Мотивированные дети – это самостоятельные дети. Они
прикладывают больше усилий, чтобы справиться с заданием, даже с
неприятным, потому что сами понимают, зачем им это нужно. Потребность в
самостоятельности – одна из трех основных психологических потребностей
человека, как мы уже выяснили в первых главах.
Но как способствовать развитию в ребенке
самостоятельности? Ответ парадоксален: ставя разумные ограничения. Детям
необходимы ориентиры, рамки, внутри которых они могут свободно
развернуться. Прежде всего это четкий, подробный распорядок дня в
определенном подходящем ребенку ритме, обеспечивающий здоровый образ
жизни. Он должен включать в себя время для выполнения домашних заданий и
совместные обеды или ужины с семьей. Американские психологи установили,
что дети, которые хотя бы семь раз в неделю садятся за стол вместе с
другими членами семьи, получают значительно более высокие оценки по
сравнению с другими детьми, кроме того, у них снижается риск стать
наркоманами, и даже их общее физическое состояние лучше. Этот эффект
достигается также, если родители достаточно много времени проводят с
ребенком дома. Совместные трапезы и совместный досуг с родителями очень
важны для ребенка.
Вам нужно договориться с ребенком, когда и где
он будет делать домашние задания, когда идти спать или садиться за
стол. Если время для занятий установлено и оно постоянно, не будет
напряженных споров, пора делать уроки, или можно посмотреть еще один
мультфильм. При этом простое и постоянное расписание воспринимается
детьми легче, чем многочисленные правила.
Вам нужно установить для ребенка следующие правила, касающиеся школы:
•посещение школы – обязанность ребенка, как и работа по
дому, о которой вы с ребенком договорились. Отлынивание не
приветствуется, если только ребенок не заболел. Ребенок должен сам
вовремя вставать по утрам и собирать все необходимые ему в школе вещи;
•вопрос о выполнении домашних заданий вне обсуждения. Как и когда они должны выполняться, вы можете решить вместе с ребенком;
•об оценках ребенок должен сообщать. Всегда можно спокойно все обсудить и, в случае неудач, набросать план по улучшению ситуации.
Если правила нарушены, вы должны
последовательно отреагировать. Если ребенок, например, не соблюдает
время, предназначенное для уроков, примите соответствующие меры. Они
должны быть разумными, логичными и понятными ребенку. Например: «Если ты
через десять минут не выключишь компьютер и не сядешь за уроки, не
пойдешь гулять после обеда». Оставайтесь непоколебимыми в своем решении,
даже если иногда это сложно.
В рамках своих возможностей детям необходимо
как можно раньше принять ответственность за свое обучение на себя, при
этом они должны знать, что родители их всегда поддержат.
Самостоятельность не означает, что детей нужно бросить на произвол
судьбы. Помогайте при необходимости, но по возможности поменьше.
Кто собирает портфель у вас дома, кто
раскрывает книгу с домашним заданием, кто читает вслух задачу? Если это
не ваш ребенок, скорее меняйте ситуацию.
Объясните ребенку, как он может самостоятельно
распланировать обучение, задав ему наводящие вопросы: «По каким
предметам у тебя сегодня задания? С чего ты хочешь начать?» – «Как ты
будешь учить стихотворение?» Проверяйте задания только тогда, когда он
их закончит.
Никогда не подсказывайте ребенку ответы.
Переживание успеха от самостоятельно решенного после долгих мучений
уравнения дольше сохраняется в памяти, чем ответ, который подсказала
мама. Последовательно выводите ребенка на правильный путь и склоняйте к
самостоятельным размышлениям. Давайте ему все необходимое, побуждайте
применять собственные учебные стратегии, помогайте пробовать новые
методы.
Дайте ребенку возможность проверить свою работоспособность и бросить себе вызов.
При этом показывайте ему свое доверие: «Я
знаю, ты сможешь все сделать самостоятельно». Предъявляйте требования
высокие, но соответствующие возможностям ребенка, избегайте недооценок и
переоценок.
|