При идеомоторном подходе к совершенствованию спортивной техники на
первом месте стоит психическое начало — точный мысленный образ движения,
который лишь потом, вторично исполняется физически. В этом
принципиальное отличие метода идомоторики от метода «проб и ошибок», при
котором на первом месте физическое действие, а лишь на втором —
психический процесс, контролирующий и вносящий коррекцию в качество
исполняемого физического действия. Существует три идеомоторных стадии овладения спортивной техникой:
Первая стадия программирующая — сознательное формирование мысленного
образа (психической программы) предстоящего движения в мозге. Вторая стадия исполнительная — физическое выполнение заданной психической программы.
Третья стадия автоматизирующая — результатом овладения физическим
движением является автоматизм его выполнения (бессознательная
регуляция). Идеомоторная тренировка баскетболиста хорошая помощь в
освоении и совершенствовании сложнокоординационных движений, это
процесс, который в виде мысленного представления движения или, говоря
другими словами, в виде идеи, родившиеся в сознании, затем реализуемая в
моторике — в реальном выполнением бросков или их отдельных элементов.
Движение начинается в головном мозге в виде мысленного образа
предстоящего движения, в виде его идеи. Этот мысленный образ (его
«картинка») переходит затем в исполняющую часть организма (мышцы,
суставы и т. д.), которая уже физически реализует идею движения,
предварительно запрограммированную в головном мозгу. Правильное
сочетание идеомоторной и обычной тренировок при совершенствовании
сложных навыков приносит значительно больший эффект чем одни
практические упражнения: навыки осваиваются быстрее и в более правильном
виде. Следует помнить, что без надлежащего педагогического контроля она
может принести негативные результаты. Это происходит в тех случаях,
когда учащийся неправильно представляет себе идеальное выполнение
разучиваемого действия. Поэтому подключать идеомоторную тренировку
лучше, когда качественное выполнение любого движения «становится»,
стабильно прочным в сознании был, изначально заложен правильный
мысленный образ нужного движения, которое затем путем многократных и
аккуратных повторений необходимо перевести в навык, чтобы движение стало
выполняться автоматически и всегда хорошо. Так, например, когда
начинают обучать детей основам баскетбола, нужно обязательно обращать их
внимание на расположение ног на линии штрафных бросков, на положение
пальцев рук при броске, на общее положение тела и т. д.. Опытный же
баскетболист не думает специально о таких вещах, он просто автоматически
представляет правильную позицию для броска, чувствует, так ли
расположил пальцы на поверхности мяча. При этом у него нет необходимости
проверять расположение пальцев зрением — ему достаточно его
субъективных ощущений. Эффект идеомоторной тренировки заметно
возрастает, если техническое действие облекать в точные словесные
формулировки. Надо не просто представлять то или иное движение, а
одновременно проговаривать его про себя или шепотом. Словесные
обозначения элементов действий, совершаемых учащимся, играют роль
закрепляющего фактора. Словесные обозначения элементов действий
объединяются в словесную формулу действия. Приведем пример такой словесной формулы, используемой при отработке броска одной рукой в прыжке: А.Исходное положение. 1.Мяч располагается близко к телу. 2.При подъеме вверх мяч проходит перед лицом. 3.Перед началом движения мяч располагается перед грудью в центре тела. 4.Локти удобно опущены по сторонам. 5.Части тела не отклоняться по вертикали. 6.Перед началом отталкивания ноги в коленях согнуты . 7.Ноги мощно выталкивают тело строго вверх. 8.Ноги расставлены на ширине плеч. Ступни ног параллельно. Б.Перед движением предплечья вперед. 1. Вижу корзину двумя глазами. 2.Кисть поддерживающей руки располагается сбоку. 3.Перед выпуском мяча пальцы поддерживающей руки направлены вверх. 4. Кисть поддерживающей руки не отклоняться в сторону. 5.Все звенья бросающей руки располагаются на одной линии, не отклоняющейся далеко от вертикали. 6.Локоть поддерживающей руки не нужно располагать близко к телу. 7.Все звенья находятся на линии вертикали. 8.Ноги полностью выпрямлены. 9.Носки ступней ног опущены вниз. В.При выпуске мяча. 1.Бросающая рука вытянута в направлении корзины. 2.Мяч выпускается через указательный палец. 3.После выпуска мяча пальцы бросающей руки направлены вниз. 4.Пальцы поддерживающей руки при выпуске чуть отклоняются в стороны. 5.Локоть бросающей руки не должен отклоняться от линии броска. 6.Локоть поддерживающей руки не нужно располагать близко к телу. 7.Ноги полностью выпрямлены. 8.Носки ног должны быть опущены вниз.
Первоначальные словесные формулы по мере вырабатывания автоматизмов
довольно быстро сокращаются, а словесные обозначения объединяются в
блоки. В примере, приведенном ниже вместо 25 словесных обозначений
элементов действий баскетболист при броске одной рукой в прыжке,
использовал уже 8: А.Исходное положение. 1.Уверенная стойка. 2.Мяч располагается перед грудью в центре тела. Б.Перед движением предплечья вперед. 1.Пальцы поддерживающей руки направлены вверх. 2.Все звенья находятся на линии вертикали. 3.Ноги полностью выпрямлены. В.При выпуске мяча. 1.Четкий выпуск мяча. 2.Мяч выпускается через указательный палец. 3.После выпуска мяча пальцы бросающей руки направлены вниз.
В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением
движения, а в других непосредственно перед ним. Как поступать в каждом
конкретном случае, подсказывает практика. Начиная разучивать новый
элемент техники, надо представлять его исполнение в замедленном темпе,
что позволит точнее представить все тонкости изучаемого движения и
вовремя отсеет возможные ошибки. При овладении новым техническим
элементом мысленно представлять его лучше в той позе, которая наиболее
близка к реальному положению тела в момент выполнения этого элемента.
Когда человек, занимаясь идеомоторикой, принимает позу, близкую к
реальному положению тела, возникает гораздо больше импульсов от мышц и
суставов в головной мозг, которые соответствуют реальному рисунку
движения. И головному мозгу, программирующему идеальное идеомоторное
представление о движении, становится легче «связываться» с исполняющим
аппаратом — опорно-двигательным. Другими словами, у человека появляется
возможность более осознанно отрабатывать необходимый технический
элемент. Так же учащимся нужно объяснить, что неправильно думать о
конечном результате непосредственно перед выполнением действия. Это одна
из довольно распространенных ошибок. Когда в сознании доминирующее
положение занимает забота о результате, она вытесняет самое главное —
представление о том, как достичь этого результата. Вот и выходит, что,
например, баскетболист думает о том, что ему необходимо попасть в
кольцо, эта мысль начинает мешать точным представлениям о тех
технических элементах, без выполнения которых попасть в кольцо очень
сложно. Поэтому он зачастую и не попадает. «Перестарался, очень хотел», —
говорят в таких случаях, забывая о том, что для достижения желаемого
результата надо думать не о нем, а опираться на мысленные образы тех
действий, которые ведут к этому результату. Таким образом,
идеомоторная тренировка, или мысленная репетиция, полноценный метод,
который эффективен на ранних стадиях освоения навыка и в комплексе с
другими тренировками дает больший эффект, чем одна только физическая
подготовка. Его применение не нуждается в материальных расходах, им
довольно просто овладеть и он дает возможность подняться на
принципиально новую ступень в подготовки баскетболистов. |