Во время обучения чрезмерного стресса быть не должно.
Кратковременный стресс может стать хорошим средством концентрации,
активирующим мозг и увеличивающим производительность. Его смысл
заключается в том, чтобы собрать все силы и применить всю энергию для
ясного и быстрого решения задания. Стресс станет проблемой, если дети в
течение долгого времени ощущают его как тяжелое бремя и их эмоциональное
состояние выходит из равновесия. Часто появляющиеся симптомы, такие как
головная боль, неуравновешенность, страх перед экзаменом, проблемы с
питанием и повышенная агрессия – это отчетливые предупредительные
сигналы перенапряжения ребенка. Стресс становится нездоровым явлением,
когда ребенок не видит выхода из ситуации. Постоянный стресс и состояние
безнадежности ранят детские души и сильно ухудшают состояние памяти.
Дети, которые в юном возрасте не учатся – при
поддержке родителей! – справляться со стрессом, станут еще более
восприимчивыми к стрессу в подростковом возрасте и в итоге станут
слабонервными взрослыми. По мнению детских психологов, очень важно
научить детей справляться со стрессом, то есть не избавлять тотчас
ребенка от маленьких неприятностей, не выполнять за него какие-то
задания, не делать для ребенка все в жизни удобным и простым. Работе со
стрессом, ошибками и неудачами необходимо так же учиться, как и всему
остальному. У детей, оставшихся один на один со своими проблемами, как и
у «избалованных принцев» и «принцесс» в подростковом возрасте может
возникнуть опасная привычка снимать напряжение с помощью спиртного или
наркотиков.
Почти каждый ученик перед контрольной работой
испытывает волнение. Его дети относительно хорошо скрывают. Однако ярко
выраженный страх перед экзаменом усиливает сердцебиение, у ребенка
появляется холодный пот, а его мыслительный процесс блокируется. Дети не
могут воспроизвести и показать имеющиеся у них знания только во время
контрольной работы, однако позже все без проблем вспоминают. И тот, кто
очень хорошо подготовился к работе, испытывает отчаяние. Страх перед
экзаменом возникает не только у детей с низким уровнем
производительности, но и у лучших учеников. Детям в начальной школе
необходимо уделить особое внимание, если у них начали проявляться
описанные выше симптомы стресса.
Ребенку, находящемуся в состоянии стресса,
прежде всего нужно дать понять, что он не останется один на один со
своими проблемами. Часто помогает разъяснительная беседа с родителями,
она снимает напряжение и указывает выход из, казалось бы, безвыходной
ситуации. С другой стороны, детям – так же как и взрослым! – необходимо
заботиться о снятии будничного напряжения. Спорт здесь стоит на первом
месте и особенно подходит, так как он предлагает много возможностей в
зависимости от темперамента ребенка.
Если страх перед экзаменом ярко выражен и
внушает опасения, родители должны позаботиться об оказании быстрой
помощи ребенку. Беседа с преподавателями может ослабить экстремальную
ситуацию. Существуют такие курсы по техникам разрядки, как йога или
автогенная тренировка. Здесь детей учат расслабляться с помощью
дыхательных упражнений и затем концентрироваться. Это хорошо помогает и
гиперактивным детям. Взрослые, занимающиеся йогой или медитацией, знают,
что эти техники разрядки могут также предотвратить возможный будущий
стресс. Со временем благодаря упражнениям дети узнают, что стрессом
можно управлять, он не делает человека автоматически недееспособным. Чем
раньше ребенок научится активно бороться со стрессом и нервозностью,
тем мужественнее и увереннее он будет в сложных ситуациях в будущем.
Успешной тренировкой дома могут стать
симулируемые ситуации на экзамене. Так же как репетируют актеры, ученики
могут дома провести «генеральную репетицию» – в идеальном случае с
использованием различных техник разрядки.
|