Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 18:53:36
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ЛИТЕРАТУРА [306]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [89]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [128]
ХИМИЯ [109]
ФИЗИКА [137]
БИОЛОГИЯ [119]
АСТРОНОМИЯ [53]
ИСТОРИЯ [377]
ГЕОГРАФИЯ [121]
ЭКОНОМИКА [131]
МАТЕМАТИКА [75]
ИНФОРМАТИКА [7]
АРХИТЕКТУРА [57]
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО [45]
МУЗЫКА [76]
ЛОГИКА [0]
ПЕДАГОГИКА [56]
АВИАЦИЯ [14]
КУЛЬТУРА [144]
ГЕОЛОГИЯ [22]
МЕДИЦИНА [99]
РЕЛИГИЯ [52]
ФИЛОСОФИЯ [140]
ЭКОЛОГИЯ [45]
ПСИХОЛОГИЯ [84]
ЭТИКА [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [89]
ВОЕННОЕ ДЕЛО [72]

КРЕСТЬЯНСКИЕ ПОЭТЫ
18.03.2011, 10:29:34

Не секрет, что к русской крестьянской поэзии относились то благосклонно-снисходительно, то резко враждебно. Исключе­нием было лишь песенное творчество Алексея Кольцова, высоко оцененное Пушкиным и Белинским. Литературная же судьба «но­вокрестьянских» поэтов, вошедших в русскую поэзию в 10-е годы XX века, с самого начала была нелегкой. Казалось бы, им сопутствовали все признаки поэтической популярности. К пер­вой книжке Николая Клюева «Сосен перезвон» предисловие написал признанный лидер символизма Валерий Брюсов, на пер­вые поэтические опыты Есенина сочувственно откликнулись Алек­сандр Блок и Зинаида Гиппиус. Шумный успех имели выступле­ния Н. Клюева и С. Есенина на литературных вечерах. Но осо­бой радости он поэтам не приносил. Они понимали, что объяснял­ся этот успех скорее этнографическим интересом к «мужицким» стихотворцам, их воспринимали как экзотическую диковину, а не как равных мастеров слова. Показательно в этом отношении письмо Н. Клюева С. Есенину от 9 июля 1915 года, в котором он предостерегает своего младшего собрата от переоценки востор­гов «поэтов-книжников»: «Твоими рыхлыми драчёнами объелись все поэты, но ведь должно быть тебе понятно, что это после ана­насов в шампанском. Я не верю в ласки поэтов-книжников и не лягать их тебе не советую. Верь мне. Слова мои оправданы опытом».

Известно, что Октябрьскую революцию крестьянские поэты восприняли с энтузиазмом, посвятив ей свое творчество. Но и в послереволюционное время их поэзия оказалась на поло­жении второстепенной, периферийной. Пролетарская поэзия стараниями не в меру ретивых руководителей от литературы была объявлена самой передовой, самой революционной. Началось прославление стального, железного как символа буду­щей мощи и силы Советской страны. Крестьянские поэты, изна­чально воспевавшие, поэтизировавшие неразрывную связь чело­века с миром живой природы, воспротивились культу стали и железа. Они увидели в наступлении паровоза, «чугунки» угрозу не только природе, но и нравственным, этическим ценностям крестьянской жизни. Одним из самых ярких и трагических свидетельств такого сопротивления стал знаменитый есенинский «Сорокоуст». Навсегда в истории русской поэзии останется поэти­ческий образ красногривого жеребенка, отчаянно пытающегося обогнать паровоз. Что ж, паровоз в этой гонке победил, но горькое, острое и нежное чувство поэта непобедимо в нашем сознании, нашей памяти. Оно будет жить всегда, не давая угаснуть нашей тревоге за судьбу природы, не позволяя успокоиться в наших душах чувству сострадания ко всему живому.

