Наш мозг ориентирован на социальное поведение. Дети
учатся при взаимодействии с другими людьми: родителями, бабушками и
дедушками, друзьями и учителями. Самый лучший стимул для человека – это
другие люди. Нежные добрые отношения в семье, при которых дети чувствуют
себя уютно и защищенно, – важнейшая основа для здорового развития мозга
и, в частности, мотивационной системы. Решающими предпосылками для
биологической работоспособности мотивационной системы являются интерес,
социальное признание и самооценка, основывающаяся на восприятии человека
другими людьми. Мы стремимся иметь хорошие отношения с другими людьми,
на это ориентирована наша центральная мотивация.
Стремление к признанию и вниманию – основная
человеческая потребность. Если нет удовлетворения и признания, то и
мотивация отсутствует. Это означает, что каждый человек – каждый ребенок
– хочет сам что-то делать и при этом ощущать себя способным и любимым.
Окружение – воспитание и отношение людей, с которыми ребенок постоянно
взаимодействует – помогает ему удовлетворить эти три потребности, а
также закладывает фундамент ответственного отношения ребенка к труду и
жизни в целом.
Любопытство как основа эффективного обучения
Любопытство – основа для дальнейшей тяги к
знаниям у любого ребенка. Любознательность как голод, жажда или сон –
одна из основных биологических потребностей. Еще будучи новорожденным,
ребенок начинает самостоятельно осваивать мир. Уже через несколько часов
после рождения он начинает периодически ощупывать свое тело, особенно
лицо и рот. Спустя несколько месяцев он учится хватать предметы и
исследует их ртом. Позже стремление к исследованию возрастает. Руками,
глазами и ртом малыш изучает игрушки, вещи в квартире и любые другие
предметы, попадающиеся ему на пути.
Но уже в младшем детском и дошкольном возрасте
дети сильно различаются по тому, насколько активно и самоотверженно они
посвящают себя изучению новых предметов и явлений. Любопытные дети
упорно выискивают информацию, они заинтересованы в познании нового, и
это ускоряет их развитие. Таким образом они осваивают большее количество
стратегий обучения и учатся применять их при столкновении с новым.
Любопытство развивает и творческие способности.
Защитный механизм, который сдерживает
естественное любопытство ребенка, это страх. Он защищает от опасностей
при слишком сильном стремлении к приключениям, например от встреч с
опасными животными или незнакомыми людьми. Чрезмерный страх может
препятствовать получению знаний. Чем больше на пути исследования
окружающего мира ребенок встречает любви и чем меньше запретов и
наказаний, тем меньше будет его страх и тем сильнее разовьется у него
любопытство. Дети, имеющие прочную связь с мамой и другими членами
семьи, как правило, оказываются в дальнейшем более способными и меньше
боятся неудач. Из любопытных младенцев вырастают заинтересованные
ученики. Ведь интерес к учебе – это в некотором роде «возросшее»
любопытство в определенной области, которую мы открыли для себя и
которой мы отдаем много времени и энергии. Развитие начинается с
любимого плюшевого мишки, постоянного спутника и вырастает до любимого
занятия, которому ребенок готов посвящать все свободное время, в
дальнейшем оно может стать его любимой профессией. Этот процесс не
всегда проходит так прямолинейно, как, например, у археолога Генриха
Шлимана, который еще ребенком мечтал раскопать античный город Трою и
увлекался чтением Гомера, а став взрослым, осуществил свое желание, но
если интерес к чему-либо в ребенке разбужен, то рвение к учебе появится
само собой. Чем сильнее человек заинтересован чем-либо, тем охотнее он
будет прилагать усилия и преодолевать препятствия, чтобы получить больше
знаний по предмету.
Тот, кто достигает успеха, стремится к большему
Дети хотят не только познавать мир, но и
самостоятельно двигаться вперед – постепенно приобретать независимость и
развивать свои способности. Уже в конце первого и, в еще большей
степени, на втором году жизни все дети хотят все «делать сами». Они
испытывают удовольствие, когда взрослые признают их новые возможности.
Попробовать сделать что-то новое и пережить успех – будь то
вскарабкаться на стул или завязать шнурки на ботинках – и есть та
радость от собственных достижений, которая ляжет в основу детского
трудолюбия и любознательности в дальнейшем.
Чем охотнее дети берутся за задание, тем более
они заинтересованы в результате, и их мотивация будет тем сильнее, чем
более очевиден успех. «У меня получится?» – спрашивает себя ребенок,
чтобы оценить ситуацию. Положительный ответ будет у того, кто в целом
чувствует себя уверенно. Как показывают психологические исследования,
вера в свои способности ведет к лучшим результатам при равных
способностях, а также дает постоянную мотивацию при обучении. Дети
должны верить в то, что они могут справиться с заданием. Оценивая свои
шансы на успех, они, в первую очередь, ориентируются на реакцию взрослы
х.
