Не
секрет, что к русской крестьянской поэзии относились то
благосклонно-снисходительно, то резко враждебно. Исключением было лишь
песенное творчество Алексея Кольцова, высоко оцененное Пушкиным и Белинским.
Литературная же судьба «новокрестьянских» поэтов, вошедших в русскую поэзию в
10-е годы XX века, с самого начала была нелегкой. Казалось бы, им
сопутствовали все признаки поэтической популярности. К первой книжке Николая
Клюева «Сосен перезвон» предисловие написал признанный лидер символизма Валерий
Брюсов, на первые поэтические опыты Есенина сочувственно откликнулись Александр
Блок и Зинаида Гиппиус. Шумный успех имели выступления Н. Клюева и С. Есенина
на литературных вечерах. Но особой радости он поэтам не приносил. Они
понимали, что объяснялся этот успех скорее этнографическим интересом к
«мужицким» стихотворцам, их воспринимали как экзотическую диковину, а не как
равных мастеров слова. Показательно в этом отношении письмо Н. Клюева С.
Есенину от 9 июля 1915 года, в котором он предостерегает своего младшего
собрата от переоценки восторгов «поэтов-книжников»: «Твоими рыхлыми драчёнами
объелись все поэты, но ведь должно быть тебе понятно, что это после ананасов в
шампанском. Я не верю в ласки поэтов-книжников и не лягать их тебе не советую.
Верь мне. Слова мои оправданы опытом».
Известно,
что Октябрьскую революцию крестьянские поэты восприняли с энтузиазмом, посвятив
ей свое творчество. Но и в послереволюционное время их поэзия оказалась на положении
второстепенной, периферийной. Пролетарская поэзия стараниями не в меру ретивых
руководителей от литературы была объявлена самой передовой, самой
революционной. Началось прославление стального, железного как символа будущей
мощи и силы Советской страны. Крестьянские поэты, изначально воспевавшие,
поэтизировавшие неразрывную связь человека с миром живой природы,
воспротивились культу стали и железа. Они увидели в наступлении паровоза,
«чугунки» угрозу не только природе, но и нравственным, этическим ценностям
крестьянской жизни. Одним из самых ярких и трагических свидетельств такого
сопротивления стал знаменитый есенинский «Сорокоуст». Навсегда в истории
русской поэзии останется поэтический образ красногривого жеребенка, отчаянно
пытающегося обогнать паровоз. Что ж, паровоз в этой гонке победил, но горькое,
острое и нежное чувство поэта непобедимо в нашем сознании, нашей памяти. Оно
будет жить всегда, не давая угаснуть нашей тревоге за судьбу природы, не
позволяя успокоиться в наших душах чувству сострадания ко всему живому.
Сергей
Есенин — самый яркий и самый талантливый представитель «новокрестьянской
поэзии». Но его талант был настолько мощным, что не позволил поэту остаться в
рамках одного направления, он стал поэтом общенациональным, отразив в своем
творчестве думы, тревоги, надежды соотечественников разных возрастов,
различного социального происхождения и положения. Однако его ощущение
трагичности своей судьбы было прежде всего ощущением трагедии русской деревни,
русского крестьянства. Он ушел из жизни, когда наиболее драматические события
в судьбе русской деревни только начинались.
Николаю
Клюеву, Сергею Клычкову, Петру Орешину суждено было стать современниками и
свидетелями ломки традиционных крестьянских устоев. По-разному они переживали
эти события, но финал у них был общий. Все они были уничтожены как кулацкие
поэты. И затем на долгие годы вычеркнуты из истории советской литературы.
*
* *
Начало
«новокрестьянской» поэзии в русской литературе положил Николай Алексеевич
Клюев. Почему это новое направление? Почему «яовокрестьянское»? Ведь до него
были Суриков и Никитин, был Дрожжин. До Клюева поэты, вышедшие из народа,
являлись выразителями угнетенного состояния самого многочисленного класса
России, скорбь и грусть, порожденные бесправным состоянием крестьянства и
городской бедноты, были основными мотивами их творчества. А уроженец северного
Олонецкого края Н. Клюев пришел в литературу с другими темами. Он с гордостью
заявил о своем крестьянском происхождении. Он называл себя потомком неистового
Аввакума, а потому в клюевских интонациях не могло быть ни униженности, ни
покорного смирения. В 1907 году тогда еще никому не известный молодой поэт
пишет Александру Блоку: «Простите мою дерзость, но мне кажется, что если бы у
нашего брата было время для рождения образов, то они не уступали бы вашим. Так
много вмещает грудь строительных начал, так ярко чувствуется великое
окрыление». Клюев считал себя вправе так говорить с прославленным поэтом,
ощущая себя потомком и представителем знаменитых северорусских сказителей —
импровизаторов. Ведь именно в тех краях Гильфердинг записал свод русских былин,
братья Соколовы составили собрание сказок, ту землю прославили сказители
Рябинины и вопленица Федосова. Книги, иконопись, творчество народных мастеров
всегда почитались в семье Клюевых. Очевидцы вспоминали, что в их доме было
немало старопечатных книг, икон, старых, дониконовского письма. Поэтически
одаренным человеком была мать поэта Прасковья Дмитриевна, знавшая множество
песен, духовных стихов, плачей, обладавшая талантом импровизации. Ходил по
ярмаркам с медведем-плясуном дед Николая Клюева. «Долго еще висела шкура
кормильца на стене в дедовой повалуше, пока время не истерло ее в прах,— вспоминал
в автобиографических записях поэт.— Но сопель медвежья жива, жалкует она в моих
песнях, рассыпается золотой зернью, аукает в сердце моем, в моих снах и
созвучиях...»
