С незапамятных времен во
всех уголках света люди поют и играют на музыкальных инструментах, танцуют и
создают новую музыку. Для многих людей музыка – радость и увлечение, помогающее
провести время в кругу друзей или насладиться ее звучанием в одиночестве. А для
кого-то музыка – это профессия. К тому же музыка может поведать о наших мыслях
и чувствах ничуть не хуже, чем литература или живопись. Музыка – это как бы
узор, сотканный из звуков. Ткачу, чтобы соткать такой узор на полотне, нужен
ткацкий станок. А музыканту – музыкальный инструмент. Существует множество
таких инструментов, но королем среди них конечно же является рояль. В переводе
с французского «royal» так и получается – королевский.
Вот об этом уникальном
инструменте и его меньших братьях очень хочется рассказать. А история эта очень
давняя и восходит к монохорду, изобретенному в Средние века. Вот с этого
момента инструменту предстоял еще долгий путь, прежде чем он преобразится в
совершенно замечательный современный инструмент. Фактически монохорд
(однострунный) был тонометрическим инструментом, состоящим из прямоугольного
ящика, на котором имелись цифровые надписи, соответствующие метрическим
делениям. По верху пластины проходила струна, установленная на подставках.
Между станиной или подставками установили движущийся мостик (колок), который
можно было перемещать вдоль всей пластины и так изменять реальный размер струны
и, следовательно, высоту ее звучания.
2. Клавикорд
В XI веке Гвидо Аретинский (Гвидо д`
Ареццо) (октябрь 911 – октябрь 1033) экспериментировал с монохордом, который в XIV веке насчитывал уже три струны. Это
был маленький монохорд, имеющий клавиатуру, который станет прообразом более
позднего инструмента, называемого дульсема, прямого предшественника клавикорда.
Это изобретение было первостепенным для развития отрасли инструментов, которая
оказалась решающей для музыки Запада. Заслуживает внимание, что принцип
звукоизвлечения у клавикорда основывается на принципе удара молоточком или
касательной деталью по струне. До наступления XVI века названия монохорд, маникорд,
клавикорд – были равнозначными. Еще в Германии начала XVIII века клавикорд пользовался большой
популярностью, так как он обладал наиболее задушевным звуком, позволявшим
выразить чувства. А эти свойства очень ценились в течении всего периода истории
музыки. прежде всего это свойство обеспечивало королевский трон роялю в
последующее столетие.
3. Клавесин
Другим струнным щипковым
клавишным инструментом, известным с XV века, был клавесин. Так его называли
во Франции, а в Италии – клавинчембало или просто чембало. Инструменты мало чем
отличались друг от друга. Поначалу этот инструмент ставили на стол. Потом у
него появились красивые резные ножки. Внутри корпуса натягивались струны разной
длины параллельно клавишам. Сам же он был продолговатой треугольной крыловидной
формы. Какой же инструмент похож на клавесин? Конечно, рояль. У клавесина
диапазон целых 5 октав, да еще могло быть до трех мануалов. Но вот звук
отрывистый и малопевучий. И как ни старайся – однообразный. На клавесине не
сыграешь громче или тише. С какой бы силой не ударял по клавише, делай это хоть
резко или мягко – звук не менялся. Поэтому финал был неизбежен – на смену этому
инструменту пришел другой, более совершенный – фортепиано. И все же в свое
время клавесин был очень популярен. Его включали в различные ансамбли, в
оркестре он исполнял партию сопровождения. Дирижер в оркестре долгое время
сидел за клавесином. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил
оркестром. В XVII – XVIII вв., когда носили напудренные парики и платья с кринолинами, звук
клавесина был очень кстати. И он с удовольствием солировал, наполняя прекрасные
залы своим звенящим тембром. Для этого инструмента писали музыку знаменитые
французские клавесинисты – Рамо, Купере, Дане. Сегодня клавесин можно увидеть и
услышать на концертах старинной музыки в филармонии.
4. Фортепиано
Изобретение фортепиано
принято связывать с именем итальянца Бартоломео Кристофори. Устройство этого
инструмента очень несложно. Внутри деревянного корпуса струны натянуты на раму.
По ним ударяют войлочные молоточки, механически соединенные с клавишами.
Вибрация струн прекращается войлочными глушителями. Теперь исполнитель мог
играть тише и громче. Вот откуда взялось название инструмента – пиано форте, а
позже фортепиано. Название это сохранилось и до наших дней, объединяя все
струнные клавишные инструменты, в том числе и наш любимый рояль.
Но ни один Кристофори
причастен к рождению фортепиано. Как часто бывает к этому совершенно независимо
друг от друга шли разные люди. Во Франции Жан Мариус, в Германии Готлиб Шретер
предложили свои конструкции нового инструмента. Конечно первые фортепиано были
мало похожи на наши современные инструменты. Но шло время, инструмент
улучшался, его устройство усложнялось, изменялось расположение струн, появилась
педаль, которая меняла тембр звука и его силу.
А со временем и еще одна
педаль, которую так любят сегодня все музыканты. Можно нажать эту педаль,
отпустить клавишу, а звук будет все равно тянуться, пока не угаснет, потому что
эта педаль держит глушители, не пуская их на место. Благодаря этому в
фортепианной музыке появились новые возможности. А в 1820 году была
запатентована стальная рама, что значительно усилило звучание инструмента и
позволило исполнителям давать концерты в полностью заполненных залах.
5. Пианино и рояль
В XIX веке фортепиано развивалось очень
интенсивно. Сложилось два вида фортепиано: горизонтальный – рояль с корпусом
похожим на крыло и вертикальный – пианино (по-итальянски «pianino» - маленькое пианино). Именно
пианино мы видим в наших детских садах, школах и домах. Под этот инструмент мы
водим хороводы вокруг елки, поем на уроках музыки и делаем первые шаги своими
пальчиками на уроках фортепиано в музыкальной школе.
А вот рояль – это
концертный инструмент. Возможности его безграничны. Оно охватывает диапазон
всех музыкальных инструментов. Он может звучать легко и нежно, а может как
целый оркестр. По этому многие композиторы очень любили и любят этот
инструмент. Достаточно назвать их имена: Бетховен, Шопен, Лист, Шуберт,
Рахманинов, Скрябин, Паулс, Дога, Петров, Гаврилин и многие другие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слушать рояль можно
бесконечно. И так же здорово на нем играть, развивая свои чувства, интеллект,
артистичность и память. По этому свой рассказ об этом замечательном инструменте
мы закончим словами композитора В. Гаврилина: