I.
Введение.
Камни,
даже драгоценные, являются средством украшения или строительным материалом. Так
ли это? Да, цвета камней, их оттенки поэты часто использовали для создания
внешнего облика своих героев, подчеркивания их индивидуальных особенностей:
губы - кораллы, зубы - жемчуга и т.д. Но только у Н.С.Гумилева происходит
органическое слияние с поэзией свойств и качеств минералов, их употребления и
даже происхождения.
II.
Путешествия Н.Гумилёва и их отражение в его творчестве.
В
своём поэтическом творчестве Гумилёв постоянно использует темы Древнего Египта,
Эллады, Рима. Сама жизнь его необычна: он совершал трудные, опасные,
сопряженные с риском для жизни путешествия по Африке, храбро воевал, защищал
родину, издавал литературные журналы, слушал лекции в Сорбонне, изучал
живопись. Гумилёв объяснил Брюсову своё тяготение к дальним странам так:
"... Думаю уехать на полгода в Абиссинию, чтобы в новой обстановке найти
новые слова". (Абиссиния -неофициальное название Эфиопии) То есть его
путешествия не есть простая прихоть, а порыв души, жаждущей новых знаний и
впечатлений, нужных для его творчества и его самого. Жизнь Гумилёва
многоцветна, и она ярко нашла отражение в его творчестве, это видно даже в
названии его сборников: "Путь конквистадора", "Романтические
цветы", "Жемчуга", "Фарфоровый павильон", африканская
поэма "Мик" и так далее. Путешествия давали Гумилёву необходимую
информацию, и, скорее всего, именно поэтому в его произведениях 189 упоминаний
26-ти камней.
В своей работе я рассмотрел только одну особенность творчества Н.С. Гумилёва -
использование в поэзии названий, цветов и свойств драгоценных камней. В стихах
Гумилёва драгоценные камни и минералы не только сверкают во всём своем
великолепии, но и таят в себе особый смысл. Большое количество используемых в
своих стихах автором минералов не дань экзотике или оригинальности, не
увлечение лишь формой и цветом камней. С одной стороны, камни выступают в
качестве собственно самоцветов, а с другой -используются поэтом для построения
метафорических рядов, которые часто очень знакомы и традиционны: жемчужные
зубы, хрустальные волосы, гранитные крылья и так далее. Но традиционность эта
лишь на первый взгляд. Использование качеств драгоценных камней в поэзии
Гумилёва гораздо объёмнее и глубже, даже в сравнении с Есениным, у которого
минералы использовались как краски, то есть для более точной передачи
настроения, цвета, например:
Догорит
золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
С.Есенин "Я последний поэт
деревни"
III.
Олицетворение свойств жемчуга в поэзии Гумилёва.
Сделав
подборку стихов, я обнаружил, что на первом месте по частоте употребления стоит
жемчуг, затем мрамор, алмаз, рубин, изумруд, янтарь, хрусталь, коралл, гранит,
бирюза, яшма, аметист.
Итак, жемчуг - один из любимых камней Гумилёва. По его стихам можно изучать
биографию жемчужины. Полюбоваться ею, почувствовать её теплоту и чистоту. В
стихотворении "Красное море" поэт рассказывает не только о месте
сбора раковин - жемчужниц, но и об опасности этого промысла:
С
африканского берега сотни пирог
Отплывают и жемчуга ищут вокруг.
И стараются их отогнать на восток
С аравийского берега сотни фелуг.
"Красное море"
Но
сияние жемчуга помогает поэту ещё описать тончайшие нюансы психологии
человеческих отношений, переживаний, поступков. Не нужны сложнейшие
синтаксические конструкции, если можно сказать так:
И
зачем эти тонкие руки
Жемчугами прорезали тьму.
"Корабль"
И
в этой метафоре всё - тоска, боль расставания, потеря любимого человека.
Сияющие, сверкающие руки среди тьмы в сочетании с глаголами
"прорезали" создают образ, аналога которому нет. Этот отрывок также
показывает ещё одно свойство жемчуга - свет, чистоту помыслов.
Жемчуг нанизывают на шелковую нить для украшений. И эту особенность использует
Гумилёв, сближая глаголы "унизать" и "унизить", используя
их фонетическую близость произношения:
И
на миг забывая покой,
Ты припомнишь закат и снега,
И невинной, прозрачной слезой
Ты унизишь мои жемчуга.
Драгоценные
жемчуга на шее любимой, но их сияние меркнет перед "невинной, прозрачной
слезой" - и эти две строчки вместили судьбы людей, их чувства, их
страдания. Глубину чувств человека поэт доверяет лишь жемчугу, считая, что
редкость и высокая ценность его сравнима с ценностью человеческой жизни,
недаром же за то, чтобы добыть жемчуг, люди отдавали свои жизни, ныряя за ним:
Моя
жемчужина, мой свет,
Позвольте мне вам жизнь отдать.
Поэма "Мик"
И
недаром один из сборников Гумилёва так и назван "Жемчуга", хотя он и был
встречен критически, якобы "Гумилёв смешивает мечту и жизнь ...", но
поэт все веянья внешнего мира воспринимает через "магический
кристалл" внутреннего. "Чувством пути" проникнут сборник. И
"магический кристалл" внутреннего мира человека должен быть так же
чист, как жемчуг. Жизнь должна стремиться к прекрасному, как в тех странах,
"где в солнечных рощах живут великаны и светят в прозрачной воде
жемчуга".
В сборнике очень ощутимы и трагические мотивы - враги, "чудовищное
горе". И поэт, отвлекаясь от скудного настоящего, свободно перемещает свой
взгляд в пространстве и времени, напоминая людям, что жемчужные россыпи души
человеческой тоже становятся видны лишь в прозрачной воде.
IV.
Использование свойств мрамора в стихотворениях как средство художественного
приема для выразительности стиха.
Много
сведений я почерпнул из стихов Гумилёва и о мраморе. Если бы даже я ничего не
знал о нем, то только по стихам Гумилёва, можно познакомиться со всей его
цветовой гаммой, его разновидностями. Он может быть белым:
Цветы
склонились с высоты
На мрамор брошенной плиты.
Дышали нежно, и была
Плита горячая бела.
"На палантине"
Здесь
белизна мрамора тепла, манит к себе и очаровывает даже цветы, но она, белизна,
может говорить и о холоде смерти:
И
увидал над мрачной бездной,
Как мрамор белый, женский труп.
"Песня о певце и короле"
На
первый взгляд, такое сравнение кажется циничным, но это не случайно: мрамор
подчёркивает красоту ещё недавно живой девушки и нелепость смерти, которая не
властна над её красотой. Кажется, что она не умерла, а стала прекрасной
мраморной статуей.
И далее мы узнаём, что мрамор может быть розовым, черным и, наконец, желтым:
В
них золотой песок и мрамор черный,
Глубокие, прозрачные бассейны
"Сады души"
или
Солнце
жжет высокие стены,
Крыши, площади и базары.
О янтарный мрамор Сиены,
И молочно-белый Каррары!
"Пиза"
В
последнем четверостишии указаны также месторождения высококачественного
мрамора. Сиена - город в Центральной Италии, основанный римлянами в I веке до
новой эры. Близ него находятся мраморные карьеры, которые дали материал для
выдающихся памятников архитектуры готического стиля: соборов, церквей, дворцов.
В той же области Тоскана почти на берегу Лигурийского моря расположен и город
Каррара. Здешний белый мрамор известен с незапамятных времён. В настоящее время
половина местных рабочих занята ломкой и обработкой мрамора, большая часть
которого идёт на экспорт.
Что ещё можно узнать о мраморе из стихов Гумилёва? Например, то, что минерал
способен образовывать крупные монолиты, из которых вытачивают надгробия и
колонны: "Столпами из мрамора в пылающем небе укрепились мои сады" ("Семирамида"). Или что
твёрдость мрамора значительно ниже твёрдости стали, о чем указывается в
стихотворении "Сон Адама" не только словами, но и изобразительной
звукописью: "Он любит и скрежет стального резца, дробящего глыбистый
мрамор для статуй". Или, наконец, то, что блеск полированного мрамора
сравним с блеском жемчуга: "Там вечером и страшно, и красиво в тумане
светит мрамор плит" ("Памяти
Анненского").
V.
Свойства алмаза, рубина и золота.
Алмаз,
царь самоцветов, стоит у Гумилёва на третьем месте. Он постоянно использует его
для построения метафорических рядов. Алмаз -это знак твёрдости и жесткой власти
человека:
Однажды
сидел я в порфире златой,
Горел мой алмазный венец -
И в дверь постучался певец молодой,
Бездомный, бродячий певец.
"Песня о певце и короле"
В
поэме "Дева солнца" поэт силу и власть человека снова подчёркивает
драгоценными камнями:
Вокруг
него сверкало злато,
Алмазы, пурпур и багрец...
"Дева солнца"
Но
им он противопоставляет любовь девы, перед которой тускнеет блеск камней. И
гордый царь не может купить любовь даже за свои несметные богатства, оставаясь
"безмолвно-бледен и один". Холодный блеск сокровищ - солнечная
теплота любви - на этой антитезе построена поэма, а вывод напрашивается сам:
богатство и власть не несут счастья человеку.
В стихотворении "Царица" с помощью лаконичной метафоры создан образ,
который сродни есенинскому шедевру - "стране берёзового ситца":
И
я следил в тени колонны
Черты алмазного лица...
"Царица"
Сияющая
красота, величие и недоступность показаны одной лишь строкой. Прочен и твёрд
алмаз и непреклонна царица - вот такая аналогия с камнем позволяет кратко и
четко обрисовать характер героини. Она с холодным сердцем и лицо её как маска.