Впервые
поэт (тогда еще совсем молодой — девятнадцатилетний) опубликовал свои стихи в
1904 году в Петербургском альманахе «Новые поэты». Публикации эти не отличались
оригинальностью. Первая же книга Клюева «Сосен перезвон» (1911) стала заметным
явлением в поэзии тех лет.
Стихотворения
первой поэтической книжки Клюева поражали читателей своей необычностью,
отсутствием нивелирующей индивидуальность упорядоченности ритмов, образов,
тропов. Валерий Брюсов в предисловии к сборнику сравнивал клюевские стихи с
диким лесом, который разросся «как попало по полянам, по склонам, по оврагам.
Ничего в нем не предусмотрено, не предрешено заранее, на каждом шагу
неожиданности — то причудливый пень, то давно повалившийся, обросший мхом
ствол, то случайная луговина,— но в нем есть сила и прелесть свободной
жизни... Поэзия Клюева похожа на этот дикий свободный лес, не знающий никаких
«планов», никаких «правил».
В
первой книге поэта четко обозначились отличительные черты клюевской поэзии —
активное использование образов, тем, поэтических приемов песенного народного
творчества, бунтарские мотивы. Их можно было бы принять за продолжение традиции
народных разбойничьих и тюремных песен. Но угадывалось в этих произведениях и
сугубо личное, автобиографическое. Документы, обнаруженные в архивах одним из
первых биографов Николая Клюева А. К. Грунтовым, подтверждают это. А. К.
Грунтов установил, что «в 1905 году Клюев был привлечен Московским жандармским
Управлением к дознанию по делу о распространении среди служащих станции Кусково
Московско-Нижегородской железной дороги прокламаций революционного содержания».
В 1906 году за антиправительственную пропаганду Клюев был арестован и около
полугода просидел в тюрьме.
Но
когда мы говорим о революционности Клюева, помним о своеобразии его протеста.
Помним, что его революционность была связана с религиозными представлениями,
идеей религиозной жертвенности, страдания за «братьев» и «сестер»:
Я
надену черную рубаху И вослед за мутным фонарем По камням двора пойду на плаху
С молчаливо-ласковым лицом.
Итак,
непокорность, гордость своим крестьянским происхождением, бунтарские мотивы —
отличительные качества новой крестьянской поэзии. Еще одна, может быть даже
более показательная особенность этой поэзии — высокая степень поэтизации
крестьянского быта. Крестьянская изба — не убогое жилище бедного горемыки, а
основа мироздания, целый мир, избяной космос («Беседная изба — подобие
вселенной: в ней шолом — небеса, палати — Млечный Путь...»). Процесс
строительства избы уподобляется акту высокого поэтического, художественного
творения:
Тепел
паз, захватисты кокоры,
Крутолоб
тесовый шоломок.
Будут
рябью писаны подзоры
И
лудянкой выпестрен конек.
По
стене, как зернь, пойдут зарубки:
Сукрест,
лапки, крапица, рядки,
Чтоб
избе-молодке в красной шубке
Явь
и сон мерещились — легки.
«Рожество
избы» — акт творения, это созидание, искусство. Клюевский стих пытается
запечатлеть в слове мастерство кружевниц и вышивальщиц:
У
Прони скатерть синей Онега,— По зыби едет луны телега, Кит-рыба плещет и яро в
нем Пророк Иона грозит крестом...—
и
вдохновенное ремесло резчиков по дереву:
Резчик
Олеха — лесное чудо, Глаза — два гуся, надгубье — рудо, Повысек птицу с лицом
девичьим, Уста залиты потайным кличем.
И
в наше время в газетных очерках и журнальных статьях мы можем прочитать
восторженные слова о народных умельцах-искусниках. Но у Клюева — иное. Он
говорит не столько об умилении искусством Прони или Олехи, сколько о глубоком
философском смысле творимых ими образов. К сожалению, большинству современных
читателей, и особенно молодых, многие клю-евские стихи будут непонятны. В них
много красивого, но смутного, чарующего, но неясного. Что это за птица с лицом
девичьим, вышедшая из-под резца Олехи? Да ведь это сладкогласная птица Сирин,
изображение которой часто встречается в народных вышивках, в резных наличниках
и карнизах. Может быть, поэзия Клюева подскажет современной молодежи необходимость
знакомства с древнерусским искусством, его персонажами и сюжетами, славянской
мифологией, поможет увидеть в произведениях народного прикладного искусства
глубокую мудрость, запечатленную в форме знака, символа, простого и
привычного, но не постигнутого? Как много глубокого, глубинного в простом. Давайте
же приглядимся, попробуем понять простоту и мудрость быта русского крестьянина,
как это сделал в свое время молодой поэт Сергей Есенин в
философско-эстетическом трактате «Ключи Марии».
Революцию
Клюев приветствовал «Песнью Солнценосца», циклом стихотворений «Ленин»,
«Гимном великой Красной Армии». Клюев верил, что революция приведет русский
народ к мужицкому раю. В 1918 году он вступает в ряды РКП (б). Переехав в
Вытегру, ведет там лекционную, пропагандистскую работу, пишет агитационные
произведения. Активная пропаганда революционных идей глубоко религиозным
человеком производила особенно сильное впечатление на современников. Так, один
из них, А. К. Романовский, вспоминал: «Все лето 1919 года я жил в городе
Вытегре... Примерно в июне мне пришлось непосредственно слышать выступление
Клюева... Однажды расклеенные афиши известили, что в местном театре состоится
его выступление. Я пришел в театр, когда уже все места в зале были заняты, и
оказался в толпе стоящих у бокового входа, близко к сцене... На ней никого,
кроме Клюева, не было, никто не объявлял тему его речи. Зал притих. Мне теперь
трудно вспомнить, о чем конкретно тогда говорил, но помню, что революцию он
образно сравнивал с женщиной, размашисто шагающей по Руси. Сравнения и сопоставления
поэта были неожиданны и своеобразны. Он умел к тому же позировать, привлекать к
себе внимание. Как сейчас помню: стоит Клюев, одна рука приложена к сердцу,
другая взметнулась вверх, воспаленные глаза сияют, Я никогда до того не слышал,
что могут говорить так горячо и убедительно. Но многие его слова заставляли
думать, что Клюев несомненно человек религиозный. Казалось странным, что он мог
совмещать в себе, с одной стороны, большие, широкие, современные идеи, а с
другой — веру в бога». Религиозность Клюева стала причиной исключения его из
рядов партии в апреле 1920 года. О силе убеждения слова поэта свидетельствует
тот факт, что вопрос о пребывании Клюева в партии рассматривали несколько раз.
Поэт сумел убедить в неправомерности решения об исключении Вытегорскую
городскую партийную организацию, уездную партконференцию. И только
постановлением Петрозаводского губкома
он был исключен.
Созданные
Клюевым в 20-е годы поэмы «Мать-Суббота», «Заозерье», «Деревня» с обилием
фольклорных мотивов и этнографических подробностей, которыми поэт восхищенно
любуется, подбирая самые дорогие, самые заветные слова для рассказа о них,
вызвали весьма противоречивые отклики в печати. Добрые слова о самобытном
художественном мастерстве Н. Клюева были сказаны Вс. Рождественским и В.
Полонским. Некоторыми другими литераторами. Но слов одобрения было мало. Очень
мало. Много и громко звучали обвинения поэта в приверженности патриархальному,
старому, уходящему. А стало быть, в неприятии современной советской
действительности. В клюевских сказочных идиллиях углядели пропаганду кулацких
представлений о крестьянской зажиточной жизни.
Неудивительно,
что Клюев оказался одной из первых жертв репрессий 30-х годов. В 1934 году он
был арестован и выслан сначала в поселок Колпашево (ныне город в Томской
области), а затем в Томск. Долгие годы жила легенда о смерти поэта от сердечного
приступа на одной из железнодорожных станций и о пропаже чемодана с его
рукописями. В действительности же Клюев был расстрелян в Томске в 1937 году.
Судьба многих клюевских стихотворений и поэм, написанных во время ссылки поэта,
неизвестна. Впереди у нас новые встречи с Клюевым, с его стихами, которые пока
не дошли до читателя.