Сергей Есенин — самый яркий и самый талантливый пред­ставитель «новокрестьянской поэзии». Но его талант был настоль­ко мощным, что не позволил поэту остаться в рамках одного направления, он стал поэтом общенациональным, отразив в своем творчестве думы, тревоги, надежды соотечественников разных возрастов, различного социального происхождения и положе­ния. Однако его ощущение трагичности своей судьбы было прежде всего ощущением трагедии русской деревни, русского крестьян­ства. Он ушел из жизни, когда наиболее драматические события в судьбе русской деревни только начинались.

Николаю Клюеву, Сергею Клычкову, Петру Орешину суждено было стать современниками и свидетелями ломки традицион­ных крестьянских устоев. По-разному они переживали эти собы­тия, но финал у них был общий. Все они были уничтожены как кулацкие поэты. И затем на долгие годы вычеркнуты из истории советской литературы.

* * *

Начало «новокрестьянской» поэзии в русской литературе поло­жил Николай Алексеевич Клюев. Почему это новое направле­ние? Почему «яовокрестьянское»? Ведь до него были Суриков и Никитин, был Дрожжин. До Клюева поэты, вышедшие из народа, являлись выразителями угнетенного состояния самого многочисленного класса России, скорбь и грусть, порожденные бесправным состоянием крестьянства и городской бедноты, были основными мотивами их творчества. А уроженец северного Оло­нецкого края Н. Клюев пришел в литературу с другими темами. Он с гордостью заявил о своем крестьянском происхождении. Он называл себя потомком неистового Аввакума, а потому в клюевских интонациях не могло быть ни униженности, ни покор­ного смирения. В 1907 году тогда еще никому не известный моло­дой поэт пишет Александру Блоку: «Простите мою дерзость, но мне кажется, что если бы у нашего брата было время для рожде­ния образов, то они не уступали бы вашим. Так много вмещает грудь строительных начал, так ярко чувствуется великое окрыление». Клюев считал себя вправе так говорить с прославленным поэтом, ощущая себя потомком и представителем знаменитых северорусских сказителей — импровизаторов. Ведь именно в тех краях Гильфердинг записал свод русских былин, братья Соколо­вы составили собрание сказок, ту землю прославили сказители Рябинины и вопленица Федосова. Книги, иконопись, творчество народных мастеров всегда почитались в семье Клюевых. Очевид­цы вспоминали, что в их доме было немало старопечатных книг, икон, старых, дониконовского письма. Поэтически одаренным человеком была мать поэта Прасковья Дмитриевна, знавшая мно­жество песен, духовных стихов, плачей, обладавшая талантом импровизации. Ходил по ярмаркам с медведем-плясуном дед Ни­колая Клюева. «Долго еще висела шкура кормильца на стене в дедовой повалуше, пока время не истерло ее в прах,— вспоми­нал в автобиографических записях поэт.— Но сопель медвежья жива, жалкует она в моих песнях, рассыпается золотой зернью, аукает в сердце моем, в моих снах и созвучиях...»

Впервые поэт (тогда еще совсем молодой — девятнадцати­летний) опубликовал свои стихи в 1904 году в Петербургском альманахе «Новые поэты». Публикации эти не отличались оригинальностью. Первая же книга Клюева «Сосен перезвон» (1911) стала заметным явлением в поэзии тех лет.

Стихотворения первой поэтической книжки Клюева поражали читателей своей необычностью, отсутствием нивелирующей инди­видуальность упорядоченности ритмов, образов, тропов. Валерий Брюсов в предисловии к сборнику сравнивал клюевские стихи с диким лесом, который разросся «как попало по полянам, по склонам, по оврагам. Ничего в нем не предусмотрено, не пред­решено заранее, на каждом шагу неожиданности — то причудли­вый пень, то давно повалившийся, обросший мхом ствол, то слу­чайная луговина,— но в нем есть сила и прелесть свободной жизни... Поэзия Клюева похожа на этот дикий свободный лес, не знающий никаких «планов», никаких «правил».

