Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 14:27:41
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ЛИТЕРАТУРА [306]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [89]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [128]
ХИМИЯ [109]
ФИЗИКА [137]
БИОЛОГИЯ [119]
АСТРОНОМИЯ [53]
ИСТОРИЯ [377]
ГЕОГРАФИЯ [121]
ЭКОНОМИКА [131]
МАТЕМАТИКА [75]
ИНФОРМАТИКА [7]
АРХИТЕКТУРА [57]
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО [45]
МУЗЫКА [76]
ЛОГИКА [0]
ПЕДАГОГИКА [56]
АВИАЦИЯ [14]
КУЛЬТУРА [144]
ГЕОЛОГИЯ [22]
МЕДИЦИНА [99]
РЕЛИГИЯ [52]
ФИЛОСОФИЯ [140]
ЭКОЛОГИЯ [45]
ПСИХОЛОГИЯ [84]
ЭТИКА [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [89]
ВОЕННОЕ ДЕЛО [72]

Драгоценные россыпи поэзии Н.С. Гумилева
18.03.2011, 10:14:15

I. Введение.

Камни, даже драгоценные, являются средством украшения или строительным материалом. Так ли это? Да, цвета камней, их оттенки поэты часто использовали для создания внешнего облика своих героев, подчеркивания их индивидуальных особенностей: губы - кораллы, зубы - жемчуга и т.д. Но только у Н.С.Гумилева происходит органическое слияние с поэзией свойств и качеств минералов, их употребления и даже происхождения.

II. Путешествия Н.Гумилёва и их отражение в его творчестве.

В своём поэтическом творчестве Гумилёв постоянно использует темы Древнего Египта, Эллады, Рима. Сама жизнь его необычна: он совершал трудные, опасные, сопряженные с риском для жизни путешествия по Африке, храбро воевал, защищал родину, издавал литературные журналы, слушал лекции в Сорбонне, изучал живопись. Гумилёв объяснил Брюсову своё тяготение к дальним странам так: "... Думаю уехать на полгода в Абиссинию, чтобы в новой обстановке найти новые слова". (Абиссиния -неофициальное название Эфиопии) То есть его путешествия не есть простая прихоть, а порыв души, жаждущей новых знаний и впечатлений, нужных для его творчества и его самого. Жизнь Гумилёва многоцветна, и она ярко нашла отражение в его творчестве, это видно даже в названии его сборников: "Путь конквистадора", "Романтические цветы", "Жемчуга", "Фарфоровый павильон", африканская поэма "Мик" и так далее. Путешествия давали Гумилёву необходимую информацию, и, скорее всего, именно поэтому в его произведениях 189 упоминаний 26-ти камней.
В своей работе я рассмотрел только одну особенность творчества Н.С. Гумилёва - использование в поэзии названий, цветов и свойств драгоценных камней. В стихах Гумилёва драгоценные камни и минералы не только сверкают во всём своем великолепии, но и таят в себе особый смысл. Большое количество используемых в своих стихах автором минералов не дань экзотике или оригинальности, не увлечение лишь формой и цветом камней. С одной стороны, камни выступают в качестве собственно самоцветов, а с другой -используются поэтом для построения метафорических рядов, которые часто очень знакомы и традиционны: жемчужные зубы, хрустальные волосы, гранитные крылья и так далее. Но традиционность эта лишь на первый взгляд. Использование качеств драгоценных камней в поэзии Гумилёва гораздо объёмнее и глубже, даже в сравнении с Есениным, у которого минералы использовались как краски, то есть для более точной передачи настроения, цвета, например:

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

С.Есенин "Я последний поэт деревни"

III. Олицетворение свойств жемчуга в поэзии Гумилёва.

Сделав подборку стихов, я обнаружил, что на первом месте по частоте употребления стоит жемчуг, затем мрамор, алмаз, рубин, изумруд, янтарь, хрусталь, коралл, гранит, бирюза, яшма, аметист.
Итак, жемчуг - один из любимых камней Гумилёва. По его стихам можно изучать биографию жемчужины. Полюбоваться ею, почувствовать её теплоту и чистоту. В стихотворении "Красное море" поэт рассказывает не только о месте сбора раковин - жемчужниц, но и об опасности этого промысла:

С африканского берега сотни пирог
Отплывают и жемчуга ищут вокруг.
И стараются их отогнать на восток
С аравийского берега сотни фелуг.

"Красное море"

Но сияние жемчуга помогает поэту ещё описать тончайшие нюансы психологии человеческих отношений, переживаний, поступков. Не нужны сложнейшие синтаксические конструкции, если можно сказать так:

И зачем эти тонкие руки
Жемчугами прорезали тьму.

"Корабль"

И в этой метафоре всё - тоска, боль расставания, потеря любимого человека. Сияющие, сверкающие руки среди тьмы в сочетании с глаголами "прорезали" создают образ, аналога которому нет. Этот отрывок также показывает ещё одно свойство жемчуга - свет, чистоту помыслов.
Жемчуг нанизывают на шелковую нить для украшений. И эту особенность использует Гумилёв, сближая глаголы "унизать" и "унизить", используя их фонетическую близость произношения:

И на миг забывая покой,
Ты припомнишь закат и снега,
И невинной, прозрачной слезой
Ты унизишь мои жемчуга.