Сергей Антонович Клычков — младший современник Н. Клюева, родился в Тверской
губернии в 1889 году. Если клюевская поэзия густо, концентрированно насыщена
сложными для восприятия метафорами, стилистическими приемами древнерусской
литературы, расцвечена словесной архаикой, то в стихах Клычкова поражает
простота поэтической формы, незамысловатость сюжета, прозрачность содержания.
По своей ясности и безмятежности ранняя лирика Клычкова напоминает
произведения календарной обрядовой лирики. Так же как и в народной лирической
песне, высшим идеалом красоты у поэта является природа. Он хорошо знает ее и
стремится воссоздать в стихах самые близкие его сердцу, волшебные,
загадочно-таинственные пейзажи родного Пошехонья. В лесных чащобах подают
голоса лешие и русалки, какие-то неведомые птицы манят и пугают своими голосами.
Некоторые литературоведы называли Клычкова предшественником Есенина. Это
утверждение небезосновательно. Судите
сами: А в тумане над лугами
Сбилось
стадо в кучу, И бычок бодает тучу Красными рогами.
Читаешь
про игривого бычка и воспринимаешь его не как художественное иносказание, а как
непосредственное изображение наивного и симпатичного теленка. Он так же
трогателен и безыскусен, как тот есенинский клененочек маленький, который
«матке зеленое вымя сосет». Поэтизация сельской природы, труда крестьянина,
народных празднеств — наиболее характерная черта поэзии Клычкова. Причем
праздник и труд у него не противопоставлены, они продолжают друг друга, чем
успешнее труд, тем радостней праздник. Наиболее последовательно эта мысль
выражена в сборнике «Кольцо Лады» (1913). В этой книге два главных героя — Дед
и Лада. Дед — собирательный, условно-обобщенный образ труженика, хранителя
мудрости, трудового и нравственного опыта предков. Это скорее мифологический
образ, нежели реальный. Лада — образ, также пришедший из языческих славянских
мифов, девушка-невеста, девушка-мечта. Так вот, поэт переплетает в книге две
сюжетные лирические линии, заставляет звучать поочередно две музыкальные темы
— Деда и Лады: «Дедова пахота» — «Лада купается», «Дед отборонил» — «Лада в
саду», «Лада в хороводе» — «Дед с покоса». Картины родной природы, сцены
крестьянского труда Клычков озвучивает волшебной музыкой сказочного Леля:
Лель
цветами все поле украсил,
Все
деревья листами убрал.
Слышал
я, как вчера он у прясел
За
деревнею долго играл...
В
стихотворениях 20—30-х годов фольклорно-идиллический романтизм Клычкова
становится более сдержанным, появляются мотивы безответной любви, измены,
усложняется гамма переживаний лирического героя. Меняется тональность
пейзажных зарисовок:
Заря
поля окровенила, И не узнать родимых мест: Село сгорело, у дороги Стоят пеньки
и, как убогий, Ветряк протягивает шест-.
Можно
искать причины напряженно-драматического звучания стихотворений, вошедших в
последний сборник поэта «В гостях у журавлей» (1930), в сложностях личной
жизни поэта. Но скорее всего главная причина — иная. Начавшийся в стране процесс
раскрестьянивания, борьбы против «патриархально-феодальных» пережитков
требовал отказа от крестьянских мотивов в поэзии. Не пожелавший подчиниться
этому «требованию времени» Сергей Клычков оказался под беспощадным обстрелом
рапповской критики. «Его имя произносилось наряду с именами Клюева, Есенина,
Орешина. Уступая им в оригинальности дарования и эмоциональной насыщенности,
Клычков, подобно им, был полон старо-деревенского консерватизма и мистицизма»,—
писал о поэте один из вождей РАППа Г. Лелевич. «В гостях у журавлей» был
последним оригинальным поэтическим сборником Сергея Клычкова. Поэт вынужден был
заняться переводами. Отдельными изданиями в 30-е годы выходят его переложения
эпических произведений народов СССР. В сборник избранных переводов Клычкова
«Сараспан» вошли марийские народные песни, произведения Г. Леонидзе, В.
Пшавелы, А. Церетели и других поэтов.
В
июле 1937 года Сергей Антонович Клычков был арестован и вскоре (в октябре того
же года) расстрелян.