В первой книге поэта четко обозначились отличительные черты клюевской поэзии — активное использование образов, тем, поэтических приемов песенного народного творчества, бунтарские мотивы. Их можно было бы принять за продолжение традиции народных разбойничьих и тюремных песен. Но угадывалось в этих произведениях и сугубо личное, автобиографическое. Документы, обнаруженные в архивах одним из первых биографов Николая Клюева А. К. Грунтовым, подтверждают это. А. К. Грунтов уста­новил, что «в 1905 году Клюев был привлечен Московским жан­дармским Управлением к дознанию по делу о распространении среди служащих станции Кусково Московско-Нижегородской железной дороги прокламаций революционного содержания». В 1906 году за антиправительственную пропаганду Клюев был арестован и около полугода просидел в тюрьме.

Но когда мы говорим о революционности Клюева, помним о своеобразии его протеста. Помним, что его революционность была связана с религиозными представлениями, идеей религиозной жертвенности, страдания за «братьев» и «сестер»:

Я надену черную рубаху И вослед за мутным фонарем По камням двора пойду на плаху С молчаливо-ласковым лицом.

Итак, непокорность, гордость своим крестьянским происхож­дением, бунтарские мотивы — отличительные качества новой крестьянской поэзии. Еще одна, может быть даже более показа­тельная особенность этой поэзии — высокая степень поэтизации крестьянского быта. Крестьянская изба — не убогое жилище бед­ного горемыки, а основа мироздания, целый мир, избяной космос («Беседная изба — подобие вселенной: в ней шолом — небеса, палати — Млечный Путь...»). Процесс строительства избы упо­добляется акту высокого поэтического, художественного творе­ния:

Тепел паз, захватисты кокоры,

Крутолоб тесовый шоломок.

Будут рябью писаны подзоры

И лудянкой выпестрен конек.

По стене, как зернь, пойдут зарубки:

Сукрест, лапки, крапица, рядки,

Чтоб избе-молодке в красной шубке

Явь и сон мерещились — легки.

«Рожество избы» — акт творения, это созидание, искусство. Клюевский стих пытается запечатлеть в слове мастерство кружевниц и вышивальщиц:

У Прони скатерть синей Онега,— По зыби едет луны телега, Кит-рыба плещет и яро в нем Пророк Иона грозит крестом...—

и вдохновенное ремесло резчиков по дереву:

Резчик Олеха — лесное чудо, Глаза — два гуся, надгубье — рудо, Повысек птицу с лицом девичьим, Уста залиты потайным кличем.

И в наше время в газетных очерках и журнальных статьях мы можем прочитать восторженные слова о народных умель­цах-искусниках. Но у Клюева — иное. Он говорит не столько об умилении искусством Прони или Олехи, сколько о глубоком фило­софском смысле творимых ими образов. К сожалению, большин­ству современных читателей, и особенно молодых, многие клю-евские стихи будут непонятны. В них много красивого, но смут­ного, чарующего, но неясного. Что это за птица с лицом девичьим, вышедшая из-под резца Олехи? Да ведь это сладкогласная птица Сирин, изображение которой часто встречается в народных вы­шивках, в резных наличниках и карнизах. Может быть, поэзия Клюева подскажет современной молодежи необходимость зна­комства с древнерусским искусством, его персонажами и сюжета­ми, славянской мифологией, поможет увидеть в произведениях народного прикладного искусства глубокую мудрость, запечатлен­ную в форме знака, символа, простого и привычного, но не постигнутого? Как много глубокого, глубинного в простом. Да­вайте же приглядимся, попробуем понять простоту и мудрость быта русского крестьянина, как это сделал в свое время молодой поэт Сергей Есенин в философско-эстетическом трактате «Ключи Марии».

