Актуальность данного исследования
определяется необходимостью более объективного
и целостного подхода к осмыслению творчества
К.Воробьёва, вызванного изменившимися
социально-политическими условиями в России.
Имеющаяся литература несколько однобоко
отражает творческую концепцию писателя,
недостаточно глубоко проникая в художественный
мир писателя.
Цель предлагаемой исследовательской работы
в попытке рассмотреть тему детства в
художественной прозе К.Д. Воробьёва через
определение понятия "детскость", в качестве
основы формирования принципов
социально-этического моделирования личности;
через отношение к детям раскрыть образ души -
мировидения - писателя.
Исходя из названных целей, формулируются
следующие задачи исследования:
- рассмотреть произведения о детстве и о детях в
системе нравственно-этических и эстетических
представлений К.Д. Воробьёва;
- раскрыть истоки детскости в мировидении
писателя;
- проанализировать, как раскрывается образ
автора, свойства характеров героев и писателя в
процессе взаимодействия взрослых и детей на
страницах произведений К. Воробьёва;
- определить многообразие тем, мотивов, образов в
художественном мире писателя, проявляющихся в
произведениях о детях;
- доказать, что детство, в понимании К.Д.Воробьёва,
- источник духовно-нравственного становления
литературных героев писателя и личности
человека.
Методологическими основами
исследования являются принципы
сравнительно-исторического и текстологического
анализа. В работе мы опираемся на произведения
отечественной классики, критические статьи
современных авторов о жизни и творчестве К.
Воробьёва: Ю. Томашевского, Л.Гинзбурга,
Сурганова В.С., Носова Е.И., Кедровского А.Е. и
других.
ДЕТСКОСТЬ КАК СВОЙСТВО
ХАРАКТЕРА И МИРОВИДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ
В последние десятилетия XX века имя К. Д.
Воробьёва стало всё чаще появляться на страницах
критических сборников и журналов. Вышел в свет
пятитомник произведений К.Д.Воробьёва.
Современные литературоведы видят в нём
яркого и своеобразного художника, который прочно
занял место именно в "обойме военных
писателей". Но, ассоциируя имя К. Воробьёва
прежде всего с литературой о войне, литературная
критика тем самым как бы вполне оправданно,
заранее сужает границы своих исследований. С
этим трудно согласиться, так как К. Воробьёв
принадлежит к числу таких писателей, чьи
произведения основаны на беспощадной и
бескомпромиссной памяти, проверенной не только
собственной жизнью, собственными страданиями, но
и временем. В них отразились и неизбывная боль
сиротства, выпавшего на годы гражданской войны и
коллективизации, и связанные со стержневыми
историческими событиями такие всеобъемлющие
понятия, как "детство" и "любовь" (любовь к
Родине, любовь к родной природе, любовь к отчему
дому, любовь к матери, любовь к женщине). Эта
память генерирует мощное нравственное
пространство.
Следуя традициям великого Л. Толстого,
К. Воробьёв считает, что война действительно
является продолжением мира и на неё люди шли со
взглядами, убеждениями и опытом мирного времени.
Генезис такого опыта главным образом восходит к
предвоенному детству. Отсюда устойчивый, вполне
оправданный и прослеживаемый в художественной
концепции интерес писателя к истокам характера,
высокому человеческому началу.
Очевидность взаимосвязей, событий
военного и довоенного времени, истоками которых
была и личная судьба К. Воробьёва, позволяет в
качестве самостоятельной темы в его творчестве
выделить и тему детей и детства, которая крайне
важна для понимания идейного замысла и приёмов
художественного решения отдельных воробьёвских
произведений. Она становится основой
формирования принципов социально-этического
моделирования личности" (Л. Гинзбург), под знаком
которой существует всё его творчество.
Критики, исследуя творчество
Воробьёва, отмечают многогранность трактовки
данной темы. В художественном мире писателя тема
детства складывается из многообразия тем,
мотивов, образов, проявляющихся почти в каждом
его произведении. Как способ мировосприятия,
детство проявляется в рассказах "Первое
письмо", "У кого поселяются аисты", "Настя",
"Трое в челне", "Костяника"; как истоки
нравственности и патриотизма - в повестях и
рассказах "Убиты под Москвой", "Крик", "Чёртов
палец", "Ермак"; психологически достоверно
выписаны детские типы в повестях "Сказание о
моём ровеснике", "Друг мой Момич", "Синель",
как образ-символ - в рассказах "Подснежник", "Хи
Вон", как душа и совесть "взрослых" героев
писателя - в повестях "Генка, брат мой", "Вот
пришёл великан", "Почём в Ракитном радости".
