В категории материалов: 178 Показано материалов: 1-35
К XVII в. знания европейцев о мире значительно
расширились. Великие географические открытия предшествующих столетий:
открытие Америки (1492 г.), первое кругосветное путешествие (1519— 1522 гг.);
новые научно-философские представления — о том, что Земля вращается вокруг
Солнца, о бесконечности Вселенной — показали, как огромен и сложен мир. |
Наиболее характерные черты итальянской архитектуры XVII в.
воплотились в памятниках Рима. Именно здесь ярче всего проявилась главная
особенность барокко — стремление к созданию ансамбля. |
Трудно найти мастера, обладавшего столь мощным дарованием,
как Лоренцо Бернини. Подобно великим творцам эпохи Возрождения, он в равной
степени проявил себя и в скульптуре, и в архитектуре. |
Болонский академизм — направление, возникшее в конце XVI
в. и занявшее в XVII столетии значительное место в итальянской живописи.
Отношение к его представителям менялось с течением времени. |
Традиции монументальной живописи барокко сложились к 30-м
гг. XVII в. Росписи в куполах и на сводах храмов и дворцов должны были стать
образом тех мистических видений, которые даются человеку в момент
Божественного озарения. |
Судьба Микеланджело да Караваджо (настоящая фамилия Меризи)
сложилась трагически. Одарённый мастер, он вёл странную, неустроенную жизнь,
был очень неуравновешенным человеком, нередко дрался на дуэли. |
В конце XV в. завершилась Реконкиста (война за
освобождение Пиренейского полуострова от арабского владычества, длившаяся
почти восемь веков) и образовалось единое Испанское королевство. |
Эль Греко — испанское прозвище художника Доменико Теотокопули,
грека по происхождению. Он родился на острове Крит в Средиземном море,
который принадлежал Венецианской республике. |
Хусепе Рибера считается последователем итальянского
мастера Микеланджело да Караваджо, представителя реалистического направления
в европейской живописи XVII в. Художественное образование Рибера получил в
Валенсии (на востоке Испании) в мастерской Франсиско Рибальты (1565—1628), а
затем в Риме. |
Франсиско Сурбаран родился в крестьянской семье. Его
обучение живописи было не совсем обычным: наставником юноши стал не художник,
а мастер по раскраске деревянной скульптуры. |
Произведения Диего Родригеса де Сильва Веласкеса
справедливо считаются вершиной испанской живописи XVII в. Никто из
современников не мог сравниться с ним по широте художественных интересов и
виртуозности кисти. |
Творчество Бартоломе Эстебана Мурильо завершает золотой
век испанской живописи. Работы Мурильо безукоризненно точны композиционно,
богаты и гармоничны по колориту и в высшем смысле слова красивы. |
В 17 в. художественные традиции нидерландского искусства
продолжались во Фландрии и Голландии. На их основе сложились родственные, но
самобытные фламандская и голландская школы живописи. Причиной такого
разделения послужила драматическая история Нидерландов во второй половине XVI
в. |
Питер Пауэл Рубенс родился в городке Зиген в Вестфалии
(Германия). Отец будущего художника, антверпенский юрист Ян Рубенс, был
протестантом и вывез семью за границу, спасаясь от преследований испанцев.
Там Рубенсы перенесли немало лишений, а в 1587 г., после смерти отца
семейства, перешли в католическую веру и вернулись на родину, в Антверпен. |
Антонис ван Дейк вырос в многодетной семье богатого антверпенского
купца. С десяти лет он начал обучаться живописи, с 1617 г. был ближайшим
помощником Рубенса, а в 1618 г. стал членом гильдии Святого Луки. |
Якоб Йорданс делит с Антонисом ван Дейком славу наследника
Питера Пауэла Рубенса. И ван Дейк, и Йорданс испытали влияние его
многогранного творчества. Однако и утончённому ван Дейку, и простодушному,
грубоватому Йордансу одинаково не хватало здоровой умеренности Рубенса. |
Адриан Браувер был сыном живописца-протестанта из
фламандского городка Ауденарде. В 1621 г. он переселился в голландский город
Харлем, где сначала учился художественному ремеслу у портретиста Франса Халса,
а с 1627 г. стал работать самостоятельно. |
Франс Халс, прославившийся прежде всего как портретист,
был выходцем из Фландрии: он родился в Антверпене в семье ткача. С приходом
испанцев его родители, подобно тысячам соотечественников, перебрались на
север и обосновались в Харлеме. Здесь Халс обучался живописи и в 1610 г.
