Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 04.05.2024, 10:03:22
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ТРЕНИНГИ ПО ОБЩЕНИЮ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ [46]
ОТКРЫТЫЙ УРОК [6984]
РЕФЕРАТЫ [2666]
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК [886]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК. РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ [1336]
КРОССВОРДЫ [1174]
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ [149]
ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ [1221]
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА [17]
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ [1154]
КАК ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИКУ? РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, УСИДЧИВОСТЬ [38]
ИСТОРИЯ БЕЗ ТАЙН [349]
СОВРЕМЕННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА [178]
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ [19]
ИСТОРИЯ РОССИИ В РАССКАЗАХ И КАРТИНКАХ [54]
ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ [66]
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВСЕХ ДОСТИЖЕНИЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ [46]
ОБЖ [36]

Когда и почему память нас подводит?
18.06.2014, 17:35:46

Если бы жизнь была простой, мы бы все запоминали и ничего не забывали. Не было бы ни неприятностей с забытыми где-то ключами, ни «О, черт!-Я-опять-забыл-свою-спортивную-форму!», ни вовсе ужасных происшествий вроде «Я-совсем-забыл-купить-маме-подарок-ко-дню-рождения!»

Однако с досадными провалами в памяти мы сталкиваемся каждый день. Родители сами страдают от своей забывчивости, а они должны учить детей быть организованными. Мы часто слышим, как взрослые без конца причитают: «Не забудь надеть шапку!» или «Когда ты, наконец, запомнишь, что нужно выключать мобильный телефон перед уроками!» За детьми дошкольного возраста присматривать еще необходимо, но с начала обучения в школе в ребенке созревает осознанная способность запоминать. Теперь дети уже сами понимают, когда они что-то забыли, и знают, что должны обязательно сделать на следующий день. Режим помогает им держать в голове те действия, которые необходимо выполнить. С подросткового возраста память снова начинает давать сбой. Фаза реконструкции в мозге, когда происходит реорганизация связей нервных клеток, а также усиленная выработка гормонов заставляют молодых людей многое забывать. Как гром среди ясного неба для них является мысль о том, что они совершенно забыли подготовить реферат по истории. Нередко за такого рода «рассеянностью» подростков скрывается новое увлечение, крайне важные мероприятия вроде вечеринки в выходные или долгожданный рок-концерт.

Расстановка приоритетов «скучную школу» отодвигает на задний план и заставляет забыть просьбу родителей предупредить, если дети задерживаются у друзей. Имеется масса причин забывчивости. Если у детей с их свежими клетками памяти, тем не менее, часто возникают проблемы с запоминанием школьного материала, хотя они выполняют домашние задания и упражнения, причину нужно искать в родителях. Возможно, их ребенок учится без интереса и только поверхностно. Или он не может сконцентрироваться из-за неподходящей обстановки дома. Возможно, он испытывает стресс? Проблемы в семье также могут препятствовать правильному запоминанию и воспроизведению информации. Нередко дети учатся плохо, хотя у них вполне нормальный интеллект. Они усердно учатся, однако недостаточно эффективно прорабатывают школьный материал, и он не переходит в долговременную память. Тест в конце этой книги даст вам рекомендации по индивидуальной работе с памятью ребенка.

Провал памяти на экзамене

Миша терпеть не может экзамены, потому что на них с ним часто случается одно и то же. Он действительно подготовился к экзамену по истории, а теперь, когда он должен отвечать на вопросы теста, он не может вспомнить, как звали американского президента, который вел переговоры со Сталиным и Черчиллем о новом распределении Европы после окончания Второй мировой войны. И поиски пропавшей без вести информации о Рузвельте его ужасно нервируют, так что он не может сконцентрироваться на следующем вопросе. Слава богу, он может вспомнить, какие страны занимали какие секторы! Но как проходили границы? Миша более или менее сносно сдал экзамен. После экзамена все факты в голове быстро вспоминаются, и это очень злит Мишу. В такой типичной ситуации бывал каждый ученик и, уже будучи взрослым, иногда во сне вспоминает тот жуткий страх перед экзаменами и важными тестами.

Ответственным за пробелы в памяти Миши в данной ситуации является стресс. Гормоны стресса в высокой концентрации блокируют память, и на это невозможно повлиять. Человек, испытывающий стресс, находится в замкнутом круге: чем сильнее он пытается вспомнить что-то, тем больше у него вырабатывается гормонов стресса и они еще больше блокируют доступ информации. Этот процесс можно прервать, если гормоны стресса перестанут вырабатываться и мозг снова сможет свободно функционировать.

Так же как стресс мешает при запоминании нового учебного материала, он мешает и при попытке вспомнить его. Даже незначительный уровень гормонов стресса может помешать, если необходимо сконцентрировать внимание на чем-то новом. Воспоминания, ассоциации и гениальные идеи появляются внезапно, если даже мы немного взволнованы, но прилив гормонов стресса притупляет память. Здесь может помочь только целенаправленное снятие напряжения перед экзаменом посредством различных техник расслабления.

Пример Миши показывает, как обманчиво может работать наша память. Очевидно, что наша способность вспомнить что-либо больше зависит от настоящего, чем от прошлого. Информация по истории на момент экзамена была у Миши в голове, но он не смог ее извлечь, так как стресс «парализовал» его. Провалы, пробелы в памяти и неправильные воспоминания обуславливаются многими состояниями, в которых мы бываем: стресс, физические недомогания, грусть, счастье или глубокое спокойствие по-разному влияют на доступ к содержанию нашей памяти. Память может быть эластичнее, чем мы себе это представляем. Особенно это касается автобиографической памяти, которая тесно связана с эмоциями, и наши воспоминания всегда оцениваются положительно или отрицательно. Споры на тему «Это было совсем иначе!» происходят часто и не имеют ничего общего с объективными событиями. Наша память глубоко субъективна, это широко разветвляющаяся система, которая обусловлена нашим индивидуальным опытом. Если бы у нас была другая память, мы были бы другими людьми.

