Старый добрый Конфуций сказал: «Скажи мне это, и я это
забуду. Покажи мне это, и я вспомню. Позволь мне это сделать, и я это
запомню». Чтобы надолго запомнить учебный материал, нам нужно время,
тренировка и опыт. Благодаря множеству маленьких шажков и повторению
только через несколько месяцев новая информация попадает в
долговременную память. Сенсации, хорошее настроение и трагедии нет
необходимости долго запоминать. Но школьная программа не несет ничего
лично важного для нас, часто мы относимся к ней безразлично. Талантливые
педагоги умеют преподнести научные факты в интересной форме, остроумным
или неожиданным способом. Хорошие преподаватели могут научить даже
детей, не имеющих особых способностей, например, к математике. Способ
подачи учебного материала играет существенную роль для его понимания, а
также для мотивации ученика!
Учиться нужно с помощью всех органов чувств
В памяти мы сохраняем следующие доли
воспринятого материала: 10%, если мы только читаем; 20%, если мы
слушаем; 30%, если мы видим; 50%, если мы слушаем и смотрим, 70%, если
мы произносим его сами; 90%, если мы сами что-то делаем.
Чтобы запомнить новый материал, ученику нужно
создать себе картинку изучаемого материала. Мы знаем, что в головном
мозге выкладываются нейронные сети. В процессе обучения мы думаем в
структурах и редко сохраняем детали, нашему мозгу интересны только
правила. Нам нужны примеры и аспекты всех сторон, чтобы мы смогли
извлечь из всего этого материала общее правило. Когда правило выучено (и
в нашем головном мозге образовались соответствующие нейронные связи),
мы можем применять его и преобразовывать для решения новых задач. При
этом очень важно начинать с простого и понятного и маленькими шажками
продвигаться к более сложным ступеням.
Пример этому – изучение правописания. Если
ученики младших классов при написании ряда слов думаю т только о том,
пишется ли это слово с большой буквы или с маленькой, то запомнят они
немного. Если же они обдумывают значение слова, обозначает ли слово
«собака» живое существо, а «вилка» – неодушевленный предмет, то они
лучше запоминают слова. Они соотносят слова с чем-то иным, устанавливают
связь между разными понятиями и лучше запоминают.
Шпаргалки незаменимы для школьника
Слова, формулы по математике, химические
элементы или законы физики, имена, даты или специальные понятия – трудно
запоминаемые вещи. В большинстве случаев факты выпадают из памяти, так
как не имеют связи с уже имеющейся информацией. Что бы вы ни учили,
необходимо мыслить ассоциативно. Это идеальный механизм обучения на
клеточном у ровне. Чемпионы мира по памяти доводят этот механизм до
совершенства, так как они учатся ассоциативно, то есть посредством
творческих шпаргалок, умных метафор, веселых стихотворных изречений или
легко запоминающихся ассоциаций с повседневной жизнью: они создают
внутреннюю картинку или логичную историю, которую можно вспомнить
гораздо быстрее, нежели отдельные факты.
Шпаргалки – это чудесное средство для
запоминания фактов без внутренней логичной связи. Богатство рифмы можно
использовать во всех областях. Акустическая память поможет выйти из
затруднительной ситуации. «"ЖИ–ШИ” пиши с "И”», – мы все помним это еще
со школы. Дети запоминают сконструированные шпаргалки лучше, так как в
процессе их составления состыковывают свои новые знания с уже имеющимся
личным опытом. Чем больше мы играем новыми сведениями в нашей рабочей
памяти, используя при этом уже имеющиеся знания, тем эффективнее могут
быть решены комплексные задачи.
Тренировка творческого мышления
Чем больше молодые люди создают новых структур
в своей памяти, чем шире информационная матрица у них в мозге, тем
больше возникает возможностей для последующих связей. Новая информация
посредством имеющихся структур может быть воспринята быстрее и
эффективнее. Так развивается творческое мышление. Чтобы научиться играть
идеями и находить творческие решения проблем, мозг должен немного сам
себя преодолеть.
Это совсем не трудно. При постановке задачи
обычно мозг ищет только один путь для решения, творческое мышление
начинается тогда, когда рассматривается сразу несколько путей.
Чтобы повысить творческий потенциал детей
любого возраста, можно предложить им задание на «критическое мышление».
Например, во время чтения литературного текста учащимся можно предложить
сделать графические иллюстрации и при этом обдумать альтернативные
возможности интерпретации содержания. Поиск глубоких
причинно-следственных связей не дает сделать поспешные выводы.
Неожиданные требования стимулирую т творческое мышление. Искать и
обсуждать альтернативы родители со своими детьми могут в любых сферах
жизни и в любое время.
Карты памяти
Замечательный метод подготовки к экзамену и
тренировки памяти – это так называемые карты памяти. Британский психолог
Тони Бузан в начале 1970-х годов предложил создавать «карты мыслей» в
письменно м виде, чтобы сделать сложные темы обозримыми. Он
придерживался убеждения, что мы недостаточно используем ключевой
потенциал нашего головного мозга – силу пространственного воображения.
Чтение и письмо не играют существенной роли для логики и творческого
мышления, а карты памяти предлагают немало преимуществ учащимся. Уже во
время создания такой карты ученик структурирует предметную область; если
он рассматривает ее, картинка откладывается у него в памяти. Даже по
прошествии длительного времени можно вспомнить детали. Этот метод
идеально подходит прежде всего визуалам.
Как же должна выглядеть карта памяти? В центре
карты указывается тема, представленная ключевым обобщающим словом. От
центра по линиям в виде звезды позиционируются важные подтемы. При этом
линии подтем могут быть оформлены разными цветами, можно приклеить
маленькие картинки или изобразить какие-то символы. На каждой линии
указывается только одно ключевое слово.
Подтемы имеют дальнейшие разветвления. При
этом необходимо обращать внимание на четкость картины и не скрещивать
линии. Если важна последовательность аспектов, их можно пронумеровывать. |