Способность справляться с отрицательными чувствами не
только играет важную роль в учебе, но и в целом помогает человеку
успешно идти по жизни. Если ребенок научится преодолевать гнев,
раздражение и страх, он разовьется в счастливую, сильную и
мотивированную личность. В школьной жизни ребенок переживает массу
эмоционально сложных ситуаций: разочарование, если контрольная работа не
удалась, гнев и раздражение, если уравнение по математике снова не
сходится, волнение, когда предстоит трудный экзамен.
Дети только тогда могут научиться справляться
со своими чувствами, когда они перестанут бояться их выражать. Как люди
живут с чувствами, как справляются с неприятными ситуациями, как
выражают гнев и радость – за всем этим дети наблюдают и одновременно
учатся, и в первую очередь примером для них являетесь вы, его родители. В
вопросах выражения эмоций вы – модель, на которую ориентируется
ребенок, поэтому:
1.
Четко выражайте чувства.Например: «Я сердита на папу, потому что он так поздно пришел».
2.
Обращайте внимание на то, что волнует ребенка.
Наблюдайте за его жестикуляцией, мимикой и
интонацией. Как он себя ведет, когда занят каким-нибудь делом – он
внимательный, неспокойный, сердится или боится? Расспросите его, что он
чувствует, если не уверены, что ему удастся справиться с ситуацией.
3. Разговаривайте о чувствахи объясняйте, почему другие
так или иначе реагируют или ведут себя («возможно, Даша обидела тебя
потому, что приревновала тебя к Игорю – ты играл с ним, а про нее совсем
забыл»). Знакомьте своего ребенка с его собственными разными эмоциями.
Помогайте ему выражать свои чувства и понимать чувства других.
4. Реагируйте разумнона эмоции ребенка – утешайте, если
он печалится, не высмеивайте, если он стесняется, и так далее Выражайте
понимание, например, кивая в знак согласия. Не вмешивайтесь сразу,
сначала дайте ему возможность самому справиться со своими ощущениями.
5. Если вы замечаете, что ребенок недооценил ситуацию и собирается впасть в ярость или отчаяние, вы должны ему помочь.
Повлияйте на его чувства,переключив, например, его
внимание на что-нибудь другое, успокоив, взбодрив или обняв. Когда
кризисная ситуация пройдет, пропадет злость и можно будет спокойно
поговорить друг с другом, объясните, что он неправильно себя повел.
6. Если ребенок озадачен, например, каким-то
школьным неприятным происшествием или ссорой с братом или сестрой, ему
не до учебы. Такие
ситуации необходимо разъяснятьперед тем, как он начнет делать домашние задания, чтобы негативные чувства не «перешли» на письменный стол.
7. Понаблюдайте за своими собственными чувствами:вы уже
на взводе, когда ребенок наконец садится заниматься? Вы теряете
терпение, если он чего-то не понимает сразу? Вы его ругаете за нежелание
учиться? Осторожно! Попробуйте сначала справиться с собственным
раздражением, а уж потом спокойно и по-доброму объясните ребенку, что
домашнее задание не такое уж и сложное и у него обязательно все
получится. Таким образом вы в некоторой степени сможете предотвратить
плохое настроение своего ребенка.
8.
Помогайте ребенку преодолевать негативные чувства.Иногда
достаточно сказать лишь: «В следующий раз у тебя точно все получится.
Просто попробуй еще раз». Если ребенок получил «двойку» за контрольную,
утешьте его, а не ругайте: «Подумай только, сколько еще контрольных
работ тебе предстоит написать – стоит ли огорчаться из-за одной
неудачи!»
9.
Научите ребенка управлять своими чувствами.Объясните ему, как…
• правильно работать над ошибками. Вместо того
чтобы бесконечно переживать из-за плохо написанной работы по
английскому, разумнее подумать, почему так получилось, и в следующий раз
добиться лучших результатов;
• разрабатывать планы решения проблем;
• переосмысливать неприятные ситуации;
• бороться с негативными чувствами, отвлекаясь на другие мысли и давая себе передышку;
• и кого просить о помощи, если он сам не справляется с проблемой;
• успокоиться, сосчитав про себя (или вслух) до десяти, особенно когда кажется, что вот-вот взорвешься от злости;
• можно выпустить пар, громко выругавшись, чтобы потом спокойно продолжить работу;
• подбодрить самого себя, вспомнив о прошлых успехах;
• не отвлекаться во время работы. Умение сосредотачиваться чрезвычайно важно при обучении.
Выносливость
Для хорошей успеваемости выносливость не менее
важна, чем умственное развитие или талант. Люди, которые умеют
добиваться своего, становятся лучшими и в школе, и в профессии, и в
других областях. Хорошие оценки не преподносятся на серебряном блюдечке –
нужно постараться, чтобы их получить. В школе дети постепенно понимают,
что успех приходит не сразу, нужны труд и терпение.
Чтобы научить ребенка контролировать себя и
идти к своей цели, прежде всего перестаньте исполнять желания своего
отпрыска немедленно, научитесь говорить ему «нет». Объясните ребенку,
что те вещи, которые требуют большого труда, тоже необходимы и не надо
бросать дело только потому, что оно сложное. Дети учатся подавлять свои
низменные инстинкты на примере родителей. Если папа забывает погладить
свои рубашки и утром ему нечего надеть на работу, а мама пропускает
родительское собрание в школе, хотя обещала там быть, стоит ли ожидать,
что их ребенок будет ответственно относиться к своим обязанностям? А как
часто вы сидите перед телевизором, вместо того чтобы почитать книгу или
хотя бы поговорить друг с другом?
Вы можете помочь ребенку, устроив ему
небольшие тренировки выносливости дома. Введите традицию во время ужина
оставаться сидеть за столом, пока все не закончат есть. Поручите ребенку
какие-нибудь обязанности по хозяйству. Например, пусть он каждый вечер
выносит мусор, убирает со стола и моет посуду. Чистить клетку своего
хомячка и кормить его вообще должно стать для ребенка само собой
разумеющимся. Когда дети привыкают регулярно выполнять определенные
работы по дому у них не вызывает удивления тот факт, что школьные
домашние задания тоже требуют ежедневного выполнения.
|