Драгоценные жемчуга на шее любимой, но их сияние меркнет перед "невинной, прозрачной слезой" - и эти две строчки вместили судьбы людей, их чувства, их страдания. Глубину чувств человека поэт доверяет лишь жемчугу, считая, что редкость и высокая ценность его сравнима с ценностью человеческой жизни, недаром же за то, чтобы добыть жемчуг, люди отдавали свои жизни, ныряя за ним:

Моя жемчужина, мой свет,
Позвольте мне вам жизнь отдать.

Поэма "Мик"

И недаром один из сборников Гумилёва так и назван "Жемчуга", хотя он и был встречен критически, якобы "Гумилёв смешивает мечту и жизнь ...", но поэт все веянья внешнего мира воспринимает через "магический кристалл" внутреннего. "Чувством пути" проникнут сборник. И "магический кристалл" внутреннего мира человека должен быть так же чист, как жемчуг. Жизнь должна стремиться к прекрасному, как в тех странах, "где в солнечных рощах живут великаны и светят в прозрачной воде жемчуга".
В сборнике очень ощутимы и трагические мотивы - враги, "чудовищное горе". И поэт, отвлекаясь от скудного настоящего, свободно перемещает свой взгляд в пространстве и времени, напоминая людям, что жемчужные россыпи души человеческой тоже становятся видны лишь в прозрачной воде.

IV. Использование свойств мрамора в стихотворениях как средство художественного приема для выразительности стиха.

Много сведений я почерпнул из стихов Гумилёва и о мраморе. Если бы даже я ничего не знал о нем, то только по стихам Гумилёва, можно познакомиться со всей его цветовой гаммой, его разновидностями. Он может быть белым:

Цветы склонились с высоты
На мрамор брошенной плиты.
Дышали нежно, и была
Плита горячая бела.

"На палантине"

Здесь белизна мрамора тепла, манит к себе и очаровывает даже цветы, но она, белизна, может говорить и о холоде смерти:

И увидал над мрачной бездной,
Как мрамор белый, женский труп.

"Песня о певце и короле"

На первый взгляд, такое сравнение кажется циничным, но это не случайно: мрамор подчёркивает красоту ещё недавно живой девушки и нелепость смерти, которая не властна над её красотой. Кажется, что она не умерла, а стала прекрасной мраморной статуей.
И далее мы узнаём, что мрамор может быть розовым, черным и, наконец, желтым:

В них золотой песок и мрамор черный,
Глубокие, прозрачные бассейны

"Сады души"

или

Солнце жжет высокие стены,
Крыши, площади и базары.
О янтарный мрамор Сиены,
И молочно-белый Каррары!

"Пиза"

В последнем четверостишии указаны также месторождения высококачественного мрамора. Сиена - город в Центральной Италии, основанный римлянами в I веке до новой эры. Близ него находятся мраморные карьеры, которые дали материал для выдающихся памятников архитектуры готического стиля: соборов, церквей, дворцов. В той же области Тоскана почти на берегу Лигурийского моря расположен и город Каррара. Здешний белый мрамор известен с незапамятных времён. В настоящее время половина местных рабочих занята ломкой и обработкой мрамора, большая часть которого идёт на экспорт.
Что ещё можно узнать о мраморе из стихов Гумилёва? Например, то, что минерал способен образовывать крупные монолиты, из которых вытачивают надгробия и колонны: "Столпами из мрамора в пылающем небе укрепились мои сады" ("Семирамида"). Или что твёрдость мрамора значительно ниже твёрдости стали, о чем указывается в стихотворении "Сон Адама" не только словами, но и изобразительной звукописью: "Он любит и скрежет стального резца, дробящего глыбистый мрамор для статуй". Или, наконец, то, что блеск полированного мрамора сравним с блеском жемчуга: "Там вечером и страшно, и красиво в тумане светит мрамор плит" ("Памяти Анненского").

V. Свойства алмаза, рубина и золота.

Алмаз, царь самоцветов, стоит у Гумилёва на третьем месте. Он постоянно использует его для построения метафорических рядов. Алмаз -это знак твёрдости и жесткой власти человека:

Однажды сидел я в порфире златой,
Горел мой алмазный венец -
И в дверь постучался певец молодой,
Бездомный, бродячий певец.

"Песня о певце и короле"

В поэме "Дева солнца" поэт силу и власть человека снова подчёркивает драгоценными камнями:

Вокруг него сверкало злато,
Алмазы, пурпур и багрец...

"Дева солнца"

Но им он противопоставляет любовь девы, перед которой тускнеет блеск камней. И гордый царь не может купить любовь даже за свои несметные богатства, оставаясь "безмолвно-бледен и один". Холодный блеск сокровищ - солнечная теплота любви - на этой антитезе построена поэма, а вывод напрашивается сам: богатство и власть не несут счастья человеку.
В стихотворении "Царица" с помощью лаконичной метафоры создан образ, который сродни есенинскому шедевру - "стране берёзового ситца":

И я следил в тени колонны
Черты алмазного лица...

