Иногда творческую энергию ребенка необходимо
подстегнуть. В этой главе вы найдете простые, но действенные секреты
положительного влияния на мотивацию школьника, советы, как помочь
ребенку в критических ситуациях, и стратегии, которые ребенок может
самостоятельно использовать для преодоления трудностей.
Как пробудить в ребенке любопытство
•Каждые выходные вместе с ребенком открывайте что-то
новое. Это может быть неизвестный район города, новый качественный
художественный фильм или даже сборка мебели вместе с папой.
•Посещайте вместе выставки, музеи, зоопарки, научные
центры и цирк, берите ребенка с собой в поездки – во время путешествий
дети узнают очень много нового и порой совершают значительные скачки в
развитии.
•Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка был читательский
билет городской библиотеки, тогда он сможет регулярно брать там
литературу для чтения. Покупайте ему хорошие книги, вы можете делать это
вместе.
•Знакомьте ребенка с разными людьми, берите с собой в гости.
•Давайте ребенку возможность экспериментировать с
любыми доступными предметами и материалами. Это прекрасный способ
познания мира!
•Посоветуйте ребенку организовывать команду из
нескольких человек для различной работы. Пусть он попробует готовиться к
урокам вместе с одноклассниками или вместе с друзьями во дворе повесит
скворечники. Работа в команде, в том числе направленная на обучение,
даст ребенку необходимые навыки на будущее и пробудит дополнительный
интерес к учебе.
•Не выкидывайте ненужную одежду – это великолепный материал для игр с переодеванием и импровизированных театральных пьес.
•Предложите ребенку исследовать по картам и книгам
разные страны, их географию, историю и культуру. Вы можете также
использовать научно-популярные фильмы, Интернет и даже съездить в
какой-то интересный регион вместе с ребенком.
•Читайте вслух! Любовь к книгам – надежное основание для хорошей успеваемости в школе.
•Кроме детских книг, дома в распоряжении школьника
обязательно должны быть словари, энциклопедии, журналы, а также
художественная литература, которая может быть ему интересна. Мальчики,
которые не любят читать книги, зачастую восхищаются миром Интернета –
научите ребенка пользоваться поисковиками и онлайн-библиотеками.
•Обсуждайте с ребенком мировые события и книги,
объясняйте ему все новое и непонятное, кругозор ребенка значительно
расширяется, если родители включают его в свой круг интересов.
• Пусть ребенок наблюдает и помогает, когда вы
работаете на кухне или по хозяйству. Поначалу «помощник» скорее добавит
вам работы, чем наоборот, но постепенно он освоит и эти навыки!
• Готовьте вместе необычную еду из
национальной кухни разных народов. Организуйте «итальянский», «японский»
или «китайский» вечер с соответствующей музыкой и традиционными
ритуалами.
• Купите принадлежности для поделок и
рисования, чтобы вместе делать украшения на Новый год, Рождество и
Пасху, вы также можете делать дома мыло или красивые свечи, поделки из
бисера и многое другое.
• Позвольте ребенку дома применить знания,
полученные в школе. Единицы измерения станут понятными и лучше
запомнятся, если ребенок во время приготовления еды взвесит ингредиенты.
Математические формулы обретут смысл, если с их помощью сравнить тарифы
мобильной связи или условия кредитования.
• Почаще выключайте телевизор и проводите время всей семьей за другими, более полезными делами.
Как победить стресс
• Объясните ребенку, что ни в каких ситуациях
нельзя опускать руки. Предложите ему разделить проблемы на
контролируемые (домашние задания, подготовка к контрольной) и
неконтролируемые (нелюбимый учитель). Затем для первых нужно найти
подходящие решения и составить план их осуществления, вторые остается
только принять как нечто неизбежное.
• Во время стресса человек перестает дышать
ровно, из-за этого мозг получает меньше кислорода и работает хуже. В
качестве ответной меры предложите ребенку дыхательные упражнения,
которые он сможет применить в любой момент: «Расслабь все мышцы.
