Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 21:36:30
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ЛИТЕРАТУРА [306]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [89]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [128]
ХИМИЯ [109]
ФИЗИКА [137]
БИОЛОГИЯ [119]
АСТРОНОМИЯ [53]
ИСТОРИЯ [377]
ГЕОГРАФИЯ [121]
ЭКОНОМИКА [131]
МАТЕМАТИКА [75]
ИНФОРМАТИКА [7]
АРХИТЕКТУРА [57]
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО [45]
МУЗЫКА [76]
ЛОГИКА [0]
ПЕДАГОГИКА [56]
АВИАЦИЯ [14]
КУЛЬТУРА [144]
ГЕОЛОГИЯ [22]
МЕДИЦИНА [99]
РЕЛИГИЯ [52]
ФИЛОСОФИЯ [140]
ЭКОЛОГИЯ [45]
ПСИХОЛОГИЯ [84]
ЭТИКА [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [89]
ВОЕННОЕ ДЕЛО [72]

Исследовательская работа по творчеству К.Д. Воробьева "Детскость как свойство характера и мировидения писателя"
05.06.2012, 20:10:03

Актуальность данного исследования определяется необходимостью более объективного и целостного подхода к осмыслению творчества К.Воробьёва, вызванного изменившимися социально-политическими условиями в России. Имеющаяся литература несколько однобоко отражает творческую концепцию писателя, недостаточно глубоко проникая в художественный мир писателя.

Цель предлагаемой исследовательской работы в попытке рассмотреть тему детства в художественной прозе К.Д. Воробьёва через определение понятия "детскость", в качестве основы формирования принципов социально-этического моделирования личности; через отношение к детям раскрыть образ души - мировидения - писателя.

Исходя из названных целей, формулируются следующие задачи исследования:

  • рассмотреть произведения о детстве и о детях в системе нравственно-этических и эстетических представлений К.Д. Воробьёва;
  • раскрыть истоки детскости в мировидении писателя;
  • проанализировать, как раскрывается образ автора, свойства характеров героев и писателя в процессе взаимодействия взрослых и детей на страницах произведений К. Воробьёва;
  • определить многообразие тем, мотивов, образов в художественном мире писателя, проявляющихся в произведениях о детях;
  • доказать, что детство, в понимании К.Д.Воробьёва, - источник духовно-нравственного становления литературных героев писателя и личности человека.

Методологическими основами исследования являются принципы сравнительно-исторического и текстологического анализа. В работе мы опираемся на произведения отечественной классики, критические статьи современных авторов о жизни и творчестве К. Воробьёва: Ю. Томашевского, Л.Гинзбурга, Сурганова В.С., Носова Е.И., Кедровского А.Е. и других.

ДЕТСКОСТЬ КАК СВОЙСТВО ХАРАКТЕРА И МИРОВИДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ

В последние десятилетия XX века имя К. Д. Воробьёва стало всё чаще появляться на страницах критических сборников и журналов. Вышел в свет пятитомник произведений К.Д.Воробьёва.

Современные литературоведы видят в нём яркого и своеобразного художника, который прочно занял место именно в "обойме военных писателей". Но, ассоциируя имя К. Воробьёва прежде всего с литературой о войне, литературная критика тем самым как бы вполне оправданно, заранее сужает границы своих исследований. С этим трудно согласиться, так как К. Воробьёв принадлежит к числу таких писателей, чьи произведения основаны на беспощадной и бескомпромиссной памяти, проверенной не только собственной жизнью, собственными страданиями, но и временем. В них отразились и неизбывная боль сиротства, выпавшего на годы гражданской войны и коллективизации, и связанные со стержневыми историческими событиями такие всеобъемлющие понятия, как "детство" и "любовь" (любовь к Родине, любовь к родной природе, любовь к отчему дому, любовь к матери, любовь к женщине). Эта память генерирует мощное нравственное пространство.

Следуя традициям великого Л. Толстого, К. Воробьёв считает, что война действительно является продолжением мира и на неё люди шли со взглядами, убеждениями и опытом мирного времени. Генезис такого опыта главным образом восходит к предвоенному детству. Отсюда устойчивый, вполне оправданный и прослеживаемый в художественной концепции интерес писателя к истокам характера, высокому человеческому началу.

Очевидность взаимосвязей, событий военного и довоенного времени, истоками которых была и личная судьба К. Воробьёва, позволяет в качестве самостоятельной темы в его творчестве выделить и тему детей и детства, которая крайне важна для понимания идейного замысла и приёмов художественного решения отдельных воробьёвских произведений. Она становится основой формирования принципов социально-этического моделирования личности" (Л. Гинзбург), под знаком которой существует всё его творчество.

