Самые важные навыки, необходимые для успешного обучения,
как вы уже знаете, ребенок приобретает в семье. Проблемы непременно
возникнут, если основную часть времени ребенок предоставлен сам себе и
родители не прививают ему с самого раннего детства азов дисциплины.
Именно родители учат ребенка ответственности, самостоятельности,
внимательности на основе простейшей бытовой деятельности, и
приобретенные в раннем детстве способности становятся фундаментом для
дальнейших успехов ребенка в жизни. Слишком часто родители ожидают, что
школьные учителя научат их детей дисциплине, усидчивости и терпению,
хотя основную роль в формировании у ребенка этих важных навыков играет
семья, а не школа.
Мы предлагаем вам план конкретных действий,
которые помогут ребенку развить усидчивость, укрепить память и начать
учиться лучше. Здесь вы найдете план действий на неделю, который даст
вам идеи, осуществимые в кратчайшие сроки. Ими вы можете пользоваться,
чтобы, например, помочь ребенку лучше подготовиться к ближайшей
контрольной работе.
План действий на месяц поможет вам добиться
изменений в общем подходе ребенка к учебе, пробудить в нем интерес к
обучению. А долгосрочная стратегия на полгода, строящаяся на месячной
программе, поможет стабилизировать эффективные стратегии обучения и
положительные установки ребенка. Основные принципы во всех случаях –
мягкое содействие и настойчивость.
Быстрый план действий на неделю
Самое главное – показать ребенку, что он со
всеми своими проблемами может обращаться к родителям. Стресс в школе,
насколько возможно, необходимо снимать дома, иначе дети перестанут
ходить в школу с удовольствием. Не перегружайте детей обязанностями,
особенно в период, когда вы пытаетесь сформировать для них оптимальный
режим дня. Детям нужно время для игр и отдыха каждый день, а для занятий
им необходимы спокойная атмосфера и благоприятные условия.
•Начните с тестов в конце книги. Они покажут, на каком
уровне находится потенциал ребенка и в каких сферах ему больше всего
нужна ваша поддержка.
Определите тип восприятия информации у ребенка, и вы узнаете, каким образом он лучше всего запоминает новые сведения.
•Место для занятий должно быть удобным и комфортным для
ребенка. Дома ребенку нужен достаточно большой и соответствующий его
росту письменный стол, оптимально освещенный как дневным светом, так и
персональной настольной лампой. Необходимые для занятий вещи, такие как
линейка, карандаши, резинка и другие принадлежности, должны лежать
всегда в одном и том же месте, под рукой. Игрушки и всякие мелочи только
отвлекают, поэтому не нужно их класть на стол – исключением может быть
маленький талисман, в силу которого ребенок верит. По окончании работы
ученик должен сам наводить на столе порядок и собирать школьную сумку на
следующий день.
•Дети всегда гордятся тем, что уже пользуются «взрослыми»
принадлежностями. В настенном или настольном календаре можно составить
график выполнения работ, внести туда важные школьные задания, рефераты и
контрольные работы, а также дни рождения и дополнительные занятия.
•Установите вместе с ребенком оптимальный распорядок дня
для него. В случае необходимости через неделю усовершенствуйте этот
план. Временные рамки придают уверенности и предотвращают недоразумения,
а также обсуждения того, когда, наконец, будет выполнено домашнее
задание. У каждого ребенка свой индивидуальный ритм, который должен быть
отражен в его распорядке дня. Договоритесь с ребенком об определенном
времени, когда он должен садиться за уроки, раз и навсегда установите на
этот счет строгие правила и постарайтесь сделать так, чтобы ребенок сам
помнил, какими предметами ему нужно заниматься, что именно делать и так
далее – пусть это будет его личная зона ответственности. Время для
всевозможных дополнительных занятий, спортивных секций и встреч с
друзьями также должно стать частью расписания и четко соблюдаться.
Следите, чтобы ребенок придерживался установленного плана, пока он сам
не привыкнет к новому режиму. Приучите его сразу заносить в календарь
даты контрольных работ и одновременно дни, когда нужно начинать к ним
готовиться – приблизительно за неделю.