Сконцентрируйся на своем дыхании. Почувствуй, как воздух входит и
выходит из твоего тела. Теперь сделай очень глубокий вдох, чтобы легкие
наполнились воздухом, как воздушный шар. Теперь выпусти воздух из
легких. Почувствуй, как ровно ты дышишь: вдох и выдох, вдох и выдох –
сконцентрируйся на этих словах, дыши ровно и ритмично: вдох и выдох».
•Объясните ребенку, по каким признакам он может понять, что пора сделать перерыв в работе.
•Всегда полезно обсудить возникшие трудности. Когда
человек формулирует, проговаривает неприятные чувства, активность в зоне
мозга, отвечающей за эмоции, в том числе раздражение, страх и гнев,
снижается. Поэтому всегда побуждайте ребенка выражать отрицательные
чувства словами, так с ними легче справиться.
•В психологии существует понятие «блокировка мыслей»:
если человек замечает, что его мысли постоянно возвращаются к неким
негативным событиям, он представляет себе какую-нибудь приятную картинку
и сосредотачивается на ней. Ребенок тоже может освоить эту технику и
пользоваться ею, когда хочет вырваться из круговорота негативных мыслей.
•Проблемы никогда не стоит драматизировать – объясните
это ребенку. Подумайте вместе, так ли существенны возникшие
неприятности, как кажется ребенку. Что может случиться в самом худшем
случае? Можно снять стресс с помощью смеха, если представить
происходящее в забавном или гротескном виде.
• Упражнения на расслабление и йога будут
очень полезны ребенку, подверженному регулярным стрессам. Спорт в любом
виде хорошо снимает стресс, главное чтобы тренировки доставляли ребенку
удовольствие, а не становились дополнительным источником напряжения.
Правильная организация отдыха
•Во время занятий каждые 20 минут ребенок должен делать
небольшую передышку около пяти минут. После двух-трех коротких
перерывов необходима перемена около 20 минут, а после трех часов работы –
минимум час-полтора настоящего отдыха. Занятия в течение длительного
времени неэффективны – начинается перегрузка, и материал не усваивается
мозгом. Таким образом, лучше заниматься систематически, через небольшие
промежутки времени.
Чем занять ребенка во время перерыва
•Откройте окно и впустите в комнату свежий воздух.
•Можно предложить ребенку выпить немного воды или чая, поесть свежих фруктов или орехов.
•Ребенок может погулять с собакой, поиграть с кошкой или любым другим домашним животным.
•Хорошо помогает отдохнуть беседа на любую не связанную с занятиями тему.
•Дыхательная гимнастика: «Выдохни полностью весь воздух
из легких, подожди, пока появится дыхательный рефлекс, и заметь, как
тело на мгновение замирает, потом сделай медленный вдох, прочувствуй
паузу между вдохом и выдохом».
•Бег, прыжки со скакалкой, приседания и танцы в быстром
темпе дают мощный заряд энергии и обеспечивают мозг большим количеством
кислорода. Хороши также упражнения на растяжку.
•Несколько полезных упражнений, которым вы можете научить ребенка:
«Сядь на стул, прислонись спиной к спинке –
спина должна быть прямая. Ноги стоят на полу, ступни параллельны друг
другу. Теперь постарайся представить и почувствовать, как будто ты весь
свой вес и все заботы передаешь стулу. Дави на него. Дыши глубоко.
Медленно наклони голову вперед, как будто
киваешь, и замри на мгновение, прижав подбородок к груди, при этом
должно ощущаться напряжение в верхней части спины. Теперь медленно
подними голову, напряжение спадет.
В спокойном темпе походи по комнате босиком
или в носках. Прислушайся к себе. Что чувствуют твои ступни: какой пол
на ощупь? Он твердый или мягкий, гладкий или шершавый? При ходьбе
сначала наступай на пятку, потом перемещай вес на носок. Теперь
пройдись, переступая с носка на пятку. Походи спиной вперед, тоже
сначала перемещая вес с пятки на носок, затем с носка на пятку.
Встань, разведи руки в стороны, соедини
лопатки, ладони смотрят вверх. В таком напряженном положении останься
около 10 секунд, потом расслабься.
Помассируй мочки ушей, пройдись по краю уха
вверх и обратно. Массаж ушей способствует развитию концентрации,
восприятию информации, помогает взбодриться».
|