"Царица"

Сияющая красота, величие и недоступность показаны одной лишь строкой. Прочен и твёрд алмаз и непреклонна царица - вот такая аналогия с камнем позволяет кратко и четко обрисовать характер героини. Она с холодным сердцем и лицо её как маска. Ей безразлично всё, недаром в конце стихотворения говорится:

И ты лениво улыбнулась
Стальной секире палача.

"Царица"

И далее в стихах Гумилёва ещё много раз используется свойства алмаза: "Алмазные небеса", "печатями алмазными", "алмазным панцирем звеня", "алмазный щит". В одних стихотворениях алмаз играет декоративную роль, сверкая, переливаясь радужными огнями, а в других - сравнения с бриллиантами (обработанными алмазами) помогают достичь звучания слов, наивысшей точности звука (его совершенства):

Звуки мчались и кричали,
Как виденья, как гиганты.
И метались в гулкой зале,
И роняли бриллианты.

"Маэстро"

Значит, алмаз не только самый твёрдый камень, но и очень холодный, он холодит сердце и, только наполненный теплотой сердца (подаренный от чистого сердца, с любовью), он может повлиять на судьбу человека.
Рубин символизирует безумную любовь, грех, запретное знание:

На русалке горит ожерелье,
И рубины греховно-красны,

"Русалка"

Я люблю её взгляд зоревой
И горящие негой рубины...

"Русалка"

Пять могучих коней мне дарил Люцифер
И одно золотое с рубином кольцо,

***

И я понял восторг созидаемых дней,
Расцветающий гимн мирового жреца,

"Сказка о королях"

Значение золота у Гумилёва очень интересно. Оно может застилать глаза человеку, ослеплять его (см. выше), может символизировать зло.

Я поднял меч к великим воинам,
Я плавал в злате и крови.

"Дева солнце"

Золото может, символизируя что-то великое, портить его:

Им помогает чёрный камень,
Нам - золотой нательный крест.

"Африканская ночь"

Насильно, с помощью оружия, принуждать людей принять другую веру - это очень плохое средство для великой цели! В общем, золото - предмет зависти, источник гордыни, застилающей глаза!

VI. Заключение.

Теперь ясно видно, что в творчестве Гумилёва ярко выражены свойства камней не только как простых минералов, но и как чего-то одушевлённого, со своими характеристиками и особенностями. По металлам и драгоценным камням можно определить направление стихотворения, его скрытый смысл, тему и возможный исход, например:

РЫЦАРЬ С ЦЕПЬЮ

Слышу гул и завыванье призывающих рогов,
И я снова конквистадор, покоритель городов.
Словно раб, я закован, жил, униженный, в плену,
И забыл, неблагодарный, про могучую весну.
А она пришла, ступая над рубинами цветов,
И, ревнивая, разбила сталь мучительных оков.
Я опять иду по скалам, пью студеные струи;
Под дыханьем океана раны зажили мои.
Но, вступая, обновленный, в неизвестную страну,
Ничего я не забуду, ничего не прокляну.
И, чтоб помнить каждый подвиг, - и возвышенность, и степь, -
Я к серебряному шлему прикую стальную цепь.

"Конквистадор" Гумилёва завоёвывает не страны, а сердца, любовь. Весна его любви ступает "над рубинами цветов", где рубиновый цвет, символизирует великую, страстную, беспредельную любовь, которая ломает все преграды. Сильный конквистадор как раб закован в цепи памяти (воспоминаний), его держат будничная суета и мелкие заботы. Но никакие стальные цепи (оковы воспоминаний) не устоят перед Весной, Любовью. И вот освобожденный лирический герой вступает, "обновлённый", в свободную страну. Конквистадор готов совершать подвиги во имя Любви, и это подтверждает серебряный шлем, непредназначенный для жестоких расправ и кровавых убийств, ведь серебро служит Чести и символизирует её. Но на шлеме осталась стальная цепочка, цепочка памяти, напоминающая о "плене" и подвигах, то есть о том, что человек без памяти - мошка, ведь он не знает, ни откуда пришел, ни куда идёт, ни зачем творит! Зная же своё прошлое и помня о своих страданиях (зле, которое ему причинили) конквистадор никогда не причинит зла другим и всегда готов на подвиг и на защиту слабых. Гумилёв в этом стихотворении показал, что жить воспоминаньями нельзя, впрочем, как и без них и только тот, кто стремится в будущее, помня о прошлом, может считать себя человеком, тем более, если он творит добро. Пример, который привёл автор в этом стихотворении, как бы самый лучший вариант, в этом то и есть главная особенность творчества Гумилёва - он давал пример, пусть и фантастичный, но правильный, честь по чести.
Таким образом, моя работа даёт представление о роли камней в творчестве Гумилёва, предоставляет возможность угадать истинный смысл его стихотворений и может являться дополнительным пособием при изучении художественных особенностей творчества Гумилёва в школе.

 

Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: реферат по русской литературе, повесть, скачать бесплатно, Роман, идея, лучшие рефераты, писатель, содержание, банк рефератов
Просмотров: 1317 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0