Успех в учебе зависит не только от врожденного таланта,
но в большей степени от уверенности в своих способностях. Чтобы добиться
хороших результатов, дети должны верить в то, что у них получится. Они
должны чувствовать, что смогут справиться с поставленными или
самостоятельно выбранными задачами.
Представление о собственном развитии и
талантах, которое складывается у ребенка, оказывает огромное влияние на
его готовность пробовать свои силы в трудных делах. Каждый ребенок
рождается с определенным генетическим потенциалом, но на его развитие
сильно влияет окружающая среда, поэтому заложенный потенциал может либо
вырасти благодаря стимулам, либо уменьшиться из-за их отсутствия.
Уровень интеллекта детей, которых не стимулируют должным образом дома,
снижается.
Уже в возрасте 10-12 лет дети имеют четкое
представление о своем уме и своих недостатках: тот, кто понимает, что
способности можно развить, добивается лучших результатов в учебе. Мнение
ребенка о его собственном интеллектуальном развитии и талантах можно
изменить. Достаточно объяснить ребенку, что человеческий мозг постоянно
совершенствуется в ходе обучения, в нем образуются новые нервные клетки и
связи между ними, а значит мозг можно тренировать, как мускулы, и эта
тренировка имеет смысл.
Помогите ребенку понять, как его старания
приводят к нужным результатам, это тоже будет способствовать развитию у
него динамического представления о себе. Подчеркните, чего он добился
благодаря упражнениям, учению, упорству или правильным стратегиям. Не
должно быть фраз типа: «Мне просто повезло» или «Задания были легкими» и
тем более таких: «Немецкий – такой предмет, где или везет, или не
везет» и «Либо ты математик, либо нет».
Побуждайте ребенка ставить перед собой
реальные цели, оценивая при этом, сможет ли он их добиться. Это повышает
чувство самоэффективности. Напоминайте ему о его прошлых достижениях,
сравнивайте своего ребенка с ним самим пол года назад, а не с другими
детьми.
Задумывайтесь о том, какое мнение о школе и
определенных «ненавистных предметах» складывается у вашего ребенка.
Возможно, после нескольких плохо написанных контрольных работ у него
появилось убеждение, что у него нет способностей к английскому языку или
он слишком глуп для математики, вследствие чего нет больше смысла
стараться.
|