Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 00:31:31
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ЛИТЕРАТУРА [306]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [89]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [128]
ХИМИЯ [109]
ФИЗИКА [137]
БИОЛОГИЯ [119]
АСТРОНОМИЯ [53]
ИСТОРИЯ [377]
ГЕОГРАФИЯ [121]
ЭКОНОМИКА [131]
МАТЕМАТИКА [75]
ИНФОРМАТИКА [7]
АРХИТЕКТУРА [57]
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО [45]
МУЗЫКА [76]
ЛОГИКА [0]
ПЕДАГОГИКА [56]
АВИАЦИЯ [14]
КУЛЬТУРА [144]
ГЕОЛОГИЯ [22]
МЕДИЦИНА [99]
РЕЛИГИЯ [52]
ФИЛОСОФИЯ [140]
ЭКОЛОГИЯ [45]
ПСИХОЛОГИЯ [84]
ЭТИКА [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [89]
ВОЕННОЕ ДЕЛО [72]

ХИМИЯ МЫЛА
04.06.2011, 20:38:18

План

1. Получение мыла.

2. Свойства мыла.

2.1. Горение мыла.

2.2. Взаимодействие мыла с кислотами и солями.

1. ПОЛУЧЕНИЕ МЫЛА

Согласно греческой мифологии, у бога врачевания Асклепия были дочери Гигея и Панацея. Панацея «ведала» исце­лением, а Гигея — здоровьем. От имени Гигея произошло сло­во «гигиена». Гигиенические воззрения греков и римлян со­ставили основу античного культа тела. Римские бани — термы — были не только местом, где можно помыться, но и средото­чием общественной жизни: «В общественных банях он бывал редко: разве что появится вызывающий восхищение ритор, о котором идет молва, или когда происходили особенно инте­ресные состязания».

О гигиене в средневековой Европе единого мнения нет.

Одни полагают, и это всячески обыграно в многочисленных книгах и фильмах, что люди в то время мылись крайне редко: «Свадьба состоится через три недели, какой резон мыться рань­ше? В мое время девушки не стремились лишний раз раздеть­ся под предлогом смывания грязи. Частое мытье — грех перед Господом».

Другие опровергают это: «Крис считал, что средневеко­вые люди были грязными и вонючими, облепленными много­летней грязью. Но все обстояло не так: эти люди, казалось, делали фетиш из чистоты. Рядом находилась лохань с испус­кавшей нар водой и лежала скроенная из грубой ткани рука­вица для мытья. Крис принялся усердно скрести себя. Нако­нец он объявил, что закончил. Но мальчик возразил: «Мастер Кристофер, вы еще не чисты». Мальчик тер его тряпичной мочалкой. Это продолжалось не менее часа».

Люди давно поняли, как важна гигиена для здоровья: «умываясь, он вспоминал, как она заставляла тщательно мыться с мылом, говорила, что это убережет от вшей и чирьев». Моющие средства, среди которых важное место занимает мыло, облегчают процесс мытья, стирки и, бесспорно, стали предме­том первой необходимости. В годы войн, разрухи и лихолетья мыло, наряду с продуктами питания, относилось к категории строго нормируемых, жизненно необходимых товаров.

Писатель-фантаст Кир Булычев, повествуя о путеше­ствии в мир древнегреческого мифа, приводит любопытный диалог: «Не знаю, какие сумочки носили гречанки, но мне сум­ка нужна. Я положу лишь то, что кладут все женщины мира:

зеркало, гребень, мыло... — Никакого мыла! Оно еще не изо­бретено!» [5]. Однако это заблуждение: в те легендарные вре­мена уже пользовались мылом. Описываемые события автор относит к VI в. до н. э., а мыло как обыденная вещь уже упо­минается в тексте VII в. до н. э. («умылся мылом и много употребил на себя щелоку...»).

Что же такое мыло? Мылом называют соли щелочных металлов и высших жирных кислот, преимущественно стеа­риновой, пальмитиновой и олеиновой. Традиционное мыло получали расщеплением жиров щелочами, т. с. для получения мыла нужны жиры и щелочи - вещества, известные с древнейших времен.

«Сварить» мыло, в принципе, можно из любого природ­ного жира. Можно обойтись без едкого натра или кали, заме­нив их содой (поташом), а то и растительной золой, но каче­ство продукта и условия проведения процесса при этом, разу­меется, будут существенно отличаться. Избежать осложнения можно, придерживаясь такой методики.