Первая
книга стихов Петра Васильевича Орешина была издана в 1918 году. Называлась она
«Зарево». На выход книги откликнулся рецензией Сергей Есенин. Емко и образно
он определил круг тем поэзии Орешина, сравнив «Зарево» с озером, «где
отражаются и месяц, и церковь, и хаты». Отражается то же, что и в стихах
Есенина, Клычкова, Клюева. Но мир орешинской поэзии не похож на поэтические
картины его собратьев по «крестьянской купнице», содружеству «новокрестьянских»
поэтов. Если у раннего Есенина, у Клычкова почти неразличимы социальные
мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах жизни
крестьянства. Не сказочные Лели и Лады, не утопический Город Белых Цветов
волнуют воображение Петра Орешина, а безрадостная жизнь большей части русского
крестьянства:
А
сердце все изранено,
Все
кровью истекло.
Проклятое,
болезное,
Голодное
село.
Когда
началась первая мировая война, Петр Орешин, так же как и Сергей Клычков,
оказался во фронтовых окопах. Интересно сопоставить отношение двух
писателей-фронтовиков к войне. Романтик Клычков, стремящийся населить
поэтический мир сказочно-волшебными образами, в своей поэзии игнорировал кровавый,
бесчеловечный быт войны. Лишь в его последнем поэтическом сборнике есть
неясный намек на страшные фронтовые воспоминания. Продолжающий реалистическую
линию крестьянской поэзии Петр Орешин воспринимает и изображает войну как беду
всего народа. Не только смерть или искалеченная судьба собрата по окопу —
солдата были причиной скорби поэта. Его боль обостряется от осознания того,
сколько горя война принесла оставшимся вдали от боевых позиций — детям,
растущим без отцовской опеки, женам, безвременно стареющим от тяжелой работы,
без любви, помощи, понимания близкого человека, престарелым родителям,
беспомощным перед жестокой жизнью. Не воссоздавая подробных картин окопной
фронтовой жизни, непосильного быта солдаток, Орешин сумел передать всю глубину
скорбных переживаний в незамысловатых, внешне спокойных по интонациям стихах:
Тятька
вернулся на зорьке,
В хате березовой любо
Весело
будет в избе. Слушать диковинный сказ.
Будет
с усмешкою горькой Будет
охотно дивиться
Он
говорить о себе. Жутким рассказам народ.
Выставит
ногу, обрубок, Только
жены белолицей
Жаркому
дню напоказ. Грусти
никто не поймет!
Характерная
для «новокрестьянской» литературы поэтизация народной жизни присуща и
творчеству Петра Орешина. Но это особая поэтизация. Орешин эстетизирует
хлебородную мощь земли. Исследователи уже давно заметили особое значение эпитета
«ржаной» в его художественной системе:
О,
край родной,
Как
ты чудесен:
Ржаная
степь, ржаной народ,
Ржаное
солнце, и от песен
Землей
и рожью отдает.
Рожь,
жито в русском языке, русской поэзии издавна ассоциировались с жизнью. Это
слово становится в стихах Орешина символом грубоватой простоты и силы,
непрерывности крестьянской жизни. «Ржаное солнце» — это сразу и сила, и тепло,
и свет. В послереволюционные годы он пишет очень много. Много печатается в
журналах и газетах, одна за другой выходят книги его
стихов.
Орешин, оставаясь верным активной общественной позиции своего творчества,
приветствует революционные изменения в стране. Показательны названия орешинских
стихотворений в те годы: «Комсомольцы», «На книжном рынке», «В покосе соревнуются
бригады...», «На тракторе сидел я, управляя...», «Радио в деревне». Но было бы
неверным представлять послереволюционное творчество поэта как сплошное
радостное песнопение во славу нового дня. Были у него и сомнения — тем ли путем
идет деревня:
Соломенная
Русь, куда ты? Какую песню затянуть? Как журавли, курлычут хаты, Поднявшись в
неизвестный путь.
Петр
Васильевич Орешин разделил общую трагическую судьбу крестьянских поэтов. Он был
репрессирован, погиб в марте 1938 года.
Объединенные
единой темой, каждый из крестьянских поэтов творил свой особый художественный
мир. Но и в клюевских утопически-сказочных стихах о Белой Индии, и в
пейзажно-мифоло-гических миниатюрах Сергея Клычкова, и в реалистических картинах
сельского быта у Петра Орешина есть общее, главное — чувство сыновнего
беспокойства за судьбу родной земли, человека, живущего на ней. Чувство сильное
и предельно искреннее, острое, часто до боли сердечной» Вернувшись к читателю
на исходе века, их стихи зазвучали современно, порой злободневно, ибо рождены
они тревогой за судьбу красоты в живом, нерукотворном мире, и в первую очередь
— в душе человека. К сожалению, последние десятилетия доказали обоснованность
такого беспокойства. Тем понятнее внимание к творчеству крестьянских поэтов
сегодня. |