Тот факт, что во время изучения любого школьного
предмета большую роль играет отношение к нему ребенка, мы уже выяснили.
Если тема урока школьнику нравится, он занимается с увлечением и
выполняет домашние задания с радостью. Новые слова на иностранных языках
запоминаются с изумительной легкостью, когда ребенок проводит каникулы
за границей. С гордостью дети заказывают себе испанский «escalope»
(эскалоп), предлагают французским ровесникам «jeux de balle» (игры в
мяч) и радуются, что поедут завтра на boat trip (морскую прогулку).
Здесь эти слова относятся к повседневной реальности и наполнены жизнью и
эмоциями. А вот зубрежка исторических дат и математических формул к
очередной контрольной для большинства учеников смертельно скучна. При
этом тот, кто не повторяет материал регулярно, вскоре его забывает:
вовсе не достаточно один раз выучить записи в тетради или правила в
учебнике, на следующий же день многие не вспомнят уже существенную часть
того, что учили.
Научные исследования головного мозга доказали,
что эмоции в обучении играют решающую роль. Иначе говоря, развитие
памяти невозможно без эмоций! Мы легко можем найти этому подтверждение в
собственной жизни. Такие счастливые моменты, как свадьба или спортивная
победа, а также трагические события жизни, например несчастный случай
или расставание с дорогим человеком, отпечатываются у нас в памяти в
мельчайших деталях. Рассказывая о них, мы часто говорим: «Я никогда не
забуду этого!» Учеба же, напротив, редко ассоциируется с эмоциями,
скорее со скукой или рутиной.
Каким образом результаты этих исследований можно
применить для работы с учениками в школе? Какие стратегии могут
использовать родители, чтобы помочь своим детям в учебе? Для того чтобы
обучение было эффективно, оно должно доставлять детям удовольствие.
Каждый ребенок с рождения очень любопытен и любознателен. Дети активно
исследуют окружающий мир. Они радуются всему происходящему вокруг и с
гордостью сообщают о каждом своем новом достижении: «Я сделал это!»
Ребенку нужна цель при получении и использовании знаний, тогда он
захочет учиться. А что зачастую получается в действительности? Школа с
самого первого класса постепенно становится негативной частью жизни
ребенка. Нередко получается, что рабочая неделя школьника средних
классов состоит из 50 рабочих часов, что даже больше, чем у его
родителей. Он испытывает стресс, страх, перенапряжение, падает
успеваемость, начинаются ссоры в семье, и в результате практически
каждому второму ученику средней школы требуются дополнительные занятия с
репетитором по одному или нескольким предметам. В этой главе мы
постарались собрать всю полезную практическую информацию по новейшим
исследованиям в области памяти и предложить родителям и преподавателям
эффективные варианты помощи детям в учебе.
Запомнит ли ребенок все слова из очередной главы
учебника, возможно, не столь существенно в перспективе. Наша система
образования, к сожалению, ставит близорукую цель за короткий промежуток
времени впихнуть в головы учащихся довольно большой объем учебного
материала до ближайшей контрольной работы или экзамена. Тот, у кого
хорошо развита кратковременная память, успешен в учебе. Хорошие оценки
радуют как учеников, так и их родителей, и нет никакой разницы, заучен
ли учебный материал быстро и поверхностно или же ученик получил глубокое
понимание предмета, которое позволит ему творчески подходить к
выполнению заданий.
Эволюция задумала наш мозг не таким образом,
чтобы мы создавали в нем архивы из отдельных фактов. То, что мозгом
определяется как «бесполезное знание», вскоре забывается. При этом не
место хранения является ограничивающим фактором, разъясняет американский
исследователь головного мозга и нобелевский лауреат Эрик Кандел. «Мозг
стремится оставить место для творчества, для игры с идеями!» Профессор
Кандел уверен, что люди, обладающие так называемой сказочной памятью,
зачастую чувствуют себя ужасно. У них создается ощущение, что в их мозге
много «мусора». Именно поэтому многие исследователи процессов головного
мозга и психологи взывают к политикам в области образования с просьбой
разгрузить переполненные учебные планы и дать детям больше возможностей
для творчества, поиска причинно-следственных связей и практического
опыта.
