Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 19:49:09
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ЛИТЕРАТУРА [306]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [89]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [128]
ХИМИЯ [109]
ФИЗИКА [137]
БИОЛОГИЯ [119]
АСТРОНОМИЯ [53]
ИСТОРИЯ [377]
ГЕОГРАФИЯ [121]
ЭКОНОМИКА [131]
МАТЕМАТИКА [75]
ИНФОРМАТИКА [7]
АРХИТЕКТУРА [57]
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО [45]
МУЗЫКА [76]
ЛОГИКА [0]
ПЕДАГОГИКА [56]
АВИАЦИЯ [14]
КУЛЬТУРА [144]
ГЕОЛОГИЯ [22]
МЕДИЦИНА [99]
РЕЛИГИЯ [52]
ФИЛОСОФИЯ [140]
ЭКОЛОГИЯ [45]
ПСИХОЛОГИЯ [84]
ЭТИКА [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [89]
ВОЕННОЕ ДЕЛО [72]

Рассказ И.Э. Бабеля «Измена»
14.01.2011, 11:20:15

Тема рассказа Бабеля «Измена», как и всего цикла «Конармия», — гражданская война. Ей как будто соответствует и жанр: цикл коротких рассказов — мгновенных зарисовок, коротеньких историй — как ряд атак и отступлений Гражданской войны. Но в центре внимания автора, кажется, не ход войны — в большинстве рассказов военные действия не изображены вовсе. Можно сказать, что цикл — попытка осмысления Гражданской войны и психологии человека этой войны. Это видно как в рассказах от лица Лютова, героя-рассказчика, близкого к биографическому автору («Мой первый гусь»; «Эскадронный Трунов» и др.), так и в сказовых, к которым относится и «Измена».

Рассказ — объяснительное письмо следователю. Поводом к его написанию являются следующие события. Никита Балмашев с двумя земляками попадает в госпиталь. На предложение снять заразную одежду и сдать оружие они отвечают категорическим отказом. Попытки их раздеть и отобрать оружие встречают сопротивление. Бойцы устанавливают дежурство, не спят, ходят в отхожее место в полной форме. Когда же, наконец, во сне с них снимают одежду и оружие, они ошеломлены и обижены. В поисках правды они идут жаловаться председателю ревкома на измену. От председателя, который по горло завален делами и только умоляет их покинуть помещение, они, не добившись цели, выходят на площадь, где, обезоружив милиционера, бьют стёкла в кладовке госпиталя. Однако основной интерес представляют не события, а фантастическое несоответствие между ними и тем, какими они предстают в восприятии героя: предложение искупаться, снять одежду и сдать вещи в цейхгауз заставляет его подозревать измену, просьбу отдать на хранение оружие он воспринимает как попытку "разоружить” его, как будто он "уже побеждён”. Здравый взгляд на события обнаруживает их абсурд и комичность, однако тон рассказчика предельно серьёзен. Ему самому его реакция представляется вполне адекватной и даже единственно возможной.

Герой «Измены» Никита Балмашев не первый раз появляется в цикле. Читателю он знаком по письму в редакцию "за несознательность женщин, которые <…> вредные” делу революции (рассказ «Соль»). Эта приверженность делу революции не оставляет его и здесь. Причина серьёзности проста: для героя — это факт классовой борьбы. Он говорит об измене, а своё поведение понимает как политическую активность идеологически выдержанного бойца Конармии, подозревающего везде "проклятую контру” и дающего на всех "материал”. Это ощущение себя бойцом за мировую революцию и порождает недоверие и презрение к остальным, которые оказываются изменниками и "врагами революции”. Как фронтовик он возмущается тылами, как кавалерист он с пренебрежением относится к пехоте. Балмашев говорит о ней так, как будто принадлежность к этому роду войск автоматически свидетельствует о неблагонадёжности: «...Мы <…> ожидали увидеть культработу и преданность делу, но интересно узнать, что же мы увидели, взойдя в палату? Мы увидели красноармейцев, исключительно пехоту, сидящих на устланных постелях”. Как русский и боец, не рассуждающий "согласно отданного приказания”, он испытывает неприязнь к евреям и бюрократам: к доктору Явейну, предуревкома Бойдерману, "гражданину пожилых лет, в тулупе, по национальности еврею, который сидит за столом, стол его набит бумагами, что это некрасота смотреть”.