В керамическом или стальном сосуде расплавьте 70 г говяжьего и 30 г свиного жира, при перемешивании порциями добавьте раствор 25 г едкого натра и 30 мл воды и грейте смесь 30 мин на кипящей водяной бане, добавляя по мере испарения воду:

Добавьте 100 мл 20%-ного раствора хлорида натрия и, нагревая смесь, добейтесь разделения фаз. Снимите затвердевший при охлаждении слой мыла и осторожно промойте небольшим количеством холодной воды; завернув в ткань, отожмите, тщательно разомните и, подогрев, придайте желае­мую форму. Из-за остатков щелочи использовать полученный продукт в быту нельзя, но для изучения химических свойств мыла он пригоден.

2. СВОЙСТВА МЫЛА

2.1. Горение мыла

При горении мыла образуются углекислый газ, вода и минеральная соль, которая затрудняет дальнейший ход про­цесса. Например, полное окисление стеарата натрия протекает следующим образом:

2С,7Н,5СОО№ + 52О2 -> 35СО2 + 35Н2О + №2СО3.

Однако в реальных условиях не весь содержащийся в мыле углерод успевает прореагировать с кислородом и на­блюдается выделение углерода в виде сажи.

Как соль, образованная слабой кислотой I сильным ос­нованием, мыло подвергается гидролизу, и его раствор имеет щелочную реакцию. Оно также вступает в реакцию обмена.

2.2. Взаимодействие мыла с кислотами и солями

Если к раствору мыла в дистиллированной воде добавить несколько капель серной или соляной кислоты, а затем раствора медного калия или железного купороса, то наблюдается выпаде­ние осадков малорастворимой в воде кислоты или соли.

Соли высших жирных кислот, кроме солей калия, натрия и аммония, практически нерастворимы в воде, и мыло плохо мылится в воде, содержащей большое количество со­лей кальция или магния, — образующиеся в результате об­менных реакций соли выпадают в осадок. Поэтому гидроксид кальция для получения мыла не используют: «Обработ­ка жира известью дает нерастворимое и, следовательно, бес­полезное мыло, тогда как при обработке содой получилось бы растворимое мыло, которое могло пригодиться колонис­там в быту».

Помимо мыла для мытья и стирки можно использовать множество синтетических веществ либо даров природы: «Пусть принесет в умывальню побольше мыла, хвоща, пота­ша, кипрского корня, диких бобов, отвара лотоса и вообще всяких моющих средств...». Мытье (стирка) — совокуп­ность сложных взаимосвязанных и взаимообусловленных физико-химических процессов, сводящихся в конечном счете к распределению загрязнений в моющей среде. Не вдаваясь в подробности, рассмотрим действие мыла.

Моющий эффект обусловлен процессами, происходящи­ми на поверхности раствора, где в связи со спецификой стро­ения сосредоточены молекулы мыла (такие вещества называ­ются поверхностно-активными — ПАВ).

В воде растворимые соли мыла диссоциируют на ионы.

Анион состоит из протяженного гидрофобного («не лю­бящего воду») углеводородного фрагмента — «хвоста» -К и гидрофильной («любящей воду») «головы» - СОО~. Нали­чие «не любящего воду» фрагмента приводит к тому, что в растворах мыло существуют в виде макромолекулярных об­разований — мицелл — совокупности анионов, ориентирован­ных гидрофобными «хвостами» внутрь, а заряженными «го­ловами» наружу, где формируется слой из полярных молекул воды — растворителя. Увидеть мицеллы без специальной ап­паратуры нельзя, но, проделав несложный опыт, можно кос­венно убедиться в их существовании.

Алхимический принцип «подобное растворяется в по­добном» лежит в основе действия моющих средств. Мыло способствует смачиванию поверхности и проникновению мо­ющей среды между загрязнителем и загрязненным телом.

«Подобное в подобном» — у гидрофобной поверхности за­грязнителя находятся гидрофобные «хвосты» мыла. Вокруг гидрофильных «голов» формируется внешний слой из моле­кул воды — происходит то же, что и при растворении мыла.

Образовавшиеся мицеллы достаточно прочны, чтобы обеспе­чить дробление загрязнителя, отрыв его частиц от загрязнен­ного тела и переход в объем моющей среды.

Итак, эффективность действия моющих средств зависит от ряда факторов, а именно от способности:

переносить грязевые частицы (от электростатических вза­имодействий между частицами загрязнения и пеной);

дробить загрязнения и равномерно распределять их в объеме моющей среды (от эмульгирующей способности); смачивать тела (способствовать проникновению моющей среды между частицами загрязнителя и загрязненного тела).

Категория: ХИМИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: лучшие рефераты, химический элемент, Таблица менделеева, реферат по химии, банк рефератов, скачать бесплатно, Химическая реакция
Просмотров: 2456 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0