Художник Василий Поленов и его картина «Бабушкин сад» Бабушкин сад. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва Страницы биографии Художник-передвижник Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) родился в Петербурге, в родовитой дворянской семье. Его интерес к искусству родные поддерживали и поощряли. В 1863 г. он поступает на юридический факультет Петербургского университета и одновременно ствановится вольнослушателем Академии художеств. Золотая медаль по окончании Академии дала ему право на поездку за границу. В 1872 г. Поленов едет в Италию, а затем во Францию. Он работает над пейзажем, овладевает азами пленэрной живописи. В сентябре 1876 г. Поленов добровольцем отправляется на сербско-турецкий фронт, чтобы принять участие в освободительной борьбе против турецкого гнета. Там этот высокий темноглазый красавец художник вскоре стал известен своим спокойным бесстрашием. Он был награжден черногорской медалью «За храбрость». А в журнале «Пчела» периодически появляются его этюды и рисунки, рассказывающие о быте сербской армии. Поленово. «Аббатство» – мастерская художника После возвращения на родину Поленов поселился в Москве. В 1878 г. он закончил писать свою картину «Московский дворик», которая была показана на Передвижной выставке и вызвала всеобщий интерес. Она понравилась и П.М. Третьякову, который приобрел ее для своей галереи. Это было высшей оценкой работы художника. В 1882–1894 гг. художник занимался преподавательской деятельностью в Московском училище живописи, ваяния и зодчества: вел пейзажный класс и класс натюрморта. Его мастерская пользовалась огромной популярностью. Из нее вышли такие ставшие впоследствии известными художники, как Левитан, Коровин, Архипов, Головин, Малютин, Остроухов, Мешков, Бакшеев, Рябушкин... Усадьба Василия Поленова в Тульской области стала музеем. Рядом с музеем-усадьбой ныне шумят те самые сосны да березы, что когда-то сажал художник на крутом берегу Оки, чтобы добавить красоты родной земле. «Поэт живописи» Так сказал о Василии Дмитриевиче Федор Шаляпин. Имя Поленова прославила пейзажная живопись. Красота земли была музой — вдохновительницей художника. Природа одарила его абсолютным зрением пейзажиста, талантом природовидения. Бесспорным тому доказательством стали не только картины Поленова, но и этюды. Отличить одно от другого порой бывает очень нелегко. «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Ранний снег», «Заросший пруд», «Золотая осень», «Осень в Абрамцеве», «Летом на Оке»... Московский дворик. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва Об этюдах следует сказать особо. Этюд для любого художника — это своеобразный «черновик». Он выполняется полностью с натуры и требует от автора острого глаза, умения писать быстро, энергично, создавая порой за один-два сеанса законченное произведение. Если до Поленова этюд в творчестве художников чаще всего имел значение вспомогательной, подготовительной работы для большой картины, то у Поленова он сам становится произведением искусства, приобретающим самостоятельную эстетическую ценность. Поэтому П.М. Третьяков купил «черновики» Поленова и вывесил их в особой комнате своей галереи — комнате Поленова, хоть дело было невиданное: этюды в России выставлялись впервые. Художник-гражданин Гражданственность издавна была благороднейшей чертой русских художников. Василий Поленов не стал исключением. Его жизнь и творчество всегда подчинялись принципам гуманизма и красоты. Во время своего пребывания за границей после окончания Академии художеств Поленов писал Репину из Рима: «Много чего... видел и все-таки скажу, что наша плоская возвышенность роднее и симпатичнее мне, чем все эти чудеса». А когда они встретились в Париже, Поленов стал звать друга вернуться в Россию раньше срока пенсионерства и поселиться в Москве. Чувствовал, что там не придется выискивать сюжеты: всякая малость запросится в картину. Из Франции художник писал: «Никто более меня не желает вернуться на родину, чтобы моим трудом доказать на деле мою горячую любовь к ней и искреннее желание быть, насколько могу, ей полезным». И это не были лишь красивые слова. Василий Поленов много сделал. Он всегда находился в самой гуще событий культурной жизни России. Близкий друг Крамского, Репина и Васнецова, он принимал активное участие в работе Товарищества передвижных выставок.