получил звание мастера — стал членом гильдии Святого Луки. |
Творчество Рембрандта, без сомнения, вершина голландской
школы. Этот мастер был одинок среди собратьев по искусству. Они считали его
«первым еретиком в живописи», хотя впоследствии их самих стали называть
«малыми голландцами» чтобы подчеркнуть, насколько перерос их Рембрандт. |
Особую роль в художественной
жизни Голландии второй половины XVII в. играл Делфт — небольшой город,
прославившийся производством фаянса, стекла, ковров и декоративных тканей. |
В XVII столетии во Франции
установилась особая форма государственного устройства, названная позднее
абсолютизмом. Знаменитая фраза короля Людовика XIV (1643—1715 гг.)
«Государство — это я» имела под собой весомое основание: преданность монарху
считалась верхом патриотизма. |
В начале XVII столетия основным центром развития живописи
во Франции был не Париж, её столица, а восточная провинция Лотарингия и её
главный город Нанси. |
Никола Пуссен (1594— 1665)
родился в маленькой деревушке в Нормандии, провинции на северо-западе
Франции. Попав в Париж в возрасте восемнадцати лет, он брал уроки живописи у
разных учителей, но ни у одного не задерживался надолго. |
Архитектура XVIII столетия
во Франции традиционно разделяется на два периода, которым соответствуют два
архитектурных стиля: в первой половине XVIII в. господствующее положение
занимает рококо, во второй — неоклассицизм. Эти стили во всём противоположны
друг другу, поэтому переход от рококо к неоклассицизму часто называют
«бунтом». |
Жак Анж Габриель (1698—1782)
происходил из семьи известных французских архитекторов. Его отец, Жак
Габриель Пятый (1667— 1742), был придворным архитектором короля. В 1741 г.
сын занял его место. Жак Анж Габриель был также президентом Академии
архитектуры. |
Французский
философ-просветитель и художественный критик Дени Дидро писал: «Каждое
произведение ваяния или живописи должно выражать какое-либо великое правило
жизни, должно поучать зрителя, иначе оно будет немо». Искусство эпохи
Просвещения должно было «говорить», и архитектура также стала «говорящей»,
чтобы донести до зрителя «послание», содержащееся в художественном
произведении. |
Почти каждый из французских
скульпторов XVIII в. работал одновременно в разных жанрах — и в историко-мифологическом,
и в портретном. Отношение скульпторов к господствующим стилям — рококо и
неоклассицизму — также было весьма свободным. |
Творческая манера Жана Антуана Ватто изысканна и насыщена
сложными эмоциями. В XIX в. его стали считать романтическим одиноким
мечтателем, воплотившим в картинах свои фантазии и грёзы. |
Творчество Жана Батиста Симеона Шардена отличается от
работ мастеров рококо и по стилю, и по содержанию. Занимаясь в мастерской
живописца и скульптора Ноэля Никола Куапеля (1690—1734), Шарден начал писать
с натуры, что не было характерно для XVIII в. |
В декоративно-прикладном
искусстве Франции XVIII в. наиболее интересно оформление интерьера. |
В XVIII в. масштабы
строительства в Италии сократились, так как многие итальянские государства
были охвачены экономическим кризисом. |
В XVIII в. важнейшими
художественными центрами Италии оставались Рим и Венеция. Однако если в
Венеции развивалось современное искусство, то в Вечный город живописцы,
скульпторы, поэты и мыслители приезжали, чтобы изучать памятники античности,
эпохи Возрождения и общаться друг с другом — делиться опытом, обсуждать
творческие проблемы. |
Большинство итальянских
художников-пейзажистов работали в жанре ведуты (итал. veduta) — городского
архитектурного пейзажа. В этом жанре можно выделить два направления. Одно из
них представляют венецианцы Каналетто и его племянник Бернардо Беллотто (1720— 1780). |
Ни один из европейских
стилей не существовал в искусстве Англии XVII— XVIII вв. в чистом виде,
поскольку все они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие
страны. Поэтому, например, черты барокко и классицизма могли оригинально
переплетаться в творчестве одного зодчего или даже в одной постройке. |
Новый этап в истории английской архитектуры начался во
второй половине XVII в., когда появились первые постройки сэра Кристофера Рена,
вероятно наиболее выдающегося английского зодчего. Рен был учёным, занимался
анатомией, физикой, астрономией и математикой; только в 60-е гг. он обратился
к архитектуре. |
|