Два
параллельно взаимодействующих, развивающихся литературных направления в
литературе 20 века — модернизм и реализм. И там, и там есть и достижения, и
провалы, и там, и там есть свои слабые и сильные стороны. Фундаментальное
различие состоит в том, что направление модернизма строится на ином подходе к
реальности. Что выводятся в качестве основного признака, свойства, качества,
характеристики модернистской литературы Это неверно. Камю считают шедевром
реализма, а это модернизм. Там нет никакою потока сознания, там простое четкое
повествование, очень просто читать. А "Шум и ярость" Фолкнера,
выстроенное на технике потока сознания — нем не менее реалистическое
произведение. Внешние признаки ничего не значат. Если есть
социально-историческая картина бытия — это реализм, какие бы технические приемы
не использовались. Если ее нет,
если есть система абсолютов — модернизм.
Разные
философы разрабатывали разные концепции этих абсолютов. Первой продуктивной для
литературы концепцией стала философская идея Анри Бергсона, философия, которая
называется интуитивизм. Интуитивизм француза Анри Бергсона на рубеже
веков произвел революцию в интеллектуальной жизни. "Народ
штурмовал залы, где Бергсон читал лекции,"— писал Боткин, посетивший
тогда Францию. Он состоит в том, что во главу угла этой философии ставится интуиция.
А Бергсон: "Интуиция в сущности невыразима". Важно здесь
то, что интуиция для Бергсона — это абсолютная альтернатива разума.
Рациональное познание, осуществляемое разумом, ничего, с его точки зрения,
познать не может. Интуиция — внелогическое, иррациональное познание — идет
познание. Разум пытается познать окружающий мир, умерщвляя его. А мир живой, и
вот этот иррациональный способ познания помогает проникнуть в истинную
Вселенную, познать истинное мироздание. Очень четко Бергсон это показал в своих
рассуждениях о времени. То, что мы называем временем — механическое
время (минуты, секунды, дни, лета). А время — некий непрерывный поток. Бергсон,
чтобы не путались, вводит свое слово duree — длительность; есть время, есть
длительность, то есть "истинное" время — поток, который все время
течет и осознается нами. Логически "Я сижу, стою". Познание
абстрактное ничего не дает. У каждого есть свое ощущение пребывания в этой
жизни. Длительность нашего субъективного существования эластична (когда сидишь
на занудной лекции — она очень длинная, когда что-то интересное - - все очень
коротко, а лекция стандартная — 1.30). Внутри может быть быстро, может быть
медленно. У каждого из нас свое ощущение времени, время внутри нас.
Картина
мира, человеческой личности иная, если мы применим эти категории. Категория
бергсоновской философии — это подобный же анализ памяти. Есть то, что он
называет памятью-привычкой, то есть способность оперировать фактами, которые мы
воткнули себе в сознание. Память-привычка работает на экзамене, мертвая память.
А есть другая, что называется спонтанной памятью. Это память переживания, как
мы переживаем эту самую длительность. В рамках переживания этой длительности мы
можем заново переживать то, что было с нами, не с нами — двигаться взад-вперед
в этом субъективном времени, которое он называет длительностью. Когда мы
говорим: "Как будто вчера это было!". А вспомнил 30 лет назад, заново
пережил.
Как видите, в основе
системы Бергсона лежат в общем-то тоже абсолюты: есть длительность, есть интуиция, есть спонтанная память. Он же
выстраивает систему оппозиции: есть длительность и время, есть
спонтанная память и память-привычка, есть интуиция и есть разум. Абсолюты не
меняются по сути своей. Но и вот эти предложенные категории создают совершенно
иную картину человеческой личности. Вот эти идеи оказывают очень большое
влияние на литературу. Бергсоновская философия — одна из тех моделей, которые используются в новой литературе,
реализующей новое мировоззрение. |