастике, являются важной составляющей успеха конкурсантов.
Важно отметить значение
спортивных занятий для человека. Регулярные занятия спортом продлевают жизнь.
Если же говорить о спортивных танцах, то вряд ли возможно найти другой вид
спорта, где так активно задействована вся мускулатура человека. Тем не менее,
занятия танцевальным спортом не воспринимаются как физическое самоистязание и
монотонность, скорее как удовольствие. Разнообразные движения под музыку
доставляют как физическое, так и психологическое удовольствие. Медики считают,
что человек должен ежедневно, по меньшей мере, тридцать минут, подвергаться
физической нагрузке. Занятия танцами дают необходимую эту физическую
активность. Энергичная физическая активность увеличивает эффективность работы сердца,
повышает эластичность сосудов, увеличивает эффективность тренируемых мышц. Все
вышеуказанное отражается, кроме того, на психическом благополучии.
И все же бальный танец
невозможно рассматривать исключительно через призму достижения спортивных
результатов или необходимой для этого спортивной подготовки. Ведь танец - это,
прежде всего, выражение музыки. Танец - это стремление к красоте, гармонии,
духовности.
Танцор никогда не должен
забывать главного, для чего, собственно, он вышел на паркет: это танец для
зрителя - единственного ценителя танцевального мастерства. Зрителя не
интересует, правильно ли исполняет танцор свои фигуры, его не привлекает только
техника. Зрительский взгляд цепляется за артистичность и красоту, пластику и
эмоциональность. Наблюдающий за парами на паркете, в отличие от зрителей на
других спортивных состязаниях, не думает о том, насколько сложные элементы
исполняют танцоры, сможет ли он также. Он просто наслаждается красивым
зрелищем, музыкой, создаваемыми образами.
Бальный танец - один из самых
зрелищных, элегантных и романтических видов спорта, где танец превращается в
своеобразное танцевальное действо, где красивый костюм подчеркивает характер и
образ танцоров, где синтез музыки и отточенных пластичных движений является все
же скорее искусством, чем спортом.
Увидев выступления танцоров,
каждый из нас хоть раз пытался постичь это искусство. Но не все так просто, как
кажется. Регулярные тренировки, отрабатывание четкости выполнения элементов,
работа до десятого пота… Сначала ты полон энтузиазма, ты готов часами
разучивать сложные движения, не отходить от зеркала. Ты приходишь в зал, упорно
делаешь разминку, потом уверенными шагами переходишь к простым движениям,
повторяя за преподавателем шаг - поворот-шаг-поворот. И так час подряд.
После первого же занятия
более половины моих друзей, надеявшихся задорно отплясывать Ча-ча-ча на
выступлениях, оставили эту затею навсегда и теперь занялись другим делом.
Однако заводную Ча-ча-ча в глубине души любят все. Одна моя подруга, например,
вообще убеждена, чтоне умеющего
танцевать молодого человека вообще не стоит обращать внимание, ведь движения
отражают его характер.
Важную роль в достижении
результата играет не только твое стремление, но и мастерство тренера, ведь
необходимо не только самому преподавателю уметь делать правильные движения, но
и донести это до своего ученика, а это уже смекалка, терпение, любовь к своим
ученикам. Чувство юмора тренера незаменимая часть на занятиях. Приведу
несколько примеров, которые заставят улыбнуться не только танцора.
Ты что опять делаешь у
партнера под мышкой?
Кто локти уронил?
Стоять нужно на своих ногах.
Куда пошел на кривых ножках?
Бедро - это часть,
начинающаяся от плеча и заканчивающаяся коленом!
М-да…ребята, танго танцевать
- это вам не бабушкины пирожки трескать!
Не тараньте партнершей другую
пару!
Наверное, чтобы научить
танцевать, все же танец надо любить.
Если молод ты, иль сед,
Видел в жизни много бед,
В танцевальный клуб ты
приходи,
От забот всех отдохни!
Встретим музыкой тебя,
Шаг поставим” от бедра”,
Пару здесь себе найдешь,
От монитора отдохнешь!
Пусть танец льется от души!
Писать стихи ты не спиши!
Сначала танцем овладей,
И мысль свою слегка согрей!
С танцев будешь просыпаться
И собою любоваться!
Свой вес немного уберешь,
Здоровье здесь себе найдешь!
Тебя мы к танцу приглашаем,
Вальс танцевать с тобой
желаем!
К обеду "самба”, джайв - на
ужин!
Пассивный отдых здесь не
нужен!
Есть о чем еще писать,
Но пора и меру знать!
В клуб я ухожу,
И потом все допишу!
Большинство людей танцевать
не умеют, поэтому они так любят посмотреть на профессиональные выступления
талантливых танцоров.
Конкурсы бальных танцев всем
хороши. Это и шоу, и эмоции, и просто приятное развлечение. Отличные наряды, на
которые тратят тысячи условных единиц, меня удивляли не менее, чем дефиле
известных модельеров. А умение танцоров виртуозно совмещать стремительные
движения рук и ног с непринужденными улыбками вряд ли оставят кого-либо
равнодушными.
И пусть говорят, что на Кубок
Кремля попадают самые-самые, я уверен, что настоящие танцы можно увидеть на
обычных конкурсах, которые проходят каждую неделю. На межклубные любительские
турниры попадают те, кто танцем живет и дышит. Эти люди энтузиасты и профессионалы
в одном лице. Они-то и делают бальные танцы настоящим искусством.