Дети в возрасте около трех с половиной лет
радуются и гордятся, если им что-нибудь удается, и наоборот, недовольны
или разочарованы, если что-то не получается. Они думают, что результат
напрямую зависит от их старания, и по результатам делают выводы о своих
умениях. Что такое способность, талант и интеллект, дети начинают
понимать в возрасте примерно 10-12 лет.
Уже в возрасте 4-5 лет дети по-разному подходят к
выполнению заданий, так как по-разному сопоставляют сложность задания и
собственные возможности. Так называемые «опасающиеся неудачи»: дети не
хотят ставить пред собой цели, которых им сложно будет достичь, в то
время как «уверенные в успехе» всегда охотно берутся за любые новые
задачи. Детское представление о себе и о своих способностях имеет
огромное значение для формирования прилежания в учебе в дальнейшем.
Мотивацию определяют чувства
Не всегда в школе преподают именно то, что
интересует ребенка, и не по каждому предмету дети стараются улучшить
свои способности. Убирать комнату неинтересно, делать домашние задания
зачастую скучно или слишком трудно. Кроме того, по телевизору показывают
любимый сериал, и как раз в тот момент, когда нужно делать уроки. Чтобы
уметь выходить из таких ситуаций, дети должны научиться управлять
своими чувствами. «Управление эмоциями» – так называют психологи эту
способность. Этому – как и многому другому – дети учатся в семье.
Некоторыми тактиками они владеют инстинктивно. Малыши, например,
автоматически отводят взгляд, если им что-то не нравится – давний метод
найти выход из неприятного душевного состояния. Остальному дети учатся
со временем, прежде всего от мамы и папы, которые заботятся о том, чтобы
их ребенок хорошо себя чувствовал и был доволен жизнью. Они улыбаются
ему, чтобы придать мужества, отвлекают игрушкой, если он огорчен. Таким
образом, дети хорошо понимают, что печаль и боль могут утихнуть и вообще
пройти. Постепенно ребенок усвоит стратегии борьбы с неприятными
чувствами, которыми пользуются его родители. Дети в возрасте 5-6 лет уже
способны самостоятельно контролировать свои эмоции, они уже умеют
хорошо справляться с раздражением и, вместо того чтобы впадать в ярость
при уборке комнаты, они пробуют при помощи переговоров с родителями
выторговать немного больше времени на игры.
Как показывают исследования, высокое
эмоциональное развитие помогает детям успешнее и благополучнее идти по
жизни. Чем сильнее эмоциональный заряд, который им передают родители,
тем лучше дети владеют своими чувствами. Родителям следует не только
показывать ребенку хороший пример владения собой, но и разговаривать с
ним о его чувствах, объяснять ему, почему другие люди ведут себя так или
иначе в различных ситуациях, и обучать ребенка стратегиям контроля над
отрицательными эмоциями. Какие это могут быть стратегии, мы посмотрим в
следующих главах.
Учеба требует терпения
Без упорства обучение невозможно. Оно
необходимо, если не сразу понимаешь правило по грамматике или приходится
читать страницу в учебнике по истории во второй раз, чтобы запомнить
содержание. Выдержка школьнику необходима, потому что с помощью большого
количества упражнений можно оптимизировать процесс усвоения информации в
определенных областях мозга.
Терпению дети могут и должны научиться.
Начинается все с тренировки внимания. Шестилетки способны
сконцентрироваться лишь примерно на 15 минут, дети девятилетнего
возраста – уже на 20 минут, двенадцатилетние – на полчаса. Естественно,
дети, которые в дошкольном возрасте научились сосредотачиваться на
выполняемом задании, в возрасте 11-12 лет учатся лучше, чем те, кто уже в
четырехлетнем возрасте имел проблемы с концентрацией внимания.
Поэтому очень важно уделять достаточное внимание
специальным упражнениям – лучше всего в игровой форме – для развития
усидчивости ребенка. Погружаясь в работу, ребенок тренируется решать
проблемы и концентрировать свое внимание. Если не удастся научить малыша
концентрироваться с детства, последствия могут быть очень неприятными. В
школе дети, которые не научились спокойным играм и упорному труду,
часто сталкиваются с проблемами как в учебе, так и в вопросах
дисциплины.
Они не могут внимательно слушать на уроках, запоминать учебный материал и затем применять его на практике.
Контролировать себя, прежде всего когда
выполняемое задание утомляет, а по телевизору идет интересная
передача, – значит, иметь способность дождаться вознаграждения, которое
последует не сразу. Этой способности дети должны учиться практически с
рождения. Чтобы уметь контролировать инстинкты, нужно понимать, что не
все потребности мгновенно удовлетворяются. Дети хотят всегда все и
сразу, лишь на четвертом году жизни они понимают, что существует не
только настоящее, но и прошлое, так же как и будущее. Уже четырехлетние
дети могут относительно хорошо выдерживать ожидание. Тот, кто в этом
возрасте обретает контроль над собой, став подростком, будет более
компетентным в социальном плане: он сможет легче справляться с
неудачами, будет увереннее в себе и заслужит более высокие оценки в
школе.
|