В них писатель обращается не просто к
изображению детских характеров, детской
психологии, но и показывает, как активно ребёнок
влияет на поведение взрослого человека и
пробуждает в нём совершенно особое мировидение,
восходящее к детству, близости к природе,
постоянной потребности родства с миром, людьми. Своеобразие
этого мировидения можно определить понятием
"детскость", как синоним душевной чистоты,
искренности, непосредственности мировосприятия.
Образ души - мировидения - писателя раскрывается
через его отношение к детям.
Так в рассказе " Настя" определился
психологический аспект темы детства. Сюжет
прост, автор знакомится с пятилетней девочкой
Настей. Он не просто описывает её, а высвечивает
целый внутренний мир. Основное средство создания
характера ребенка в прозе К. Д. Воробьева-
портрет. " Маленькие черные глаза, будто
созревшие зерна смородины", "лицо:круглое и
смуглое, как ржаная коврижка; нос удивительно
крохотный, с прозрачными крыльями", "прямые
тонкие, как свечки, ноги". Автор подчеркивает в
Насте искренность, непосредственность ("Она не
осиливала восторга, не справлялась с неистовой и
трепетной радостью, настигавшей её сердце). Когда
рассказчик и Настя видят бессмысленную
жестокость браконьера, у Насти "странно косили
глаза, и вся она превращалась в пронзительный
безгласный крик". В рассказе появляется образ
белой лошади с жеребенком. И это не случайно,
белый цвет - это цвет чистоты, обновления. Глядя
на девочку, писателю кажется, что он весь
наполняется ощущениями счастья и радости. И
когда Настя наблюдала за животным, "начинала
смеяться тем счастливым и бездумно-ликующим
смехом детей, от которого взрослым всегда бывает
очень хорошо и почему-то немножко грустно". Вот,
наверное, здесь и начинаются истоки детскости в
мироощущении писателя. Совместное восприятие
окружающего мира ребенком и взрослым
приобретает для писателя какой-то сокровенный
смысл, умение понимать детей, быть похожими на
них .
Рассказ "Первое письмо" знакомит нас
с Василием Трофимычем, "коренастым мальчуганом
в длинном, не своём, видать, пиджаке", крепким и
сильным, на щеках которого "лежал здоровый
деревенский румянец", имевшем "оттопыренные
лопушки ушей". Не случайно зародилась крепкая
дружба у столь разных по возрасту и социальному
положению людей. Их роднит нетерпимость ко
всякой несправедливости, вместе с тем ранимость
и восприятие беды ближнего, как своей
собственной. Сойдясь поначалу на своём интересе
к грибной охоте, они к концу рассказа всё больше и
крепче привязываются друг к другу. "Дело дошло
до того, что без него мне не думалось, не писалось,
не жилось", - говорит автор. Этот по-детски
открытый взгляд на мир вместе с детьми и глазами
детей является характерным для многих рассказов
Константина Воробьёва .
Детскость как свойство характера и
мировидения писателя раскрывается и во
взаимоотношениях с окружающими в рассказе "
Ермак". В образной системе рассказа варьируется
мотив сложности человеческой судьбы. Автор
использует прием изображения персонажа через
восприятие героя-повествователя Петра Выходова,
вспоминающего свое детство. Отметим умение
писателя сохранить в деталях психологическую и
художественную достоверность образа: детские
впечатления и переживания рассказчика не
заслоняются и не "исправляются" его взрослым
опытом. Все происходящее с мальчиком открывает
новые для него истины. "Растрогался я - близок и
дорог был мне этот человек, большой и нужной
ношей лежала в моем сердце мужская бессловесная
любовь к нему...", показывает его взросление, но
через призму детских впечатлений.
Тема единения, тема родства
человеческих душ - взрослой и детской -
прослеживается в рассказе "Сказание о моём
ровеснике". Психологически достоверно выписан
образ Алексея Ястребова. Он с самого рождения в
пулеметной тачанке оказывается причастным к
сложным событиям времени, к радостям и трагедиям
взрослых. Судьба маленького Алексея начинается с
уничтожения кровных, родственных связей. Матвей
Егорович, прожив в эти мгновения все свое
прошлое, постигает смысл самого главного в жизни.
И начинается процесс с обретения ими
друг друга, каждый из них осознанно, как Матвей
Егорович или пока нет, как Алешка, чувствуют свою
нужность для другого. С приходом в жизнь Матвея
Егоровича ребенка происходит обновление и
очищение его души. Он по-детски удивляется и
восторгается всему" И чего только нетути на
белом свете! И хорошего и плохого, А все же
хорошего куда-а больше, ежели нутром видеть
его...." (К. Воробьев)
Вот и К. Д. Воробьев главным содержанием
всякой человеческой жизни считает способность
"нутром видеть" хорошее. Такая способность, по
его мнению, закладывается в детстве. И в этом
смысле детство является ориентиром
человечества.
