«Непоседы» – так часто говорят о детях, страдающих от
так называемого синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Дети с
этим синдромом часто отвлекаются, не могут сконцентрироваться и мешают
занятиям. Часто они плохо читают и пишут, так как воспринимают слова
только поверхностно и их мелкая моторика нарушена. Депрессии и страхи
нередко сопутствуют этой болезни. Таким детям часто кажется, будто
преподаватели и родители несправедливо с ними обходятся, почему-то
постоянно их поучают и критикуют. При этом часто это умные, способные
дети, и их проблема прежде всего в том, что они не придерживаются
указаний старших и нарушают все возможные границы. Дома для самых
простых домашних заданий им нужно в три раза больше времени, чем
предусмотрено, они вообще зачастую занимаются только тогда, когда рядом
сидит мама. В противном случае он и запросто забросят свою рабочую
тетрадь в угол.
От этого нарушения страдают примерно 2% детей, в
основном мальчики. В то время как мальчики-непоседы привлекают внимание
своим беспокойным поведением, девочки часто необычно тихи и замкнуты,
но они также не могут сконцентрироваться и легко отвлекаются.
До того момента как диагноз «синдром нарушения
внимания» будет установлен педиатром, психологами или психиатром, могут
пройти годы, так как бывает нелегко понять, то ли ребенок просто очень
живой по натуре, то ли у него синдром гиперактивности. Часто даже одного
и того ребенка оценивают по-разному: родители, например, воспринимают
импульсивность своего ребенка совсем иначе, нежели преподаватели. К тому
же синдром нарушения внимания – это не легко диагностируемая болезнь,
как корь, которая либо есть, либо ее нет. Миллионы детей находятся в
пограничной области к этому синдрому и останутся там, если им не помочь.
Подозрение на синдром нарушения внимания усиливается, если признаки
странного поведения появляются у ребенка до семи лет, и не только в
школе, но и в семье вызывают серьезные проблемы.
У детей с синдромом нарушения внимания различные
области мозга, отвечающие за чувства, контроль и управление движением,
слабо связаны друг с другом, некоторые части мозга перенасыщены
дофамином, а другие испытывают его нехватку.
Дети с синдромом нарушения внимания часто более
медлительны при распознавании связей между новой и уже знакомой
информацией, однако у них выше скорость реакции – и в большинстве
случаев они действуют слишком поспешно. Когда необходимо быстро
обработать большое количество данных, их мозг сбивается. Высокая
скорость, основательность и выносливость одновременно – слишком сложная
задача для них. К тому же им быстро становится скучно из-за
недостаточной мотивированности. Очень часто у таких детей проблемы
связаны с тем, что они не могут остановить импульс к действию и не
способны регулировать скорость своей работы. Они сначала действуют и
лишь потом думают. Умение планировать работу, как правило, им не
свойственно.
Разочарования дети с синдромом нарушения
внимания переносят очень тяжело. Они легко возбудимы, нетерпеливы,
агрессивны, и им сложно заставить себя делать что-либо. Исследователи
мозга объясняют это недостаточной выработкой дофамина. «Непоседливость»
имеет свое происхождение в нарушении связей между корой головного мозга и
основными нервными узлами.
По той же причине у них возникают проблемы с мелкой моторикой и развивается ужасный почерк.
К сожалению, число детей, страдающих этим
заболеванием, растет. Медики и психологи винят в этом изменение образа
жизни детей. Ранний и частый просмотр телевизора, компьютерные игры,
неправильное питание и недостаток движения, как правило, способствуют
развитию синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Наследственный
фактор также играет существенную роль, однако не каждый генетически
предрасположенный ребенок страдает этим заболеванием. Основополагающими
факторами являются условия жизни ребенка.
Дети с синдромом дефицита внимания и
гиперактивности часто сталкиваются с серьезными проблемами в школе. Их
неспособность концентрироваться ведет к тому, что они не могут тщательно
прорабатывать учебный материал. Вследствие этого содержание учебного
материала не закрепляется у них в памяти, в мозге не образуются
какие-либо новые структуры. Быстрое разочарование, обида, злость на
преподавателей и родителей заставляют детей крутиться в замкнутом круге,
который часто тяжело переносится всеми участниками этого процесса. Если
такие дети однажды стали отстающими в классе и их покинули друзья, они
начинают отставать во всех областях жизни.
Мозг детей с синдромом дефицита внимания и
гиперактивности развивается нормально, но немного замедленно:
определенные области мозга созревают на 3–5 лет позже, чем у обычных
детей. Единственная область мозга, которая у детей с таким заболеванием
созревает раньше, это центр движения. Центры головного мозга, отвечающие
за контроль, отстают в развитии от двигательного центра в мозге таких
деток. Конечно, детям, страдающим синдромом дефицита внимания и
гиперактивности, учиться существенно тяжелее, чем другим, но если
родители вовремя обращаются за помощью к специалистам, то вполне реально
помочь такому ребенку успешно закончить школу, получить высшее
образование и достойную профессию. Это заболевание лечат медикаментозно,
а также с помощью специальных учебных программ и внимательного
воспитания в семье. Понимание и спокойствие помогают достичь успехов в
учебе многим детям с этим нарушением.
|