Будучи истинным гражданином, Василий Поленов заботился о просвещении простого народа. Художник оставил по себе добрую память, построив в деревнях под Тарусой две школы. Заросший пруд. 1880. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Последние годы своей жизни Поленов посвятил созданию народного театра. Поленов организует секцию народных театров при Обществе народных университетов, чтобы «содействовать устройству фабричных, деревенских, школьных театров». Народный театр. Здесь раскрылись многочисленные таланты Василия Поленова. Как педагог и актер он организовал для крестьян несколько театральных кружков. В 1915 г. по проекту Поленова для народных театров при Обществе народных университетов был построен дом с декорационными мастерскими и театральным залом. «Ведь он архитектор, да еще какой!» — восторгался Репин. Как композитор он автор симфонии, оратории, романсов, оперы «Призраки Эллады»... Как художник и декоратор он рисует декорации для спектаклей, принимает участие в оформлении сцены. Как режиссер он ставит спектакли, где играли рабочие и дети из сиротских домов... Один из театров Поленова был в деревне Страхово (под Тарусой), совсем рядом с его усадьбой. И в годы Гражданской войны, и в годы разрухи здесь шли пьесы Шекспира, Пушкина, Шиллера, Мольера, народные сказки... На одном из представлений какой-то мальчуган подошел к художнику и, протянув ему свежую булочку, сказал: «На тебе, Василий Дмитрич, кушай на здоровье...» Это был по тем временам щедрый дар! «Настоящий светлый человек» Василий Поленов был доброжелателен, отзывчив, верен слову и дружбе. Прямота, искренность, способность всегда оставаться самим собой еще усиливали остроту и верность видения художника. Молва о поленовской доброте и человечности передавалась художниками по всей России. Это он, академик Поленов, дописал панно заболевшего Врубеля, чтобы они попали в Нижний Новгород на Всероссийскую художественно-промышленную выставку 1896 г., для которой были заказаны. Это он, Поленов, юрист по специальности, сделал все возможное, чтобы прекратить судебное разбирательство по сфабрикованному против известного мецената и коллекционера произведений искусства Саввы Мамонтова делу. И добился своего: следствие прекратили, обвиняемый был освобожден из тюрьмы и переведен под домашний арест. Это он, Поленов, помог гордому и застенчивому саратовскому мечтателю, талантливейшему художнику Борисову-Мусатову в минуту крайней нужды. Это он, художник Поленов, понимая, как тоскует по России живущий во Франции И.С. Тургенев, подарил писателю, который приехал на открытие памятника А.С. Пушкину, один из этюдов к своей картине «Московский дворик». Кому не знакома теперь эта картина, этот небольшой зеленый дворик, затерявшийся среди тихих переулков Арбата! Сюжет, казалось бы, прост. Но это — родина... Начало лета. Утро. Солнце поднимается все выше, нагревая землю своим теплом, — и дворик оживает. Мы видим, как торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, в густой зелени травы затеяли возню ребятишки, впряженная в телегу лошадь ожидает своего хозяина. Эта будничная суета не нарушает безмятежной тишины... И Тургенев увез с собой в Париж драгоценный уголок родной земли, с ее небом и воздухом, с ее красками и запахами, с белоголовыми ребятишками и теплом родного солнца — со всем тем, что становится особенно дорого в разлуке. Это он, Поленов, построил дом не только для себя, предусмотрев в нем мастерские для друзей-художников. Поленов и в годы своего