•Очень важно, чтобы ребенок не садился за уроки с
неприятными чувствами. Если какие-либо проблемы заставляют его сильно
переживать и мешают ему как следует заниматься, помогите ему найти
решение и успокоиться, чтобы он мог сосредоточиться на учебе. Поднимите
ему настроение перед занятиями – вы можете, например, заварить для него
чай, «дающий внутренние силы», или приготовить вкусный десерт из фруктов
и орехов в качестве пищи для ума. Если же для ребенка учеба стала
каторгой и уже ничто не помогает, вам следует обратиться за советом к
профессионалам, но ребенок должен воспринимать такие меры не как
наказание, а как руку помощи от вас, потому что вы хотите, чтобы он
достиг большего и был счастлив.
•Прежде чем приступить к работе, нужно наметить список
дел. Подумайте вместе, что нужно сделать для того, чтобы хорошо
приготовиться к контрольной работе. Какие упражнения и когда выполнять?
Какие слова или даты необходимо еще раз освежить в памяти? Пусть ребенок
сам составит план работы. Объясните ему, что готовиться к тесту или
экзамену лучше как можно раньше, чтобы хватило времени на разрешение
всех вопросов, на изучение и запоминание материала. Когда план будет
готов, проверь те его еще раз вместе, подскажите ребенку, что еще он
забыл включить в план, правильно ли рассчитал свои силы и время.
•Проведите эксперимент: пойдите с ребенком, к примеру, в
зоопарк и договоритесь с ним запомнить 15 деталей в вольере жирафа.
Каким образом ребенок лучше всего запомнит эти детали? Проверь те через
неделю, что у него осталось в памяти.
•Каждый день разговаривайте с ребенком о событиях в
школе. Искренне интересуйтесь его школьной жизнью, даже если все у него
хорошо.
•Запишите вместе с ребенком, что в школе у него
получается хорошо, а что нет, что он хотел бы изменить, отметьте, какие
представления о школе существуют у вас и у ребенка. Карта памяти поможет
лучше понять какие-то вещи.
•Родители должны проверять домашние задания у ребенка,
если у него есть проблемы в школе. Это очень важно, если есть
необходимость в переменах. Хвалите ребенка за то, что у него хорошо
получилось!
•Учеба должна стать удовольствием. Ищите вместе с
ребенком интересный дополнительный материал, придумывайте рифмы или
смешные песенки для запоминания дат, имен и названий. Проявляйте
любопытство к тому, что ребенок изучает, задавайте ему вопросы,
рассказывайте, что помните сами на эту тему.
•Договоритесь с ребенком о времени просмотра телевизора,
игр на компьютере или на игровой приставке. Объясните ему, что просмотр
телевизора непосредственно после выполнения домашнего задания
препятствует сохранению изученного материала в памяти. Дети хотят, чтобы
их работа давала результаты, и нередко понимают больше, чем мы думаем.
•Следите, чтобы ребенок достаточно спал. Здоровый ночной
сон – основа успеха в учебе. Он особенно необходим перед контрольной
работой или экзаменом. Дети в возрасте от семи до тринадцати лет в
среднем должны спать девять-десять часов.
•Перед экзаменом и перед сном необходимо как можно меньше смотреть телевизор.
•В последний день перед контрольной, тестом или экзаменом
не должно быть усиленной зубрежки – лучше, если ребенок проведет его за
каким-то спокойным и приятным занятием.
•Придумайте вместе с ребенком меню на завтрак, которое
будет включать небольшое количество сахара, чтобы ребенок мог оптимально
концентрироваться на занятиях в школе. Следите за тем, чтобы ребенок
регулярно питался и пил достаточно жидкости, лучше всего воды.
•Следите за собственным поведением. Вы говорите иногда
своему ребенку, что сами в детстве школу терпеть не могли или что его
учителя недостаточно компетентны? Случается ли вам отзываться с
пренебрежением о каких-либо школьных предметах? Такие фразы как «Ты у
нас гуманитарий, так что разбираться в химии тебе необязательно» или «Я
тоже всегда получал тройки за сочинения» не вызовут у ребенка желания
заниматься усерднее. Вы хвалите ребенка за успехи и достижения?
Попробуйте в течение недели вести «дневник положительных эмоций»:
записывайте каждый день, что у ребенка произошло хорошего, чему вы
радовались, чем гордились – и как вы ему в каждом случае показали свое
отношение к его успехам. Вдохновляйте ребенка собственным энтузиазмом.
|