Критики, исследуя творчество Воробьёва, отмечают многогранность трактовки данной темы. В художественном мире писателя тема детства складывается из многообразия тем, мотивов, образов, проявляющихся почти в каждом его произведении. Как способ мировосприятия, детство проявляется в рассказах "Первое письмо", "У кого поселяются аисты", "Настя", "Трое в челне", "Костяника"; как истоки нравственности и патриотизма - в повестях и рассказах "Убиты под Москвой", "Крик", "Чёртов палец", "Ермак"; психологически достоверно выписаны детские типы в повестях "Сказание о моём ровеснике", "Друг мой Момич", "Синель", как образ-символ - в рассказах "Подснежник", "Хи Вон", как душа и совесть "взрослых" героев писателя - в повестях "Генка, брат мой", "Вот пришёл великан", "Почём в Ракитном радости".

В них писатель обращается не просто к изображению детских характеров, детской психологии, но и показывает, как активно ребёнок влияет на поведение взрослого человека и пробуждает в нём совершенно особое мировидение, восходящее к детству, близости к природе, постоянной потребности родства с миром, людьми. Своеобразие этого мировидения можно определить понятием "детскость", как синоним душевной чистоты, искренности, непосредственности мировосприятия. Образ души - мировидения - писателя раскрывается через его отношение к детям.

Так в рассказе " Настя" определился психологический аспект темы детства. Сюжет прост, автор знакомится с пятилетней девочкой Настей. Он не просто описывает её, а высвечивает целый внутренний мир. Основное средство создания характера ребенка в прозе К. Д. Воробьева- портрет. " Маленькие черные глаза, будто созревшие зерна смородины", "лицо:круглое и смуглое, как ржаная коврижка; нос удивительно крохотный, с прозрачными крыльями", "прямые тонкие, как свечки, ноги". Автор подчеркивает в Насте искренность, непосредственность ("Она не осиливала восторга, не справлялась с неистовой и трепетной радостью, настигавшей её сердце). Когда рассказчик и Настя видят бессмысленную жестокость браконьера, у Насти "странно косили глаза, и вся она превращалась в пронзительный безгласный крик". В рассказе появляется образ белой лошади с жеребенком. И это не случайно, белый цвет - это цвет чистоты, обновления. Глядя на девочку, писателю кажется, что он весь наполняется ощущениями счастья и радости. И когда Настя наблюдала за животным, "начинала смеяться тем счастливым и бездумно-ликующим смехом детей, от которого взрослым всегда бывает очень хорошо и почему-то немножко грустно". Вот, наверное, здесь и начинаются истоки детскости в мироощущении писателя. Совместное восприятие окружающего мира ребенком и взрослым приобретает для писателя какой-то сокровенный смысл, умение понимать детей, быть похожими на них .

Рассказ "Первое письмо" знакомит нас с Василием Трофимычем, "коренастым мальчуганом в длинном, не своём, видать, пиджаке", крепким и сильным, на щеках которого "лежал здоровый деревенский румянец", имевшем "оттопыренные лопушки ушей". Не случайно зародилась крепкая дружба у столь разных по возрасту и социальному положению людей. Их роднит нетерпимость ко всякой несправедливости, вместе с тем ранимость и восприятие беды ближнего, как своей собственной. Сойдясь поначалу на своём интересе к грибной охоте, они к концу рассказа всё больше и крепче привязываются друг к другу. "Дело дошло до того, что без него мне не думалось, не писалось, не жилось", - говорит автор. Этот по-детски открытый взгляд на мир вместе с детьми и глазами детей является характерным для многих рассказов Константина Воробьёва .

Детскость как свойство характера и мировидения писателя раскрывается и во взаимоотношениях с окружающими в рассказе " Ермак". В образной системе рассказа варьируется мотив сложности человеческой судьбы. Автор использует прием изображения персонажа через восприятие героя-повествователя Петра Выходова, вспоминающего свое детство. Отметим умение писателя сохранить в деталях психологическую и художественную достоверность образа: детские впечатления и переживания рассказчика не заслоняются и не "исправляются" его взрослым опытом. Все происходящее с мальчиком открывает новые для него истины. "Растрогался я - близок и дорог был мне этот человек, большой и нужной ношей лежала в моем сердце мужская бессловесная любовь к нему...", показывает его взросление, но через призму детских впечатлений.

Тема единения, тема родства человеческих душ - взрослой и детской - прослеживается в рассказе "Сказание о моём ровеснике". Психологически достоверно выписан образ Алексея Ястребова. Он с самого рождения в пулеметной тачанке оказывается причастным к сложным событиям времени, к радостям и трагедиям взрослых. Судьба маленького Алексея начинается с уничтожения кровных, родственных связей. Матвей Егорович, прожив в эти мгновения все свое прошлое, постигает смысл самого главного в жизни.

И начинается процесс с обретения ими друг друга, каждый из них осознанно, как Матвей Егорович или пока нет, как Алешка, чувствуют свою нужность для другого. С приходом в жизнь Матвея Егоровича ребенка происходит обновление и очищение его души. Он по-детски удивляется и восторгается всему" И чего только нетути на белом свете! И хорошего и плохого, А все же хорошего куда-а больше, ежели нутром видеть его...." (К. Воробьев)

Вот и К. Д. Воробьев главным содержанием всякой человеческой жизни считает способность "нутром видеть" хорошее. Такая способность, по его мнению, закладывается в детстве. И в этом смысле детство является ориентиром человечества.

Исследователи творчества Воробьёва подчёркивают, что " поставив в основу поэтического постижения мира детство, автор создал поэтику наибольшей выразительности, той образной емкости, которая гармонирует с чувствами, переживаниями и коллизиями. Детство давало ему ощущение истоков своей родины. А незатухающая память о детстве - это обязательное условие внутренней красоты человека".

Решающим фактором в формировании характера человека в этот период являются люди, которые его окружают. Среди тех, кто идёт по жизни рядом с детьми, безусловно, это и тётка Егориха, и Момич из повести "Друг мой Момич". Бережное отношение к корням, роду с особым драматизмом проявляется в рассказе "Тётка Егориха" .

Передавая право вести повествование ребёнку, К.Д.Воробьёв тем самым утверждает право на то, что детское чувство, детский взгляд на вещи так же полновесен, как и авторский взгляд. "То лето было для меня самым большим и длинным во всём детстве, - я многое тогда подглядел и подслушал". В сложном переплетении судеб мальчика, тётки Егорихи и Момича автор подчеркивает, что главное во взаимоотношениях людей - это уважение, доброта, сострадание, участие. "Смешная она у меня, тетка Егориха!.. Нам с нею нравится все одинаковое - звезды, гармошка, карагоды, наступающие праздники, запах кадила в церкви, богородицина трава на полу хаты и чтобы на дворе всегда было лето. Тетка, наверное, уже старая, но лучше и красивее её других людей на селе нету! Я крепко люблю её, и она меня тоже": Есть в ней что-то детское - особенно в той радости, с которой она воспринимает чудеса окружающего мира.

Особенно трагично показана автором-повествователем сцена гибели тетки Егорихи. Как все это пережить маленькому Саньке, оставшемуся впоследствии совсем одному. Санька-сирота, и мотив сиротства раскрыт писателем во всем своем драматизме как мотив одиночества. Уход из села - не стремление героя отказаться от своего прошлого, а преодоление последствий зла, стремление определить свою судьбу, сохранив память обо всем. Страдания укрепляют и возвышают сильных: понятней мука, переживаемая другим, по-особенному ценны участие, дружба, любовь, семейные узы. И не отсюда ли та неизменная и глубокая сердечность, которой дышат рассказы К. Д.Воробьева, обращенные к детям. Ещё раз хочется подчеркнуть, что детство давало писателю ощущение своего начала, своих истоков, своей родины.

"Подснежник" - так называется рассказ, представивший нам образ-символ сироты, так обнажённо и по-разному раскрывающий суть души взрослого человека. Из содержания произведения мы знаем, что ребёнок, родившийся в партизанском отряде, был не просто нежданным или непредвиденным осложнением военных будней бойцов. Он явился своего рода "лакмусовой бумажкой", мерилом всего светлого, тёплого и чистого, что сохранила ещё или утратила уже душа человека, прошедшего горнило военных лихолетий. Образы-символы из военного прошлого К.Воробьёва как всегда являются наиболее весомым мерилом того "объёма гуманности", который мог быть заложен в душу человека в период его опалённой юности.

Возвращаясь памятью в детство, писатель анализирует и свое настоящее. Так, в рассказе "Синель" мы отмечаем, что, обладая большой эмоциональной культурой, Синель и Санька Письменов, как главные герои произведений о детстве, открыты всему современному миру, доброму и злому. Судьбы Синели и Сергея оказываются включёнными в поток социально-исторических событий сложных тридцатых годов. Синель стремится сохранить человеческое достоинство, отстоять право на веру в себя со стороны других людей. Поэтому ответственность человека за всё в своей жизни раскрывается писателем как чёткость и постоянство нравственных ориентиров, которые на протяжении всей жизни были присущи самому автору.