В соответствии с этим бело-красным видением мира воспринимается читателем система образов: по двум полюсам разведены революция и "контра”. "Во главе” первой — обладатель "озверелого штыка”, Балмашев, а с ним Головицын и Кустов — неотделимые от него герои-марионетки (они так до конца рассказа и ходят вместе, как бы соединённые ниточкой: "у кого разорвана нога, тот держит товарища за руку, а у кого недостаёт руки, тот опирается на товарищево плечо”). "Контра”, по мнению Балмашева, — пехота, которая "отвоевалась” и довольна этим, гладкие сиделки, стоящие у окошек и разводящие симпатию, председатель революционного комитета Бойдерман и главный изменник — доктор Явейн, "надсмехающийся” "разными улыбками”.

Развитие противостояния находит отражение в композиции: рассказ открывается темой измены: "предъявляя” свою партийность "номер двадцать четыре два нуля”, Балмашев, таким образом, подтверждает свою благонадёжность. Дальше внутреннее убеждение героя, что все непосредственным образом не участвующие в революции — изменники, нарастает и выливается в кульминацию: локальную революцию (бунт против "неправильного режима”, классический выход на площадь, погром). Концовка рассказа — рассуждение Балмашева об измене, "которая вот она мигает нам из окошка”.

Композиционное кольцо, проявляющееся и в порядке изложения событий (Балмашев сразу начинает с рассказа о выбитых стёклах и тем же кончается фактическая часть сюжета), и в повторе обвинения доктору Явейну, который "делал фигуры и смешки”, подчёркивает сосредоточенность сознания на одной идее: кругом измена. Это настолько захватывает героя, что он ещё и ещё раз пересказывает этот "недопустимый факт”.

В чём же, собственно, эта измена заключается? И почему героя возмущают самые простые и, казалось бы, ничем революции не противоречащие события? Специфика революционного сознания — резкое неприятие быта. В литературе 20-х годов ХХ века это очень чётко отражено, вспомним хотя бы, например, стихотворение Маяковского «О дряни»: "опутали революцию обывательщины нити…”. Больше всего герой боится, как бы его не "разоружили”; боится "отвоевать”, погрузиться в быт — именно поэтому с таким сарказмом перечисляются предметы быта. Ненависть вызывает сытое урчание в животе у солдат — солдат, "вострые шашки” променявших на "шашки, поделанные из хлеба”. Пить "какаву”, где "молока <…> хоть залейся” — факт измены, "когда враг на мягких лапах ходит в пятнадцати вёрстах от местечка и когда в газете «Красный кавалерист» можно читать про наше международное положение, что это одна ужасть и на горизонте полно туч”. И всё, что бы ни делалось в этой сфере жизни, воспринимается враждебно, будь то предложение сдать заразную одежду или "роля в женском платье”.

Чёткость красного сознания отражается на лексическом уровне. Когда он говорит о себе и товарищах, появляются такие патетические выражения, как "зрячий штык”, "вострая шашка”, "земляки с одной судьбой”, "кровавое сердце бойца и пролетария”, "одёжа, вытканная матерями <…> слабосильными старушками с Кубани”, "страдания трёх красных конников”, "неизвестные, но заслуженные бойцы”, "возвышенный голос”, "короткая красная жизнь”, "без края тревога об измене”. Совершенно иная лексика используется там, где речь идёт о мирной жизни, то есть "контре”, по мнению Балмашева. Доктор Явейн — "зверь, а не человек”, сёстры милосердия каламбурно названы "немилосердными сиделками”, а попытка их переменить одежду на раненых бойцах — "издевательство беспартийной массы”, пациенты — "раскудрявые товарищи, которые наели очень чудные пуза, что ночью играют, как на пулемётах”.

Собственно говоря, речь рассказчика и есть ключ к пониманию эпизода и характера героя — это как бы срез его сознания. Она представляет собой смесь из просторечий вроде "одёжа”, "роля”, "какава”, "неподобная ляпа” и пафосных выражений, источник которых, видимо, передовицы «Красного кавалериста»: "империалист” и "палач мировой революции”; "наше международное положение”; "враг на мягких лапах”. Проскальзывает и стиль рапорта: "трое земляков, а именно”, "согласно отданного приказания”, "дать твёрдый материал”. Текст подчиняется логике рассказчика, для читателя подчас абсурдной, есть фразы, в которых одно и то же выражение можно интерпретировать по-разному. Например: "Но нет, раскудрявые товарищи: <…> не отвоевалась она, а только отпросившись вроде как по надобности, сошли мы трое на двор…”; непонятно к чему относится "отпросившись вроде как по надобности” — к первому или ко второму предложению; или, например, "Потребовали поголовное удостоверение личности, не получив какового, потеряли сознание. И, находясь без сознания, мы вышли на площадь”, где "потерять сознание” можно воспринимать буквально, в физическом смысле, а можно в переносном смысле — как потерю партийного сознания — герои идут бить стёкла. В одном предложении собрано несколько совершенно разнонаправленных линий: "И солнышко, видим, великолепно светит, а окопная пехота, среди которой страдало три красных конника, хулиганит над нами и с ней немилосердные сиделки, которые всыпавши нам накануне сонного порошку, трясут теперь молодыми грудями и несут нам на блюдах какаву, а молока в этом какаве хоть залейся!” Вообще, подобная витиеватость и многослойность свойственны высокому архаичному стилю — видимо, подсознательно герой хочет выражаться возвышенно, даже говоря о простых вещах, поскольку цель письма, с одной стороны, обличение "измены”, с другой стороны — оправдание себя.

