Гайдна
справедливо считают отцом симфонии и квартета, великим основателем
классической
инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра.
Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, в
небольшом
местечке Рорау, расположенном на левом берегу реки Лейты, между
городками Брук
и Хайнбург, вблизи венгерской границы. Предки Гайдна были потомственными
австро-немецкими ремесленниками-крестьянами. Отец композитора, Матиас,
занимался
каретным делом. Мать - урожденная Анна Мария Коллер - служила кухаркой.
Музыкальность отца, его любовь к музыке унаследовали дети. Маленький
Йозеф уже
в пять лет обратил на себя внимание музыкантов. Он обладал прекрасным
слухом,
памятью, чувством ритма. Его звонкий серебристый голос приводил всех в
восхищение.
Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям мальчик попал
сначала в
церковный хор небольшого городка Гайнбурга, а затем в хоровую капеллу
при
кафедральном (главном) соборе Св. Стефана в Вене. Это было
знаменательным
событием в жизни Гайдна. Ведь иной возможности получить музыкальное
образование
он не имел.
Недалеко от Вены, в небольшом венгерском городке Эйзенштадте, а в летнее
время
в загородном дворце "Эстергаз", провел Гайдн тридцать лет в должности
капельмейстера (дирижёра). Одна за другой появлялись оперы, а также
симфонии,
среди которых "Медведь", "Детская", "Школьный
учитель".
Руководя капеллой, композитор мог прослушивать в живом исполнении
создаваемые
им произведения. Это давало возможность исправлять всё то, что
недостаточно
хорошо звучало, и запоминать - что получалось особенно удачным. Всего
Гайдн
создал 104 симфонии!
В симфониях Гайдн не ставил перед собой задачи индивидуализировать
сюжет.
Программность композитора чаще всего основана на отдельных ассоциациях и
изобразительных "зарисовках". Даже там, где она более цельна и
последовательна - чисто эмоционально, как в "Прощальной симфонии"
(1772 год), или жанрово, как в "Военной симфонии" (1794 год), -
отчетливые сюжетные основы у неё все же отсутствуют.
Громадная ценность симфонических концепций Гайдна, при всей их
сравнительной
простоте и непритязательности - в очень органичном отражении и
претворении
единства духовного и физического мира человека.
Это мнение выражено, и очень поэтично, Э.Т.А. Гофманом:
"В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души; его
симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу
счастливых людей, перед нами проносятся в хоровых плясках юноши и
девушки;
смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо
перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной
юности,
как до грехопадения; ни страданий, ни скорби - одно только
сладостно-элегическое стремление к любимому образу, который носится
вдали, в
розовом мерцании вечера, не приближаясь и не исчезая, и пока он
находится там,
ночь не наступает, ибо он сам - вечерняя заря, горящая над горою и над
рощею".
Сюжет "Сотворения мира" чрезвычайно прост и наивен. Две первые части
оратории повествуют о возникновении мира по воле Бога. Третья и
последняя часть
- о райской жизни Адама и Евы до грехопадения.
Характерен ряд суждений современников и ближайших потомков о "Сотворении
мира" Гайдна. Эта оратория имела при жизни композитора огромный успех и
очень приумножила его славу. Тем не менее, прозвучали и критические
голоса.
Естественно, наглядная образность музыки Гайдна шокировала философов и
эстетиков, настроенных на "возвышенный" лад. Серов восторженно
написал по поводу "Сотворения мира":
"Что за гигантское создание - эта оратория! Там есть, между прочим, одна
ария, изображающая сотворение птиц, - это решительно высшее торжество
звукоподражательной музыки, и притом "какая энергия, какая простота,
какая
простодушная грация!" - это решительно выше всякого сравнения". Ораторию
"Времена года" следует признать ещё более значительным произведением
Гайдна, чем "Сотворение мира". Текст оратории "Времена
года", как и текст "Сотворения мира", был написан ван Свитеном.
Вторая из больших ораторий Гайдна более многообразна и глубоко человечна
не
только по содержанию, но и по форме. Это целая философема, энциклопедия
картин
природы и патриархальной крестьянской морали Гайдна, славящей труд,
любовь к
природе, прелести деревенской жизни и чистоту наивных душ. К тому же
сюжет
позволил Гайдну создать очень стройную и законченную, гармоничную
музыкальную
концепцию целого.
Сочинение громадной партитуры "Времён года" далось дряхлеющему Гайдну
нелегко, стоило ему многих волнений и бессонных ночей. Под конец его
мучили
головные боли и неотвязность музыкальных представлений.
"Лондонские симфонии" и оратории были вершиной творчества Гайдна. После
ораторий он уже почти ничего не написал. Слишком напряженно прошла
жизнь. Силы
его иссякли. Последние годы композитор провел на окраине Вены, в
маленьком
домике. Тихое и уединенное жилище посещали почитатели таланта
композитора.
Беседы касались прошлого. Особенно любил вспоминать Гайдн свою молодость
-
тяжёлую, трудовую, но полную смелых, настойчивых поисков.
Умер Гайдн в 1809 году и похоронен был в Вене. Впоследствии его останки
перенесли в Эйзенштадт, где он провёл так много лет своей жизни
|