Питание и эмоции, как мы знаем, тесно взаимосвязаны.
Тот, кто нервничает или расстроен, охотно ест сладкое. Тот, кто ест
много жирного и сладкого, становится вялым. Тот, кто питается регулярно и
правильно, чувствует себя хорошо и всегда в хорошем настроении. Самой
большой проблемой в питании у детей и подростков является чрезмерное
потребление сахара. Из-за этого потребление овощей и фруктов снижается,
наряду с избыточным весом появляются психические проблемы. Постоянные
сладкие перекусы в виде молочных ломтиков, плиток шоколада и мюслей
делают детей беспокойными и снижают способности их памяти.
Мозгу для работы необходима глюкоза, и он
использует приблизительно 20% сахара, содержащегося в крови, это всего
2% массы тела. Избыток молекул сахара должен постоянно устраняться из
организма, если он не потребляется в ходе работы мышц и других органов.
Если к этому «перенапряжению» добавляется стресс, гормоны стресса, такие
как кортизол и норадреналин, препятствуют умственной деятельности. Как
правило, уровень гормона стресса находится на самом верхнем уровне
утром. Если на завтрак еще добавить шоколадные шарики, кукурузные
хлопья, булочку с мармеладом или хлеб с шоколадным маслом, уровень
сахара в крови резко повысится. Как нарочно во время уроков в школе, на
которых ученики активнее всего работают, их способность мыслить
понижается. Чем больше сахара дети едят рано утром, тем больше
выплескивается гормонов стресса и тем меньше становится их способность к
концентрации.
Что же школьники должны есть на завтрак? Им
нужны углеводы для выносливости и для хорошего настроения. Диетологи
советуют комплексные углеводы, которые содержатся в хлебе из муки
грубого помола или ржано-пшеничном хлебе, во фруктах, «мюсли» с орехами и
молоком и в белке вареного яйца. Решающую роль здесь играет так
называемый гликемический индекс, который часто используется в различных
диетах. Исследователи выяснили, что мозг работает лучше всего, если он
снабжается глюкозой медленно и равномерно. Из-за быстро расщепляемых
углеводов процент содержания сахара в крови поднимается быстро и высоко,
а затем снова падает на низкий уровень. Чем чаще это происходит, тем
сильнее дети снова хотят есть такой сахар, чтобы хорошо себя
чувствовать, и это замкнутый круг. Перекусы в виде плиток шоколада на
перемене все больше заманивают детей в ловушку стресса.
После школы детям нужна полезная горячая пища.
Та к как школы, как правило, не предоставляют оптимального меню,
родителям не остается ничего другого как самим заботиться о питании,
соответствующем физиологическим потребностям школьников. Овощи, рис,
макароны, картофель, салаты, мясо и рыбу нужно готовить так, чтобы
сохранить все полезные вещества. В юные годы создается вкус. Вкусовые
сосочки во рту ребенка, которым предлагают только блюда быстрого
приготовления, чахнут. Чем больше от них утаивать спектр ароматов разных
видов овощей и фруктов, тем меньше они в будущем будут стремиться к
этим продуктам. Поэтому дети часто не любят «здоровую пищу».
После обеда необходим перерыв. На полный
желудок не очень хочется учиться! Ответственным за нежелание делать
задания сразу после еды является понижение желудочного гормона грелина,
оказывающего влияние на мозг. Если уровень гормона высок, можно хорошо
сконцентрироваться, и память будет хорошо работать. Острее всего
внимание при легком голоде. Так как «гормон ума» вырабатывается только
на голодный желудок, выполнение домашних заданий особенно эффективно
перед едой.
Важные моменты.
•Школьникам в возрасте четырнадцати лет и старше
необходимо выпивать 2 литра жидкости в день (младшим школьникам,
соответственно, меньше), чтобы они могли оптимально учиться. Лучший
напиток – это вода! Лимонады и даже фруктовые соки увеличивают массу
тела и снижают способность к концентрации.
•Составьте меню разнообразного, здорового завтрака.
Большинство хлопьев для завтрака не что иное, как просто сладость. Яйца,
ветчина, хлеб из муки грубого помола, фрукты, мюсли из цельных овсяных
хлопьев без сахара и молочные продукты будут лучшим «допингом для
мыслительной деятельности» вашего ребенка.
•Объясните ребенку, что постоянное потребление
сладостей заставляет его испытывать стресс, и процесс обучения без них
происходит быстрее и лучше. Сладости лучше есть непосредственно после
еды, чтобы не нагружать поджелудочную железу.
•Договоритесь с ребенком, что он не будет есть сладкие
булочки на перемене. Лучшая еда в промежутке между основными приемами
пищи – это фрукты, молочные продукты, орехи и хлеб из муки грубого
помола, все это вполне можно есть в школе на полдник.
•Нужно есть фрукты и овощи 5 раз в день! Недостаток витаминов лишает сил.
•О белке нельзя забывать даже любителям макарон! Мясо, молочные продукты, яйца и рыба стимулируют здоровый рост клеток.
•Особенно важны для нервных клеток мозга жирные кислоты
омега-3, содержащиеся в рыбе (сельдь, скумбрия, лосось), и
фосфатидилсерин, содержащийся в яйцах и печени.
•«Мусорная еда», такая как гамбургеры, хотдоги,
картофель фри или чипсы, печенье и шоколадные батончики, а также сладкие
напитки, не содержит никаких питательных веществ и ведет к ожирению.
Они резко поднимают уровень содержания сахара в крови, однако эта
энергия сохраняется недолго, а затем ребенок чувствует себя уставшим.
Если вы запретите ребенку есть эти популярные продукты, он будет только
больше хотеть их. Лучше объясните ему, почему важно питаться полезной
для здоровья пищей и почему нужно исключить «мусорную еду» из своего
рациона.
•Помните, что любые биологически активные добавки ребенку можно давать только после консультации с врачом. |