Исследователи творчества Воробьёва
подчёркивают, что " поставив в основу
поэтического постижения мира детство, автор
создал поэтику наибольшей выразительности, той
образной емкости, которая гармонирует с
чувствами, переживаниями и коллизиями. Детство
давало ему ощущение истоков своей родины. А
незатухающая память о детстве - это обязательное
условие внутренней красоты человека".
Решающим фактором в формировании
характера человека в этот период являются люди,
которые его окружают. Среди тех, кто идёт по жизни
рядом с детьми, безусловно, это и тётка Егориха, и
Момич из повести "Друг мой Момич". Бережное
отношение к корням, роду с особым драматизмом
проявляется в рассказе "Тётка Егориха" .
Передавая право вести повествование
ребёнку, К.Д.Воробьёв тем самым утверждает право
на то, что детское чувство, детский взгляд на вещи
так же полновесен, как и авторский взгляд. "То
лето было для меня самым большим и длинным во
всём детстве, - я многое тогда подглядел и
подслушал". В сложном переплетении судеб
мальчика, тётки Егорихи и Момича автор
подчеркивает, что главное во взаимоотношениях
людей - это уважение, доброта, сострадание,
участие. "Смешная она у меня, тетка Егориха!.. Нам
с нею нравится все одинаковое - звезды, гармошка,
карагоды, наступающие праздники, запах кадила в
церкви, богородицина трава на полу хаты и чтобы
на дворе всегда было лето. Тетка, наверное, уже
старая, но лучше и красивее её других людей на
селе нету! Я крепко люблю её, и она меня тоже":
Есть в ней что-то детское - особенно в той
радости, с которой она воспринимает чудеса
окружающего мира.
Особенно трагично показана
автором-повествователем сцена гибели тетки
Егорихи. Как все это пережить маленькому Саньке,
оставшемуся впоследствии совсем одному.
Санька-сирота, и мотив сиротства раскрыт
писателем во всем своем драматизме как мотив
одиночества. Уход из села - не стремление героя
отказаться от своего прошлого, а преодоление
последствий зла, стремление определить свою
судьбу, сохранив память обо всем. Страдания
укрепляют и возвышают сильных: понятней мука,
переживаемая другим, по-особенному ценны
участие, дружба, любовь, семейные узы. И не отсюда
ли та неизменная и глубокая сердечность, которой
дышат рассказы К. Д.Воробьева, обращенные к детям.
Ещё раз хочется подчеркнуть, что детство давало
писателю ощущение своего начала, своих истоков,
своей родины.
"Подснежник" - так называется
рассказ, представивший нам образ-символ сироты,
так обнажённо и по-разному раскрывающий суть
души взрослого человека. Из содержания
произведения мы знаем, что ребёнок, родившийся в
партизанском отряде, был не просто нежданным или
непредвиденным осложнением военных будней
бойцов. Он явился своего рода "лакмусовой
бумажкой", мерилом всего светлого, тёплого и
чистого, что сохранила ещё или утратила уже душа
человека, прошедшего горнило военных лихолетий.
Образы-символы из военного прошлого К.Воробьёва
как всегда являются наиболее весомым мерилом
того "объёма гуманности", который мог быть
заложен в душу человека в период его опалённой
юности.
Возвращаясь памятью в детство,
писатель анализирует и свое настоящее. Так, в
рассказе "Синель" мы отмечаем, что, обладая
большой эмоциональной культурой, Синель и Санька
Письменов, как главные герои произведений о
детстве, открыты всему современному миру,
доброму и злому. Судьбы Синели и Сергея
оказываются включёнными в поток
социально-исторических событий сложных
тридцатых годов. Синель стремится сохранить
человеческое достоинство, отстоять право на веру
в себя со стороны других людей. Поэтому
ответственность человека за всё в своей жизни
раскрывается писателем как чёткость и
постоянство нравственных ориентиров, которые на
протяжении всей жизни были присущи самому
автору.
Повесть "Почем в Ракитном радости"
некоторые исследователи считают повествованием
Воробьева о собственной жизни. Казалось бы,
фабульная основа повести проста: писатель
Константин Останков едет в родное село, которое
он покинул 25 лет назад, оказавшись невольным
виновником трагической судьбы своего дяди
Мирона Останкова ("В Ракитное еду как на суд").
Герой изображен в один из решающих, этапных
моментов его жизни - наступило время итогов.
