При князе киевском Владимире
(978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший
путь развития Руси - принятие христианства. Святая церковь сравнивает
равноапостольного князя Владимира с апостолом Павлом: сходство было не только в
чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении ко Христу после гонений на
христиан и затем - в ревностном обращении язычников в христианство. В первые
годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде,
куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году) ,
показал себя усердным язычником. "И стал Владимир княжить в Киеве один, -
говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного
Перуна с серебрянной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога,
Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами... И
осквернилась кровью земля Русская и холм тот" (под 980 год) . В
благодарность богам за победу, одержанную над ятвягами (983 год) решено было
принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из христианской семьи. Его
отец обличил ничтожество языческих богов, и разъяренная толпа язычников убила
их обоих. Но верно сказано: кровь мученников - семя христиан. Погибли на Руси
двое христиан - Феодор и Иоанн, а вскоре обратились ко Христу вместе с князем
Владимиром тысячи. Митрополит Киевский Иларион, монах Иаков и летописец
преподобный Нестор (XI век) назвали причины личного обращения князя Владимира к
христианской вере, согласно указав на действие призывающей благодати Божией. В
"Слове о Законе и Благодати" святитель Иларион, Митрополит Киевский,
пишет о князе Владимире: "Пришло на него посещение Вышнего, призрело на
него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету
идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и
невидимое. А особенно всегда он слышал о православной, христолюбивой и сильной
верою земле греческой... Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем
он быть христианином и обратить всю Землю в христианство. " Понять
превосходство христианства над язычеством и стать христианином князю Владимиру
было тем легче, что он, по слову Митрополита Илариона, обладал "добрым
смыслом и острым умом" и имел возможность ознакомиться с христианством у
себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались
богослужения на славянском языке. Относительно вопроса о времени и месте
Крещения князя Владимира есть несколько версий.
Согласно общепринятому мнению,
князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в
Крыму) ; по второй версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по
третьей - в 987 году в Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков) .
Наиболее достоверной видимо стоит признать вторую, так как монах Иаков и
преподобный Нестор согласно указывают на 987 год; монах Иаков говорит, что
князь Владимир после крещения жил 28 лет (1015-28=987) , а также что на третий
год по Крещении (т.е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взял его; летописец
преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 6495-е от
сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова
(6695-5508=987) . Приняв христианнскую православную веру, князь Владимир (в
крещении Василий) решился "обратить всю Землю в христианство".
Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление.
Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для
русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских
народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни. Киевская
Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало на Русь
восточное Православие. Видимо в целях более успешного осуществления своих
замыслов и надеясь получить из Византии необходимую помощь, особенно в деле
организации церковного управления и развития духовной культуры, князь Владимир
вступает в родство с византийскими императорами (соправителями) Василием II
(976-1025) и Константином (976-1028) в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне.
Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в
свой стольный град различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи,
князь Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси.
Крещение Руси и образование
Поместной Русской Православной Церкви.
Введение христианства в
Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным
явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах
(Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями
язычества - волхПрежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих
Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола-Перуна сбросить в Днепр, а духовенству
проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое
Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. "На следующий же
день, - говорит летописец, вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на
Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в воду и стояли там одни до шеи,
другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а
уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна
радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ...
Люди же, крестившись
расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его,
посмотрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю!
Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога,
как познали Тебя христианские страны.
Утверди в них правую и
неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его,
надеясь на Тебя и на Твою силу. " Это важнейшее событие совершилось,
согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988
году, по мнению других - в 989-990 годах. Вслед за Киевом постепенно
христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород,
Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии.
При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло
христианскую веру и Киевская Русь стала христианской страной. Крещение Руси
создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из
Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии священники,
привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы,
открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись
сообщает (под 988 год) , что князь Владимир "приказал рубить церкви и
ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя
святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы
князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определить в них попов
и приводить людей на Крещение по всем городам и селам". С помощью
греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь
Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи
равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф
христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою "духовную
Русскую Церковь". Равноапостольный князь Владимир заботился и о
просвещении своего народа. По свидетельству летописи (под 988 гооод) он велел
"собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное".
Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий
князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054) , в правление которого христианская
вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год) , продолжала
"плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри
появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав,
видя много церквей и людей христианских... " При Ярославе Мудром построены
такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София
(заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055 годы) , основан
знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год) , во многом определивший
дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси. Для
подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в
которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы
существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом Киеве.
Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и
умножения книг путем создани списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый,
как утверждает летопись (под 1037 год) , "книги любил, читая их часто и
ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на
славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди
наслаждаются учением божественным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил
книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам",
то есть основал первую на руси библиотеку. Благодаря книгам уже второе
поколение русских христиан имело возможность более глубоко изучать истины
христианской веры. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси при
Яроставе Мудром свидетельствует "Слово о Законе и Благодати"
Митрополита Илариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события
Крещения Руси и написанное, по словам самого автора, "для насытившихся с
избытком книжной мудростью". Говоря о значении христианско-просветительной
деятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную
характеристику, которую дает нам летописец (под 1037 год) : "Как если бы
один землю вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую,
- так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть
Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а
мы пожинаем, учение получая книжное". Со страниц летописи звучит похвала
книхному просвещению.