расцвета, и на закате жизни говорил: «Я всегда любил больше всего работу, в разных ее видах — и в огороде, и в столярной, и на реке, и в мастерской. Поэтому мне дорого оставить друзьям... по кусочку этой работы». Репин утверждал: «Надо быть наперед человеком, настоящим светлым человеком, а уж потом художником». Таким «настоящим светлым человеком», человеком прежде всего, и был народный художник в истинном значении этого слова Василий Поленов. Работа по картине «Бабушкин сад» Что на картине? В Москве ликует июнь. Сады, дворы, крыши домов, переулки белокаменной утопают в солнечных лучах. Ослепительно сверкают золоченые купола ее сорока сороков. И высоко-высоко над причудливым кружевом крестов плывут медлительные облака… Вот и здесь, в заросшем саду, так же неторопливо по тропинке в сопровождении прелестной девушки в розовом платье прогуливается сгорбившаяся старушка в черном. Лето. Цветет мальва, кипрей, прозванный в народе иван-чаем, лилия… Растут вездесущие крапива, лопухи, трава-мурава… По обеим сторонам тропинки — сирень, рябина, березы… Поразительная простота сюжета! Но эта простота кажущаяся. Сад… Образ сада в русской живописи (В.М. Максимов. «Всё в прошлом», В.Д. Поленов. «Бабушкин сад», А.А. Пластов. «Когда на земле мир», «Солнышко» и др.), как и в литературе, занимает особое место. Например, в пьесе Чехова «Вишневый сад» он — центральный образ, символ красоты и поэзии. Обращаясь к нему, Раневская восклицает: «О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод…» Сад в пьесе — символ неизбежной гибели, уходящей, распадающейся жизни. Об этом в финале возвещает стук топора… Один из рассказов Константина Паустовского, как и картина Василия Поленова, называется «Бабушкин сад». Автор рассказа, описывая сад, словно озвучивает его. Думается, это описание поможет нам не только увидеть, но и услышать картину художника Поленова. «В непролазной траве весь день копошились и гудели шмели. Иногда они вырывались из травы… и со звоном подымались вверх… Но радовались они напрасно — в вышине, где всегда летал пух от одуванчиков, шмелям приходил конец. Там их хватали на лету ловкие скворцы и тут же проглатывали. И ни один скворец не поперхнулся, хотя шмели были страшно мохнатые. В бочке с дождевой водой у крыльца поселилась лягушка… Раньше из бочки брали воду поливать цветы… Лягушка вылезала из бочки только вечером и сидела, отдуваясь, около крыльца, посматривала на скворцов. Она их боялась… Лягушка боялась еще квакши — маленького древесного лягушонка с пухлыми лапками. Он сидел на ветке, таращил глаза и молчал. Кричал он редко, только перед дождем. Тогда всё в саду замолкало, и было слышно, как далеко за лесом погромыхивает небо. Скворцы постоянно дрались с галками, а успокоившись, рассаживались на ветвях липы и начинали изображать пулеметный бой. От этого не только у лягушки, привыкшей к водяной своей тишине, но даже и у бабушки разбаливалась голова. Бабушка выходила на крыльцо, стыдила скворцов, махала на них полотенцем. Тогда скворцы перебирались повыше и, помолчав, начинали показывать, как дровосеки с натугой пилят деревья, — это было еще хуже, чем пулеметный бой». На картине Поленова «Бабушкин сад» перед нами уголок патриархальной Москвы, где тихо дремлет, грезя о невозвратном, обветшалый барский дом с колоннами. Это одно из обедневших дворянских гнезд, рассыпанных тогда по всей России. Почувствовать, что время накладывает свою неизгладимую печать не только на человека, но и на особняк, нам ненавязчиво помогают детали: облупившаяся штукатурка на колоннах, поврежденная лепнина на фронтоне, неровности ступеней. Но несмотря на все это, благородная простота его архитектурных форм еще не потеряла своей привлекательности. Удивительно гармонирующая с человеком красота этой архитектуры помогает утвердить красоту бытия и одновременно подчеркивает быстротечность жизни. Чтобы не заострять внимания на теме запустения родового гнезда идущих