Революцию Клюев приветствовал «Песнью Солнценосца», цик­лом стихотворений «Ленин», «Гимном великой Красной Армии». Клюев верил, что революция приведет русский народ к мужицкому раю. В 1918 году он вступает в ряды РКП (б). Переехав в Вытегру, ведет там лекционную, пропагандистскую работу, пишет агитационные произведения. Активная пропаганда революционных идей глубоко религиозным человеком производила особенно сильное впечатление на современников. Так, один из них, А. К. Ро­мановский, вспоминал: «Все лето 1919 года я жил в городе Вытегре... Примерно в июне мне пришлось непосредственно слы­шать выступление Клюева... Однажды расклеенные афиши изве­стили, что в местном театре состоится его выступление. Я при­шел в театр, когда уже все места в зале были заняты, и оказался в толпе стоящих у бокового входа, близко к сцене... На ней ни­кого, кроме Клюева, не было, никто не объявлял тему его речи. Зал притих. Мне теперь трудно вспомнить, о чем конкретно тогда говорил, но помню, что революцию он образно сравнивал с женщиной, размашисто шагающей по Руси. Сравнения и сопо­ставления поэта были неожиданны и своеобразны. Он умел к тому же позировать, привлекать к себе внимание. Как сейчас помню: стоит Клюев, одна рука приложена к сердцу, другая взметнулась вверх, воспаленные глаза сияют, Я никогда до того не слышал, что могут говорить так горячо и убедительно. Но многие его слова заставляли думать, что Клюев несомненно человек религиозный. Казалось странным, что он мог совмещать в себе, с одной сторо­ны, большие, широкие, современные идеи, а с другой — веру в бога». Религиозность Клюева стала причиной исключения его из рядов партии в апреле 1920 года. О силе убеждения слова поэта свидетельствует тот факт, что вопрос о пребывании Клюева в партии рассматривали несколько раз. Поэт сумел убедить в не­правомерности решения об исключении Вытегорскую городскую партийную организацию, уездную партконференцию. И только постановлением   Петрозаводского   губкома   он   был   исключен.

Созданные Клюевым в 20-е годы поэмы «Мать-Суббота», «Заозерье», «Деревня» с обилием фольклорных мотивов и этно­графических подробностей, которыми поэт восхищенно любуется, подбирая самые дорогие, самые заветные слова для рассказа о них, вызвали весьма противоречивые отклики в печати. Добрые слова о самобытном художественном мастерстве Н. Клюева были сказаны Вс. Рождественским и В. Полонским. Некоторыми дру­гими литераторами. Но слов одобрения было мало. Очень мало. Много и громко звучали обвинения поэта в приверженности патриархальному, старому, уходящему. А стало быть, в неприятии современной советской действительности. В клюевских сказочных идиллиях углядели пропаганду кулацких представлений о кресть­янской зажиточной жизни.

Неудивительно, что Клюев оказался одной из первых жертв репрессий 30-х годов. В 1934 году он был арестован и выслан сна­чала в поселок Колпашево (ныне город в Томской области), а затем в Томск. Долгие годы жила легенда о смерти поэта от сер­дечного приступа на одной из железнодорожных станций и о про­паже чемодана с его рукописями. В действительности же Клюев был расстрелян в Томске в 1937 году. Судьба многих клюевских стихотворений и поэм, написанных во время ссылки поэта, неизвестна. Впереди у нас новые встречи с Клюевым, с его стихами, которые пока не дошли до читателя.

 

Сергей Антонович Клычков — младший современник Н. Клюе­ва, родился в Тверской губернии в 1889 году. Если клюевская поэзия густо, концентрированно насыщена сложными для вос­приятия метафорами, стилистическими приемами древнерусской литературы, расцвечена словесной архаикой, то в стихах Клычкова поражает простота поэтической формы, незамысловатость сюжета, прозрачность содержания. По своей ясности и безмятеж­ности ранняя лирика Клычкова напоминает произведения кален­дарной обрядовой лирики. Так же как и в народной лирической песне, высшим идеалом красоты у поэта является природа. Он хорошо знает ее и стремится воссоздать в стихах самые близкие его сердцу, волшебные, загадочно-таинственные пейзажи род­ного Пошехонья. В лесных чащобах подают голоса лешие и русалки, какие-то неведомые птицы манят и пугают своими голоса­ми. Некоторые литературоведы называли Клычкова предшест­венником Есенина. Это утверждение небезосновательно. Судите

сами:                   А в тумане над лугами

Сбилось стадо в кучу, И бычок бодает тучу Красными рогами.