Эта вторая цель неразрывно связана с первой: обвинение всех и вся в измене имеет не только прямую обличительную цель, это ещё и уловка — попытка отвести подозрение от себя. И это заставляет вспомнить основоположника короткого рассказа в русской литературе — Чехова. Конечно, герои его юмористических рассказов не сказовые, но основную роль в них играет именно речь персонажа. Больше всего похож на «Измену» рассказ «Унтер Пришибеев».

В самом деле, ситуации, в которых оказываются герои, сходны: оба обвиняются в оскорблении "словами и действием”; оба прежде всего пытаются доказать свою благонадёжность и невиновность. "Предъявляет” партийность "номер двадцать четыре два нуля, выданную <…> Краснодарским комитетом партии”, Балмашев, "Виновен не я, а все прочие”, — говорит унтер Пришибеев; оба привлекают к делу свою биографию. "Я не мужик, я унтер-офицер, отставной каптенармус, в Варшаве служил…” — сообщает о себе герой Чехова, и у Бабеля герой "объясняет” своё "жизнеописание до 1914 года как домашнее, где при родителях занимался хлебопашеством”. Совпадает и специфическая мешанина в сознании, отражающаяся в языке, вроде "стало быть, по всем статьям закона выходит причина аттестовать всякое обязательство во взаимности” унтера и "проснувшись в обвиняемое утро”, "обезоружили милицию в составе одного человека кавалерии” Балмашева. Одинакова уверенность героев в том, что это их дело и если не они, "то кто же станет?”, по выражению Пришибеева. Подхалимство и лесть мировому судье у унтера Пришибеева сродни уловкам Балмашева, пытающегося объяснить "товарищу следователю Бурденко”, что разбитые окна — в кладовке, а потому не "соответствуют своему предназначению”. И больше всего обижает героев, конечно, смех: Балмашева возмущают "разные улыбки” доктора Явейна, как унтера Пришибеева "в жар бросает” от "скалящих зубья”.

Однако совпадения эти образа не исчерпывают. В речи героя появляется ещё один существенный пласт текста, совершенно иной окраски. Неграмотный, вызывающий приступы хохота язык Балмашева к концу вдруг приобретает чуть ли не поэтическую силу! Слова об измене звучат очень серьёзно, высокой напряжённой нотой. Сняты просторечия, появляются эпитеты, яркие образные сравнения: "душа горит и рвёт огнём тюрьму тела”; "измена ходит, разувшись, закинув за спину штиблеты, чтобы не скрипели половицы в обворовываемом дому…”; а синтаксис напоминает трёхчастные фразы авторских описаний: "Измена, говорю я вам, товарищ следователь Бурденко, смеётся нам из окошка, измена закинула за спину штиблеты, чтобы не скрипели половицы в обворовываемом дому…” Сравните, например: "Река усеяна чёрными квадратами телег, она полна гула, свиста и песен, гремящих поверх лунных змей и сияющих ям” («Переход через Збруч»). Эта концовка добавляет нечто новое к восприятию героя. Если вначале мы представляем себе героя сродни чеховскому, то концовкой этот образ как бы проигрывается на других тонах, делается более сложным.

И в результате перед нами предстаёт герой — почти комический персонаж — крестьянин из станицы Иван Святой, в то же время страстно и серьёзно приверженный революции. Это необразованный мужик — и человек, знающий поэтическое вдохновение. Герой, считающий врагами и изменниками всё человечество и беззаветно преданный своим революционным товарищам. Однозначной оценки нет в рассказе. И, может быть, революцию стоит осмыслять именно сквозь призму сознания такого героя.

Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: реферат по русской литературе, повесть, скачать бесплатно, Роман, лучшие рефераты, идея, писатель, содержание, банк рефератов
Просмотров: 1499 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0