Ей безразлично всё, недаром в конце стихотворения говорится:
И
ты лениво улыбнулась
Стальной секире палача.
"Царица"
И
далее в стихах Гумилёва ещё много раз используется свойства алмаза:
"Алмазные небеса", "печатями алмазными", "алмазным
панцирем звеня", "алмазный щит". В одних стихотворениях алмаз
играет декоративную роль, сверкая, переливаясь радужными огнями, а в других -
сравнения с бриллиантами (обработанными алмазами) помогают достичь звучания
слов, наивысшей точности звука (его совершенства):
Звуки
мчались и кричали,
Как виденья, как гиганты.
И метались в гулкой зале,
И роняли бриллианты.
"Маэстро"
Значит,
алмаз не только самый твёрдый камень, но и очень холодный, он холодит сердце и,
только наполненный теплотой сердца (подаренный от чистого сердца, с любовью),
он может повлиять на судьбу человека.
Рубин символизирует безумную любовь, грех, запретное знание:
На
русалке горит ожерелье,
И рубины греховно-красны,
"Русалка"
Я
люблю её взгляд зоревой
И горящие негой рубины...
"Русалка"
Пять
могучих коней мне дарил Люцифер
И одно золотое с рубином кольцо,
***
И
я понял восторг созидаемых дней,
Расцветающий гимн мирового жреца,
"Сказка о королях"
Значение
золота у Гумилёва очень интересно. Оно может застилать глаза человеку,
ослеплять его (см. выше), может символизировать зло.
Я
поднял меч к великим воинам,
Я плавал в злате и крови.
"Дева солнце"
Золото
может, символизируя что-то великое, портить его:
Им
помогает чёрный камень,
Нам - золотой нательный крест.
"Африканская ночь"
Насильно,
с помощью оружия, принуждать людей принять другую веру - это очень плохое
средство для великой цели! В общем, золото - предмет зависти, источник гордыни,
застилающей глаза!
VI.
Заключение.
Теперь
ясно видно, что в творчестве Гумилёва ярко выражены свойства камней не только
как простых минералов, но и как чего-то одушевлённого, со своими
характеристиками и особенностями. По металлам и драгоценным камням можно
определить направление стихотворения, его скрытый смысл, тему и возможный
исход, например:
РЫЦАРЬ
С ЦЕПЬЮ
Слышу
гул и завыванье призывающих рогов,
И я снова конквистадор, покоритель городов.
Словно раб, я закован, жил, униженный, в плену,
И забыл, неблагодарный, про могучую весну.
А она пришла, ступая над рубинами цветов,
И, ревнивая, разбила сталь мучительных оков.
Я опять иду по скалам, пью студеные струи;
Под дыханьем океана раны зажили мои.
Но, вступая, обновленный, в неизвестную страну,
Ничего я не забуду, ничего не прокляну.
И, чтоб помнить каждый подвиг, - и возвышенность, и степь, -
Я к серебряному шлему прикую стальную цепь.
"Конквистадор"
Гумилёва завоёвывает не страны, а сердца, любовь. Весна его любви ступает
"над рубинами цветов", где рубиновый цвет, символизирует великую,
страстную, беспредельную любовь, которая ломает все преграды. Сильный
конквистадор как раб закован в цепи памяти (воспоминаний), его держат будничная
суета и мелкие заботы. Но никакие стальные цепи (оковы воспоминаний) не устоят
перед Весной, Любовью. И вот освобожденный лирический герой вступает,
"обновлённый", в свободную страну. Конквистадор готов совершать
подвиги во имя Любви, и это подтверждает серебряный шлем, непредназначенный для
жестоких расправ и кровавых убийств, ведь серебро служит Чести и символизирует
её. Но на шлеме осталась стальная цепочка, цепочка памяти, напоминающая о
"плене" и подвигах, то есть о том, что человек без памяти - мошка,
ведь он не знает, ни откуда пришел, ни куда идёт, ни зачем творит! Зная же своё
прошлое и помня о своих страданиях (зле, которое ему причинили) конквистадор
никогда не причинит зла другим и всегда готов на подвиг и на защиту слабых.
Гумилёв в этом стихотворении показал, что жить воспоминаньями нельзя, впрочем,
как и без них и только тот, кто стремится в будущее, помня о прошлом, может
считать себя человеком, тем более, если он творит добро. Пример, который привёл
автор в этом стихотворении, как бы самый лучший вариант, в этом то и есть
главная особенность творчества Гумилёва - он давал пример, пусть и фантастичный,
но правильный, честь по чести.
Таким образом, моя работа даёт представление о роли камней в творчестве
Гумилёва, предоставляет возможность угадать истинный смысл его стихотворений и
может являться дополнительным пособием при изучении художественных особенностей
творчества Гумилёва в школе.
|