Читаешь про игривого бычка и воспринимаешь его не как художественное иносказание, а как непосредственное изображе­ние наивного и симпатичного теленка. Он так же трогателен и безыскусен, как тот есенинский клененочек маленький, кото­рый «матке зеленое вымя сосет». Поэтизация сельской природы, труда крестьянина, народных празднеств — наиболее характерная черта поэзии Клычкова. Причем праздник и труд у него не проти­вопоставлены, они продолжают друг друга, чем успешнее труд, тем радостней праздник. Наиболее последовательно эта мысль выражена в сборнике «Кольцо Лады» (1913). В этой книге два главных героя — Дед и Лада. Дед — собирательный, условно-обобщенный образ труженика, хранителя мудрости, трудового и нравственного опыта предков. Это скорее мифологический образ, нежели реальный. Лада — образ, также пришедший из языче­ских славянских мифов, девушка-невеста, девушка-мечта. Так вот, поэт переплетает в книге две сюжетные лирические линии, застав­ляет звучать поочередно две музыкальные темы — Деда и Лады: «Дедова пахота» — «Лада купается», «Дед отборонил» — «Лада в саду», «Лада в хороводе» — «Дед с покоса». Картины родной природы, сцены крестьянского труда Клычков озвучивает волшеб­ной музыкой сказочного Леля:

Лель цветами все поле украсил,

Все деревья листами убрал.

Слышал я, как вчера он у прясел

За деревнею долго играл...

В стихотворениях 20—30-х годов фольклорно-идиллический романтизм Клычкова становится более сдержанным, появляются мотивы безответной любви, измены, усложняется гамма пере­живаний лирического героя. Меняется тональность пейзажных зарисовок:

Заря поля окровенила, И не узнать родимых мест: Село сгорело, у дороги Стоят пеньки и, как убогий, Ветряк протягивает шест-.

Можно искать причины напряженно-драматического звуча­ния стихотворений, вошедших в последний сборник поэта «В гос­тях у журавлей» (1930), в сложностях личной жизни поэта. Но скорее всего главная причина — иная. Начавшийся в стране про­цесс раскрестьянивания, борьбы против «патриархально-фео­дальных» пережитков требовал отказа от крестьянских мотивов в поэзии. Не пожелавший подчиниться этому «требованию времени» Сергей Клычков оказался под беспощадным обстрелом рапповской критики. «Его имя произносилось наряду с именами Клюева, Есенина, Орешина. Уступая им в оригинальности даро­вания и эмоциональной насыщенности, Клычков, подобно им, был полон старо-деревенского консерватизма и мистицизма»,— писал о поэте один из вождей РАППа Г. Лелевич. «В гостях у жу­равлей» был последним оригинальным поэтическим сборником Сергея Клычкова. Поэт вынужден был заняться переводами. Отдельными изданиями в 30-е годы выходят его переложения эпических произведений народов СССР. В сборник избранных переводов Клычкова «Сараспан» вошли марийские народные пес­ни, произведения Г. Леонидзе, В. Пшавелы, А. Церетели и дру­гих поэтов.

В июле 1937 года Сергей Антонович Клычков был арестован и вскоре (в октябре того же года) расстрелян.

Первая книга стихов Петра Васильевича Орешина была изда­на в 1918 году. Называлась она «Зарево». На выход книги от­кликнулся рецензией Сергей Есенин. Емко и образно он опреде­лил круг тем поэзии Орешина, сравнив «Зарево» с озером, «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты». Отражается то же, что и в стихах Есенина, Клычкова, Клюева. Но мир орешинской поэзии не похож на поэтические картины его собратьев по «крестьянской купнице», содружеству «новокрестьянских» поэтов. Если у раннего Есенина, у Клычкова почти неразличимы социаль­ные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах жизни крестьянства. Не сказочные Лели и Лады, не уто­пический Город Белых Цветов волнуют воображение Петра Оре­шина, а безрадостная жизнь большей части русского крестьян­ства:

А сердце все изранено,

Все кровью истекло.

Проклятое, болезное,

Голодное село.