Вопрос о значении нашей памяти настолько же
прост, насколько сложен: разумеется, без наличия памяти мы не могли бы
вести нормальный образ жизни, не смогли бы справиться с нашими
повседневными делами. Осознанно и неосознанно мы берем из нашей
индивидуальной памяти знания и опыт, чтобы жить, действовать,
планировать свое будущее. Память также разгружает наше сознание
посредством рутинных действий, над которыми нам не приходится долго
размышлять.
Наряду с таким «практическим» свойством наша
память имеет первостепенное значение для каждого отдельного человека:
память описывает нам, кто мы есть. Она пишет историю нашей жизни. Память
– это центр личности. Только благодаря памяти мы можем сказать «Я» и
иметь в виду свою собственную неповторимую историю жизни со своим
индивидуальным прошлым, осознанным настоящим и запланированным будущим.
Весь наш опыт хранится в памяти. В то же время каждый отдельный опыт,
каждый отдельный учебный процесс изменяет наш мозг.
Опыт, который мы получаем, запоминается на уровне нейронов.
До самого зрелого возраста «жесткий диск» нашего
мозга заполняется знаниями и опытом, поэтому мозг взрослого человека
имеет такое грандиозное значение. «Чего не знал Ванюша, того не будет
знать Иван», – гласит народная мудрость, и в этом большая доля истины.
Сегодня наука может доказать, что и головной мозг взрослого человека
развивается благодаря своей нейропластичности, то есть до глубокой
старости способен к моделированию и обучению.
То, что мы переживаем в повседневной жизни и
изучаем в школе, каждый день понемногу меняет нас, так как структуры
головного мозга развиваются и моделируют тем самым личность. Это
происходит как в положительном, так и в отрицательном направлениях:
кнопки удаления в памяти нет. Поэтому так велика наша ответственность за
путь образования, который мы открываем нашим детям, ведь они должны
научиться творчески использовать приобретенные знания, добиваться успеха
и решать проблемы.
В наши дни о тайнах человеческой памяти и
процессе обучения известно довольно много. Сегодня мыслительные процессы
посредством компьютерных томографов могут стать видимыми. Можно
проследить, какие структуры и системы активируются в человеческом мозге в
процессе воспоминания и как они взаимодействуют. Исследователи в
настоящее время обладают большими знаниями не только о процессах,
происходящих в головном мозге, но и о механизмах и способах хранения в
нем информации, о том, почему для каких-то данных в мозге отводится
достаточно много места, а другие данные вообще не имеют шанса
закрепиться у нас в голове. Неврологи могут расходиться в каких-то
дидактических выводах, но ясно одно: головной мозг человека учится
постоянно, всю жизнь.
Тест на уровень развития памяти даст вам первые
указания, что и каким образом ребенок способен запомнить, а в чем у него
имеются проблемы. План действий в конце книги поможет вам оказать
ребенку конкретную помощь, которая позволит ему постепенно
оптимизировать способности своей памяти.
Речь в этой части книги идет не о поверхностных
советах и трюках, как «на отлично» выучить наизусть стихотворение
Лермонтова или запомнить все формулы из учебника. Главное – и дома, и в
школе создать учебную атмосферу, в которой память ребенка будет
демонстрировать наилучшие результаты. Практические рекомендации,
основанные на новейших научных данных, помогут поддерживать готовность и
способность ребенка к обучению. Эффективно воспринимать учебный
материал и оптимально его сохранять – вот важнейшие навыки для
формирования хорошей памяти, это основа для оптимального развития
способностей и творческого мышления ребенка.
«Дети – это не сосуды, которые нужно наполнять, а
огонь, который нужно зажечь» – это мудрое высказывание принадлежит
известному французскому литератору и врачу Франсуа Рабле. Еще в XVI веке
он смог словно с помощью рентгена заглянуть в головной мозг учеников и
увидеть, какой нейронный фейерверк происходит в клетках в процессе
запоминания увлекательного материала! |