по саду бабушки и внучки, Поленов использует прием кулис — показывает особняк сквозь густую сетку зелени. Зритель отчетливо видит только портик, лестницу и часть стены, то есть самую нарядную часть дома. Жанр картины, ее символика и колорит Картина «Бабушкин сад» относится к пейзажно-бытовому жанру. Две жанровые фигурки художник ввел в пейзаж. Белокурую девушку в розовом — внучку — Поленов писал со своей любимой сестры-близнеца. А образ согбенной старушки в старомодном чепце в чем-то сливается с дорогим художнику обликом «бабаши». Так называли в дружной семье Поленовых бабушку Василия Дмитриевича (по материнской линии) Веру Николаевну Воейкову. Сколько же знала она сказок, басен, народных песен! А еще бабушка была отменной сочинительницей и рассказчицей. Рассказывая о прошлом, она цитировала целые страницы из карамзинской «Истории государства Российского». Неотрывна от этой истории была и жизнь поленовского рода. Можно предположить, что во время одной из таких прогулок «бабаша» рассказывала внучке о родословной. А у Василия Поленова она была яркой. Его дед — участник Бородинского сражения, герой 1812 года — дружил и сотрудничал с известным российским реформатором М.М. Сперанским. Прадед Поленова (по отцовской линии) А.Я. Поленов — первый русский законовед. Он, по решению Ломоносова, изучал юриспруденцию в известных университетах Страсбурга и Гёттингена. Отец «бабаши» Н.А. Львов был известным зодчим XVIII столетия, другом поэта Державина и художников Левицкого, Боровиковского. Ему, одному из первых, было присвоено звание почетного члена Академии художеств. Художник Василий Поленов, приняв эстафету рода, достойно пронес ее через всю свою жизнь. Он стал не только юристом, но и прославленным художником, одним из первых в нашей стране удостоенным высокого звания народный художник (1927). Его картины украшают Государственную Третьяковскую галерею — гордость российской культуры. Думается, что два женских образа на картине «Бабушкин сад», введенные Василием Поленовым в пейзаж, являются своеобразными символами. Опирающаяся на палку старушка олицетворяет старость, а юная девушка олицетворяет молодость. Вдумчивому зрителю символика напоминает о быстротечности жизни. А еще эта картина — лирическое размышление художника о слиянии человека с природой. Именно так воспринимаются люди на фоне пейзажа. Сад — символ не только исторической памяти, но и вечного обновления жизни. Как бы вторя смене поколений, вновь и вновь расцветает природа. Пышно разросшаяся зелень сада занимает большую часть картины, ибо в этой зелени проявляется неистребимая сила жизни. Поэтому Поленов главным образом и показывает именно молодую поросль, свежую и сочную, оставляя за пределами изображения стволы старых, изуродованных временем деревьев. И кто знает, может быть: Клен и липы, в окна комнат Ветки лапами забросив, Ищут тех, которых помнят. С. Есенин. Дорогая, сядем рядом… Живопись картины «Бабушкин сад» отличается тонкой изысканностью: нежные пепельно-серые, сиреневатые, бледно-розовые, песочные, серебристо-зеленые краски. Такое сочетание подчеркивает элегическое настроение изображения. Ведь именно колорит — душа живописи. О чем картина? Ошибкой было бы думать, что жизнь искусства, его достижения или неудачи зависят только от художника, от его таланта. Вкладывая в свои творения частицу себя, своих чувств и мыслей, художник вправе ожидать от зрителя встречных движений души. Уметь видеть — это тоже большое искусство. Однако, кроме умения видеть, необходима способность чувствовать, а главное — размышлять. Столь незамысловатая на первый взгляд картина Василия Поленова «Бабушкин сад» очень глубокая по содержанию. Она заставляет задуматься о многом: — о человеческой жизни и ее быстротечности; — о процессах постоянного разрушения и созидания; — о смене целых эпох; — о вечном и неизбежном обновлении жизни; — о памяти сердца; — о неразрывном единстве природы и человека…
|