Домашнее задание - способ повышения общефизической подготовки учащихся
30.10.2010, 16:33:55
Увеличивающаяся с каждым годом учебная
нагрузка на школьника предъявляет повышенные требования к физическим
возможностям организма ребенка. Поддержание высокой работоспособности, развитие
и активное функционирование всех жизнеобеспечивающих систем организма возможно
только при наличии в режиме дня школьника систематических физических
упражнений.
Формирование у учащихся потребности в систематических, самостоятельных
занятиях физическими упражнениями - главная задача школьного физического
воспитания.
Домашние задания являются одной из наиболее применяемых и эффективных
форм привлечения учащихся к ежедневным систематическим занятиям физической
культурой.
Главное в домашних заданиях - научить школьников заниматься
самостоятельно для укрепления своего здоровья и повышение общефизической
подготовки.
В нашей школе в течение ряда лет проводятся наблюдения за применением
результатов, показываемых учащимися при выполнении домашних заданий. Школьники
сами следят за динамикой роста своих показателей от класса к классу, сравнивая
достигнутые результаты, видят чего они добились. От учителя физкультуры они
получают консультации и рекомендации по любому интересующему их вопросу.
Домашние задания я практикую для IX-XIклассов, которые разработаны в виде комплексов на определенный
период времени, с учетом возрастных и половых особенностей учащихся, и
направлены на достижение и поддержание оптимального уровня развития
двигательных качеств в течение всего периода обучения.
Для успешного выполнения домашних заданий необходимо:
1. Знать учащимся требования учебной программы.
2. Убедить учащихся в практической пользе
домашних заданий как необходимого дополнения к урокам физической культуры.
3. Заинтересовать школьников данными им домашними заданиями.
4. Научить учащихся самоконтролю при их выполнении.
5. Сообщить учащимся сроки проверки домашних заданий.
Корректируя и направляя действия учащихся, я знакомлю их с основными
элементами и правилами организации самостоятельной тренировки двигательных
способностей в домашних заданиях. Объясняю, что в комплексах подобраны
упражнения способствующие развитию координационных, скоростных, силовых,
скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости. Все эти упражнения
должны быть хорошо освоены на уроках в школе, не очень сложны по структуре, с
доступным инвентарем.
Для развития координационных способностей в комплексах запланированы
подвижные и спортивные игры, различные упражнения с мячами, бег по пересеченной
местности с преодолением различных препятствий, метание разных предметов,
прыжки в длину и высоту, разными способами с разными заданиями, прыжки через
скакалку.
Скоростные способности школьников в домашних условиях развиваются с
использованием различных вариантов бега на короткие дистанции, подвижных игр,
плавания, полосы препятствий, спортивных игр, упражнений на быстроту реакции.
Силовые способности в самостоятельных занятиях учащиеся развивают,
используя упражнения с гантелями, гирями, эспандером, с преодолением массы
своего тела, резиновыми жгутами, в парах, важно правильно выбрать величину
отягощения.
Скоростно-силовые способности школьники развивают с помощью различных
прыжков, метаний, многоскоков. Эти упражнения выполняются с максимальными
усилиями. В комплексах нагрузка регулируется количеством повторений,
длительностью работы и отдыха.
Выносливость развивается с увеличением длительности и интенсивности
выполнения упражнений. Наиболее доступные упражнения -длительный бег в
чередовании с ходьбой, спортивные игры, плавание, езда на велосипеде.
Гибкость развивается с помощью упражнений, выполняемых по большей
амплитуде: маховых, пружинистых, наклонов, поворотов туловища.
Особое значение во время выполнения домашних заданий я уделяю на умение
учащимися выполнять приемы самоконтроля. Объясняю, чтобы они своевременно и
правильно контролировали свое состояние, не допускали случаев переутомления и
перетренированности.
Все показатели самоконтроля разделяются на субъективные и объективные. К
субъективным относятся: самочувствие, настроение, сон, аппетит, болевые
ощущения. Самочувствие определяется как хорошее, удовлетворительное и плохое.
Настроение выделяют как бодрое, неопределенное, нормальное, угнетенное. Сон
бывает глубоким, неглубоким, со сновидениями и без них. Аппетит - хорошим,
удовлетворительным, плохим.
К объективным показателям самоконтроля относятся: частота сердечных
сокращений, масса тела, жизненная емкость легких, функциональные пробы,
спортивные результаты.
В начале учебного года я обучаю школьников правильно определять свой
пульс. Замеры пульса - одно из основных требований при самоконтроле. Существует
несколько способов измерения пульса:
1) тремя пальцами на запястье;
2) большим и указательными пальцами на шее;
3) кончиками пальцев на виске.
Так во время легкой физической работы пульс достигает 100-120 ударов в
минуту, во время средней нагрузки 130-150 ударов в минуту. После тренировки
пульс успокаивается через 6-10 минут и достигает 70-80 ударов в минуту.
Для самоконтроля можно использовать пробу с приседаниями, объясняю,
каким образом ее проводят. Измеряется пульс, затем выполняется 20 приседаний в
темпе 1 приседание в секунду, и посмотрите, вернется ли пульс за три минуты к
его величине до начала упражнения. Время восстановления пульса до исходного
уровня к третьей минуте считается хорошим, к 4-5 минуте - удовлетворительным, к
6 минуте и более неудовлетворительным.
Все свои объективные и субъективные ощущения я рекомендую учащимся
записывать в специальный дневник самоконтроля, которые периодически проверяю,
анализирую и даю им конкретные рекомендации на дальнейшие занятия, здесь же
ребята записывают учебные нормативы и их выполнение.
Домашние задания проверяю через 4-6 занятий в зависимости от
продолжительности комплекса. При проверке выявляются не только результаты
самостоятельной работы ученика за выполнение домашних заданий, но и плоды его т
руда на уроках. При подведении результатов самое главное, чтобы был заметен
положительный сдвиг в повышении общефизической подготовки учащихся.
Результаты проверок домашних заданий показывают, что к концу учебного
года уровень двигательной подготовленности учащихся значительно увеличивается.
Это способствует выполнению учебных контрольных нормативов, успешной сдаче
выпускных экзаменов по предмету «Физическая культура» в IX-XIклассах, повышению общеобразовательной подготовки.
Наши домашние задания не требуют много
времени и места для их выполнения, они просты и не нуждаются в специальном
оборудовании, инвентаре. В то же время они приносят хорошие результаты.
Учащиеся привлекаются к ежедневным систематическим занятиям физической
культурой, а для ребят, которые участвуют в районных соревнованиях, это
дополнительная тренировка. Команды легкоатлетов нашей школы за последние три
года трижды становились чемпионами района и столько же призерами.
Выпускники нашей школы успешно сдают вступительные экзамены в Ейский
колледж физического воспитания и Краснодарский университет физической культуры.
Уверен, что немалую роль в этом играют и
наши простейшие домашние задания, которые мы выполняем с IX-XIклассы.