Когда началась первая мировая война, Петр Орешин, так же как и Сергей Клычков, оказался во фронтовых окопах. Инте­ресно сопоставить отношение двух писателей-фронтовиков к войне. Романтик Клычков, стремящийся населить поэтический мир ска­зочно-волшебными образами, в своей поэзии игнорировал крова­вый, бесчеловечный быт войны. Лишь в его последнем поэти­ческом сборнике есть неясный намек на страшные фронтовые воспоминания. Продолжающий реалистическую линию крестьян­ской поэзии Петр Орешин воспринимает и изображает войну как беду всего народа. Не только смерть или искалеченная судьба собрата по окопу — солдата были причиной скорби поэта. Его боль обостряется от осознания того, сколько горя война принесла оставшимся вдали от боевых позиций — детям, растущим без от­цовской опеки, женам, безвременно стареющим от тяжелой рабо­ты, без любви, помощи, понимания близкого человека, престаре­лым родителям, беспомощным перед жестокой жизнью. Не вос­создавая подробных картин окопной фронтовой жизни, непосиль­ного быта солдаток, Орешин сумел передать всю глубину скорб­ных переживаний в незамысловатых, внешне спокойных по инто­нациям стихах:

Тятька вернулся на зорьке,     В хате березовой любо

Весело будет в избе.                Слушать диковинный сказ.

Будет с усмешкою горькой      Будет охотно дивиться

Он говорить о себе.                 Жутким рассказам народ.

Выставит ногу, обрубок,          Только жены белолицей

Жаркому дню напоказ.            Грусти никто не поймет!

Характерная для «новокрестьянской» литературы поэтизация народной жизни присуща и творчеству Петра Орешина. Но это особая поэтизация. Орешин эстетизирует хлебородную мощь земли. Исследователи уже давно заметили особое значение эпите­та «ржаной» в его художественной системе:

О, край родной,

Как ты чудесен:

Ржаная степь, ржаной народ,

Ржаное солнце, и от песен

Землей и рожью отдает.

Рожь, жито в русском языке, русской поэзии издавна ассоци­ировались с жизнью. Это слово становится в стихах Орешина символом грубоватой простоты и силы, непрерывности крестьян­ской жизни. «Ржаное солнце» — это сразу и сила, и тепло, и свет. В послереволюционные годы он пишет очень много. Много печа­тается в журналах и газетах, одна за другой выходят книги его

стихов. Орешин, оставаясь верным активной общественной пози­ции своего творчества, приветствует революционные изменения в стране. Показательны названия орешинских стихотворений в те годы: «Комсомольцы», «На книжном рынке», «В покосе со­ревнуются бригады...», «На тракторе сидел я, управляя...», «Радио в деревне». Но было бы неверным представлять послереволю­ционное творчество поэта как сплошное радостное песнопение во славу нового дня. Были у него и сомнения — тем ли путем идет деревня:

Соломенная Русь, куда ты? Какую песню затянуть? Как журавли, курлычут хаты, Поднявшись в неизвестный путь.

Петр Васильевич Орешин разделил общую трагическую судьбу крестьянских поэтов. Он был репрессирован, погиб в марте 1938 года.

Объединенные единой темой, каждый из крестьянских поэтов творил свой особый художественный мир. Но и в клюевских уто­пически-сказочных стихах о Белой Индии, и в пейзажно-мифоло-гических миниатюрах Сергея Клычкова, и в реалистических кар­тинах сельского быта у Петра Орешина есть общее, главное — чувство сыновнего беспокойства за судьбу родной земли, челове­ка, живущего на ней. Чувство сильное и предельно искреннее, острое, часто до боли сердечной» Вернувшись к читателю на исхо­де века, их стихи зазвучали современно, порой злободневно, ибо рождены они тревогой за судьбу красоты в живом, нерукотвор­ном мире, и в первую очередь — в душе человека. К сожалению, последние десятилетия доказали обоснованность такого беспокой­ства. Тем понятнее внимание к творчеству крестьянских поэтов сегодня.

Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: реферат по русской литературе, повесть, скачать бесплатно, Роман, идея, лучшие рефераты, писатель, содержание, банк рефератов
Просмотров: 3058 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0