Ошибочные воспоминания

False memories– так ученые-неврологи называют ошибочные воспоминания. Они бывают и у детей, хотя промежуток времени между пережитым событием и воспоминанием о нем у них не так велик. Дети еще не умею т достаточно хорошо различать правду и вымысел. Они воспроизводят события, которые в действительности не происходили не потому, что они хотят наврать с три короба, а потому что данные, хранящиеся в их памяти, еще недостаточно закрепились и легко подвергаются влиянию (детям не хватает жизненного опыта, чтобы отличать настоящее от ненастоящего). Посредством внушения или воображения у детей в память могут откладываться воспоминания о событиях, которые вовсе не происходили. Такие обманы памяти особенно легко происходят, если собственные воспоминания ребенка комбинируются с чужими. При этом дети забывают, откуда взялась информация.

Исследователи мозга пытаются выяснить, где, когда и как возникают ошибочные воспоминания. Откладываются ли они одновременно с фактическим событием? Или ошибки возникают только при воспроизведении воспоминания? Многое говорит за второе утверждение.

Попадает под подозрение левая половина мозга, которая и производит ошибочные воспоминания. Левое полушарие (у правшей) является доминирующим при выполнении аналитических заданий и заданий, требующих высокой познавательной активности, например при решении какой-то сложной проблемы. Правая половина мозга работает в основном с чувствами и отвечает за пространственную ориентацию. Майкл С. Газзаниг, исследователь познавательной деятельности из Нью-Хэмпшира, проводил эксперименты с пациентами, чтобы определить местонахождение ошибочных и правильных воспоминаний в мозге. С помощью томографии на основе ядерного магнитного резонанса он смог подтвердить, что при создании ошибочного воспоминания активны области обоих полушарий головного мозга. При правильном воспоминании активна только область правого полушария. По теории Газзанига, левая половина мозга имеет особый талант к творческому повествованию, которое он называет «механизмом интерпретации»: если при воспроизведении воспоминаний дело доходит до нелепости, левая половина мозга ищет убедительное объяснение и придумывает для этого подходящую историю.

Заниженные требования вредят памяти

Чтобы иметь хорошую память, ее необходимо тренировать с самого детства, как мышцу. Если память не тренировать, она ослабевает. При этом бесспорным является тот факт, что заниженные требования к памяти вредят ей. Это касается как детей, так и взрослых.

Нужно стремиться к пределу способностей памяти. Пока ребенок маленький и не ходит в школу, уже следует начинать работу с его памятью: просите детей описывать увиденное и услышанное, отмечайте похвалой более точные наблюдения, задавайте им вопросы и устраивайте дискуссии. Это можно делать всегда и всюду: на улице, в музее, в зоопарке, во время еды и на природе. Дети быстро учатся и с радостью осваивают новые навыки и поглощают информацию. Структуры, которые возникают при этом в их мозге, в дальнейшем будут помогать им воспроизводить более поздние воспоминания. Данные, которые закладываются в память до зрелого возраста, образуют так называемую «карту знаний», которую человек активно использует для запоминания новой информации и дальнейшего в ней ориентирования. Образование структур значит, что мы не просто сохраняем в памяти приобретенный опыт, но и получаем возможность воспроизводить и использовать его в самых разных жизненных ситуациях в дальнейшем.

Способность человеческого мозга распознавать действующие в реальности правила, распределять объекты по категориям и абстрагироваться подразумевает, что многие вещи мы должны забывать. Если бы мы хранили в памяти все, с чем мы когда-либо сталкивались, мы сошли бы с ума. Мы обладаем селективным восприятием, а наша память – способностью к селективному забыванию: устранение информационного мусора позволяет нам сохранять общее представление о мире и разнообразных его частях. Разумеется, у нас нет «клавиши для стирания» пережитого события. Отрицательные воспоминания, особенно связанные со страхом, мы помним всегда, так как эволюция не позволяет нам забыть то, что нам может угрожать. Уже с двадцатого года жизни память постепенно ухудшается. Ученик начальных классов с быстротой молнии может выучить наизусть стихотворение из десяти строф. У студента уже возникают трудности с этим, а человеку в возрасте пятьдесят лет приходится часто и много повторять стихотворение, чтобы держать его в памяти. Это происходит не потому, что у взрослого человека каждый день отмирают примерно шесть тысяч клеток головного мозга, ведь для общего количества нервных клеток в 100 миллиардов эта потеря несущественна. Дело в том, что пластичность головного мозга с возрастом постепенно снижается. Однако чем разнообразнее в детстве складываются соединения нервных клеток и чем активнее они расширяются, тем больше у человека будет возможностей уже в зрелом возрасте воскресить снова в памяти когда-то изученное. Память – это мотор, который осознанно и неосознанно заставляет нас двигаться вперед.

Категория: КАК ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИКУ? РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, УСИДЧИВОСТЬ | Добавил: tineydgers | Теги: урок, Семья и школа, беседы с родителями, учимся учиться, мотивация к учению, школьный психолог, новые образовательные технологии, социальный педагог
Просмотров: 585 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0