Напряженно думая о жизни, он понял, что " ничто не
исчезает из мира" Проблема памяти трактуется К.
Д. Воробьевым как способность и стремление героя
к осознанному восприятию жизни. " Возвращение в
детство" снимает непереносимость душевной боли,
накопившиеся стрессы, смягчает потрясения.
Возвращение к родным истокам обогащает
Останкова как личность и как писателя. После
встречи с девочками на Кобыльем логу Останков,
вернувшись на время к радостным забавам детства,
глядя " в раскрасневшиеся лукавые рожицы и
блестевшие глаза девочек", хочет писать "
повесть, но не ту, дракой начатую, а другую. Совсем
другую... Герой преодолел духовный и творческий
кризис; он сохранил в качестве главных
нравственных ориентиров своей жизни такие
понятия, как совесть, долг, честь. " Я сидел и как
начало радостного стиха мысленно твердил:
"Жизнь благо, и бремя её легко". Легко и свободно
на душе у героя. "Мне хотелось рассыпать тут на
черной пахучей дороге скорлупу,- ничего не будет
радостнее этой находки для завтрашнего пешехода,
ничего! Увидит и обязательно подумает, что это
дети насорили. И куда это они шли? В гости, что ли?
Или из гостей?..".
В его рассказе "Картины души"
рисуется образ автора, дающего оценку всему
происходящему и произошедшему с ним в жизни.
Бескорыстие, любовь, внимание, взаимопонимание,
сочувствие, умение прощать, стойкость, тепло
души, нежное, трепетное отношение к детям,
открытость, сила характера - вот что
характеризует писателя, его мировосприятие.
Вопреки всему, а может, благодаря, трудное
детство сформировало душу художника слова,
явившуюся прочной преградой, через которую не
могут пробиться в память "чёрные пятна"
воспоминаний о прожитых годах. Он сумел
сохранить эту чистоту души. Детство - одна из
самых любимых "картин души" писателя, которую,
как он считал, "надо рисовать розовым, синим и
золотым" в противовес взрослому, - наносному,
искусственному.
"Детство - посох, с которым человек
входит в жизнь" - повторенная многократно и
выраженная в многообразных формах, тема детей и
детства убеждает в том, что оно (детство)
становится для К. Воробьёва "одной из ключевых
опор, придающих прочность существованию,
мировосприятию, сутью и основанием жизни" (К.
Воробьёв). Детство для него, безусловно, не только
поэтический образ прошлого и предмет
изображения, но и особая нравственно-зрячая
духовная память, средство проникновения в самую
суть человеческих взаимоотношений, тот
фундамент, на котором строятся образы и сюжеты.
Писатель своим личным опытом и памятью - прямо
или косвенно - как бы удостоверяет правду
рассказанного. Именно в детстве далось ему
чувство рода и родины, как и тем мальчишкам -
сиротам, безотцовщине, - которые вырастали в
книгах К. Воробьёва в людей совершенно
определённого стиля или образа жизни, в людей
действия.
Читая произведения писателя, мы
понимаем, что жестокость и недобро сами собой не
рождаются в человеческом сердце. Поэтому так
важно прислушаться к словам писателя,
призывавшего жить и "никогда, ни на один день, ни
на час и ни на миг не становится довольным".
Список использованной литературы:
- Воробьёв К.Д. Жизнь на тему: // Курские
тетради: Курск и куряне глазами учёных: тетрадь
четвёртая. - Курск: КГПУ, 2002. - С.123-133.
- Воробьёв К.Д. И всему роду твоему.
//Вильнюс, изд.Вага, 1978.
- Воробьёв К.Д. Сказание о моём ровеснике.
//М., Советская Россия, 1973. / Вступительная статья
Сурганова Вс. - С.3-15/.
- Детство и природа в творчестве
К.Д.Воробьёва // Писатель, творчество: современное
прочтение. - Курск. КГПУ, 2000. - С.79-94.
- Детство как социокультурный ориентир
(по творчеству К.Д.Воробьёва // История и культура:
прошлое и современность. - Курск, 1999. - С.27-33.
- Кедровский А.Е. Земляки: творчество
К.Д.Воробьёва и Е.Носова. //Курск: Изд-во КГПУ, 1999. -
С.2-74
- Носов Е. Он любил эту землю //в кн.
К.Д.Воробьёва "И всему роду твоему". - Вильнюс,
изд. Вага, 1978. - С.5-8.
- Нравственные истоки прозы К.Д.Воробьёва
// Труды СГУ. Выпуск 15. - Москва: СГУ, 1999. - С.124-131.
- Томашевский Ю. Вчера и сегодня.//Критико
- публицистические сюжеты. Москва, Советский
писатель, 1986.
|