Повесть "Почем в Ракитном радости" некоторые исследователи считают повествованием Воробьева о собственной жизни. Казалось бы, фабульная основа повести проста: писатель Константин Останков едет в родное село, которое он покинул 25 лет назад, оказавшись невольным виновником трагической судьбы своего дяди Мирона Останкова ("В Ракитное еду как на суд"). Герой изображен в один из решающих, этапных моментов его жизни - наступило время итогов. Напряженно думая о жизни, он понял, что " ничто не исчезает из мира" Проблема памяти трактуется К. Д. Воробьевым как способность и стремление героя к осознанному восприятию жизни. " Возвращение в детство" снимает непереносимость душевной боли, накопившиеся стрессы, смягчает потрясения. Возвращение к родным истокам обогащает Останкова как личность и как писателя. После встречи с девочками на Кобыльем логу Останков, вернувшись на время к радостным забавам детства, глядя " в раскрасневшиеся лукавые рожицы и блестевшие глаза девочек", хочет писать " повесть, но не ту, дракой начатую, а другую. Совсем другую... Герой преодолел духовный и творческий кризис; он сохранил в качестве главных нравственных ориентиров своей жизни такие понятия, как совесть, долг, честь. " Я сидел и как начало радостного стиха мысленно твердил: "Жизнь благо, и бремя её легко". Легко и свободно на душе у героя. "Мне хотелось рассыпать тут на черной пахучей дороге скорлупу,- ничего не будет радостнее этой находки для завтрашнего пешехода, ничего! Увидит и обязательно подумает, что это дети насорили. И куда это они шли? В гости, что ли? Или из гостей?..".

В его рассказе "Картины души" рисуется образ автора, дающего оценку всему происходящему и произошедшему с ним в жизни. Бескорыстие, любовь, внимание, взаимопонимание, сочувствие, умение прощать, стойкость, тепло души, нежное, трепетное отношение к детям, открытость, сила характера - вот что характеризует писателя, его мировосприятие. Вопреки всему, а может, благодаря, трудное детство сформировало душу художника слова, явившуюся прочной преградой, через которую не могут пробиться в память "чёрные пятна" воспоминаний о прожитых годах. Он сумел сохранить эту чистоту души. Детство - одна из самых любимых "картин души" писателя, которую, как он считал, "надо рисовать розовым, синим и золотым" в противовес взрослому, - наносному, искусственному.

"Детство - посох, с которым человек входит в жизнь" - повторенная многократно и выраженная в многообразных формах, тема детей и детства убеждает в том, что оно (детство) становится для К. Воробьёва "одной из ключевых опор, придающих прочность существованию, мировосприятию, сутью и основанием жизни" (К. Воробьёв). Детство для него, безусловно, не только поэтический образ прошлого и предмет изображения, но и особая нравственно-зрячая духовная память, средство проникновения в самую суть человеческих взаимоотношений, тот фундамент, на котором строятся образы и сюжеты. Писатель своим личным опытом и памятью - прямо или косвенно - как бы удостоверяет правду рассказанного. Именно в детстве далось ему чувство рода и родины, как и тем мальчишкам - сиротам, безотцовщине, - которые вырастали в книгах К. Воробьёва в людей совершенно определённого стиля или образа жизни, в людей действия.

Читая произведения писателя, мы понимаем, что жестокость и недобро сами собой не рождаются в человеческом сердце. Поэтому так важно прислушаться к словам писателя, призывавшего жить и "никогда, ни на один день, ни на час и ни на миг не становится довольным".

Список использованной литературы:

  1. Воробьёв К.Д. Жизнь на тему: // Курские тетради: Курск и куряне глазами учёных: тетрадь четвёртая. - Курск: КГПУ, 2002. - С.123-133.
  2. Воробьёв К.Д. И всему роду твоему. //Вильнюс, изд.Вага, 1978.
  3. Воробьёв К.Д. Сказание о моём ровеснике. //М., Советская Россия, 1973. / Вступительная статья Сурганова Вс. - С.3-15/.
  4. Детство и природа в творчестве К.Д.Воробьёва // Писатель, творчество: современное прочтение. - Курск. КГПУ, 2000. - С.79-94.
  5. Детство как социокультурный ориентир (по творчеству К.Д.Воробьёва // История и культура: прошлое и современность. - Курск, 1999. - С.27-33.
  6. Кедровский А.Е. Земляки: творчество К.Д.Воробьёва и Е.Носова. //Курск: Изд-во КГПУ, 1999. - С.2-74
  7. Носов Е. Он любил эту землю //в кн. К.Д.Воробьёва "И всему роду твоему". - Вильнюс, изд. Вага, 1978. - С.5-8.
  8. Нравственные истоки прозы К.Д.Воробьёва // Труды СГУ. Выпуск 15. - Москва: СГУ, 1999. - С.124-131.
  9. Томашевский Ю. Вчера и сегодня.//Критико - публицистические сюжеты. Москва, Советский писатель, 1986.
Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: реферат по русской литературе, повесть, скачать бесплатно, Роман, идея, лучшие рефераты, писатель, содержание, банк рефератов
Просмотров: 2259 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 6
Пользователей: 1
kovzunovichartemij
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0