"Велика ведь бывает
польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо
от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь - реки, напояющие
вселенную, это - источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы
в печали утешаемся; они - узда воздержания... Если прилежно поищешь в книгах
мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот
беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и
евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получает душе
великую пользу". В конце XI - начале XII века христианство окончательно
утвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам
епископов Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской,
крестителем которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129) ,
среди славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского
государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком
Киево-Печерского монастыря. Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни
народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской
Церкви - Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной
церкви в жизни руского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная
месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; возросли грахданская
правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья;
стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир. "Князь, -
говорил Митрополит Никифор II великому князю Рюрику Ростиславовичу, - мы
поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживать вас от
кровопролития". Историки отмечают, что "Христианская церковь подняла
значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между
частями государства". Воспитывая верующего для грядущего града, Церковь
постоянно обновляет и перестраивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка
гражданского общежития под действием Церкви - таинственный и поучительный
процесс в жизни христианских обществ". Принятие христианства
способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению
просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы,
возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и
иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и
библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме
Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые
библиотеки, в том числе монастырские и частные. Несомненно богатую библиотеку
имел Киево-Печерский монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских
церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в
обязанность каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного
Феодосия Печерского, написаное преподобным Нестором Летописцем, свидетельствует,
что в келии преподобного Феодосия шла напряженная работа по составлению и
изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал книги, великий Никон переплетал
их, и сам Феодосий прял нити, необходимые для переплета. Много книг имел постриженник
этого монастыря князь-инок Никола Святоша - он передал их монастырю. Большие
библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич, который "разными
драгоценными священными книгами наполнил свои клети", князь Ростовский
Константин Всеволодович снабжавший "книгами церкви Божии";
"богат был... книгами" епископ Ростовский Кирилл I (XIIIвек) .
Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли
только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри. Содержание русских
книг было преимущественно духовним. Это объясняется влиянием переводной
литературы и живым интересом новопросвещенного русского общества к вопросам
христианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в то время
были в основном лица духовные. Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера,
написал "Слово о Законе и Благодати", получившее высокую оценку его
современников и потомков. "Нельзя не удивиться зрелости ума, глубине
чувств, обилию богословских сведений и тому ораторскому одушевлению и
искусству, какими запечатлено это образцовое слово", пишет историк
Митрополит Московский Макарий. "Слово о Законе и Благодати" в Сербии
в XIII веке было использовано иеромонахом Дометианом при составлении житий
сербских святых Симеона и Саввы. Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря,
написал жития святых князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и
преподобного Феодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе.
Преподобный Нестор составил новый летописный свод - "Повесть временных
лет", которая, по определению академика Д. С. Лихачева, является
"цельной литературно изложенной историей Руси". "Повесть
временных лет " переведена на языки: немецкий (в 1812 году) , чешский
(1864 год) , датский (1869 год) , латинский (1884 год) , венгерский (1916 год)
. XI-XII века истории Русской Церкви ознаменованы появлением канонических
трудов. Они не только переводятся на славянский язык, но и не осуществляется их
творческое применение к русским условиям жизни. Этими чертами отмечены такие
памятники русского канонического права, как "Канонические ответы Киевского
Митрополита Иоанна II" (1080-1089) , "Кириково и Илиино
вопрошания" (1130-1156) , "Определение Илии, архиепископа
Новгородского" (1164-1168) . Эти памятники русской канонической мысли поражают
мягкостью и терпимостью, снисхождением к человеческой природе. Так, наряду со
строгой требовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном этапе
ее развития появилось милосердие к ее пасомым. Таковы и поучения православных
русских проповедников этой эпохи Луки Жидяты, епископа Новгородского, Климента
Смолятича, бывшего несколько лет Митрополитом Киевским, и русского Златоуста -
святого Кирилла, епископа Туровского. Епископ Лука предостерегает верующих от
чувства зависти, учит их радоваться радости других. Митрополит Климент, хорошо
знавший лучшие образцы ораторского искусства античности, обличал тех, "иже
прилагают дом к дому и села к селам", бичуя стяжательство и сребролюбие.
Проповеди епископа Туровского Кирилла удивляют многосторонностью, глубиной и
высокими ораторскими достоинстваим. Поучения преподобного Феодосия Печерского,
русских подвижников и аскетов носят несколько иной характер. Они резко обличают
неправоту князей, недостаточно христианскую жизнь бояр, неправоверие иноземцев.
С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные
и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими
государствами Европы. Вступив в Брак с греческой царевной Анной, князь Владимир
породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971
году) на сестре Анны - Феофании. Летописец отмечает (под 996 год) : святой
Владимир "жил в мире с окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со
Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и
любовь". Еще более оживились связи Киевской Руси с европейскими странами
при Ярославе Мудром. В значительной степени их укрепляли династические браки.
Так, дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королем Генрихом I,
Анастасия - за венгерским королем Андреем I, Елизавета - за Геральдом
Норвежским, а затем за Свеном Датским; польский король Казимир был женат на
Добронеге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь, благословившая эти браки,
широко простирала и свое влияние в мире.
Литература: "Русская
Православная Церковь 988-1988" Издание Московской Патриархии 1988 г. |